речевой этап обучения пению

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Речевой этап обучения пению. Перед тем как перейти с ребенком непосредственно к пению, необходимо предоставить ему возможность услышать собственный голос. Для этого используются игры, в которых ребенку необходимо будет воспроизвести отдельные интонации, например, радости и печали. Применение пальчиковой гимнастики способствует развитию речи, чувства ритма, памяти.
Иконка файла материала Речевой этап обучения пению.docx
Речевой этап обучения пению. Перед тем как перейти с ребенком непосредственно к пению, необходимо  предоставить ему возможность услышать собственный голос. Для этого  используются игры, в которых ребенку необходимо будет воспроизвести  отдельные интонации, например, радости и печали. Применение пальчиковой  гимнастики способствует развитию речи, чувства ритма, памяти. Эффективность упражнений повышает варьирование мимики, эмоциональной  окраски, темпа и высоты голоса .  Например ,   выполняя    пальчиковое   упражнение       «Маленький мизинчик»  ( сборник Белой А.Е., Мирясовой В. И.), ребёнок массирует пальчики и изменяет характер интонации произношения в зависимости от смысла текста. Сначала он  говорит жалобно, затем ­ удивлённо, далее ­ строго, вопросительно и, наконец,  бодро и весело. Поскольку певческое дыхание у детей повторяет тип речевого дыхания,  применяются логоритмические игры и упражнения, развивающие речевое и  певческое дыхание. ( «тёплый ветерок», «холодный ветер», «свечи на торте»,  «надуй шарик» и т.п.) Для развития подвижности голоса, расширения речевого и певческого диапазона, формирования речевого и певческого дыхания эффективны игры ­ подражания  звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, звукам  неживой природы. Ниже приведены примеры таких игр: Воробьишка ­ чик­чирик! А синичка ­ тень, тень! Петушок ­ ку­ка­ре­ку! Всем вам добрый день! Шмель уселся на цветок – Ж­Ж­Ж­Ж­Ж­!(низким голосом) И собрал душистый сок ­­ Ж­Ж­Ж­Ж­Ж­! Комаришка летит И звенит, звенит, звенит ­з­з­з­з­з­з!(тоненьким голосом)Пролетел Самолёт­у­у­у­у! Колокольчик –дили­дили, Колокол – дон,дон. А корова – му­му, Молочка кому? Кошка «фыркает» ­ ф­ф­ф! Кто мяукал у дверей? – мяу,мяу! Открывайте поскорей! – мяу.мяу! Киска просится домой –мяу,мяу! Очень холодно зимой! – мяу.мяу! Соединив подобные упражнения одним сюжетом, можно вместе с детьми  рассказать интересную сказку. Сочетая игры с голосом и движение – имитацию,  попутно мы удовлетворяем потребность ребёнка в движении. Например: Сказка «телёнок Борька» Маленький телёнок Борька вместе с коровой­мамой гулял на лугу. Вокруг порхали бабочки, (дети кружатся или дуют на бумажных бабочек, висящих на нитке) Прыгали кузнечики, (прыгают) Жужжали шмели: Шмель уселся на цветок – Ж­Ж­Ж­Ж­Ж­!(низким голосом) И собрал душистый сок ­­ Ж­Ж­Ж­Ж­Ж­! И звенели комарики: Комаришка летит И звенит, звенит, звенит ­з­з­з­з­з­з!(тоненьким голосом)Телёнок Борька тоже учился петь свою песенку: Ма...мэ...ми...мо...му­у! На шее у телёнка висит маленький колокольчик: –дили­дили! Корова –мама ответила ему: – Му­му, Молочка кому? У коровы на шее – большой колокольчик: Дон, дон! Тут подул сильный ветер, (дети дуют) Закапал сначала маленький дождик: кап­кап!(тоненьким голоском) А потом – полился большой дождь: кап­кап!(низким голосом) Корова с телёнком Борькой ушли домой звеня колокольчиками: Дили­ дили, дон, дон! Творческий подход к решению задач, а в данном случае ­ обращение к сказке,  является эффективным средством воздействия на ребёнка.   Применение различных атрибутов, иллюстраций способствует активизации  внимания ребёнка, повышает эффективность игрового упражнения. Так,  например, упражнение «Горка» для развития голоса станет понятнее ребёнку 3­4 лет, если голосовое «глиссандо» сопровождать показом плавного движения  игрушки вверх и вниз. Куклы «би­ба­бо» с открывающимся ртом также являются незаменимыми помощниками педагога. Манипуляции с куклами побуждают  детей активнее повторять речевые упражнения. Поступенное движение мелодии вверх в песенке Е.Тиличеевой «Самолёт»  педагог может наглядно изобразить с помощью игрушки­самолёта . Однако  эффективнее и занимательнее каждому ребёнку раздать по бумажному  самолётику. Каждый ребёнок пропоёт песенку, плавно поднимая свой самолёт  вверх. Усложняя задание, педагог раздаёт детям самолёты разной величины,  побуждая петь мелодию в более низкой или более высокой тональности.Логоритмическое упражнение «Мы стираем» станет более интересным, если  использовать атрибут: вырезанные из шуршащей ткани «штанишки» , «платья»  ребёнок зажимает в кулачках, «потирает» ткань в такт стихотворному тексту.  Одновременно он прислушивается к необычному шуршащему звуку. Таким  образом, упражнение способствует развитию интонации и чувства ритма,  активизирует тембровый слух. Всем известна развивающая роль скороговорок в формировании дикции. Педагог и здесь может проявить творчество, мотивируя детей к активному  проговариванию текста: Скороговорку «У свинки­щетинки, у щучки­чешуйки» можно  проиллюстрировать не просто картинкой, а  ещё активизировать тактильные  ощущения детей. Изготовить пособие не сложно: вырезать силуэт свинки из  широкой липучей ленты­«велкро»,блестящие  «серебряные» пайетки пришить  рядами на изображение рыбки. Эти материалы можно приобрести в фурнитурных отделах магазинов. Когда каждый ребенок проведет пальчиками по этим  необычным иллюстрациям, слушая скороговорку, а потом и проговаривая её,  эффект скороговорки намного увеличивается. Выучив скороговорку  «Стоит цапля у болотца, улыбается, смеётся», попробуем  предложить детям  проговорить её стоя на одной ноге. как настоящая цапля .  Таким образом, скороговорка превращается в упражнение  для веселой  физкульт­минутки. Текст скороговорки можно использовать,играя в известную  игру «Цапли и лягушки». Для формирования дикции используется артикуляционная гимнастика. Она  помогает ребенку разогреть мышцы челюсти, языка и щек. Рекомендуются  следующие упражнения: * не очень сильно прикусить кончик языка, проговаривая многократно слог «та».  Упражнение «Тра­та­та, барабанит Петя» универсально: способствует выработке дикции и развитию звуковысотного слуха; * сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в  другую сторону ( «язычок делает уборку»); * пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь  производить щелчки более высокого и низкого звучания ( «Лошадка маленькая и  большая»); * упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку,  стараясь как бы проткнуть щеки («язычок – футболист»); Материал речевого этапа будет полезен и в дальнейшем обучении пению.