РЕДАКТИРОВАНИЕ – ДЕЛО ТОНКОЕ
Оценка 4.9

РЕДАКТИРОВАНИЕ – ДЕЛО ТОНКОЕ

Оценка 4.9
Лекции
docx
преподавание
7 кл—11 кл +1
05.05.2021
РЕДАКТИРОВАНИЕ – ДЕЛО ТОНКОЕ
Шаг за шагом мы «прошлись» вместе с правщиком по заметке юного корреспондента. Но все эти сокращения, вставки, уточнения мог бы сделать и сам автор. Вот почему мы и говорим о последнем этапе работы над материалом - литературной правке. Из чего она складывается? Выбор жанра, само построение материала - его композиция, работа над заголовком и языковая «чистка» - вот основные этапы литературной правки
15+ Редактирование - дело тонкое.docx

 

РЕДАКТИРОВАНИЕ – ДЕЛО ТОНКОЕ

Материал для учителя

 

От одного из своих юных корреспондентов редакция молодежной газеты получила такую информацию:

 

ОНИ РАБОТАЮТ И УЧАТСЯ

Слесарь механического цеха Александр Ремизов тщательно прибрал свое рабочее место, аккуратно протер инструмент и сложил его в ящик.

- Домой? - поинтересовались друг.

- В школу, - ответил Александр.

На улице он встретил тезку - токаря Александра Ремизова. Одного зовут Александром и другого тоже Александром. Фамилия одного Ремизов и другого тоже Ремизов. Родились в одном году, отслужили в одни годы службу в армии и сейчас работают на одном заводе.

- Как поработал сегодня? - спросил токарь друга.

- Мастер сказал, что поработал отлично, - ответил слесарь. - Да как иначе? Ведь наша бригада решила работать так, чтобы оборудование в цехах было всегда исправно и хорошо работало.

Токарь Александр Ремизов тоже задание мастера выполнил с успехом. Это о нем говорят на заводе как о хорошем производственнике.

Один после смены идет в школу, и другой шагает рядом. Вот и школа. Друзья поднялись по лестнице на второй этаж. Сколько знакомых юношей и девушек встретилось им в коридоре! Среди них слесари, токари, прокатчики, строители. Тезки за одной партой сидят в девятом классе.

Нелегко бывает иногда, но трудности не пугают  Ремизовых. Они поставили, цель по окончании школы пойти в институт, чтобы стать инженерами.

Рядом с Ремизовыми много шагает таких, как они.

П. Казаков.

 

Материал интересен не столько одинаковостью внешних деталей (оба Александра, оба Ремизовы), сколько полным совпадением внутренних потребностей (оба хорошо работают, оба учатся).

Опубликовать такую информацию стоит. И литературный сотрудник начинает готовить ее к печати. Давайте вместе с ним посмотрим, в чем же заключается эта подготовка.

Прежде всего, внимательно, абзац за абзацем, перечитаем текст.

В первом предложении говорится о месте работы слесаря, его отношении к инструменту, сообщаются имя и фамилия героя материала. Главный это факт или второстепенный? Второстепенный, хотя без указания фамилии никак не обойтись.

Ниже сообщается, что после работы слесарь спешит в школу. Очень важно! Здесь первое сообщение по существу материала. Запомним это.

Следующий абзац, прямо скажем, занимателен. В нем наблюдается полное совпадение второстепенных деталей: совпадают имена и фамилии, год рождения, служба в армии, место работы и учебы. Этот абзац именно занимателен, но пока не нужен для того, ради чего писалась информация; он нисколько не дополняет рассказа об учебе и работе.

А дальше? Дальше — самый ответственный момент. Смотрите, парни не просто работают, а работают отлично, поэтому у них возникла потребность учиться, поэтому их «не пугают трудности». Здесь суть, смысл информации.

Обратите внимание: во второй половине материала тоже есть «совпадения» — оба хорошо трудятся, оба учатся (даже сидят за одной партой), их двоих тоже не пугают трудности. Но как выгодно отличаются эти смысловые, жизненные совпадения от совпадений формальных, случайных (тезки, однофамильцы) первой половины информации.

Теперь, перечитав текст, мы выяснили: основное в информации - ее вторая часть, со слов «Как поработал сегодня?» и до конца, включая последнюю строчку, делающую обобщение.

Но с чего же все-таки лучше начать информационную заметку?

«Зачин» должен быть живым, интересным, его задача - привлечь внимание читателя. С другой стороны, начало должно органически сочетаться с основной мыслью материала. Литсотрудник решил построить «зачин» на обыгрывании совпадений.

Для чего он это сделал? Чтобы случайным совпадением привлечь внимание читателя и, главное, оттенить, подчеркнуть совпадения закономерные.

Теперь следите за оригиналом. Все второстепенное до слов «Одного зовут...» вычеркнуто. Разве важно для данной информации, что инструмент сложен в ящик, а не в шкаф, что тезки встретились на улице, а, скажем, не в проходной? Убраны слова «в школу», так как ниже они повторяются. Литсотрудник вставляет фразу: «Случайность? Да, случайность». Эта вставка прямо определяет характер совпадений.

Очень поучительна и последующая правка. Лишнее убрано, части оставшихся предложений соединены в одно предложение.

«А почему лишнее?» - вправе спросить автор. Посмотрим вместе.

В восьми строках пять раз повторяется слово «работать». Такие повторы недопустимы, это литературная неряшливость. Диалог явно придуман автором. Ну, кто из вас, друзья, так пространно и многословно, так казенно разговаривает с товарищем? Если б вас спросили, как вы сегодня поработали, вы ответили бы:

- Хорошо. Или:

- Мастер доволен.

«Да и как иначе?» - типичный газетный штамп-связка, который изрядно набил читателю оскомину. К спасительному «ведь» обычно прибегают, когда надо как-то пришпилить одну фразу к другой, а логического единства между ними нет. И, наверное, Ремизов работает хорошо не потому, что так решила бригада, а потому, что так подсказывает ему долг советского рабочего и коммуниста. Да никто и не просит автора объяснять, почему его герои хорошо работают. Для информации достаточно констатировать факт: Ремизовы оба трудятся на совесть.

И уже совсем не нужна фраза «Это о нем...». Само собой разумеется: если человек трудится добросовестно, то его считают хорошим производственником. Эта фраза-довесок, фраза-пустышка.

«По лестнице», «в коридоре» - опять сугубо второстепенные детали, которые не помогают сосредоточиться на главном, а, наоборот, уводят в сторону, отвлекают, рассеивают внимание читателя. Известно высказывание А. П. Чехова о том, что если в первом акте пьесы ружье висит на стене, то в последнем оно обязательно должно выстрелить. Тем более в газетном материале - экономном, политически всегда заостренном, где площадь на вес золота, - каждое слово обязано «стрелять».

Мы проанализировали, на каком основании правщик сократил информацию юного корреспондента. Но стоп: журналист снова делает вставку: «Случайность? Нет».

Вот он, секрет обыгрывания совпадений. Оттого, что «случайность» поставлена в «зачин», в основной части выигрывает, светится закономерность.

Вот в каком виде была опубликована эта информация в газете:

 

Одного зовут Александром и другого тоже Александром. Фамилия одного Ремизов и другого тоже Ремизов. Родились в одном году, отслужили в одни годы службу в армии и сейчас работают на одном заводе.

Случайность? Да, случайность.

Один поработал отлично. И другой задание мастера выполнил с успехом. Один идет после смены в школу рабочей молодежи, и другой шагает рядом - за одной партой сидят в девятом классе. Нелегко бывает иногда, но трудности ни того, ни другого не останавливают.

Случайность? Нет. Рядом с Ремизовыми шагают по жизни тысячи, миллионы таких, как они.

Это наша жизнь.

П. Казаков,

корреспондент

Конечно, приведенный пример правки далеко не идеален. Но сравните первоначальный текст с опубликованным. Второй, несомненно, лучше.

Шаг за шагом мы «прошлись» вместе с правщиком по заметке юного корреспондента. Но все эти сокращения, вставки, уточнения мог бы сделать и сам автор. Вот почему мы и говорим о последнем этапе работы над материалом - литературной правке.

Из чего она складывается? Выбор жанра, само построение материала - его композиция, работа над заголовком и языковая «чистка» - вот основные этапы литературной правки. А теперь посмотрим, что же дает автору соблюдение всех этих правил редактирования.

 

Подготовил Владимир Иванович Толстиков


 

РЕДАКТИРОВАНИЕ – ДЕЛО ТОНКОЕ

РЕДАКТИРОВАНИЕ – ДЕЛО ТОНКОЕ

Но как выгодно отличаются эти смысловые, жизненные совпадения от совпадений формальных, случайных (тезки, однофамильцы) первой половины информации

Но как выгодно отличаются эти смысловые, жизненные совпадения от совпадений формальных, случайных (тезки, однофамильцы) первой половины информации

Один поработал отлично. И другой задание мастера выполнил с успехом

Один поработал отлично. И другой задание мастера выполнил с успехом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2021