Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"
Оценка 4.6

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Оценка 4.6
Повышение квалификации
doc
администрации
Взрослым
30.03.2018
Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"
Целью работы является раскрытие роли социально-педагогической деятельности педагога-организатора во внешкольном учреждении по формированию сущности и содержания социальной активности личности подростка, как готовность его к деятельности, представляющей целенаправленную творческую социальную деятельность. Для раскрытия темы, достижения поставленной цели определены вытекающие задачи для рассмотрения: • Сущности и содержания социальной активности личности; • Определить сущность организаторской деятельности, выделить ключевые функции и сформировать должностные обязанности педагога-организатора; • Рассмотреть процесс планирование в деятельности педагога-организатора; • Рассмотреть социально – педагогические аспекты деятельности педагога-организатора внешкольного учреждения по формированию социальной активности детей; Работа структурно включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы. Во введении показана актуальность выбранной темы на современном этапе развития общества в новой молодой Луганской Народной Республике, определены цели и задачи работы; для более полного раскрытия темы отражена работа педагога - организатора во внешкольных учреждениях, как направленная на социализацию детей и подростков, организацию их досуга путем внедрения имеющих форм и методов, а также новых подходов к воспитанию в своей социально-педагогической практике.Реферат "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора" предназначен для работы педагогов - организаторов во внешкольных учреждениях
Прищепа Наталья Викторовна РЕФЕРАТ.doc
Министерство образования и науки Луганской Народной Республики Государственное учреждение дополнительного профессионального Луганской Народной Республики» образования Луганской Народной Республики «Научно­методический центр развития образования Отдел управления объектами образования Формирование социальной активности детей в работе педагога­ организатора РЕФЕРАТ Прищепы Натальи Викторовны 2 Луганск 2018 Содержание ВВЕДЕНИЕ      с.3 1. Социально педагогические основы формирования социальной  активности личности. 1.1.  Сущность и содержание социальной активности личности.    с. 6 2. Теоретические основы деятельности педагога ­ организатор 2.1. Сущность организаторской деятельности, функции и должностные обязанности педагога­организатора 2.2. Планирование в деятельности педагога­организатора   с. 9 с. 14 3.   Работа   педагога­организатора   по   формированию   социальной активности детей  с. 17 Заключение Список литературы с. 22 с. 24 3 Введение Изменения   социально­политической   и   экономической   обстановки   в республике   ставят   новые   задачи   перед   системой   обучения   и   воспитания подрастающего поколения. На современном этапе развития общества в новой молодой Республике  социальная активность является одним из важнейших качеств   личности,   обеспечивающая   возможность   для   сознательной, созидательной и плодотворной деятельности. Преобразования, происходящие в обществе Республики, выдвигают высокие требования к уровню социальной активности   личности.   Общество   заинтересовано   в   воспитании   социально­ активных   граждан,   так   как   развитие   общества   в   значительной   степени определяется   уровнем   социальной   активности   его   граждан,   являющейся одним из результатов воспитания. Современное общество формирует заказ на человека нового типа: творческого, активного, мобильного. Социальный заказ системе   дополнительного   внешкольного   воспитания   и   образования, определенный   Законом   Республики   «Об   образовании   в   ЛНР»,   на   период становления   Республики   и   ориентирует   внешкольное   воспитания   и образование   детей   на   обеспечение   и   развитие   социальных   качеств воспитанников. В   настоящее   время   необходимы   такие   специалисты   образования, которые способны видеть проблемы и продуктивно их решать не только в школьных учреждениях, но и во внешкольных в первую очередь. 4 Социальный   заказ   общества   на   формирование   активных   граждан обусловлен не только необходимостью социализации школьников, адаптации их к жизни в строящемся обществе, но и формированием во внешкольных учреждениях   у   подростков   и   молодежи   ответственности   за   свою   личную судьбу, судьбу других людей, судьбу Республики и общества. В   этой   ситуации   на   первый   план   выдвигается   работа   педагога­ организатора   по   формированию   систем   ценностей   у   подрастающего поколения,   умения   созидать   в   новом   строящемся   обществе   –   Луганской народной Республике. Процесс   поиска   социально   педагогических   основ  педагогом   ­ организатором формирования социальной активности личности обучающихся общеобразовательных   школ   во   внешкольной   деятельности,   изучения закономерности   социального   взаимодействия   в   процессе   становления личности   во   внешкольной   воспитательной   системе   даст  возможным формирование   у   подростков   образцов   поведения,   психологических механизмов, норм и ценностей, необходимых для их успешной социализации в обществе,   в   этом   и   состоит  актуальность  выбранной   мною   темы   для реферата. Тема  моего реферата: «Формирование социальной активности детей в работе педагога­организатора». Целью  работы   является   раскрытие   роли   социально­педагогической деятельности   педагога­организатора   во   внешкольном   учреждении   по формированию  сущности   и   содержания   социальной   активности   личности   как подростка, целенаправленную творческую социальную деятельность.  готовность   его   к   деятельности,   представляющей 5 Для   раскрытия   темы,   достижения   поставленной   цели   мною   были определены   вытекающие   из   всего   сказанного   следующие  задачи  для рассмотрения:   личности; Сущности   и   содержания   социальной   активности    Определить   сущность   организаторской   деятельности,   выделить ключевые  функции и сформировать должностные обязанности педагога­ организатора;    Рассмотреть   процесс   планирование   в   деятельности   педагога­ организатора;  Рассмотреть   социально   –   педагогические   аспекты   деятельности педагога­организатора   внешкольного   учреждения   по   формированию социальной активности детей; Следует   отметить,   что   вопросы   деятельности   педагога­организатора,   а также проведения педагогической его работы неоднократно рассматривались в   литературе.   Среди   ученых   данной   проблематикой   занимались   В.А. Сластенин, Л.В. Курило, А.И. Ковалева, М.Б. Коваль, Л.В. Мардахаев, М.А. Галагузова, А.А. Орлов, А.П. Панфилова, С.А. Смирнов, М.И. Рожков, Л.Н. Собчик, В.А. Соснин, Е.А. Красникова, Т.А. Шишковец, Ф.Р. Филиппов и др. Моя работа структурно включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы.  Во   введении   мною   была   показана   актуальность   выбранной   темы   на современном   этапе   развития   общества   в   новой   молодой   Республике, определены   цели   и   задачи   работы;   для   более   полного   раскрытия   темы отразила  работу педагога ­ организатора во внешкольных учреждениях как направленную на социализацию детей и подростков, организацию их досуга путем   внедрения   имеющих   форм   и   методов,   а   также   новых   подходов   к воспитанию в своей социально­педагогической практике. 6 1. Социально педагогические основы формирования социальной  активности личности. 1.1. Сущность и содержание социальной активности личности подростка. Большое значение в обществе играет то, насколько, активно ребенок способен взаимодействовать с членами данного общества. В советское время социальная   активность   в   школах   выполняла   функции   политической социализации   и   была   идеологизирована,   это   позволяло   организовать   и упорядочить   социальную   активность   школьника   в   рамках   комплекса общественных мероприятий  (занятие общественно полезным  делом). Таким образом   воспитывалась   гражданская   ответственность   школьников, 7 организовывался   процесс   приобретения   опыта   самоорганизации   и возможности участия в общественной деятельности.[6]. На сегодняшний день успешность школы и внешкольных организаций в реализации этой функции зависит от степени участия подростков в процессе самоуправления школой и организации воспитательного процесса в общем.  Социальная   активность   личности   рассматривается   как   «степень проявления   его   сил,   возможностей   и   способностей   как   члена   коллектива, члена   общества».   Под   социальной   активностью   понимается   готовность   к деятельности,   которая   представляет   целенаправленную   творческую социальную деятельность. Вместе с тем выделение готовности и отношения личности   к   выполнению   социально   значимой   деятельности,   безусловно, является важным для характеристики социальной активности [7]. Рассмотрев точки зрения отечественных педагогов и психологов (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Л. В. Мардахаев, П. П. Блонский, Д. В. Адамчук, Н. К. Крупская) на проблему формирования социальной активности и на то, что вообще из себя представляет социально активная личность, можно выделить, что определяющей чертой социальной активности человека считают формирование в себе необходимых социальных качеств (индивидуальность, ответственность,   активность,   самоконтроль,   самоанализ,   самообладание, целеустремленность)   [1].   Данное   определение   современного   российского педагога   и  ученого  Л.  В.  Мардахаева   в  своей   работе  я   и  взяла   за  основу понятия социальной активности, так как в нем наиболее полно представлена его суть, включающая в себя определенные компоненты, о которых говорили разные авторы[5].  На разных этапах становления личности социальная активность имеет   обусловленную   возрастными   особенностями   и, свою   специфику, соответственно, социальным статусом личности. Большинство отечественных ученых (Т.В. Драгунова, Л. С. Выготский, В.А. Крутецкий, Н. С. Лукин, Д. И. 8 Фельдштейн, Д. Б. Эльконин идр.) относят к подростковому возрасту период с 11 до15 лет. В это время происходят существенные изменения в физической (конституциональной),   физиологической,   личностной   сферах,  т.   е.  идет активное созревание ребенка, в том числе психическое и социальное. [8]  Тем более,   что   возрастная   группа   ребят,   посещающая   мой   клуб   «Метеор» соответствует   именно   этому   возрасту.   Следует   отметить   существенные характеристики   этого   возрастного   периода:   чувство   взрослости,   развитие самосознания,   формирование   социальных   установок,   освоение   взрослых социальных   ролей.   Основным   возрастным   психическим   новообразованием становится   чувство   взрослости,   проявляющееся,   с   одной   стороны,   в стремлении   подражать   взрослым,   а   с   другой   –   в   потребности   расширить совокупность   своих   прав,   выполнять   взрослые   обязанности.   Взрослость подростка развивается в трех направлениях: по отношению к самому себе, к окружающим   людям   (сверстникам   и   взрослым),   к   обществу.   Развитие самосознания подростка ведет к формированию рефлексивных способностей, причем в рефлексивных процессах ребенок начинает опираться на содержание социальных   норм   и   общественных   установок.   У   подростка   активно формируются собственные социальные установки, начинающие регулировать его поведение и деятельность. Не случайно этот возраст считается стартом для раскрытия жизненных позиций и устремлений подростка, усвоения всей системы социальных ролей. [9]. Подросток хочет стать взрослым, но не имеет для этого соответствующего статуса, полномочий и функций. В этот период следует   поощрять   стремления   подростков   к   взрослости,   включать взрослеющих   детей   в   общественную   жизнь.   Все   перечисленное   делает подростковый возраст сензитивным периодом для формирования социальной активности и вместе с тем указывает на ее содержательную особенность в данный возрастной период. [4]. 9 Итак, социальная активность подростков ­ это устойчивая стратегия их   проявляющаяся   в   сознательной   установке социального   поведения, на социально   одобряемое   поведение   и   социально   значимую   деятельность,   позволяющих   им успешно освоение   взрослых   социальных   ролей, адаптироваться   в   социуме,   осуществлять   его   преобразование,   а   также самосовершенствоваться на основе интересов и ценностей общества. 2. Теоретические основы деятельности педагога ­ организатор 2.1 Сущность организаторской деятельности, функции и должностные обязанности педагога­организатора. 10 В соответствии с нормативными документами в Луганской Народной Республике   воспитательная   сущность   деятельности   и   профессиональная миссия педагога­организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса   через   создание   условий   для   максимального   самовыражения воспитанников, удовлетворения их социальных потребностей, самореализации   побуждения   к внутренних   ресурсов,   поддержания   инициативы, самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для   предупреждения   и   профилактики   правонарушений   среди несовершеннолетних. Ведущими   функциями   педагога­организатора   являются: воспитательная,   защитная,   организационно­управленческая,   методическая, профилактическая[2].  Воспитательная   функция,  реализуемая   педагогом­организатором обеспечивает:   целенаправленное   педагогическое   влияние   на   личностное становление   детей   и   молодежи;   создание   условий   для   достижения эффективных   результатов   в   воспитательной   деятельности;   приобщение учащихся к духовным, нравственным и культурным ценностям; полноценное   стимулирование использование   воспитательного   потенциала   среды; самовоспитания, самообразования и саморазвития школьников. Защитная   функция  содействует   реализации   прав   и   свобод   учащихся, зафиксированных в законодательных актах ЛНР, Конвенции ООН о правах ребенка;   способствует   ограждению   воспитанников   от   негативных   влияний среды,   эксплуатации   их   сил   и   защите   человеческого   достоинства; обеспечивает уважительное отношение к личности ребенка, его точке зрения, мнениям, убеждениям. Организационно­управленческая   функция  предоставляет   педагогу­ организатору   возможности:   стать   организатором   моделирования, проектирования,   планирования,   реализации   и   анализа   воспитательной 11 деятельности;   определять   способы   организации   воспитательной   работы, внеурочной жизнедеятельности, самоуправления учащихся и пути достижения воспитательных   целей;   осуществлять   взаимодействие   с   необходимыми социальными   институтами,   учреждениями   и   организациями,   привлекать   к совместной   деятельности   всех   субъектов   воспитательного   процесса   и квалифицированных   специалистов;   содействовать   образованию   детских объединений, кружков, секций и помогать им в реализации своих целей. Методическая функция  предполагает оказание методической помощи, руководителям детских кружков. В соответствии с этой функцией педагог­ организатор   должен   заботиться   о   повышении   профессионального   уровня руководителей   детских   коллективов,   организовывать   консультирование, вести просветительскую работу с родителями. Профилактическая   функция  способствует   выявлению   отрицательных влияний на развитие учащихся, содействует предупреждению и преодолению негативных   поступков   школьников,   побуждает   педагога­организатора   к созданию условий для реализации внутреннего потенциала воспитанников и привлечению   их   к   участию   в   разнообразных   видах   деятельности, соответствующих их интересам, потребностям и склонностям. Эта функция обеспечивает также возможность организовывать просветительскую работу, пропагандирующую здоровый образ жизни. Следует отметить, что все функции педагога­организатора находят свое отражение   в   его   должностных   обязанностях.   В   соответствии   с   которыми педагог­организатор: ­ организует внеклассную и внешкольную работу с детьми и подростками в учреждениях   внешкольного   воспитания   и   обучения,   клубах   по   месту жительства; ­   координирует   деятельность   детских   и   молодежных   общественных объединений; 12 ­ содействует образованию детских и молодежных общественных объединений и реализации целей и задач, предусмотренных их уставами; ­   строит   работу   на   принципах   сотрудничества,   гуманности,   демократизма, учитывая   интересы   и   потребности   членов   детских   и   молодежных общественных   объединений   и   опираясь   на   инициативу   и   самодеятельность детей и учащейся молодежи; ­ создает условия, позволяющие учащимся раскрывать таланты, способности, интересно и содержательно проводить свободное время; ­ формирует общую культуру учащихся; ­   изучает   индивидуальные   особенности,   интересы   и   склонности   детей   и учащейся молодежи, на основе анализа, организует общественно­полезную и досуговую деятельность совместно с коллективами учреждений образования и другими социальными институтами; ­   создает   и   развивает   сеть   кружков,   секций,   клубов,   любительских объединений; ­ организует летний отдых школьников; ­ содействует предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних; ­ проводит индивидуальную работу с педагогически запущенными детьми и подростками; ­ заботится о здоровье и безопасности детей и подростков; ­ совершенствует свой профессиональный и методический уровень. Педагог   организатор   осуществляет   ряд   работ   педагогической направленности по: —   гражданско­патриотическому   и   идейно­нравственному   воспитанию социальной активности учащихся; —   координации   деятельности   детских   и   молодежных   общественных объединений; 13 — организации так называемого школьного (ученического) самоуправления и свободного времени учащихся; — формированию здорового образа жизни; — по профилактике противоправного поведения учащихся. Важной   особенностью   деятельности   педагога­организатора   является обеспечение детей и молодежи возможностью участия в разнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам и склонностям, а также предоставление им социальных и моральных гарантий на развитие задатков, способностей, талантов, дарований. Не   менее   важным   специфическим   направлением   в   работе   педагога­ организатора является защита личной ценности и достоинства воспитанников, ограждение   их   от   авторитаризма,   унижений   и   оскорблений.   Он   создает   в учреждении   благоприятную   и   комфортную   для   ребенка   атмосферу, отслеживает,   чтобы   права   детей   соответствовали   их   обязанностям,   а практическая роль школьника соответствовала его статусу.  Интеграция воспитательных сил в социуме является также еще одной особенностью   деятельности   педагога­организатора.   Он   укрепляет   единство усилий   семьи,   образовательных   учреждений,   общественных   организаций   и других социальных институтов, совершенствует планирование, координирует работу   всех   воспитательных   средств   для   достижения   поставленных воспитательных целей. И мне видится личность самого педагога­ организатора в следующей грозди   личностных   и   образовательных   качеств,   которые   я   представила   на рисунке №1 Позитивное  отношение  к себе ПЕДАГОГ­ ОРГАНИЗАТОР Ведущий  ЗОЖ Творческий,  находящийся  в постоянном поиске 14 Профессионал  своего дела Добрый,  справедливый,  искренний Умеющий  прогнозировать Эрудированный Имеющий  имидж здорового  человека Рис.1 Таким   образом,   поле   деятельности   педагога­организатора   широко, разнопланово и многообразно, оно не ограничивается только стенами клуба, а распространяется на микрорайон, место жительства школьников, сферу их ближайшего   окружения   и   отношений.   Педагог­организатор   работает   с учащимися всех возрастных групп. Однако он действует не только сам, но и привлекает   широкий   круг   людей,   заинтересованных   в   эффективных результатах   воспитания   подрастающего   поколения.   Он   ищет   связи   со специалистами   различных   областей   искусства,   социальных   институтов, находит   единомышленников   и   добровольных   помощников,   включает   в воспитательную работу представителей социального окружения. 2.2.  Планирование в деятельности педагога­организатора. 15 Педагог­организатор в современных условиях должен уметь грамотно проектировать, моделировать, прогнозировать и планировать воспитательную деятельность с детьми, учитывать в своей работе воспитательный потенциал среды, самостоятельно искать пути взаимодействия с разными социальными институтами,   привлекать   широкий   круг   людей,   заинтересованных   в эффективных   результатах   воспитания   подрастающего   поколения, интегрировать   воспитательные   воздействия   в   социальной   системе,   а   также адекватно   оценивать   и   анализировать   результаты   воспитательной деятельности. Осуществляя   планирование   клубных   мероприятий,   обязательно использую общее годовое планирование «Центра внешкольного образования», и учитываю следующие общепедагогические требования к планам: — научную обоснованность; — целесообразность; — социальную направленность; — актуальность; — реальность выполнения; — гласность  В   обязательном   порядке   планирую   и   осуществляю   воспитательную работу   клуба   совместно   с   руководителями   кружков,   работающих   в   моем клубе   «Метеор»   и   с   учетом   особенностей   детского   коллектива,   как полноправного   субъекта   процесса   воспитания,   их   социальных   умений   и   возраста   детей, навыков,   их   постоянно   растущих   потребностей, изменяющихся интересов, стремления к самоутверждению и самореализации. Процесс   планирования   педагога   организатора   имеет   определенную последовательность и состоит из нескольких взаимосвязанных этапов[10]. 16 Первый   этап.  Приступая   к   планированию,   педагог­организатор   должен уточнить перечень своих обязанностей, которые указаны в приказе директора «Центра внешкольного образования» о приеме его на работу. Второй этап.  Изучение основополагающих, законодательных и нормативных актов   ЛНР   по   вопросам   образования,   республиканского   и   местного   инструктивно­ законодательства   в   области   молодежной   политики, методических   писем   и   методических   рекомендаций   МОН   ЛНР,   других нормативных документов городских отделов образования, советов детских и молодежных общественных объединений и т.д.  Третий этап. Ознакомление с итогами работы за предыдущий учебный год и планом воспитательной работы (программой развития) «Центра внешкольного образования» на новый учебный год. Четвертый   этап.  Проведение   собеседований,   деловых,   организационно­ деятельностных   игр   с   целью   диагностики   досуговых   интересов,   увлечений учащихся,   а   также   привлечения   их   к   участию   в   планировании   различных интересных, полезных дел. Пятый этап. Изучение и использование календаря республиканских, народных праздников,  знаменательных  событий   в  жизни   Центра,  города,  республики, событий   международного   значения,   а   также   планов,   графиков   проведения городских,   республиканских   конкурсов,   смотров,   выставок,   фестивалей, других   массовых   мероприятий,   что   поможет   определить   формы,   сроки участия   детей   в   социально   значимой,   общественной   деятельности.   Чтобы перспективный годовой план не был слишком громоздким, оформляем к нему приложения: а)   перечень   массовых   мероприятий   в   виде   календарных   планов   (с   учетом сроков), а также указав цели, формы проведения, организаторов, участников и их возраст; 17 б)   перспективные   планы   учебы   избранного   актива   детских   организаций; кружков, клубов, классов; в)   планы   проведения   мероприятий   в   период   осенних,   зимних,   весенних каникул. Результат работы педагога­организатора проявляется в реализованных целях его   деятельности   и   отражает   степень   эффективности   воспитательного процесса. Как правило, указанные результаты выражаются:    в   наличии   личностно­ориентированной   воспитательной   системы   в образовательном учреждении;    в   сформированных   у   школьников   потребностях   в   самовоспитании, самообразовании, самоуправлении;    в развитости у детей умений делать нравственный выбор, регулировать свое  поведение   и поступки,  анализировать, оценивать  и  контролировать свои действия;    в   осмыслении   учащимися   своего   личностного   достоинства,  социальной активности,  самоценности,   осознании   жизни   как   высшей   ценности, оптимистическом мировосприятии, умении ставить цели и достигать их, в развитом стремлении определить смысл своей жизни, сопоставлять ее с духовно­нравственными идеалами;    в   усвоении   воспитанниками   этических   образцов   поведения,   элементов культуры,   овладении   социальными   ролями,   а   также   в   отсутствии правонарушений;    в   адекватном   эмоциональном   отклике   детей   на   воспитательные воздействия. Итак, при планировании своей деятельности педагог­организатор должен научить   детей   и   подростков   самостоятельному   выбору   видов   общественно полезной   деятельности,   качественному   выполнению   поручений,   умению видеть,   кому   нужна   их   помощь,   оценивать   результаты   своего   участия   в 18 конкретных   делах.   Поэтому   чем   больше   будет   у   педагога­организатора помощников, единомышленников среди учащихся, кружководов, родителей, представителей   общественных   объединений,   тем,   соответственно,   лучше будут результаты его воспитательной работы в клубе. 3.   Работа   педагога­организатора   по   формированию   социальной активности детей В   обществе   возрастает   социальная   значимость   деятельности, ориентированных на создание условий для социализации личности ребенка. Среди них особое место занимают детские внешкольные заведения, работа которых строится, прежде всего, с учетом интересов детей и предполагает развитие их инициативности и общественной активности.  Главная цель общественных институтов города Алчевска – созданные современные детские клубы, входящие в «Центр внешкольного образования». Руководителями   этих   клубов   являются   педагоги   –   организаторы,   задача которых помочь детям войти в гражданское общество, сформировать у них стремление   к   постоянному   поиску   и   совершенствованию,   социальной активности   детей,   создать   условия   для   социального   творчества   через многообразные формы деятельности в клубе. Организуя   досуг   ребенка,   педагога­   организатора   влияет   на   его поведение через его интересы, увлеченность, творчество, которые становятся своеобразным средством социального воспитания. Одна из главных задач педагогов – организаторов таких клубов сегодня: ­   привлечь   детей   и   подростков   к   социально   значимой   деятельности, позволяющей развить у подростка социальную инициативу; ­ создать условия для самостоятельного включения в жизнь общества; ­ действовать на основании постоянного творческого поиска. 19 ­ вовлечь подростков в непосредственную целенаправленную социально­ полезную   деятельность,   в   ходе   которой   они   могут   видеть   позитивный результат своих действий; ­   использование   методики   КТД   И.П.   Иванова   ­   (коллективное творческое дело) в основе которой лежит общественно значимая творческая деятельность. [3]. Проявления   социальной   активности   детей   могут   быть   совершенно разные, главное – чтобы молодые люди имели право высказать свое мнение в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы. Система   дополнительного   образования   нашего   города   имеет   богатый опыт   вовлечения   подростков   в   социально­активную   деятельность,   что проявляется   в   разных   формах   социальной   активности:   гражданской, творческой, коммуникационной, трудовой. Важным является, что в данных формах   активности   проявляется   детская   инициатива   ­   тип   социальной активности, связанный с выдвижением новых идей или форм деятельности. [9]. Дополнительное   образование   детей   в   клубах   позволяет   активно включаться   учащимся   в   социальную   среду,   тем   самым   развивая   свои коммуникативные навыки, приобретая опыт общения, определяя свое место и функции в структуре общества. Включаясь в деятельность дополнительного образования,   подростки   приобретают   новые   ценностные   ориентиры, расставляют   приоритеты,   овладевают   определенной   социальной   ролью   или несколькими ролями, находят свое место в обществе, свои возможности для самореализации.   Дополнительное   образование   способствует   социализации детей   и   подростков,   путем   разработки   и   внедрения   вариативных образовательных   программ,   апробации   новых   подходов   к   воспитанию   в социально­педагогической практике. 20 Воспитательно­образовательная   деятельность   в   нашем   «Центре внешкольного   образования»   в   2017­2018   учебном   году   осуществляется   на основе   реализации   дополнительных   общеобразовательных   программ. Содержание   программ   разработано   с   учетом   примерных   учебных   планов внешкольных образовательных учреждений Луганской Народной Республики и   направлено   на   расширение   и   углубление   содержания   образования, повышение   качества   образования   и   удовлетворения   образовательных   и воспитательных потребностей учащихся. На базе «Центра внешкольного образования» в городе Алчевске в 2017­ 2018 учебном году сформировано  и  функционирует 11 клубов,  в  которых работает 26 кружков разной направленности: ­  художественных,  творческих  объединениях  (театральных,  музыкальных, цирковых, фольклорных и т.д.); ­   искусствоведческих   объединениях   (клубах   любителей   книг,   любителей живописи, поэзии, музыки); ­ объединениях рукодельников (вязания, вышивки, кройки и шитья); ­   спортивных   и   физкультурных   объединениях   (клубах,   секциях   тенниса, аэробики, шейпинга, атлетики). Руководят   кружками   профессионалы.   Дополнительное   образование   в «Центре внешкольного образования»: ­ охватывает все возрастные категории учащихся; ­ способствует повышению учебной мотивации учащихся; ­   стимулирует   творческое   развитие   учащихся   с   учетом   их   личностного потенциала; ­ предоставляет возможности детям полностью реализовать свои творческие способности в проектировании; ­ обеспечивает начальную профессиональную подготовку старшеклассников с ориентацией на рынок труда. 21 Ежемесячно клубы посещает не менее 1000 учащихся школ города.  Занимаясь   в   детских   объединениях   во   внеучебное   время,   ребята   не только   приобретают   знания   по   направленностям,   но   и   участвуют   в мероприятиях различного уровня, от местных до международных, достигая при этом высоких результатов. Педагог   –   организатор   проводят   лекции,   беседы,   кинопросмотры, посещении выставок, музеев, участие в городских концертах. Во   всей   этой   работе   Педагог   –   организатор   не   изобретает   какую­то особую   методику,   а   использует   методы   обучения   и   воспитания общеобразовательной   школы.   В   современных   условиях   в   клубах   дети   и подростки овладевают навыками общения, занимаясь в кружках и встречаясь с   интересными   людьми,   получают   представление   о   разнообразных профессиях, что помогает им совершить свой жизненный выбор; дискуссии за «круглым   столом»,   встречи   с   интересными   людьми,   что   активизирует   их социализацию. Несмотря на то что педагог – организатор при организации досуговой деятельности детей и подростков использует те же методы, что и школьный учитель, классный руководитель, педагог – организатор, однако его работа отличается определенной спецификой. Если в школе метод соревнования не совсем   приемлем,   то   в   досуговых   группах,   куда   дети   приходят   по собственной воле и движимы повышенным интересом к данной деятельности, этот   метод   становится   одним   из   основных.   Большой   стимулирующий творчество   детей   эффект   дают   также   игровые   методы.   Необходимой   в организации   досуга   является   и   оценка   результатов   деятельности,   которая должна   стать   признанием   способностей   ребенка,  стимулом   к   дальнейшему творчеству.   В   связи   с   этим   педагогу   –   организатору   важно   помнить,   что, оценивая   работу   воспитанника,   лучше   переоценить,   чем   недооценить   ее. 22 Причем   поощрения   должны   соответствовать   оценке,   быть   публичными   и яркими по форме. Поскольку   педагог   –   организатор   работает   с   группой,   ему   важно использовать   механизм   лидерства,   с   помощью   которого   он   добивается единства группы. Учитывая, что среди посещающих клуб ­ подростки, педагог – организатор должен хорошо знать особенности этой возрастной категории и подбирать формы и методы работы в соответствии с ее вкусами, идеалами и настроениями, одновременно формируя последние как социально ценные и значимые. [9]. Ребята постоянно тянутся к общению. Чаще всего это дети по дому,   двору,   школе.   Поэтому   педагог   –   организатор   определив   интересы группы, старается как можно больше ребят привлечь в клуб, подобрать в нем для них соответствующую их увлечениям деятельность. Помимо групповых педагог – организатор использует индивидуальные методы   работы:   наблюдение,   беседу,   сбор   информации,   всестороннее изучение и оценка личностных качеств воспитанника. У каждого своя судьба, и   помочь   ему   достойно   определиться   в   жизни,   приобрести   необходимый статус, измениться для этого в лучшую сторону — его задача. Особенностью   клубов   является   демократическая   обстановка   в   них. Элементами   этой   обстановки   являются   групповые   традиции, дисциплинирующие личность, и общественное мнение, помогающее ребятам изменить   свое   поведение,   а   также   способствующее   воспитанию   культуры общения.   Это   очень   важно,   так   как   современная   молодежь   испытывает трудности   в   общении   из­за   эмоциональной   несдержанности,   неумения   и нежелания   считаться   с   нормами   общежития.   Культура   общения   —   это уважение другой личности, признание ее прав. Общение продуктивно, когда к нему присовокупляются сочувствие к человеку, сострадание, сопереживание, человеческая   доброта,  и   наоборот,  общение   нарушается   в   ситуации,  когда 23 один человек пытается возвыситься над другим, бестактен, не умеет слушать собеседника.  Таким   образом   деятельность   педагога­организатора   трудоемка   и многогранна.   Ее   грамотное   осуществление   будет   активно   способствовать воспитанию подрастающей  смены,  возможным  формирование  у  подростков образцов   поведения,   психологических   механизмов,   норм   и   ценностей, необходимых   для   их   успешной   социализации   в   обществе,  самосознания, формирования   социальной   активности   детей,  уважительного   отношения   к своим   историческим   корням,   к  ответственности   за   свою   личную   судьбу, судьбу других людей, судьбу Республики и общества. Заключение Мой   реферат   был   посвящен   теме   «Формирование   социальной активности детей в работе педагога­организатора». В   ходе   написания   реферата   была   раскрыта   роль   социально­ педагогической   деятельности   педагога­организатора   во   внешкольном учреждении   по  формированию  сущности   и   содержания   социальной активности   личности   подростка,   как  готовность   его   к   деятельности, представляющей целенаправленную творческую социальную деятельность. Раскрыты основные задачи работы педагога­организатора в направлении формирования социальной активности детей В основном разделе работы были раскрыты социально педагогические основы формирования социальной активности личности подростка, сущность и содержание социальной активности личности – как устойчивая стратегия их 24 социального   поведения,   проявляющаяся   в   сознательной   установке   на социально   одобряемое   поведение   и   социально   значимую   деятельность, освоение   взрослых   социальных   ролей, адаптироваться в социуме,   позволяющих   им   успешно Во   время   изучения   теоретических   основ   деятельности   педагога   – организатора   были   подробно   рассмотрены:   сущность   организаторской деятельности;   функции,   должностные   обязанности   и   планирование   в деятельности педагога­организатора, а также работа педагога­организатора по формированию социальной активности детей.  Рассмотренные проблемы помогут педагогу – организатору учить детей и   подростков   самостоятельному   выбору   видов   общественно   полезной деятельности, качественному выполнению поручений, умению видеть, кому нужна их помощь, оценивать результаты своего участия в конкретных делах. Поэтому   чем   больше   будет   у   педагога­организатора   помощников, единомышленников   среди   учащихся,   родителей, представителей   общественных   объединений,   тем,   соответственно,   лучше   кружководов, будут результаты его воспитательной работы в клубе. Подводя   итог   рассмотренному   в   рамках   работы   материалу   следует отметить,   что   проблема   организации   детского   и   подросткового   досуга, формирования его социальной активности особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный ребенок, подросток взрослеет, развивается в напряженной социальной обстановке. Учитывая, что социальная активность подростков   ­   это   устойчивая   стратегия   их   социального   поведения, проявляющаяся в сознательной установке на социально одобряемое поведение и социально значимую деятельность, освоение взрослых социальных ролей, позволяющих   им   успешно   адаптироваться   в   социуме,   осуществлять   его преобразование,   а   также   самосовершенствоваться   на   основе   интересов   и ценностей   общества.   Молодежь   города   Алчевска   имеет   возможность 25 организовать   свое   свободное   время   в   связи   со   своими   интересами, потребностями   и   возможностями   в   действующих   клубах   в   Центре внешкольного образования города Алчевска.  Кроме   того,   педагог   –   организатор,   имея   личностную   социальную позицию   понимает,  чтобы   любой   вид   занятий  с   подростками,  в   который включается   каждый   ребенок,   должен   иметь   общественную   направленность, чтобы   он   видел,   что,   то   дело,   которым   он   занимается,   нужно   и   полезно обществу.  Изучение данной темы повысило мой педагогический уровень в работе с молодежью   и   поможет   мне   в   дальнейшем   повысит   их  уровень   социальной активности   как   членов   социума   и   сформировать   у   подростков   устойчиво активное отношение к отдельным общностям или обществу в целом. Таким образом, рассмотрев все перечисленные аспекты, можно сделать вывод о том, что цель достигнута, поставленные задачи выполнены. Гипотеза подтверждена. Список использованной литературы 1. Василькова Т. А., Василькова Ю. В. Социальная педагогика: [ учеб. пособие для   студ.   пед.   вузов,   обуч.   по   спец.   «Педагогика   и   психология»,   «Соц. педагогика»,   «Педагогика»].   /  Т.А.   Василькова,   Ю.В.   Василькова  –   М.: КНОРУС, 2010. – 20 с.  2. Должностная инструкция педагога­организатора ГБВОУ ЛНР «ЦВО» 26 3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. / И.П.Иванов. – М., 1989. с. 208 153­154 4. Кон И. С. Психология юношеского возраста. / И. С Кон. ­ М., 1979. с. 7 5. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика./ Л. В. Мардахаев – М.: Гардарики, 2005. – С. 58.  6. Макаренко А. С. О воспитании. – 2­е изд., перераб. / А. С. Макаренко – М.: Политиздат, 1990. – С. 223.  7. Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии /Гл. ред. П.Д. Павленок – 3­ е изд. – М.: Инфра­М и Термика, 2012. – 47с.  8. Омельченко Е.Л.  Молодежная культура и субкультура / Е.Л. Омельченко [  «Специализированные курсы в социологическом образовании»  ]. ­ Москва: «Институт социологии РАН», 261 с. 9. Семёнова Е.Г. Особенности развития активной личности подростков в учреждениях   дополнительного   образования.   /   Е.   Г.   Семёнова   //Теория   и практика дополнительного образования. ­ 2010. ­ № 10 (298). ­ С. 30­33. 10. Сластенин В.А. Воспитательная деятельность педагога. / В.А Сластенин. – М.: Академия, 2007. — 336с.

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"

Рефера "Формирование социальной активности детей в работе педагога-организатора"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2018