Рефлексивные записи учащихся - основа повышения результативности профессиональной деятельности педагога
Оценка 4.9

Рефлексивные записи учащихся - основа повышения результативности профессиональной деятельности педагога

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
другое
Взрослым
26.06.2024
Рефлексивные записи учащихся - основа повышения результативности профессиональной деятельности педагога
По итогам учебного года важно провести анализ и оценку прошедшего времени, чтобы сделать выводы и понять, что стоит изменить. Один из способов получения обратной связи от учащихся и корректировки своей деятельности на будущий учебный год - это использование рефлексивных записей.
НАГ - статья Рефлекс записи учащихся.docx

Никитина Анна Гаврильевна

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №20 с.Хатыстыр Алданского района Республики Саха (Якутия)

 

Рефлексивные записи учащихся - основа повышения результативности профессиональной деятельности педагога. 

 

В свою родную сельскую школу, в которой я обучалась в советское время, я вернулась в 2022 году через 10 лет, где начинала работать молодым учителем истории в далёком 1992 году в окружении своих учителей, набиралась у них опыта и прошла все ступени педагогической деятельности: от учителя до руководителя учреждения. За этот отрезок времени выросло новое поколение сельских школьников и мне было очень интересно начинать обучать детей своих учеников. Немногих узнавала по внешнему сходству с родителями, а большинство детей не узнавала.

Имея за плечами более 30 лет педагогического стажа, с большим багажом знаний работы в городской школе мне всегда бывает очень интересно читать детские отзывы на проведённые мной уроки. В конце каждого учебного года, я обычно провожу анализ и оценку прошедшего года, чтобы сделать выводы и понять, что было полезным, а что стоит изменить. Один из способов получения обратной связи от учащихся и корректировки своей деятельности на будущий учебный год - это использование их рефлексивных записей.

Рефлексия - это процесс самоанализа и самооценки, который позволяет учащимся осознать свои успехи и неудачи, выявить сильные и слабые стороны своей учебной деятельности. Для этого  обращаюсь к своим учащимся и предлагаю им таблицу Эдварда де Боне «Плюс - минус - интересно».

Эту работу можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы ещё хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Эти рефлексивные записи позволяют учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «Плюс» и «Интересно», так как в них содержатся памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

В 2023-2024 учебном году я обучала 8-11 классы по истории и обществознании. С учащимися 8-10 классов наше знакомство состоялось только в этом году. И в последние дни учёбы постаралась провести рефлексии уроков, чему за этот учебный год научились, что больше всего понравилось и  было интересного на моих уроках. Ну и самое главное для меня было узнать от детей каковы были минусы в работе, для дальнейшей корректировки своей деятельности.

В графе «Минус»  восьмиклассники написали, что не всегда понимают то, что читают другие вслух, многие не могут подобрать слова, чтобы ответить на вопросы, не понимают прочитанное с первого раза, когда попадаются не знакомые слова в тексте, из-за этого становится не понятным весь текст. Не всем нравится работать в группе, оценивать работу других учеников. Не умеют составлять план по тексту. Двое написали, что часто на моих уроках бывают голодными. Какая-то часть учеников оценивают личностные качества учителя: что добрая, учитель крутой, очень хорошо объясняет новые темы, есть даже признание, что с моим приходом в школу стали гораздо лучше понимать уроки истории и обществознания. 5 учащихся определились с выбором экзаменов по моим предметам на будущий год.            

Девятиклассники указали, что каждый урок был им интересен, чёткая система оценивания, интересные беседы с учителем о современной жизни, личностная оценка учителя: самый ответственный учитель в школе, учитель который знает все и требующий дисциплину на уроке, понравились зарядки на уроке, который провожу на первых уроках.

Десятиклассники в «минусе» указали, что учитель часто перебивает, сложно работать в группе, затруднения в составлении вопросов к тексту, формулировать мысли своими словами из-за языкового барьера, в графе «интересно» отметили, что хотели бы работать со мной по научно-исследовательским проектам и участвовать на НПК, удовлетворены своей письменной работой в тетради, и чувствовать себя работоспособной, десятиклассникам понравилась сбалансированность учебной деятельности: письменные и устные, и проверочные работы на уроке. И главное справедливая система оценивания работ.

Графа «минус» направлена больше на учителя, для самоанализа деятельности по применению тех или технологий, приёмов и методов обучения детей. Отрицательным элементом уроков указали, как всегда большой материал уроков,  много слайдов, самостоятельной работы. Кстати, впервые увидела в ответах детей, что я их перебиваю, из-за того, что я делала замечания по неправильно поставленным ударениям. 8-классники указали, что на моих уроках всегда чувствуют себя голодными, и я считаю, что это большая потеря энергии из-за  высокой работоспособности. Рефлексивные записи анонимные,  я прошу детей не записывать свои фамилии и имена, а только класс, для того чтобы дети откровенно написали свои мысли и чувства. Через рефлексивные записи учащиеся могут выразить свои мнения и  состояние, что способствует формированию более крепких и доверительных отношений между учащимися и учителем. Понимание учителем личностных особенностей учащихся улучшает общую атмосферу в классе и делает учебный процесс более эффективным. Анализ рефлексивных записей позволяет мне, как педагогу более точно определять индивидуальные потребности каждого ученика и соответственно настраивать процесс обучения, что способствует более глубокому освоению материала и всестороннему развитию учащихся.



 Просьба учащимся вести рефлексивные записи по итогам учебного года помогает им лучше понять свои достижения и определить, над чем нужно ещё поработать. Анализ записей учащихся позволяет мне как учителю понять, что работает хорошо, а что требует доработки. Эта информация помогает адаптировать свои методики преподавания, учебные материалы и подходы к учащимся на будущий учебный год, что повысит качество образовательного процесса и удовлетворенность учащихся. Регулярный анализ рефлексий учащихся стимулирует профессиональное развитие педагога, подчеркивая важность самооценки и самосовершенствования в педагогической практике. Это помогает учителям оставаться в курсе современных образовательных тенденций и адаптироваться к изменяющимся условиям обучения.

Итак, рефлексивные записи учащихся играют ключевую роль в повышении результативности педагогической деятельности, оптимизации учебного процесса и развитии личностных качеств учеников.

 

Список источников:

Образовательный сайт «Фестиваль «Открытый урок»;

Образовательный портал «Учебно-методический кабинет» /;

 

Литература:

1. Л. С. Кожуховская, И. В. Позняк. Рефлексивные техники, методы и приемы. «Народная асвета», 2009, №4

2. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. Мн.: Высшая школа, 2002;

3. Веряскина О.Г., Губанова Е.Г. История. Комплексный тренажер. Р-н-Д., 2016.


 

Никитина Анна Гаврильевна Учитель истории и обществознания

Никитина Анна Гаврильевна Учитель истории и обществознания

Ну и самое главное для меня было узнать от детей каковы были минусы в работе, для дальнейшей корректировки своей деятельности

Ну и самое главное для меня было узнать от детей каковы были минусы в работе, для дальнейшей корректировки своей деятельности

Просьба учащимся вести рефлексивные записи по итогам учебного года помо гает им лучше понять свои достижения и определить, над чем нужно ещё поработать

Просьба учащимся вести рефлексивные записи по итогам учебного года помо гает им лучше понять свои достижения и определить, над чем нужно ещё поработать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2024