Рефлексивный отчет по исследованию в действии на тему: "Как оценивание для обучения влияет на формирование учебной мотивации учащихся на уроках русского языка" Меня, практикующего учителя, волнует вопрос, а есть ли такой способ оценивания вместо традиционной оценочной системы, который способствовал бы индивидуализации учебного процесса и повышению учебной мотивации и самостоятельности учащихся, благодаря которому у учителя появилась бы возможность сглаживать негативные моменты в обучении или просто их не допускать. В ходе данного исследования я нашла ответ на свой вопрос.
Квасневская И.А._отчетА.docx
Квасневская И. А. портфолио учителя отчет А
10 группа второго (основного)уровня
г. Алматы дата: 4.11.2013г.
Как оценивание для обучения влияет на формирование учебной
мотивации учащихся на уроках русского языка
Раздел 1: Обоснование выбора темы для исследования в действии
Я работаю в Центральной средней школе Аршалынского района Акмолинской
области учителем начальных классов уже 16 год. В моем классе обучаются
ученики с неодинаковым развитием и степенью успешности, разной
мотивацией и отношением к обучению, с заниженной и завышенной
самооценкой. Поэтому для меня важно, чтобы каждый ученик чувствовал
уверенность в себе, стал более успешным, ощущал радость учебного труда,
продвигался в личностном развитии. Как помочь слабоуспевающим стать
более успешными ? Как сформировать у детей адекватную самооценку своей
деятельности, своих достижений или неудач? Как научить их давать оценку
деятельности своих одноклассников? Эти вопросы меня волновали на
протяжении длительного времени моей работы с учащимися. Но ответы на
них я не могла найти. Я знала, что оценка играет огромную роль в любой
деятельности. «…Это тот узел, тот перекресток, на котором встречаются все
участники школьной жизни: дети, их родители, учителя, администрация…»
( И. Улановская, Г. Цукерман, Е. Юдина ).
В качестве одного из подходов Государственные стандарты заявляют
ориентацию на результат . А как же это выглядит сегодня? Учителя, как
правило, выставляют отметки за процесс, а не за результат. Во внимание
берется невыполненное домашнее задание или подсказки, бывает даже
неудовлетворительное поведение. И, когда ученик получает хорошую оценку
в конце изученной темы, а перед этой оценкой было несколько
неудовлетворительных, то это отражается на итоговой, получается «за
процесс».
В содержании образования за последнее десятилетие произошли
существенные изменения в качественном плане: со знаний, умений и
навыков по предмету акцент переносится на формирование учебных
компетенций учащихся. В системе оценивания это повлекло за собой ряд
изменений, о чем говорится у Шакирова Р.Х. в своем труде «Оценивание
учебных достижений учащихся». Всем известно, что традиционная
система оценивания со своей, так называемой, пятибальной шкалой имеет
ряд проблем. Обычная оценка успешности ученика выполняет функцию
внешнего контроля, при которой ведущая роль отводится учителю. Она
направлена на сравнение учеников друг с другом, а это может служить
1 Квасневская И. А. портфолио учителя отчет А
10 группа второго (основного)уровня
г. Алматы дата: 4.11.2013г.
снижению активности и мотивации менее успешных учеников. Не
учитывается индивидуальность в учебном процессе, не дает информацию
о том, что надо улучшить, над чем надо еще поработать. Такая оценка
имеет часто негативный, травмирующий характер, так как оказывается
орудием психологического давления на ребенка и его родителей. При
ныне существующей системе оценивания в практике учителей принято
оценивать объем и форму выполненной работы, а не качество достижений
учащихся.
Меня, практикующего учителя, волновал вопрос, а есть ли такой способ
оценивания вместо традиционной оценочной системы, который способствовал
бы индивидуализации учебного процесса и повышению учебной мотивации и
самостоятельности учащихся, благодаря которому у учителя появилась бы
возможность сглаживать негативные моменты в обучении или просто их не
допускать.
Во время обучения на курсах по Программе второго уровня, я изучила
материал семи модулей: «Новые подходы в обучении», «Развитие
критического мышления», «Оценивание обучения и оценивание для обучения»
и другие. Особенно меня заинтересовали результаты научных исследований
Пола Блэка и Дилана Уильяма, которые доказали, что успеваемость после
"вмешательства", основанного на использовании практики ОдО, значительно
улучшились.
Я поняла, что альтернативой традиционному оцениванию является
формативное (формирующее оценивание), которое еще можно назвать
оцениванием для обучения. «Оценивание для обучения – это процесс поиска и
интерпретации данных, используемых учениками и их учителями для
определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего
обучения, а также – направления, в котором следует развиваться, и
установления оптимальных и эффективных путей достижения необходимого
уровня. Ученики могут быть вовлечены в оценивание своих одноклассников и
самих себя, и, даже когда учитель активно проводит оценивание, ученики
должны тоже в этом активно участвовать . Лишь те, кто учится, способны
научиться тому, как улучшить свое обучение, а именно: реагировать на
информацию, полученную в результате обратной связи, мотивации и желания
действовать». («Руководство для учителя/ Оценивание для обучения и
оценивание обучения», стр.260)
Роль учителя сегодня меняется благодаря формативному оцениванию,
которое является
составной частью личностноориентированного
подхода. Я использую в своей работе уже несколько лет некоторые
приемы личностноориентированного подхода.
Они позволяют
2 Квасневская И. А. портфолио учителя отчет А
10 группа второго (основного)уровня
г. Алматы дата: 4.11.2013г.
организовать учебный процесс на основе сотрудничества меду учениками
и учителем. Взаимодействие учителя и учащегося поощряется. После
изучения модуля "Оценивание для обучения", я поняла, что оценка
должна осуществляться постоянно и непрерывно, на уроках дети
осознанно и самостоятельно стали определять свои проблемы, а затем
вместе со мной работали над устранением возникших проблем. При таком
взаимодествии часть контроля переходит к ученику, тем самым
преображаясь в самооценку и самоконтроль. Самооценка – это важный
показатель развития личности, компонент самосознания. Доктор
психологических наук А.И.Липкина обозначает самооценку как
«отношение человека к своим способностям, личностным качествам, а
(по материалам
также
сайта
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/46.php)
к внешнему облику»
Успеваемость и успехи в обучении ребенка напрямую связаны с учебной
деятельностью, которая является ведущей деятельностью в младшем
школьном возрасте, и именно от ее хода зависит формирование
самооценки ребенка. С первых месяцев прихода ребенка в школу, учение,
как ведущая деятельность, способствует формированию личности. В силу
своих возрастных и психологических особенностей, младшие школьники
не могут объективно оценивать себя и своих одноклассников. Оценивая
себя, ребенок зачастую копирует оценки учителя, так как на самооценку
учащегося начальных классов оказывают сильное влияние оценки
окружающих, особенно оценки учителя. Высокая самооценка, иногда
даже завышенная самооценка, как правило, формируется у хороших
учеников, а у слабых учеников низкая, или даже заниженная. И такое
явление, как недооценка или переоценка своих сил и возможностей,
далеко не безобидное. Наиболее благоприятным периодом для развития
самооценки является младший школьный возраст. Уровень притязания
школьников, в большинстве случаев, определяет самооценка. Это, когда
ребенок ставит себе цель и задачи исходя из того, как он может оценить
себя и свои способности. Но часто бывает, что ребенок выбирает уровень
сложности заданий, опираясь на свой
прошлый опыт. У детей
необходимо развивать способности видеть и правильно оценивать свои
поступки, отношения , качества и свою деятельность для формирования
всесторонне развитой личности, потому как это имеет определяющее
значение для максимальной реализации их возможностей. Каждый раз
обучение и развитие ученика находится в процессе постоянного
изменения. Контрольно оценочная самостоятельность ребенка имеет
огромное значение для достижения учебной самостоятельности ,
инициативности и ответственности младшего школьника. Это есть умение
3 Квасневская И. А. портфолио учителя отчет А
10 группа второго (основного)уровня
г. Алматы дата: 4.11.2013г.
ребенка самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность
и деятельность своих одноклассников, устанавливать и устранять
причины возникающих затруднений в обучении. Эти умения можно
развить, систематически используя на своих уроках формативное
оценивание. Чтобы помочь в детям в процессе обучения, учитель должен
взаимодействовать с учениками, собирать данные о достижениях каждого
ученика, делать выводы о том , насколько хорошо обучается ученик и
затем обеспечивать намеченную индивидуальную обратную связь , чтобы
помочь каждому ученику продвигаться вперед к успеху в обучении.
И тогда, на момент прохождения практики в школе, я решила провести
исследование в действии на тему "Как оценивание для обучения влияет
на формирование внутренней мотивации учащихся на уроках русского
языка ?" и поставила перед собой цель:
проанализировать эффективность формативного оценивания на
успешность учащихся, используя его на уроках русского языка
Раздел 2.1: Отчет о внесенных в практику изменениях и
использованных методах сбора данных
Я давно работаю, используя инновационные методы. Внедряя новые подходы
в обучении, мне пришлось сломать те стереотипы, которые жили во мне:
результат обучения – это оценка; учитель знает лучше, чем ученик; ученик не
может допустить ошибку, деление детей на «слабых и сильных». Уроки
планировала на свою роль в учебном процессе: какую цель поставлю, какие
вопросы задам, какие задания для учащихся подберу. Обучение на курсах
укрепило мое понимание, что учебный процесс должен основываться в
основном на действиях учеников, а не учителя: это дети должны мне
подсказать чему они хотят научиться, сами определить, что они знают и что
еще могут узнать. Еще существуют такие стереотипы, как «ученик не должен
ошибаться» , «учитель знает материал лучше ученика» и «результат обучения
оценка». Здесь я могу сказать , что в преодолении этих стереотипов мне
помог модуль «Оценивание обучения и оценивания для обучения». Какие
вопросы мы задаем своим ученикам ? Кажется, что это простой вопрос, но
на него очень сложно дать однозначный ответ. Раньше в течение урока
русского языка, я ограничивалась вопросами, которые требуются для того,
чтобы проверить усвоили дети фактический материал или нет или вопросами
низкого уровня. После прохождения курсов мое представление о роли
вопросов в обучении изменилось. Изучив литературу по технике постановки
вопросов, я нашла интересные исследования по данной теме. Они
свидетельствовали о том, что вопросы – первое средство обучения. Именно
4 Квасневская И. А. портфолио учителя отчет А
10 группа второго (основного)уровня
г. Алматы дата: 4.11.2013г.
поэтому мне пришлось самой научиться задавать вопросы, прежде чем
научить этому детей. Постановка вопросов является ключевым навыком, так
как при их удачной формулировке они становятся эффективным
инструментом для преподавания, формативного оценивания, могут
поддерживать, улучшать и расширять обучение учеников. Конечно, сразу
очень трудно было составлять вопросы, но опыт приходит через
неоднократное использование, и это дает свои результаты. Так как во время
прохождения практики мне пришлось вести все свои уроки самой, то это как
раз мне очень помогло. Я стала планировать вопросы по таксономии Блума,
используя Ромашку Блума на уроках литературного чтения и познания мира,
изобразительного искусства . Теперь вместо привычных заданий: прочитать и
ответить на вопросы, я предлагала ученикам составить по изучаемой теме
вопросы. По мере того, как развивалось умение детей задавать вопросы,
вырастали и их навыки проверки усвоения знаний и навыки формативного
оценивания уровня мыслительных способностей.
Следующий прием, целью которого является выявление причин для
преодоления имеющихся трудностей, параметров полученных знаний,
умений, навыков, который называется «Определи критерий», тоже вошел в
мою практику. Дети перед началом работы определяют критерии, по
которым будет выставляться оценка. А по завершению работы ставят себе
оценку, прокомментировав, почему, опираясь на критерии. Данный вид
работы оказался очень эффективным, так как стимулировал детей к более
глубокому изучению темы. Зная по каким критериям будет выставлена
оценка, дети активизировались, что является одним из ключевых факторов
улучшения обучения через оценивание. Дети разработали критерии по
оцениванию выполнения упражнений. После выполнения упражнения,
предлагаю ученику сначала оценить себя по данным критериям, затем всем
классом обсудить мое оценивание. Детям очень нравится давать оценку
тому, как оценивает учитель. Широко применяется на уроках
взаимооценивание. Используя приём «Закончи предложение» (письменное
интервью), ставила целью подвести итоги урока, обсудить то, что узнали, и
то, как работали. Здесь важным моментом для детей является
проанализировать свою деятельность на уроке, а для меня эффективность
работы класса,
увлекательность и полезность выбранных форм.
Формирование действия самоконтроля,
взаимооценки
происходит и при групповой работе, которую я теперь широко использую в
своей работе. Такую форму работы стала проводить почти на каждом уроке,
чтобы определить проблемы, которые возникли в ходе совместной работы у
каждого ученика. Затем проводила анализ и обсуждение совместной
деятельности, чтобы научить учащихся корректировать свою работу на
5
самооценки, Квасневская И. А. портфолио учителя отчет А
10 группа второго (основного)уровня
г. Алматы дата: 4.11.2013г.
новом занятии, чтобы они продвигались к успеху. Данные исследования
проводились среди учащихся 3 класса. Параллельно вела наблюдения за
тремя учениками с разным уровнем успешности. Определить этих учащихся
мне не составило трудности, т. к я работаю с этим коллективом уже третий
год.
Раздел 2. 2
Процесс каждого исследования требует определения соответствующего
способа данных. Эффективно выбранный способ сбора конкретизирует тему
исследования и определяет пути ее решения. В процессе исследования
вопроса, как оценивание для обучения влияет на формирование внутренней
мотивации учащихся на уроках русского языка, я использовала:
1. Наблюдение с последующим письменным фиксированием. Мобильно в
вопросе незамедлительного предоставления отчета; наблюдатель видит то,
что действительно происходит; предоставляет возможность установить на
каком уровне обучения находится учащийся, планировать шаги по
устранению имеющихся проблем.
Это длительный процесс, который
помогает основательно исследовать объект наблюдения. Положительную
динамику в успешности обучения вносят дневники наблюдений за
учащимися, имеющими разный уровень успеваемости. В дневниках
наблюдений ученик сам оценивает свои результаты и определят задачи для
самоусовершенствования. Это ценно тем, что он сам определяет проблемы, а
не обижается, что учитель его оценил очень низко. Ученик планирует работу
для усовершенствования знаний и определяет кто ему поможет. Такие листы
удобно вести при наблюдении за учениками с разным уровнем успешности. В
них ученики делали самооценку процесса собственного обучения, уровня
приобретенных знаний и навыков. Свои наблюдения я фиксировала в этих же
листах. Затем вместе анализируется собранная информация и определяется
зона ближайшего развития. (Приложение 1)
Трудности с которыми пришлось встретиться: отнимает большое количество
времени, требует большой работы по коррекции.
2. Анкетирование, так как оно является эффективным инструментом сбора
данных, предоставляет возможность задействовать весь класс. Процедура
«вопросответ» строго регламентирована, что позволяет сосредоточиться
исключительно на намеченном предмете или вопросе исследования и провести
его с небольшой затратой времени. Это один из методов обратной связи с
учащимися, направленный на определение навыков у учащихся, оценки своей
успешности в учебном процессе. Оно представляет собой опрос при помощи
6 Квасневская И. А. портфолио учителя отчет А
10 группа второго (основного)уровня
г. Алматы дата: 4.11.2013г.
специального бланкаанкеты.
обрабатываются.
Результаты анкетирования легко
Анкетирование « Могу ли я работать в группе?» я дифференцировала на две
составляющие: первое – определение стартовых способностей работы в
группе, способностей анализировать и делать выводы, вторая – какие
изменения произошли, когда произошел самоанализ, совершенствование этих
навыков в процессе дальнейшей работы в группе. Цель первого
анкетирования: определить на каком уровне находятся навыки работы в
группе каждого ученика, как он может себя реализовать. Цель второго
анкетирования: какие изменения произошли, есть ли улучшения. Первое
анкетирование было проведено в начале урока. В процессе его выполнения
дети одновременно ознакомились с критериями самооценки после работы в
группе и для активизации работы каждого ученика. Для этого использовала в
анкете уже готовые вопросы, так как в силу своих возрастных особенностей
дети не могут еще точно определить вопросы по своей оценке.
При проведении анкетирования есть и отрицательные стороны. Я столкнулась
с такими проблемами: пришлось приложить усилия, чтобы дети ответили на
все вопросы; не уверена, что все ответы были искренними.
(Приложение 1)
3. Тестирование. Стандартный характер тестов может гарантировать сбор
одинаковых данных для сопоставительного анализа.
Результаты
тестирования сравнительно легко обрабатываются и не зависят от
субъективного отношения учителя. Тест по русскому языку. Цель:
определить на каком уровне находится практическое применение
полученных знаний.
Проводила после комплексной работы по
систематизации знаний на следующем после четырех запланированных
уроков. Минусы в проведении тестирования: разработка тестов является
сложным процессом, требующим специальной подготовки и компетенции.
4. Листы самооценки. Они позволяют оценить на каком уровне обучения
находится ученик, выявить проблемы с которыми он столкнулся, определить
дальнейшую работу по коррекции знаний. Методика проста, предусматривает
быстрое заполнение опросного листа и обработку результатов. Во время
проведения исследования наблюдались случаи, когда дети завышали или
занижали оценивание. ( Приложение 2 )
«Использование различных видов и методов/ техник оценивания особенно
важно при личностно ориентированном подходе к обучению. Учащиеся
получают возможность продемонстрировать свои знания и умения и
7 Квасневская И. А. портфолио учителя отчет А
10 группа второго (основного)уровня
г. Алматы дата: 4.11.2013г.
определить то, над чем им необходимо работать в дальнейшем, а учителя
получают информацию, необходимую для того, чтобы помочь учащимся
достичь более глубокого понимания учебного содержания и стать
независимыми в обучении. Умелое применение разных видов, методов и
техник оценивания для сбора данных об уровне понимания темы,
сформированности навыков учащихся позволяет учителю дифференцировать
обучение, т.е. учесть потребности и возможности каждого ученика, а
учащимся – контролировать собственное обучение и сформировать максимум
компетенций, необходимых им как в процессе обучения, так и в дальнейшей
жизни». ( Шакиров Р.Х. «Оценивание учебных достижений», стр.6 )
Раздел 3: Выводы и анализ
1. Наблюдение с последующим письменным фиксированием.
Наблюдения проводились за тремя учениками с разным уровнем успешности.
Ученик А. , с высоким уровнем успешности, имеет хороший уровень
мотивации, уверен, что сам справится со своими проблемами.
Процесс отработки навыков наступает быстро. Оценивает себя
объективно.
Ученица В., со средним уровнем успешности, имеет средний
уровень мотивации, не уверена в себе, невнимательна, но очень
старательна. Процесс отработки навыков не стабилен, и зависит
от уровня заданий.
Ученик С., с низким уровнем успешности , самооценивание
низкое. Мотивация к учебе средняя, он обращается к учителю за
помощью, держится обособленно, старательный, но процесс
отработки учебных навыков протекает медленно.
Проанализировав листы наблюдений можно сделать выводы, что С. нуждается
в консультации психолога. Наблюдение с последующим письменным
фиксированием очень продуктивно. При самооценивании преодолевается
барьер тревожности, нет причин для обид , хорошая обратная связь,
конкретные рекомендации. Все это способствует слабому стать средним,
8 Квасневская И. А. портфолио учителя отчет А
10 группа второго (основного)уровня
г. Алматы дата: 4.11.2013г.
сильным не останавливаться на достигнутом, развивать свой интеллект и
способности.
2. Проведя анкетирование по теме «Могу ли я работать в группе», в которой
приняло участие 9 учащихся, я получила следующие результаты:
№ Вопросы
Да
Нет
Возможно
1
2
3
4
5
6
7
Можешь ли ты предлагать новые идеи и
направления?
Можешь ли ты определять цели и ставить
задачи?
Будешь ждать помощи от участников
других групп?
Будешь принимать участие в совместной
работе?
Сможешь задавать вопросы, искать
факты?
Будешь ли помогать другим группам?
7
6
1
9
9
5
Сможешь сделать выводы о своей работе? 9
Анализ анкетирования показал, что:
0
1
6
0
0
0
0
2
2
2
0
0
4
0
1. Предлагать свои идеи готовы 7 человек, что составило 77%,
11%чувствуют неуверенность в своих способностях выдвигать идеи.
2. Определять для себя цели и ставить задачи могут 6 учеников, что
составило 66%, не могут поставить перед собой цель 1 ученик – 11%, а
2 ученика – 22% не всегда могут поставить перед собой задачи.
3. Ждать помощи от участников группы будет 1 ученик, что составило
11%, могут работать самостоятельно 6 учеников, т.е. 66%, 2 ученика
неуверенны в своих действиях – 22%.
4. Принимать участие в совместной работе готовы 9 учеников – 100%.
5. Задавать вопросы и работать над сбором фактов готовы 9человек, что
составило 100%.
6. Оказать помощь другим группам могут 5 человек – 55%, испытывают
неуверенность оказывать помощь4 человек, что составило 44%
7. Оценить свою работу могут 100% учащихся.
Отсюда можно сделать выводы:
9 Квасневская И. А. портфолио учителя отчет А
10 группа второго (основного)уровня
г. Алматы дата: 4.11.2013г.
А) Все учащиеся обладают навыками совместной работы, могут дать
оценку своей учебной деятельности.
Б) 67% детей обладают навыками работы в группе, инициативны, обладают
аналитическими и творческими способностями.
В) 11% учеников чувствуют свою неуверенность в определении целей и
задач, в предложении своих идей, в постановке вопросов, в готовности
оказывать помощь другим, что говорит о низкой самооценке.
Д) 22% учащихся необходима помощь товарищей или учителя в
формировании коммуникативных навыков и аналитических способностей.
Следовательно, необходимо продолжить работу над развитием творческих
способностей учащихся и партнерских отношений, развивать навыки в
определении цели, повышать уверенность в своих силах.
Сравнительный анализ
Параметры
Диагностическое
тестирование
А
Б
В
Д
%
100
67
11
22
Рефлексия после
формативного
оценивания и
коррекции %
Сравнительный
результат
100
94
6
11
Без изменений
Улучшение на
27%
Улучшение на
5%
Улучшение на
11%
По данной таблице можно сделать вывод, что формативное оценивание
положительно влияет на мотивацию к самоусовершенствованию учеников,
направляет и активизируют действия, способствует повышению успешности в
обучении, что подтверждает идеи Пола Блэка и Дилана Ульяма (стр. 257
руководства)
3. Тестирование
В тестировании приняли участие 9 учащихся
10 Квасневская И. А. портфолио учителя отчет А
10 группа второго (основного)уровня
г. Алматы дата: 4.11.2013г.
Анализ результатов показал, что все дети умеют объяснять лексическое
значение слов и пользоваться толковым словарем, а умения классифицировать
синонимы по морфологическим еще не отработаны. Тестирование показало,
что качество выполнения всех заданий находится на достаточно хорошем
уровне. Таким образом можно сделать вывод, что у детей хорошо развиты
умения объяснять лексическое значение слов и пользоваться толковым
словарем. Необходимо через приемы работы в парах или консультаций с
товарищами помочь совершенствовать навыки работы с заданиями по
классификации по морфологическим признакам. по результатам оценивания
видно что между взаимооценкой и оценкой учителя небольшая разница: в двух
параметрах завышена, а в одном занижена, совпадение в одном случае.
Анализ самих работ показал, что дети не совсем качественно провели
проверку и не смогли правильно оценить работу, т.к. невнимательно
ознакомились с критериями. Неадекватная взаимооценка работ обусловлена
не качеством проверки, а слабым знанием критериев. В этом я вижу свою
ошибку, перед началом оценивания не повторили критерии. Но могли здесь
сыграть и личностные отношения.
4. Листы самооценки.
Работали над самооценкой 9 учеников. Мне хотелось определить с помощью
формативного оценивания уровень самостоятельных навыков в процессе
работы над частями слова. Получились такие результаты:
За помощью к товарищам по теме « Суффикс » обращалось 27%, по теме
«Корень » 6%, а по теме « Приставка » 9%. К помощи учителя теме
«Суффикс » обращалось 17 %, по теме « Корень » 2 %, а по теме
«Приставка» 4%. Отсюда можно сделать вывод, что слабо развиты навыки
самостоятельной работы по теме « Суффикс ». Необходимо в дальнейшем
продумать каким образом улучшить успешность детей при выполнении
практических заданий.
Раздел 4. Ограничения процесса исследования в действии и последствия
для последующей практики.
Исследование в действии – это планомерный , организованный сбор
необходимых данных о педагогических процессах путем фиксирования их
результатов , проведения анализа и формулировки выводов. Исследование
должно иметь четкий план его проведения , в который входит выбор темы.
Поэтому я сразу выбрала тему своего исследования , но она оказалась очень
широкой. Это я поняла в начале первой недели практики. Пришлось внести
коррективы. Определение цели и постановка задач тоже претерпевали
изменения в первые дни практики, потому что первые исследования сразу
11 Квасневская И. А. портфолио учителя отчет А
10 группа второго (основного)уровня
г. Алматы дата: 4.11.2013г.
требовали их корректировки. Постоянно приходилось чтото изменять.
Объектом исследования я выбрала учеников своего класса и не ошиблась. Мы
и раньше с ними применяли формативное оценивание , знали много приемов.
Увлеченная исследованием , я старалась внести чтото новое, а дети помогали
мне своей откровенностью. Это помогло получить , я думаю, достоверные
результаты. Но не всегда удавалось получить доказательства влияния
формативного оценивания на успешность всех учеников, так как время для
исследования было очень ограничено. А исследование – это, по своей сути ,
длительный процесс. Методы сбора информации для анализа исследования ,
которые я выбрала , оправдали мои надежды. В процессе исследования я
познакомилась с новыми методами рефлективного оценивания, которые , на
мой взгляд, позволяют повысить учебную мотивацию учеников. Теперь я в
этом убеждена. Меня давно уже влечет желание применить в начальных
классах рейтинговую оценку, которая популярно используется в
инновационных школах. Я уже попыталась применить этот вид оценивания в
своей практике , он очень нравится ученикам и позволяет учителю объективно
и всесторонне подойти к выводам об успешности учеников. Теперь, когда я
хорошо изучила теорию формирующего оценивания , начала апробацию на
коллективе своего класса , появилось желание поделиться опытом со своими
коллегами, вовлечь их в процесс исследования в действии по моей теме. Я
провела вводный коучинг по формативному и суммативному оцениванию и
пригласила учителей к сотрудничеству. Они охотно согласились. Им , как и
мне , стало интересно , как формативное оценивание влияет на успешность
учеников разных возрастных групп. Уже в сентябре мы запланировали
провести преддиагностическую анкету среди учителей и учащихся. Затем
через два месяца постдиагностическую анкету для доказательства динамики
развития учеников на всех этапах обучения и повышения объективного
оценивания ученической успешности. Планирую так же долгосрочные
методики исследования , несмотря на то, что я проводила исследование с
большим желанием , иногда я чувствовала дискомфорт, так как эта работа
требует самодисциплины и высокой работоспособности. Ведь каждый день
необходимо уделять время на описание и обработку исследований. Сегодня,
оглядываясь на свою вчерашнюю педагогическую практику и оценивая свои
действия я пришла к выводу о том, что именно те направления
педагогической теории и практики, с которыми мы познакомились на курсах,
дают ответы на многие вопросы , которые возникали у меня раньше при
обучении детей. Теперь я применяю различные виды групповой работы и
вижу, что работа учеников очень активизировалась. Процесс обучения в руках
самих детей, а я лишь « дирижер » , управляющий процессом обучения и
наблюдатель, анализирующий учебный процесс. Высказывание: «Хороший
вопрос – это половина ответа » стало для меня ключевым при работе на
12 Квасневская И. А. портфолио учителя отчет А
10 группа второго (основного)уровня
г. Алматы дата: 4.11.2013г.
каждом уроке. Мои дети с увлечением теперь задают такие вопросы , которые
заставляют сверстников глубоко задуматься. Уверена , что все учителя ,
обучившиеся на курсах повышения квалификации по Программе второго
уровня, не захотят больше работать постарому.
Использованная литература:
« Руководство для учителя / Оценивание для обучения и оценивание
1.
обучения », стр.260
2. « Руководство для учителя / Оценивание для обучения и оценивание
обучения », стр.257
3. Материалы сайта
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/46.php
4. Шакиров.Р.Х., Буркитова А.А., Дудкина О.И. « Оценивание учебных
достижений учащихся », Бишкек, 2012г., стр.4
5. Шакиров Р.Х., Буркитова А.А.,Дудкина О.И. « Оценивание учебных
достижений », Бишкек, 2012г.,стр.6
6. Материалы сайта http://festival.1september.ru/articles/594609/
7. Материалы сайта http://shkolazhizni.ru/archive/0/n50532/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение1
Приложение 2
13 Квасневская И. А. портфолио учителя отчет А
10 группа второго (основного)уровня
г. Алматы дата: 4.11.2013г.
Приложение 3
До внедрения После эксперимента Фото
Ринат
Стал отвечать на
вопросы, средняя
степень участия в
работе групп,
чувство
ответственности
Односложные
ответы,
замкнут,
слабая
мотивация,
отсутствие
активности на
уроке
14 Алёна
Квасневская И. А. портфолио учителя отчет А
10 группа второго (основного)уровня
г. Алматы дата: 4.11.2013г.
Выступает при
защите, повышение
самооценки,
помогает другим,
лидерство в группе
Знает ответ,
но боится
выступать,
стесняется
Батырхан
Скучает на
уроке, нет
точной
формулировк
и в ответах
Анализ ситуаций,
решение проблемных
вопросов, лидерство,
взаимопомощь,
полнота ответов
Я
Монолог,
лекция на
уроке,
оценивание 5
6 учся,
активная
деятельность
учащихся 35
%
Новые формы
обучения,
учитель –
координатор,
формативное и
суммативное
оценивание, активная
деятельность учся –
78 %
15
Рефлексивный отчет по исследованию в действии
Рефлексивный отчет по исследованию в действии
Рефлексивный отчет по исследованию в действии
Рефлексивный отчет по исследованию в действии
Рефлексивный отчет по исследованию в действии
Рефлексивный отчет по исследованию в действии
Рефлексивный отчет по исследованию в действии
Рефлексивный отчет по исследованию в действии
Рефлексивный отчет по исследованию в действии
Рефлексивный отчет по исследованию в действии
Рефлексивный отчет по исследованию в действии
Рефлексивный отчет по исследованию в действии
Рефлексивный отчет по исследованию в действии
Рефлексивный отчет по исследованию в действии
Рефлексивный отчет по исследованию в действии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.