Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения
Оценка 4.9

Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
классное руководство
Взрослым
25.05.2017
Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения
В рефлексивном отчёте по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения по новой программе переподготовки педагогов, разработанной АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» рассказывается об изменениях методов обучения в современной школе учителем начальных классов,о том как педагог изменила свой подход к педагогической деятельности, постаралась на свою работу посмотреть со стороны, пересмотрела методы преподавания.
Рефлексивный отчет.docx
Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения Я работаю учителем начальных классов более 26 лет. В своей работе, помимо  традиционных методов обучения, всегда старалась использовать инновации. Проводила  интегрированные уроки; уроки с использованием ИКТ; уроки в нестандартной форме –  путешествия, викторины; уроки – сказка, игра, КВН и т.д. Однако преподавание в  современной школе посредством «традиционной» методики, основанной на передаче  готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся базой знаний, и,  следовательно, в данной ситуации имеет место поверхностное обучение.         После прохождения курсов в 2016­2017 учебном году по новой программе  переподготовки педагогов, разработанной АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и  Кембриджского университета, я поняла, что работать по­старому уже нельзя. Я изменила  свой подход к педагогической деятельности, постаралась на свою работу посмотреть со  стороны, пересмотрела методы преподавания. На многие вещи стала смотреть по­другому.  Я стала по­другому смотреть на своих детей. Не только на детей, но и вообще, в корне на  свой урок. На курсах я познакомилась с конструктивистской теорией обучения, которая требует от учителя организовывать занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников. Эта теория меняет стиль общения педагога и учащихся в сторону диалога и сотрудничества, повышает мотивацию учащихся и культуру общения. Я  узнала, что базовый материал, на основе которого будет проходить обучение,  дифференцирован в семь взаимосвязанных модулей, применение которых на практике и  должно внести изменения в мою педагогическую деятельность. Я убедилась в срочной  необходимости внесения изменений в практику моей работы, внедрения в неё идей семи  модулей Программы.         Во втором полугодий 2016­2017 учебного года, согласно плана, я проводила 3  открытых урока во 2 классе по русскому языку (13, 22.04.2017)  на темы «Главные и  второстепенные члены предложения. Повторение. Разбор предложений по членам» и по  математике (21.04.2017) на тему «Задачи в одно и два действия на сложение, вычитание,  умножение, деление»  Во время проведения уроков я планировала на каждом уроке интегрировать все семь  модулей Программы.  Я решила, что наиболее продуктивными формами работы на уроке будет работа в  группах, парах. Структура каждого урока, согласно теории критического мышления, будет включать 3 фазы: вызов, осмысление, рефлексию. Каждый урок будет сопровождаться  презентацией, способствующей более эффективному усвоению материала всеми  учащимися. Задания для слабо мотивированных учащихся предполагают совместную  работу с более успешными детьми, которые самостоятельно изучают материал, выполняют  усложнённые задания. Задания подготовила с учётом возрастных особенностей детей 8­9  лет и, думаю, они не вызовут затруднений при их выполнении.          Во время дистанционного этапа на всех уроках я использовала психологические  тренинги и настрои на урок, которые способствовали развитию взаимопонимания,  сплочению классного коллектива, созданию позитивной среды, т.к. у меня начальные  классы я отношусь к   выбору настроя  очень внимательно. Потому что с помощью  создания коллаборативной среды, разных игр и вопросов на засыпку я настраиваю их на  веселый и удачный урок.         До прохождения курсов, я считала, что хорошо знаю своих учеников, но новые  подходы в обучении показали мне моих учеников совсем с другой стороны. Групповая  форма работы, вводные игры, тренинги помогли мне раскрыть своих учеников, увидеть их личностные качества, тонкости характера каждого ученика. А это в свою очередь  способствует эффективному планированию последующих уроков с учётом  индивидуальных особенностей учащихся.          Дети больше стали открыто высказывать своё мнение, не всегда положительное. Они  не боятся делать замечания товарищам, давать рекомендации, советы, сами вырабатывают  критерии оценивания (пусть иногда и ошибочные), устанавливают нормы поведения в  группе, стараются самостоятельно сформулировать тему и цели урока. Ежедневно на всех  уроках старалась направить учащихся к формулировке темы и целей урока. Для этого  использовала такие задания как: кроссворд, ребус, рассыпанное слово. Дети довольно  быстро и активно включились в этот процесс, т.к. эта работа проводилась на каждом уроке. Стадия вызова очень важна, т.к. все этапы урока не только взаимосвязаны, но и  взаимозависимы, а, как известно, хорошее начало – половина дела. Комфортно ли чувствуют себя ученики в классе? Судя по рефлексии – комфортно.  Конечно, групповая работа в первые дни давалась тяжело. Не все дети соглашались  работать в той или иной группе, было шумно. Но ежедневные игры, тренинги, беседы  помогли нам преодолеть эти барьеры.          Формирование у учащихся саморегуляции – самая необходимая и в то же время самая  сложная задача современного образования.          Я думаю, что способность к саморегуляции надо прививать в младшем школьном  возрасте. Переделывать всегда значительно труднее. Уровень саморегуляции у всех  учеников разный, поэтому я старалась учитывать особенности восприятия, мышления,  воображения, памяти и личности в целом каждого ребёнка.          Модуль «Обучение критическому мышлению» подразумевает формирование у  учащихся умения делать выбор, рассуждать, анализировать, синтезировать.          В своей практике я уже применяла элементы критического мышления. После  прохождения курсов, изучив технологию критического мышления, я поставила перед собой цель строить уроки так, чтобы у учащихся формировался комплекс таких умений, которые включают в себя:  ­ находить информацию в различных источниках;  ­ критически осмысливать её;  ­ систематизировать;  ­ устанавливать ассоциативные связи;  ­ аргументировать свою точку зрения;  ­ уметь выбирать главное;  ­ уметь воспринимать альтернативные точки зрения, обосновывать, доказывать,  аргументировать, делать выводы.          Обычно критическое мышление связывают с более поздними стадиями образования: с  учениками старших классов, но я считаю, что основы критического мышления могут  закладываться и в начальной школе.          Так как у меня дети младшего школьного возраста, то раньше большую часть на уроке  говорила я сама, дети слушали, отвечали на поставленные вопросы. Вопросы, в основном,  были простые, требующие односложных ответов. Л. Выготский характеризует детей  младшего школьного возраста как учеников, когнитивное развитие у которых происходит в процессе социального взаимодействия. Знания приобретаются в результате вовлечения  ученика в диалог. Поэтому, на всех уроках  я старалась как можно больше включать  диалог: учитель­ученик, ученик – ученик, ученик – группа, ученик – класс.          Очень важным фактором в целях развития критического мышления учащихся считаю  умение учителя ставить проблемные вопросы. Мне не всегда удавалось удачно подобрать  проблемные вопросы, которые бы подталкивали учащихся к поиску решений. Думаю, что  постепенно опыт наработается. На своих уроках я уже использовала проблемно­ диалогического обучения, т.к. они способствуют эффективному усвоению материала. Этот опыт, а также интернет и  курсы подтолкнули меня к более глубокому изучению и  внедрению этой технологии. Ведь благодаря этой технологии учащиеся будут  самостоятельно искать решения поставленной проблемы, а не получать ответ в готовом  виде.  На различных этапах урока старалась использовать различные приёмы критического  мышления: тонкие вопросы, направленные на запоминание конкретных фактов, чисел, дат и т.д. и толстые вопросы, направленные на анализ, синтез (таксономия Блума), требующие  развёрнутых ответов, объяснений, рассуждений; кластер, «Да ­нет», кроссворды, ребусы,  загадки, приём «Круги по воде», «Закончи предложение», «Мозговая атака» и др.          Благодаря использованию приёмов критического мышления, я на собственной  практике убедилась в эффективности технологии и планирую в дальнейшем её  использование на уроках.          До прохождения курсов на своих уроках я использовала традиционную форму  суммативного оценивания (за исключением 1 класса, где в первом полугодии используется  формативное оценивание). После прохождения курсов я убедилась в том, что  традиционная форма оценивания не способствует развитию мотивации учащихся,  обеспечению обратной связи, не определяет сложности в обучении. На курсах я также  узнала о формативной и суммативной оценке. На своих уроках я использовала также  критериальное оценивание для того, чтобы:  ­ создать условия для самостоятельной работы;  ­ сделать процесс оценивания объективным, прозрачным и последовательным;  ­ облегчить процесс оценивания прогресса учащихся;  ­ обозначить ориентиры для учебного процесса.          Очень часто учащиеся начальных классов дают неполный, либо неправильный ответ. Я  стараюсь обозначить важность ответа каждого учащегося, избегаю отрицательных  комментариев, придерживаясь положительных, либо нейтральных: «Да, это правильный  ответ!», «Хорошая попытка, но это не совсем так», «Что­то близко, но не совсем точно»,  «Кто точнее скажет», «Поподробнее, пожалуйста». Устную обратную связь поддерживаю  положительными комментариями: «Молодец, ты нашла правильный способ решения  вопроса, но не объяснил», «Умничка», «Хорошо», «Правильно», «Замечательный ответ» и  т.п.          На практике, при оценивании работ учащихся я столкнулась со следующими  проблемами: неумение младших школьников вырабатывать критерии, необъективность  самооценивания и взаимооценивания, трудности при оценивании слабых учащихся. В  последующем планирую продолжить работу по критериальному оцениванию, подбирать  индивидуальные задания для слабых учащихся, учить объективному, обоснованному  оцениванию.         Подводя итог, можно сделать вывод, что успех обучения будет зависеть от того,  насколько грамотно и объективно будет осуществляться оценивание в процессе обучения.          Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения,  активизирует познавательную деятельность учащихся. Поэтому все уроки сопровождались  презентацией, которая включала демонстрацию нового материала, аудио и видео  материалы, физминутки, тесты, критерии оценивания и т.д., это позволило мне разрядить  высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс (что особенно важно,  если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности  длительное преобладание наглядно­образного мышления над абстрактно­логическим), но и  повысить мотивацию обучения. У младших школьников небогатая жизненная практика и  поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы.  А при помощи ИКТ я имею возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.          Для более глубокого применения ИКТ на уроках существует ряд трудностей:  младшие школьники ещё не владеют в должной мере компьютером, чтобы самостоятельно  работать; не всегда есть возможность заниматься в кабинете с соответствующим  оборудованием.          Модуль «Обучение талантливых и одарённых» основывается на идее инклюзивного  подхода, предполагающего установление потребностей учеников. В дальнейшей работе  планирую уделять больше внимания развитию одарённости: разработать комплекс заданий  и план действий, направленных на раскрытие талантов.          Модуль «Управление и лидерство» основывается на убеждении, что устойчивое  изменение и развитие в любой системе образования не могут быть привнесены извне: они  должны исходить из изменений в понимании и практике учителей в реальных классах.          Лидерство на моих уроках прослеживается при групповой работе: в каждой группе  выявились лидеры, которые могли не только саморегулироваться, но и управлять группой.  Чаще всего это были учащиеся с высокой мотивацией. Я считаю, что выявление лидеров в  группе, является положительным моментом групповой работы, т.к. они являются  координаторами работы внутри группы.         Формируя лидерские качества у учащихся, мы сами должны быть таковыми.          На всех моих уроках, с целью ознакомления с идеями Программы и наблюдения за  работой учеников, присутствовали коллеги – учителя начальных классов, завуч. Их анализ  урока и рекомендации помогли мне при планировании следующих уроков.          Подводя итоги, хочу отметить, что на уроках, в ходе реализации семи модулей  Программы мы учились:  ­ работать в парах, группах;  ­ самостоятельно добывать знания через активную деятельность;  ­ грамотно формулировать различные типы вопросов;  ­ критически мыслить, доказывать свою точку зрения;  ­ учились самооценивать и взаимооценивать работу друг друга;  ­ собирать, анализировать, систематизировать информацию.         Были и трудности, решение которых и будет моей первостепенной задачей:  ­ дифференцированные задания для обучения талантливых и одарённых;  ­ критериальное оценивание и его объективность;          Какие же изменения произошли в моём классе? Дети привыкают работать в группе. В  классе – доброжелательная, дружеская атмосфера, что способствует учащимся увереннее  чувствовать себя и активно работать во время урока, дети могут свободно формулировать  свои собственные суждения, слышать и слушать друг друга. А я буду помогать им в  обобщении полученных знаний, стимулировать их идеи. Интегрирование семи модулей Программы в учебный процесс дало мне возможность  работать в активном классе, способствовало вовлечению всех учащихся в работу. Я понимаю, что мне ещё предстоит  учиться работать  по­новому, постоянно  оттачивать своё мастерство и самосовершенствоваться. Но ещё я поняла, и это главное, что уже не смогу работать как раньше. Список использованной литературы 1.Руководство для учителя. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016 г. 2. Программа КПК. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016 г. 3. Раздаточный материал, 2016 г. 4.Загашев И. Умение задавать вопросы. СПб. Изд­во «Питер», 2001г. 5.Активные методы преподавания и обучения.WWW.CPM.KZ, 2012 г.

Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения

Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения

Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения

Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения

Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения

Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения

Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения

Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения

Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения

Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2017