Рефлексия при изучении эпических произведений на уроках литературы в старших классах
Рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики. Для развития творческого потенциала учащихся важно проводить рефлексию так, чтобы учащиеся могли «погрузиться» в мир литературного произведения, попытаться стать его соавтором, проявлять креативный подход и нестандартное мышление.
Хочу привести различные виды и формы рефлексии при изучении эпических произведений на уроках литературы в старших классах.
1. Джем-сессия «Ценности и идеалы». Поделите класс на группы и предложите каждой группе выбрать одну из ценностей, затронутых в романе (например, любовь, верность, свобода). Пусть каждая группа представит свой взгляд на данное понятие через песню, стихи или мини-скетч.
2. Философский круг. Проведите круговое обсуждение вопросов, связанных с проблемами справедливости, личной и общественной ответственности. Пусть каждый ученик выскажет свое мнение и обменяется аргументами с соседями по кругу.
3. Сценическое путешествие. Предложите учащимся примерить на себя роли героев романа и сыграть короткую сцену, отражающую главные идеи, заложенные в произведении.
4. Галерея ценностей. Предложите ученикам создать коллаж или галерею изображений, символизирующих ценности и идеалы, затронутые в романе. Пусть каждый ученик объяснит свой выбор и связь с темой произведения.
5. Древо проблем. Попросите учащихся нарисовать дерево, на каждой ветви которого будет написана определенная проблема, затронутая в романе. Затем пусть каждый ученик выберет одну из проблем и поделится своим видением решения этой проблемы.
6. «Чаша истины». Приготовьте большую чашу, в которую ученики будут бросать виртуальные камушки, символизирующие самые значимые мысли, вопросы или эмоции, возникшие после изучения романа. После бросания камушков, ученики могут обсудить каждый выбранный момент.
7. Иллюстрационная галерея. Попросите учеников нарисовать или создать коллаж с иллюстрациями к разным темам и проблемам романа. Затем проведите «галерейное открытие», где каждый ученик может рассказать о своем творении и его связи с произведением.
8. Игра-дебаты. Поделите класс на две команды: одна поддерживает одну точку зрения, другая - противоположную. Ученики могут дебатировать над этическими дилеммами или проблемами, затронутыми в романе, и аргументировать свою позицию.
9. Музыкальная рефлексия. Попросите учеников поделиться песнями или музыкальными композициями, которые, по их мнению, олицетворяют ключевые моменты сюжета романа или его основные темы.
10. Письмо героям. Предложите ученикам написать письмо от имени одного из героев романа, где он делится своими мыслями, чувствами, переживаниями или решениями в данной ситуации. После этого они могут обменяться письмами и прокомментировать их.
Такие нестандартные подходы позволяют учащимся лучше осознать и усвоить ключевые моменты и темы произведения, а также выразить свои мысли, чувства и взгляды необычным и интересным способом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.