Рефлексия студентов на занятиях и методика ее проведения

  • docx
  • 26.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методика проведения рефлексии студентов.docx

 

Рефлексия студентов на занятиях и методика ее проведения.

Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – анализ обучающимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию - размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия позволяет приучить студента к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы.

Оценочные действия служат вехами на пути творческих исканий, так как они должны проводиться не только по завершении работы, но и многократно по ходу, отделяя различные этапы и стадии творческого процесса. Поэтому способность к оценке чрезвычайно важна и необходима при выполнении любого творческого задания. Оценивание результатов основного общего образования по музыке каждого ученика носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок на каждом уроке на протяжении каждой четверти и всего учебного года.

 

Классификация рефлексии:

По функции – личностная, интеллектуальная;

По цели - эмоционального состояния, деятельности, содержания;

По форме деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная;

По содержанию – устная, письменная;

По типу урока – после усвоения ЗУН, промежуточная, контрольная, итоговая;

По способам проведения – анкета, вопрос, символ, таблица, ситуация, рисунок.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность студентов  и преподавателя,  позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого обучающегося.

Оценивание любой деятельности, ее этапов и окончательных результатов, является ключевым фактором эффективности.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, оценки «приращения» знаний и достижения целей.

Рекомендации преподавателю:

Будьте уверены, что каждый студент может стать лучше.

Создавайте среду, способствующую партнёрству преподавателя и студентов.

Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании.

Обсуждайте со студентами  результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели.

Используйте обратную связь, помогая студентам  определить свои следующие шаги и то, как их осуществить.

 

Методики проведения рефлексии

Исходя из целей, рефлексию классифицируют следующим образом:

1.     рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2.     рефлексия деятельности;

3.     рефлексия содержания учебного материала.

 

1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния

 

 

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с классом в начале урока и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины.

 

 

 

Методика  «Смайлики»

Студентам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас. Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром, букетом, или же тяжёлой сумкой в руке), что будет дополнять общее впечатление: Понравился ли мне урок? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой? Можно использовать набор готовых цветных смайликов.



hello_html_1e5c89ab.jpghello_html_27a8a84.pnghello_html_12fb1d4c.jpg



Методика  «Солнышко»

На доске прикреплён круг от солнышка, ребятам раздаются лучики и облака. Лучики нужно прикрепить к солнышку в случае, если понравилось занятие, получил много интересной информации; тучками закрыть солнышко, если занятие неинтересное, было мало полезной информации.

hello_html_65dd3fb0.jpg

Методика  «Моё настроение»

Закончи предложение :

«Моё настроение» похоже на:



hello_html_4c47c799.jpghello_html_m243d0989.pnghello_html_43cebe91.png



Методика  "Пейзаж"

  Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

 

Методика  «Одним словом»

Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке:

Раздражение

Скука.

Злость

Тревога.

Радость

Покой.

Равнодушие.

Уверенность

Удовлетворение

Неуверенность.

Вдохновение

Наслаждение.

 

 

 

 

 Методика  «Карта настроения»

1.В конце занятия студенты заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u215864/t1539582089aa.png
 

2. Проходя мимо доски, на «Плакате настроения» приклеить карточку, цвет которой показывает с каким настроением вы пришли на урок. По окончанию урока приклеить карточку, цвет которой показывает, с каким настроением вы уходите с урока.

Соответствие цветов настроению:

красный

восторженное;

оранжевый

радостное, теплое;

желтый

светлое, приятное;

зеленый

Спокойное;

синий

неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый

тревожное, напряженное;

черный

упадок, уныние.

3. Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо усвоили на уроке, разобрались в изученной теме, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.

 

Методика  «График»

Студентам предлагается начертить в течение урока график

- изменения их интереса;

- уровня познания,

- личной активности.

 

 

2. Рефлексия деятельности

 

 

Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Студенты с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока, например, на этапе актуализации знаний или в конце урока. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах урока.

 

Методика  «Фразеологизм или пословица»

Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

 

 

 

Методика  «Светофор»

Ребята поднимают карточку определенного цвета, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке

hello_html_m2caf418d.png



Методика  «Дерево успеха»

 

Зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

 



Методика  «Для меня сегодняшний урок…»

Студентам дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

 

Урок                                     Я на уроке                                  Итог

1. интересно                      2. Скучно                                  3.безразлично

1. работал                         2. Отдыхал                                 3.помогал другим

1. понял материал       2. узнал больше, чем знал                3.не понял

 

 

Методика «Пантомима»

Студенты пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

 

 

Методика «Выбор»

Учащимся предлагается поставить значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке:

1. Я считаю, что занятие было

интересным___________________скучным.

2.Я научился

многому_______________________малому.

3. Я думаю, что слушал других

внимательно__________________невнимательно.

4. Я принимал участие в дискуссии

часто_________________________редко.

5. Результатами своей работы на уроке я

доволен______________________не доволен.

 

 

 

3.Рефлексия содержания учебного материала

Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма.

 

Методика  «Плюс – минус – интересно»

Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение по желанию, можно разделиться по рядам на «+», «-», «?» или индивидуально письменно.

«+»

«–»

«?»

 

 

 

В графу «+» записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции.

В графу «–» обучающиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным.

В графу «интересно» (?)студенты выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

 

Методика «Закончите (устно или письменно) некоторые из предложений»

1).А вы знаете, что сегодня на уроке я______________________________

2).Больше всего мне понравилось__________________________________

3).Самым интересным сегодня на уроке было________________________

4).Самым сложным для меня сегодня было__________________________

5).Сегодня на уроке я почувствовал________________________________

6).Сегодня я понял_______________________________________________

7).Сегодня я научился_____________________________________________

8).Сегодня я задумался_________ ___________________________________

9).Сегодняшний урок показал мне___________________________________

10). На будущее мне надо иметь в виду_______________________________

(При письменной работе каждый студент выбирает по два-три наиболее значимых лично для него положения.)

Или можно провести   «Рефлексивный экран»

Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что

 

Методика «Синквейн»

Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского «5». Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное)

2 строка – описание предмета (два прилагательных)

3 строка – описание действия (три глагола)

4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово)

 

 

 

Методика «Короткая беседа в конце урока»:

Чем мы сегодня занимались?

Что мы для этого делали?

Что у нас получилось хорошо?

Что нам пока не удается?

Если перед уроком на доске были записаны цели, вопросы могут быть иными.

Что мы делали для достижения поставленных целей?

Довольны ли мы результатом?

Можно ли это было сделать иначе?

Какой вариант лучше?

Где нам пригодится это умение?

 

Методика «Оценочный лист»

Выполнил ли я то, что задумал?

Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта?

Всё ли получилось так, как я задумывал?

Что было сделано хорошо?

Что было сделано плохо?

Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?

Кто мог бы сказать мне СПАСИБО за проект?

 

Методика «Недельные отчёты»

Использование методики «Недельные отчёты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой студенты сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. Эту методику можно использовать в работе с ребятами, которые уже могут определить, насколько им понятен материал и сформулировать вопрос, если чувствуют себя неуверенно.

 

Методика «Составление тестов»

Суть состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме.

Например:

1.Посоветуй Незнайке, как можно изменять давление:
А. Меняй силу и площадь поверхности тела;
Б. Смазывай поверхность разными смазками;
В. Меняй цвет тела.


2. Для проезда по болотистым местам делают настил из хвороста или брёвен, чтобы …
А. Увеличить давление на почву.
Б. Не испачкаться.
В. Уменьшить давление на почву.


3. Ученица второго класса захотела оказать большее давление на пол. Что ты ей посоветуешь?
А. надеть туфли на каблуках;
Б. надеть лыжи.


4. Стены зданий устанавливают на широком фундаменте …
А. Чтобы увеличить давление на грунт.
Б. Чтобы уменьшить давление на грунт.
В. Для красоты.

 

 

Методика  « ПОПС- ФОРМУЛА»

 

Этот потрясающий по своему потенциалу интерактивный приём, направленный на рефлексию учащихся, создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. По-английски он пишется следующим образом: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary). Перевёл её на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», первый проректор Санкт-Петербургского Института права.

В результате перевода получилась аббревиатура ПОПС. Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет уча­щимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме.

Учителю необходимо знать, насколько качественно усвоен классом новый материал. Опросы, самостоятельные работы, тесты занимают или много времени, или не всегда позволяют оценить, насколько свободно владеет материалом ученик, насколько осознанно он воспринял его.

В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС — формулы:

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений.

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

«Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

«Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

«Я могу это доказать это на примере …».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

 

Таким образом, мы получаем уникальную возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени «погружения» ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке того или иного события, явления, факта.

А самое главное, мы предлагаем учащимся выразить собственное мнение, собственную позицию.

Это, к сожалению, в нашей «школе памяти» происходит крайне редко. В результате такого экспресс-опроса мы получим добротный диагностический материал для оценки качества полученных знаний.

Хотел бы обратить внимание на использование этого приёма при устном опросе. У учителей гуманитарных предметов эта проблема существует всегда. Кого мы приглашаем обычно к устным ответам? Чаще всего – «сильных учеников», так как боимся, что сбивчивый, тягостный, с большими паузами, ответ «слабого» повлияет на темп урока.

Мы боимся, что сорвём хронометраж других учебных эпизодов. И нам так кажется, что пока «сильный» ученик отвечает, остальные ребята «внимательно слушают», ещё раз повторяют пройденное.

Но если не обманывать себя, мы быстро заметим, что это далеко не так. Кто-то откровенно скучает, большинство учеников судорожно пролистывают учебник в ожидании, что их тоже вызовут к доске.

И даже ответы «сильных» часто грешат словесным «мусором». Как правило, ответ начинается с междометий «э-э-э», «ну-у-у» и т.д. и сопровождается ими до самого конца. Ответ по ПОПС-формуле – это лаконичный и ёмкий ответ по законам риторики.

Мы предлагаем ученикам своеобразный каркас для устного ответа. Причём мы сразу нацеливаем ученика не на вызубренный ответ, а на высказывание собственной позиции: «Я считаю, что…» или «Мне кажется, что…», «Я думаю, что…», «На мой взгляд…».

 

Методика   «Рефлексивная мишень »

Ее можно использовать не только для студентов, но и для ваших коллег, слушателей, например, мастер-класса. На уроках ее хорошо использовать в течение всего изучения темы.

Мишень нужно разделить на несколько частей (я поделила на 4 сектора), в зависимости от факторов, которые вас интересуют. Чем ближе к цели - тем больше балл. Каждый ученик может сделать четыре выстрела - в каждый сектор по одному. Если ему не понравилось, то он выбирает 0, если средне - это 5, если ему все понравилось - то будет ближе к середине.

Хочу предостеречь вас от того, чтобы думать, что низкий балл может поставить студент, который ничего не делал на уроке. Именно он, чтобы отстали, поставит вам 10. А ниже оценка может быть осмысленной поведением отличника, который анализирует свою работу и работу учителя, возможно, анализирует свое психологическое состояние.

Фото з презентації Оксани Журибеди

Рефлексивна мішень

 

Список литературы

1.                 Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб издательство «Речь», 2003 г.

2.                 Заир- Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. -224 с.

3.                 Каким должен быть современный урок.  http://www.it-n.ru .

4.                 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.

5.                 Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2.  http://eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm     - Центр дистанционного образования "Эйдос".

6.                 Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2.       http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm

7.                 Пинская М.А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта // Педагогический университет «Первое сентября». М., 2013. C. 43-49.

8.               Головкина Екатерина Вячеславовна Подведение итогов уроков. Рефлексия. //http://ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/

9.               Выпускная квалификационная работа по психологии специальность 050709 Психология преподавания в начальных классах «Развитие рефлексии в младшем школьном возрасте»

10.          Косарева Елена  Курсовая работа «Рефлексия и способы ее развития» // http://www.allbest.ru/ Коллекция рефератов Revolution

11.          Гукалова Ирина Викторовна Роль и место содержательной рефлексии на уроке.  ///http://kollegi.kz/publ/21-1-0-93

12.            Головкина Екатерина Вячеславовна Подведение итогов уроков. Рефлексия.   //  http://ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka /    

13.            Выпускная квалификационная работа по психологии специальность 050709 Психология преподавания в начальных классах «Развитие рефлексии в младшем школьном возрасте»

14.            Косарева Елена  Курсовая работа «Рефлексия и способы ее развития» //  http://www.allbest.ru/    Коллекция рефератов Revolution

15.            Гукалова Ирина Викторовна Роль и место содержательной рефлексии на уроке.   /// http://kollegi.kz/publ/21-1-0-93

 


 

Скачано с www.znanio.ru