РЕФЛЕКСИЯ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ КАК СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

  • docx
  • 16.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 15.docx

РЕФЛЕКСИЯ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ КАК СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Практически каждому педагогу знакомо чувство «выгорания» – постоянной усталости, апатии, раздражительности, беспричинной тревоги перед выходом на работу, признаки снижения жизненного тонуса, настроения. Всё вызывает раздражение и внутренний протест. Беспокоят длительное необъяснимое чувство недомогания, перепады настроения, откладывание дел на «потом» и их невыполнение, желание побыть в тишине и одиночестве. Многие хотя бы раз наблюдали эти симптомы у своих коллег, а некоторые знают о них не понаслышке и прочувствовали на себе всю тягость. Эта проблема актуальна прежде всего потому, что дети – самые чуткие психологи, они тонко чувствуют изменения настроения и перенимают их, подражая взрослому рядом. Исследования феномена профессионального выгорания начались в 70-х годах прошлого века, когда руководству Американской службы психологической и социальной поддержки населения стали поступать жалобы на неэффективность работы сотрудников, их вспыльчивость и раздражительность. Психологи занялись вопросом «стресса общения», и в 1974 году психиатр из США Герберт Фрейденбергер предложил называть этот феномен «выгоранием». К лицам, наиболее подверженным СПВ, Фрейденбергер отнёс людей, склонных к сочувствию, гуманных, являющихся идеалистами [4]. «Профессиональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения; выработанный личностью механизм психической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия» [1, с. 16]. Это социальный синдром, чаще всего проявляющийся в системе труда «человек-человек». Он непосредственно связан с профессиональной деятельностью и, в отличие от стресса или простой усталости, симптомы не проходят после сна или отдыха. Но, к счастью, его можно предотвратить, если вовремя заметить на ранней стадии и начать профилактику. Три основные стадии СПВ проходит у педагога, по мнению кандидатов психологических наук И.В. Фокиной и М.О. Цатуряна: – на начальной, стадии у учителей наблюдаются отдельные сбои профессиональных функций: забывание каких-то моментов и действий. Из-за страха ошибки возникает многократная проверка их выполнения и нервно-психическая напряженность – На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении, нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, частые простуды и головные боли, бессонница), повышенная раздражительность. – Третья стадия – личностное выгорание – это потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, нежелание видеть детей, коллег, общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил [4, с. 11]. Предотвратить СПВ легче, чем лечить. Поэтому обратимся к методам профилактики. Ольга Владимировна Хухлаева предлагает свой вариант работы с педагогами: первым этапом – информирование коллектива ДОУ о существовании проблемы. На втором этапе работы следует уделить время осознанию и принятию педагогами своего перфекционизма, боязни сделать ошибку, не достигнуть успеха. Например, можно повести беседу о взаимосвязи эмоционального благополучия и психосоматики. Третий этап профилактической работы – накопление ресурсов для изменения при поддержке администрации ДОУ: система поощрений сотрудников, работа по сплочению коллектива, формирование доверительных отношений, позитивная мотивация. И только после установления в коллективе атмосферы доверия можно переходить к проведению тренингов, направленных на актуализацию личностных ресурсов стрессоустойчивости и тренировки навыка рефлексии [5, с. 36 – 37]. Профессия педагога одна из первых состоит в группе риска профессионального выгорания, каждому педагогу, особенно работающему с дошкольниками, необходимо заботиться о себе и в совершенстве владеть приёмами саморегуляции. Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, воздействие человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления дыханием и мышечным тонусом. Она помогает снять эмоциональную напряжённость, активировать свою деятельность, восстановить силы [3, с. 33]. К эффектам саморегуляции относятся: • эффект успокоения (устранения эмоциональной напряжённости), • эффект восстановления (ослабление проявлений утомления), • эффект активизации (повышение психофизиологической активности). В качестве эффективных тренинговых упражнений по профилактике профессионального выгорания в детском саду мы предлагаем следующие: «Грецкий орех» – для актуализации самоценности личности педагога, осознания индивидуальности. «Копилка опыта» – для тренировки креативности, навыков планирования и стрессоустойчивости. «Пирожок с вареньем» – простой тест, который поможет выявить личностные качества, проверить социальный интеллект и способности к эмпатии. Для проведения упражнения «Грецкий орех» нужен мешочек с грецкими орехами по количеству участников. Ведущий высыпает орехи на стол в центр и просит участников взять себе по одному, внимательно рассмотреть свой орешек, изучить структуру, прожилки на скорлупе. Затем поместить орехи обратно в мешочек. Ведущий их перемешивает и вновь высыпает на стол. Задача каждого участника – найти свой орех. «Свой» орешек многие узнают сразу. Но после того, как все нашли свои орешки, важно обсудить, как именно их отличали, как нашли – запоминали приметы или просто ждали, пока все разберут, о лишний останется. Сначала всем кажется, что орехи одинаковые, но потом приходит осознание, что каждый – индивидуален и перепутать свой орех с другими невозможно. В завершении делается общий вывод, что люди все тоже разные, имеют свои индивидуальные черты, свою красоту и неровности. Нужно только её почувствовать и понять. «Копилка опыта» начинается с предложения участникам вытянуть из стопки карточку с ситуацией, которая может случиться с кем угодно. Участники читают и придумывают решения. Можно организовать командную работу. Ситуации можно придумать. Например, посреди рабочего дня выяснилось, что у коллеги сегодня день рождения и нужно срочно придумать оригинальный подарок. Что можно было бы подарить? Приближается праздничное мероприятие, накануне выступающий коллектив по каким-то причинам не может приехать, и нужно заполнить паузу в концерте. Что может спасти ситуацию? И т.д. Позитивный вывод к упражнению – воспитатель может справиться с любой задачей, стоит только подключить фантазию и задействовать опыт. Тест «Пирожок с вареньем». Ведущий читает текст: «После работы вы купили пирожок с вареньем, пришли домой, налили чай, откусили пирожок, а варенья внутри нет! Как вы отреагируете на эту неудачу? 1. Отнесёте пирожок назад в магазин и потребуете заменить на другой с начинкой. 2. Говорите себе: «С кем не бывает!» – и съедаете пустой пирожок. 3. Съедаете что-то другое. 4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее». Каждый участник выбирает один вариант, не сообщая другим. Ведущий предлагает участникам, не обсуждая, поделиться на четыре группы по вариантам ответов. Затем зачитывает интерпретацию личностных качеств и предлагает проверить эмпатийность участников: верно ли они определили людей, которые поступили бы так же? Если выбран первый вариант, то, скорее всего человек не поддаётся панике, считает себя рассудительным и организованным, не рвётся в лидеры, но на командной должности старается проявить себя. Не позволяет застать себя врасплох. Если выбран второй вариант, то участник мягкий, терпимый и гибкий человек, с ним легко ладить и коллеги всегда могут найти у него утешение и поддержку, всегда подстрахует и подменит. Не любит шума и суеты, готов уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Если выбран третий вариант, участник отличается авторитарными чертами, может руководить коллективом, быстро принимает решение и действует. Не исключены конфликты с коллегами в общих проектах. Может быть настойчивым и резким, требовать исполнения и ответственного подхода. Если выбран четвертый вариант, то человек способен к нестандартному мышлению, новаторским идеям, склонен к эксцентричности и творчеству. К коллегам относится как к партнерам по игре, может быть обидчив. Всегда готов предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы. Эти упражнения рекомендуются для проведения в коллективах ДОУ для снятия нервного напряжения, сплочения, поддержания продуктивности педагогов и профилактики профессионального выгорания. Умение рефлексировать, осознавать свои чувства, различать эмоции и настроения, вовремя отдыхать и восстанавливаться, оценивать свои силы и сильные стороны – поможет сохранить продуктивность и не даст развиться выгоранию. Библиографический список 1. Бабич, О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с. 2. Бойко, В. В. Синдром эмоционального «выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Питер, 2003. – 474 с. 3. Осухова, Н. Г. Профессиональное выгорание, или, как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. – 56 с. 4. Профилактика профессионального выгорания у педагогов: методическое пособие / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. ин-т развития образования; [сост.: И.В. Фокина, М.О. Цатурян]. – Вологда: ВИРО, 2018. – 36 с.: табл. – (Сер. «На пути к эффективной школе»). 5. Хухлаева, О. В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами. – М.: Генезис, 2008. – 192 с.