Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС
Оценка 5

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Оценка 5
Семинары
doc
администрации
7 кл
04.04.2017
Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у учащегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
Рефлексия.doc
Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС Приоритетной   целью   современной   образовательной   концепции   стало развитие   личности,   готовой   к   самообразованию,   самовоспитанию   и саморазвитию.  В   связи   с   этим   одной   из   задач   современного   урока   является формирование у учащегося  способности к рефлексивному контролю своей деятельности   как   источника   мотива   и   умения   учиться,   познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое   его   действие   является   осознанным   и   понятным.   Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является   обязательным   этапом   урока.   В   ФГОС   особый   упор   делается   на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При   этом   учитель   играет   роль   организатора,   а   главными   действующими лицами выступают ученики. Для чего нужна рефлексия? Если ребенок понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;какой   вклад   в   общее   дело   он   может   внести;может   ли   он   адекватно оценивать   свой   труд   и   работу   своих   одноклассников,то   процесс   обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя. Осуществлять рефлексию можно по­разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии. ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ Существует   несколько   классификаций   рефлексии.   Зная классификацию,   учителю   удобнее   варьировать   и   комбинировать   приемы, включая рефлексию в план урока. I.   По   содержанию   рефлексия   может   быть:   символическая,   устная   и письменная. Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов   (карточек,   жетонов,   жестов   и   пр.).   Устная   предполагает   умение ребенка   связно   высказывать   свои   мысли   и   описывать   свои   эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы. II.   По   форме   деятельности   рефлексия:   коллективная,   групповая, фронтальная, индивидуальная. Именно   в   таком   порядке   удобнее   приучать   детей   к   данному   виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно   опрашивать   учащихся.   Это   подготовит   учащихся   к самостоятельной работе над собой. Рефлексия   содержания   учебного   материала  используется   для выявления   уровня   осознания   содержания   пройденного.   Эффективен   прием незаконченного   предложения   (Мне   было   легче   всего   …   Мне   лучше   всего запомнилось… Я столкнулся с проблемой …Мне было трудно выполнить …Я на   уроке   понял,   что   …,   прием   тезиса,   подбора   афоризма,   рефлексия достижения   цели   с   использованием   «дерева   целей»,   оценки   «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… ­ Теперь я знаю…); прием   анализа   субъективного   опыта   и   достаточно   известный   прием пятистишия, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Научившись   оценивать   свое   эмоциональное   состояние   и   содержание изучаемого материала, ученику гораздо легче удается перейти к оцениванию содержания своей деятельности. При этом важно научить ребенка понимать, какие   виды   учебной   деятельности   даются   ему   легко,   а   над   какими необходимо   работать.  Умение   оценить   результаты  учебной  деятельности   и определить,   насколько   они   зависят   от   её   содержания,   позволяет   научить школьника   планировать   свою   дальнейшую   деятельность,   выстраивать программу саморазвития и становится залогом успеха. Рефлексия   учебной   деятельности  дает   возможность   осмысления способов   и   приемов   работы   с   учебным   материалом,   поиска   наиболее рациональных.   Этот   вид   рефлексивной   деятельности   приемлем   на   этапе проверки   домашнего   задания,   защите   проектных   работ.   Применение   этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на   разных   этапах   урока,   используя,   например,   прием   «лестницы   успеха». Эффективность   решения   поставленной   учебной   задачи   (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость». Приемы   рефлексии   результатов   учебной   деятельности,   или   оценки личностных учебных достижений достаточно широко известны: «Оценочная лесенка»,   «Диаграмма   успешности»,   «Эссе»,   различные   виды   Портфолио, «Письмо самому себе», «Лист достижений».   Обычно   в   конце   урока   подводятся   его   итоги,   обсуждается   то,   что узнали, как работали на уроке. Каждый оценивает свой вклад в достижение выставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса,   увлечённость   и   полезность   выбранных   форм   урока.   Ученики   по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы: было интересно …, было сложно .., я смог …, меня удивило …           Для подведения итогов урока можно использовать упражнение «Плюс­ минус­интересно».  Ученикам   предлагается   таблица,  в  которой   необходимо ответить на вопросы, используя «плюс­минус»:          ­  Понравилась вам такая форма работы?          ­  Довольны вы результатом своей работы?          ­   Насколько урок оказался полезным?            В конце урока можно предложить ученикам небольшую анкету, которая поможет осуществить самоанализ, дать оценку уроку.            Для оценивания учениками своей деятельности и качества своей работы на уроке можно предложить условно отметить свои ответы: ! – интересно и понятно; ? – нужно задуматься над своими поступками и поведением; !! – доволен своей работой.     Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать   в   разных   направлениях:   индивидуально,   в   группах,   коллективно. Чтобы   показать   ученикам,   как   они   работали   в   группе,   анализируется   не только результат, а и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму: 1. Как взаимоотношения в ходе работы влияли на выполнение задания? 2. Какой стиль взаимоотношений преобладал в работе? 3. Сохранилась ли общность группы в ходе работы? 4. Кто или что играло решающую роль в том, что произошло в группе? Таким   образом,   рефлексивно­оценочная   деятельность   на   уроке позволяет:   зафиксировать   новое   содержание,   изученное   на   уроке;   оценить собственную деятельность на уроке; установить затруднения как направления будущей   учебной   деятельности.   Позволяет   педагогу   проводить   анализ   и оценку   деятельности   учащихся,   своей   деятельности,   определять   новые подходы в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность.

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017