Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у учащегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации
ФГОС
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало
развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и
саморазвитию.
В связи с этим одной из задач современного урока является
формирование у учащегося способности к рефлексивному контролю своей
деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных
интересов и готовности к успешному обучению.
Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если
каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным
условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия
является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на
рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока.
При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими
лицами выступают ученики.
Для чего нужна рефлексия?
Если ребенок понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему
пригодится в будущем;какие цели должны быть достигнуты именно на этом
уроке;какой вклад в общее дело он может внести;может ли он адекватно
оценивать свой труд и работу своих одноклассников,то процесс обучения
становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Осуществлять рефлексию можно поразному: это элементы рефлексии
на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса;
постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.
ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ
Существует несколько классификаций рефлексии.
Зная
классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы,
включая рефлексию в план урока.
I. По содержанию рефлексия может быть: символическая, устная и
письменная.
Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью
символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умениеребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции.
Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя
уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла
или большой темы.
II. По форме деятельности рефлексия: коллективная, групповая,
фронтальная, индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду
работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем —
выборочно опрашивать учащихся.
Это подготовит учащихся к
самостоятельной работе над собой.
Рефлексия содержания учебного материала используется для
выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием
незаконченного предложения (Мне было легче всего … Мне лучше всего
запомнилось… Я столкнулся с проблемой …Мне было трудно выполнить …Я
на уроке понял, что …, прием тезиса, подбора афоризма, рефлексия
достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения»
знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… Теперь я знаю…);
прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием
пятистишия, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме,
соединить старое знание и осмысление нового.
Научившись оценивать свое эмоциональное состояние и содержание
изучаемого материала, ученику гораздо легче удается перейти к оцениванию
содержания своей деятельности. При этом важно научить ребенка понимать,
какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими
необходимо работать. Умение оценить результаты учебной деятельности и
определить, насколько они зависят от её содержания, позволяет научить
школьника планировать свою дальнейшую деятельность, выстраивать
программу саморазвития и становится залогом успеха.
Рефлексия учебной деятельности дает возможность осмысления
способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее
рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе
проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого
вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого
на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха».
Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной
ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость».Приемы рефлексии результатов учебной деятельности, или оценки
личностных учебных достижений достаточно широко известны: «Оценочная
лесенка», «Диаграмма успешности», «Эссе», различные виды Портфолио,
«Письмо самому себе», «Лист достижений».
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждается то, что
узнали, как работали на уроке. Каждый оценивает свой вклад в достижение
выставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы
класса, увлечённость и полезность выбранных форм урока. Ученики по
очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы: было
интересно …, было сложно .., я смог …, меня удивило …
Для подведения итогов урока можно использовать упражнение «Плюс
минусинтересно». Ученикам предлагается таблица, в которой необходимо
ответить на вопросы, используя «плюсминус»:
Понравилась вам такая форма работы?
Довольны вы результатом своей работы?
Насколько урок оказался полезным?
В конце урока можно предложить ученикам небольшую анкету,
которая поможет осуществить самоанализ, дать оценку уроку.
Для оценивания учениками своей деятельности и качества своей
работы на уроке можно предложить условно отметить свои ответы:
! – интересно и понятно;
? – нужно задуматься над своими поступками и поведением;
!! – доволен своей работой.
Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников
работать в разных направлениях: индивидуально, в группах, коллективно.
Чтобы показать ученикам, как они работали в группе, анализируется не
только результат, а и процесс работы, который можно оценить по следующему
алгоритму:
1. Как взаимоотношения в ходе работы влияли на выполнение задания?
2. Какой стиль взаимоотношений преобладал в работе?
3. Сохранилась ли общность группы в ходе работы?
4. Кто или что играло решающую роль в том, что произошло в группе?
Таким образом, рефлексивнооценочная деятельность на уроке
позволяет: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить
собственную деятельность на уроке; установить затруднения как направления
будущей учебной деятельности. Позволяет педагогу проводить анализ и
оценку деятельности учащихся, своей деятельности, определять новыеподходы в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с
целью включения самих учащихся в активную деятельность.