Статья с примерами применения рефлексии на уроках математики с средней школе.
Рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции. При этом в процесс рефлексии вовлечены и учащиеся, и учитель. Как показывает опыт, в случае неучастия кого-либо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии, весь механизм рефлексии оказывается неэффективным.
Важен психологический подход к организации рефлексии ученика. Задача педагога создать для ученика такие условия, чтобы он захотел говорить о проведенном уроке или своей деятельности.
Рефлексия на уроках математики КипрушкинаОА.docx
Рефлексия на уроках математики.
Кипушкина Ольга Алексеевна
МАОУ СОШ№184 «Новая школа»
г.Екатеринбург
Рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса,
выполняя на разных его этапах различные функции. При этом в процесс
рефлексии вовлечены и учащиеся, и учитель. Как показывает опыт, в случае
неучастия коголибо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии,
весь механизм рефлексии оказывается неэффективным.
Важен психологический подход к организации рефлексии ученика. Задача
педагога создать для ученика такие условия, чтобы он захотел говорить о
проведенном уроке или своей деятельности.
1. Рефлексию, связанную с исследованием самого себя, результатом
которой является переосмысление себя и своих отношений, называют
личностной.
Такая рефлексия отражает человеческую сущность:
физическую (успел – не успел, легко – тяжело),
сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно –
скучно),
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие
затруднения испытывал),
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Несколько примеров из практики:
"Мысли во времени"
Учитель называет ключевое слово. как правило, оно тесно связано с темой
урока. В течение 1 минуты учащимся необходимо непрерывно записывать свои
мысли, которые "приходят в голову" и связаны с заданным словом. По
истечении времени. Ученики читают записи про себя. Затем мысленно отвечают
на следующие вопросы.
Почему я записал именно эти слова?
О чем я думал, когда писал эти слова?
Чтобы я хотел в записях изменить?
Написанное мной имеет или не имеет для меня значение?
Так же на эти же вопросы ученик может ответить еще раз в конце урока и
сравнить, изменились ли ответы на вопросы.
"Многоугольник"
Лист бумаги для записей может быть отличным инструментом для рефлексии
процесса деятельности. Попросите ребенка превратить лист бумаги в
многоугольник, с таким количеством углов, на сколько они оценивают самого себя.(Если вы довольны своей работой, которой мы занимались на уроке и
понятен учебный материал, сверните лист бумаги в пятиугольник. Если есть что
доработать сверните четырехугольник и т.д)
2. По содержанию:
устная
письменная.
Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает, лишь письменную,
индивидуальную форму проверки без огласки результатов.
Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими
мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает
коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого). Это возможно с
помощью приемов «Написание эссе», «Синквейн».
«Плюс –минус»
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в
зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается
заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» «плюс» записывается все, что
понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали
положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для
достижения какихто целей. В графу «М» «минус» записывается все, что не
понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось
непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него
не нужной, бесполезной . В графу «И» «интересно» учащиеся вписывают все
любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по
данной проблеме, вопросы к учителю.
Минус
Интересно
Плюс
3. По типу урока.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это
принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание
пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного,
понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным
результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы,
применяемые другими со своими.
Рефлексия может осуществляться по итогам не только года, но и других
временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.
"ДоПосле"
Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием,
актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.
В таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащийся
записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать
гипотезу. Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал,
проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.
Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.
Пример.
Вопрос "У призмы может быть любое количество оснований?"
До
Я думаю, что у призмы любое
количество оснований, от этого
зависит тип призмы
Вывод. Я прав (не прав), так как ….
После
2 основания
4. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация
по цели:
рефлексия настроения и эмоционального состояния
рефлексия деятельности
рефлексия содержания учебного материала
Приведем примеры каждого вида рефлексии.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
«Украшения»
На интерактивной доске сделаны картинки , которые могут быть по тематике:
елка( если Новый год), сбор урожая(осень), смайлики (к дню смеха).
Предлагается выбрать нужный объект и украсить картинку. Оговаривается
условия: хорошее настроение – украшаем елку красными шариками, плохое –
синими шарами, «как всегда» зеленые шары.
"Хочу спросить"
Ученик задает вопрос, начиная со слов «Хочу спросить…». На
«Я
потому что …»
полученный ответ сообщает свое эмоциональное отношение:
удовлетворен….» или «Я неудовлетворен,
Пример.
«Хочу спросить. В каких случаях логическая формула неверно описывает
заданное выражение?» После ответа. «Я удовлетворен, так как понял, что в
случае несоблюдения приоритета операций возможна ошибка».
Рефлексия деятельности
"Ключевые (опорные) слова (словосочетания, термины)"
Данный способ я часто использую при работе с текстом. Учитель просит
учащихся выписать опорные слова по тексту.( можно сообщить сколько слов
должно получиться в итоге). Можно попросить детей напомнить, как распознать в тексте опорные слова. А затем учащиеся, работая в группе, паре или
индивидуально, дают общую трактовку этих терминов и предполагают, как они
будут применяться в конкретном контексте той темы, которую им сейчас
предстоит изучить.
"Райтинг"
Прием вводится на время согласования оценки с учеником.
Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку
учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Райтинг
можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних
заданий,
характера.
Пример
Ученик ставит оценку 4, учитель – 5. Результат – дробь 4/5.
заданий
творческого
"Лестница успеха"
Рефлексия содержания учебного материала
"Шаг за шагом"
Приём интерактивного обучения. Используется для активизации
полученных ранее знаний и рефлексии, ранее полученных знаниях.
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и
т.д. из изученного ранее материала.
Пример. На уроке математики. Ученики шагают к доске, и каждый шаг
сопровождают названием многогранников или многоугольников, или называют
все числа кратные трем и больше 50, и так далее.
"Послушать – сговориться – обсудить"
Данный приём способствует активному усвоению знаний, вовлекает в
предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки..
Пример. На уроке математики при изучении темы "Пирамида" ученикам
предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к только этой теме.
Затем показать соседу по парте, из 6 слов отбираются 3 и предлагаются классу
через 1,5 минуты. Работа с этим упражнением занимает около шестисеми
минут. За это время каждое из слов данной темы повторяется вслух несколько
раз, фактически затрагиваются вопросы словообразования, переносных значений
слов. После того, как учитель напишет на доске все слова, предложенные
парами, начинается отбор трёх слов среди них. В ходе отбора прорабатываются
основные понятия данной темы. "Создай паспорт"
Для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения
существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания
краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими
сходными понятиями. Это универсальный прием составления обобщенной
характеристики изучаемого явления по определенному плану.
На математике может быть использован для создания характеристик или
правил:– геометрических фигур, математических величин.
Универсальным приемом проведения рефлексии, на моих уроке является
использование системы
Возможности использования
интерактивной системы голосования SMART Response безграничны. Зависит
только от моей фантазии. Встроенный журнал в любой момент даст информацию
о всех проведённых опросах, с полным анализом работы, с тем, чтобы учитель
мог своевременно поработать над устранением пробелов в знаниях учащихся.
голосований.
Рефлексия на уроке это совместная деятельность учащихся и учителя,
позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на
личность каждого ученика.
Литература и источники:
1. Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей
мыслить критически. - СПб издательство «Речь», 2003 г.
2. Заир- Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления
на уроке. – М.: Просвещение, 2011. -224 с.
3. Каким должен быть современный урок. http
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.
. it - n . ru.
:// www
От действия к мысли: пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В.
Бурменская, И. А. Володарская и др.) Под ред. А.Г. Асмолова. М.:
Просвещение, 2011.
5. Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос".
- 2012. -№2. http://eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm - Центр
дистанционного образования "Эйдос".
6. Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и
самореализации учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2.
http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm.
Рефлексия на уроках математики
Рефлексия на уроках математики
Рефлексия на уроках математики
Рефлексия на уроках математики
Рефлексия на уроках математики
Рефлексия на уроках математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.