Рефлективный отчет об использовании одного из модулей программы в серии последовательных уроков
Оценка 4.6
Лекции
docx
математика
8 кл
03.02.2018
Это анализ проведенных уроков, в котором рассказывается какие методы, приемы способствуют развитию критического мышления на уроках математики.Как ученики усваивают материал, благодаря использованию на уроках новых технологии преподавания.Для чего надо развивать критическое мышление обучающихся.Говорится о сильных и слабых сторонах этого модулярефлективный отчет
А.docx
Клепкова Любовь Михайловна Портфолио учителя
Группа №5 третьего уровня
Город Костанай 12.11.2013
Отчет А
Отчет А
Рефлективный отчет об использовании одного из модулей программы
в серии последовательных уроков
Я выбрала этот модуль, потому что именно критическое мышление
позволяет мне рассуждать и размышлять по вопросам практики в школе.
Критическое мышление это современное педагогическое понятие.
актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Какую бы
проблему мы не решали, мы должны подходить к ней критически со всех сторон,
ведь проблема не решается сама по себе, она не возникает на пустом месте, а
возникает из совокупности той работы, которую мы выполняем. Критическое
мышление это мышление о мышлении (руководство, стр.154), и я с этим
совершенно согласна.
Это наши размышления о том, как правильно или неправильно мы
поступаем в том или ином случае, как улучшить то положение, в котором
находимся и как найти тот правильный путь который обязательно должен
привести нас к успеху, какими подходами и приемами мы можем
воспользоваться для достижения данной цели.
Критическое мышление и будет тем дисциплинарным подходом к
осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации полученной в результате
наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем
послужить основаниям к действиям (руководство,154)
Человек, который мыслит критически, очень любознателен, ему все
интересно, он проникает в мысли людей, которые его окружают. Этот человек
умеет через диалог общаться с людьми, доказывать свое мнение. Об этом
человеке можно сказать, что он независим, он свободно выражает свои мысли,
делится своими критическими замечаниями с другими, уважает активность
критически мыслить в других людях. Человек мыслящий критически всегда
ищет ответы на вопросы что, где, как и почему. Этот человек ничего не делает
просто так. Он всегда ставит перед собой цель, а потом решает различными
способами проблему. По мнению Кларина М.В., критическое мышление
представляет собой рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено
на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять.
При таком понимании критическое мышление включает, как способности
(умения), так и предрасположенность (установки) (Инновационные модели
обучения в зарубежных педагогических поисках, М,1994). Что же можно
включать в процесс критического мышления. Во первых это та цель которую
мы ставим перед собой, проблема, которую надо решить, гипотеза, которую
выдвигаем, аргументы (доказываем почему именно так), прогноз того, что может
1 Клепкова Любовь Михайловна Портфолио учителя
Группа №5 третьего уровня
Город Костанай 12.11.2013
Отчет А
получиться, согласие или не согласие с другим мнением.
Все это позволяет мне применить модуль критического мышления на всех
этапах урока. Ведь урок, это мыслительный процесс, происходящий в течение 45
минут, очень быстро, но на котором, учащиеся только и делают, что отвечают на
вопросы, что, как, и почему, аргументируют свои высказывания, выдвигают
идеи доказывают, анализируют свои решения, делают выводы ставят для себя
новые цели и снова пытаются их решить на своих уроках я старалась
планировать каждый этап урока так, чтобы мышление учащихся не стояло на
месте, а развивалось постоянно.
В нашем быстро меняющемся мире, где идет развитие всех структур
общества с максимальной скоростью, порой трудно бывает разобраться не
только детям, но и человеку с высоким внутренним потенциалом. Для этого
образование должно приложить все усилия для развития творческой личности,
способной не только удержаться на плаву, но и способной внести свой вклад в
образовательный процесс. Этому должно способствовать развитие критического
мышления.
Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология
критического мышления» следующим образом: «…использование таких
когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения
желательного результата отличается взвешенностью,
логичностью и
целенаправленностью. Другое определение – направленное мышление». Джуди
А. Браус и Дэвид Вуд определяют критическое мышление как разумное
рефлексивное мышление, сфокусированное на решение того, во что верить и что
делать.
Критическое мышление позволяет критически осмыслить любую
информацию, которую мы получаем из интернета, телевизионных передач, газет,
журналов и книг.
Для того, чтобы ребенок мог свободно двигаться в быстро меняющемся
времени, связанном со стремительный ростом информации, в которой
необходимо ориентироваться и уметь её структурировать, необходимо
разрабатывать специальные приемы и методы, направленные на формирование и
развитие критического мышления.
На своих уроках я применила групповую работу для развития
критического мышления. Такая работа учит детей логически мыслить. В
процессе этой работы ученики анализируют информацию, вступая в диалог, друг
с другом. Они учатся высказывать и отстаивать свое мнение.
На первом уроке, когда изучалась тема «Вынесение множителя из под
знака корня перед учащимися на стадии вызова была поставлена проблема: Как
вынести множитель из под знака корня? Этот вопрос поставил их в тупик. Но
2 Клепкова Любовь Михайловна Портфолио учителя
Группа №5 третьего уровня
Город Костанай 12.11.2013
Отчет А
когда я стала задавать вопросы по таксономии Блума: простые, уточняющие,
практические учащиеся както сразу уловили связь той цепочки, которая
образовалась в результате их ответов на мои вопросы. Они стали предлагать
различные варианты решения этого вопроса. Вопросы низкого и высокого
порядка помогли учащимся в освоении новой информации.
На этапе вызова я пыталась провести актуализацию тех знаний, которыми
они уже владеют, мотивировала учащихся к изучению новой темы, с помощью
вопросов активизировала деятельность учащихся. Для этого я планировала этот
этап урока так, чтобы детям было интересно на уроке.
Им не хватало знаний для полного ответа на главный вопрос урока, и они
обратились за помощью к учебнику. В работе «чтение с пометками, не все
учащиеся прикладывали усилия для выполнения предложенной задачи.
Размышляя о том, почему это произошло, я пришла к выводу, что учащиеся
просто не готовы к такому виду работы, когда знания нужно добывать самим,
отдельным ребятам не хватило отведенного времени на усвоение материала,
потому что до проведения серии последовательных уроков я традиционно не
устанавливала жесткие рамки времени.
Я поставила перед собой задачу более тщательно продумывать этот этап
урока, чтобы все учащиеся смогли внести свой вклад в решение данной
проблемы. Мне надо так систематизировать полученную информацию (корзину
идей), чтобы ученики заметили противоречие тех идей,
которые они
предлагали. Для учащихся со слабой мотивацией к учебному процессу
продумать алгоритм работы на данной стадии, с помощью уточняющих вопросов
учить детей выделять главное в тексте, правильно выражать свои мысли, так как
критическое мышление будет развиваться только в том случае, если учащиеся
научатся работать самостоятельно, потому что при саморегуляции ученику
самому надо находить решения задач, а для этого надо мысленно рассуждать.
На втором уроке для развития критического мышления я применила
такую стратегию, как составление кластера. Учащиеся, разделившись на группы
по цвету стикеров (которые они произвольно выбрали со стола) должны были
написать свои ассоциации по теме «Квадратный корень». Сначала они начали
задавать вопросы: А что писать? А что нужно? Они боялись быть непонятыми.
Когда сказала, что оценивать они будут себя сами, их неуверенность исчезла. С
чем только они не связали математическое понятие «корень», со знанием
ботаники, биологии, учителем математики, ну и конечно же с математическими
понятиями. Я, наблюдая за работой учеников, заметила и сделала вывод, что эта
работа учащимся понравилась. Одни подкидывали идеи, другие либо оспаривали
их, либо соглашались с ними. Мыслительный процесс состоялся. Ученики
смогли применить свои знания и умения на практике. Обменявшись плакатами,
ребята оценили работу других групп. При выступлении они аргументировали
3 Клепкова Любовь Михайловна Портфолио учителя
Группа №5 третьего уровня
Город Костанай 12.11.2013
Отчет А
свои дополнения, что способствовало развитию критически мыслить и
рассуждать. Стратегия сработала.
Раньше я предлагала учащимся больше заданий на воспроизведение
знаний, а теперь соглашусь с высказыванием Александера (2004), что
столкновения с визуальными и устными источниками предлагают детям
возможности практиковать навыки аргументации и обучаться менее
формальными способами (Руководство, стр.156).
На третьем уроке, на стадии закрепления материала учащиеся писали
графический диктант. Целью этого диктанта была проверка знаний по
изученному материалу, развитие критического мышления учащихся. Задавались
вопросы сначала низкого порядка, на которые нужно было ответить только да
или нет. С этой работой хорошо справилось почти 90 процентов учащихся,
потому что эти вопросы для них традиционные.
Слабоуспевающие ученики смогли проявить себя в полной мере. На
втором этапе работы надо было объяснить, почему на вопрос они ответили так, а
не иначе, аргументируя свои ответы той теоретической информацией, которой
они владеют или нашли ответ в каких либо других источниках(для этого на
столах лежали справочники по математике, учебники прошлых лет, можно было
воспользоваться словарями). На третьем этапе учащиеся составляли свои
вопросы по изученному материалу. Кода я планировала урок, то думала, что
второй этап вызовет много сложностей и поэтому предложила объединиться в
пары по количеству набранных ответов на 1 этапе. Это так и произошло.
Сложности были, но не так я себе их представляла. Сейчас анализируя этот
этап, я понимаю почему. Пары образовались так, что либо образовалась сильная
пара (учатся на «хорошо» и «отлично»), либо слабая (учатся на
«удовлетворительно»). В зависимости от этого, они находили материал быстро
или вообще испытывали затруднения. Так как быстро анализировать материал и
находить нужную информацию слабые пары не смогли. Они еще не научились
критически оценивать информацию и сопоставлять нужный им материал. В этом
я увидела свою недоработку. Невозможно всех одинаково, научить, с первого
раза, выполнить задание, которое как мне казалось, обязательно будет
способствовать развитию критического мышления. Я не учла здесь то, что хотя
по возрасту дети одинаковые, интеллектуальное развитие у них разное. Это еще
один момент, который я обязательно теперь буду учитывать при планировании
заданий.
На четвертом уроке хочется остановиться на стадии рефлексии, так как
это один из главных этапов урока, который способствует улучшению процесса
обучения.
4 Клепкова Любовь Михайловна Портфолио учителя
Группа №5 третьего уровня
Город Костанай 12.11.2013
Отчет А
Мне рефлексия урока помогла лучше понять, что ученикам нравится на
уроке, с чем они не согласны, какие проблемы в изучении темы существуют на
данный момент.
Я воспользовалась такой формой рефлексии как таблица Эдварда де Боно
«Плюс – минус интересно». Она помогает учащимся критически оценить урок,
заставляет ученика переосмыслить всю информацию, полученную на уроке и
сделать для себя какието выводы, которые он никогда бы устно не озвучил в
силу своей стеснительности. Учащиеся заполняли таблицу из трех столбцов. В
первом они написали, какой этап урока им понравился и почему, во втором они
ответили на вопрос, что не понравилось и почему, а в третьем все то, что им
показалось интересным на уроке или то, о чем бы им еще интересно узнать.
Так как это был обобщающий урок по теме, то провела его я в виде игры.
Ребята посещали различные станции, на которых они выполняли специальные
задания. Из рефлексии я узнала что урок, проведенный в виде игры, им очень
понравился, что задания они выбрали только те, в которых были уверены, что
решат обязательно. Минусами этого урока было то, что набрали мало баллов,
что мало было устной информации для выполнения, и то, что урок быстро
закончился. Проанализировав эту информацию я сделала вывод что не учла тот
факт, что учащиеся делятся на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Это был мой
недочет. Чтобы на уроке всем было интересно, надо было представлять задания
в разных формах на разных носителях.
Рефлексия мне очень помогла проанализировать свои уроки. Сделать
выводы и наметить план следующего урока с учетом всех мнений учащихся.
Проведя 4 урока, я пришла к выводу, что учащиеся 8 класса, в котором я
проводила серию последовательных уроков, находятся только на начальном
этапе формирования и развития критического мышления. Даже с такими
проблемами при проведении серии последовательных уроков, именно
критическое мышление для меня стало основным для обучения тому, как
учиться.
За четыре урока качество знаний учащихся, конечно же, не повысилось,
но желание постигать новое увеличилось в несколько раз. Где есть желание там
будет и хороший результат.
Главная задача, над которой я планирую работать постоянно, это научить
учащихся самостоятельно добывать знания, через умение рассуждать и
размышлять, значит критически мыслить. Обязательно научить учащихся
задавать «толстые» и «тонкие вопросы, уметь слышать не только себя, но и
других, иметь всегда свое мнение. С помощью формативного оценивания
оказывать поддержку (подмостки) своим ученикам, для того, чтобы их
самооценка постоянно повышалась. Строить свое преподавание в форме
диалога, что позволяет использовать силу разговора для стимулирования и
5 Клепкова Любовь Михайловна Портфолио учителя
Группа №5 третьего уровня
Город Костанай 12.11.2013
Отчет А
развития учащихся (руководство, стр. 135). Регулярно проводить рефлексию
своей деятельности для улучшения процесса обучения.
Изучив приемы критического мышления на курсах третьего базового
уровня, я научилась критически подходить к своей работе. Я планирую и в
дальнейшем совершенствовать и развивать навыки применения различных форм
работы для развития критического мышления учащихся на уроках математики.
6
Рефлективный отчет об использовании одного из модулей программы в серии последовательных уроков
Рефлективный отчет об использовании одного из модулей программы в серии последовательных уроков
Рефлективный отчет об использовании одного из модулей программы в серии последовательных уроков
Рефлективный отчет об использовании одного из модулей программы в серии последовательных уроков
Рефлективный отчет об использовании одного из модулей программы в серии последовательных уроков
Рефлективный отчет об использовании одного из модулей программы в серии последовательных уроков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.