Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I.
Оценка 4.6

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I.

Оценка 4.6
pptx
07.11.2023
Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I.
9.38. Реформаторские и консервативные тенднции Николая I.pptx

Тема урока: Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике

Тема урока: Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике

Тема урока: Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I.

Урок истории России в 9 классе

План урока. 1. Николай I: новый император

План урока. 1. Николай I: новый император

План урока.

1. Николай I: новый император.
2. Укрепление государственного аппарата.
3. Укрепление опоры самодержавной власти.
4. Попытки решения крестьянского вопроса.

Кондификация – упорядочивание какого-либо текста, перенумерация его частей, разделение на главы, подглавы, параграфы, а также для облегчения цитирования, ссылок при работе с данным текстом, систематизация законов.
Бюрократия система управления, основанная на вертикальной иерархии, в которой власть принадлежит чиновничьей администрации.
Тенденции- направление в движении или развитии.

Николай I: новый император. Период правления

Николай I: новый император. Период правления

1. Николай I: новый император.

Период правления Николая I называют «Апогей самодержавия», то есть время наиболее полного проявления абсолютизма, неограниченной власти монарха во всех сферах жизни России.
В Европе в этот момент завершаются промышленные перевороты, а ведущие европейские страны превращаются в высокоразвитые промышленные державы.
А что же происходит в России? Подавлено восстание декабристов, по-прежнему сохраняется крепостное право, абсолютная монархия, в обществе усиливаются консервативные настроения.

После трехнедельного между царствования на российский престол вступил младший брат Александра, Николай Павлович. Ему было 29 лет. Стройный, статный красавец, с правильными чертами энергичного лица, со строгим выражением серо-стальных глаз, он казался живым олицетворением власти и силы. Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. 

Николай I: новый император. Вступая на престол,

Николай I: новый император. Вступая на престол,

1. Николай I: новый император.

Вступая на престол, Николай не имел ясного представления о том, какой бы он хотел видеть Российскую империю. Но после унылых и мрачных последних лет царствования Александра I воцарение тридцатилетнего Николая внесло явное оживление в жизнь страны. 

Черты характера императора: властность, дотошность, ответственность.
Идеал – армия.
Император требовал от своих подчинённых – исполнительности, точности, покорности.

Внутренняя политика Николая I 1825 -1855

Внутренняя политика Николая I 1825 -1855

Внутренняя политика Николая I 1825 -1855. Николай понимал власть царя, как власть хозяина. Россия – это собственность, а всякая собственность священна. Хозяин должен заботиться о своем добре, не расточать его, копить, выбирать хороших и верных слуг. Все должны безропотно исполнять его хозяйскую волю. В хозяйстве должна быть строгая иерархия. Все должно быть подчинено дисциплине, должен быть закон.

1. Николай I: новый император.

Николай I: новый император. В годы правления

Николай I: новый император. В годы правления

1. Николай I: новый император.

В годы правления Николая I были сделаны следующие крупные политические шаги:
создана собственная его императорского величества канцелярия;
проведена кодификация законодательства;
проведена реформа образования;
усовершенствовано помещичье землевладение; введена цензура.

1. Николай I: новый император.

1. Николай I: новый император.

1. Николай I: новый император.

Укрепление роли государственного аппарата

Укрепление роли государственного аппарата

2. Укрепление роли государственного аппарата.

 После восстания декабристов основной заботой Николая Павловича были централизация управления государством, контроль настроений в обществе и борьба с вольнодумием. Поэтому он расширяет полномочия своей личной канцелярии, увеличивает количество чиновников и их власть.

Задачей первого отделения была подготовка высочайших указов и контроль их исполнения.
Второе отделение занималось приведением в порядок существующих законов.
Третье отделение ведало сыском и следствием по политическим делам.
Четвёртое отделение занималось вопросами благотворительности.

Укрепление роли государственного аппарата

Укрепление роли государственного аппарата

2. Укрепление роли государственного аппарата.

В первые годы правления новый царь стремился, в отличие от Александра I, сам решать не только важнейшие, но и не слишком значительные вопросы. Для личного контроля над делами министерств и ведомств он расширил область деятельности Собственной его императорского величества канцелярии, которая стала играть ведущую роль в делах государственного управления и во многом подменять Кабинет министров. В январе 1826 г. царь создал II отделение своей канцелярии во главе с возвращенным из ссылки М. М. Сперанским.

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I.

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I.

Укрепление роли государственного аппарата

Укрепление роли государственного аппарата

2. Укрепление роли государственного аппарата.

 Главной его задачей должна была стать подготовка единого Свода законов. Прежде эта работа безуспешно велась в течение десятилетий. Сперанскому удалось выполнить её всего за пять лет. В 1832 г. было опубликовано первое Полное собрание законов Российской империи в 45 томах, а в 1833 г. - Свод действующих законов государства.

В декабре 1826 г. Николай создал секретный комитет под председательством бывшего члена Негласного комитета графа В. П. Кочубея. Ему было поручено составить проект реформы государственного управления.
Однако решить эту задачу Кочубею не удалось.

Укрепление роли государственного аппарата

Укрепление роли государственного аппарата

2. Укрепление роли государственного аппарата.

Многие даже мелкие решения принимались высшими государственными органами. Для этого требовалась огромная армия чиновников. К концу царствования Николая их численность составила без малого 90 тыс. человек (в начале правления Александра I чиновников было 15 тыс.). Порой власть мелкого чиновника была для простого просителя более весома, чем решение министра.

Росла численность чиновников, усиливался бюрократический аппарат

Росла численность чиновников, усиливался бюрократический аппарат

Росла численность чиновников, усиливался бюрократический аппарат. Подчиненные министру чиновники готовили проекты решений и в зависимости от своих интересов докладывали их начальству. Чиновник не отвечал за решение, которое подписал начальник, тот же в свою очередь также не нес никакой ответственности, так как его подписал следующий по чину начальник. Возникала круговая бюрократическая безответственность. Официальная пропаганда твердила, что улучшение жизни народа – главная забота правительства, создавалась картина всеобщего благополучия. Это была по своей сути бюрократическая система.

Централизация управления государством:
усиление роли Собственной Его Императорского Величества Канцелярии;
увеличение количества чиновников и расширение их полномочий.

2. Укрепление роли государственного аппарата.

Укрепление опоры самодержавной власти

Укрепление опоры самодержавной власти

3. Укрепление опоры самодержавной власти.

Николай I уделял большое внимание задаче укрепления дворянского сословия. Его беспокоило, что начавшееся еще при Александре I обнищание части дворянства продолжалось. О попытался укрепить материальное положение высшего сословия . Для этого был изменен порядок наследования крупных имений, включавших не менее 400 крестьянских дворов. Они теперь не могли быть раздроблены между наследниками или проданы и передавались в порядке наследования старшему в роде. Был повышен имущественный ценз для участников выборов дворянских органов самоуправления.

К 1858 году численность дворянства составляла около 1 млн. человек (около 1 % населения).

Около 400 тысяч человек – личные дворяне (не могли владеть крепостными крестьянами) . Из 600 тысяч потомственных дворян – только 18 тысяч – зажиточные, состоятельные. Расслоение дворянства, дробление дворянских имений, обеднение некоторых дворянских фамилий, рост численности личного дворянства (выходцы из низших сословий).

Укрепление опоры самодержавной власти

Укрепление опоры самодержавной власти

3. Укрепление опоры самодержавной власти.

Характерной чертой внутренней политики Николая I являлось укрепление и консервация дворянского сословия. После выступления декабристов император утратил доверие к высшим слоям дворянства. Он стремился опереться на ту часть дворянства, доходы которой были малы и не позволяли обойтись без государственного жалованья.

В 1832 г. были введены звания потомственных почетных граждан (присваивались детям, чьи родители имели личное дворянство, ученым, художникам, купцам первой и второй гильдии) и почетных граждан (присваивалось чиновникам 4-10 классов, лицам, окончившим высшие учебные заведения). 

Укрепление опоры самодержавной власти

Укрепление опоры самодержавной власти

3. Укрепление опоры самодержавной власти.

Рост значения формирующейся буржуазии нашёл отражение в расширении сословных привилегий городского населения. В середине тридцатых годов появилась новая сословная категория почётных граждан, которая имела привилегии, сравнимые с дворянскими. Наиболее видные представители торгово-промышленных и финансовых кругов, оказывавшие услуги правительству, получали государственные награды, звания комерц- и мануфактур-советников и даже дворянские титулы.

Главным образом это выражалось в том, что молодой император сильно переживал, что за годы правления его предшественников многие дворянские семьи очень сильно обнищали. Особенно это было показательно во время правления Александра 1. Внутренняя политика Николая 1 того времени во многом строилась на том, чтобы построить основы государственного управления, опираясь на дворянство. 

Укрепление опоры самодержавной власти

Укрепление опоры самодержавной власти

3. Укрепление опоры самодержавной власти.

Николаю I удалось заметно повысить престиж дворянства в обществе. Дворянство по-прежнему оставалось главной опорой императорской власти. Именно поэтому можно говорить о том, что политика Николая I   внутри страны проводилась во многом в интересах богатых сословий, на которые император и решил опираться в своей работе.

В 1845 г. издан указ, по которому потомственное дворянство приобреталось на военной службе, начиная со старших офицерских чинов, а на гражданской - с пятого класса Табели о рангах, а не с восьмого, как было ранее. В целях укрепления материальной базы дворянства указом 1845 г. учреждены неделимые наследственные имения, то есть не подлежащие дроблению между наследниками и переходящими по наследству к старшему сыну. 

Попытки решения крестьянского вопроса

Попытки решения крестьянского вопроса

4. Попытки решения крестьянского вопроса.

Как и его предшественник на императорском троне Николай 1 не смог обойти вниманием важнейший вопрос крестьянский. Он решил начать с преобразований, направленных на улучшение положения государственных крестьян. По его поручению реформу управления государственными крестьянами провел генерал П. Д. Киселев – член Госсовета и министр государственных имуществ. Почему преобразования коснулись только государственных крестьян? (Государство могло ими распоряжаться).

«Из выступления Николая I на заседании Государственного совета 30 марта 1842года» 

1. Крепостное право – зло. 2. Отмена крепостного права – зло более гибельное. 3. Решать этот вопрос – преждевременно. 4. Николай боялся крестьянского бунта.

Попытки решения крестьянского вопроса

Попытки решения крестьянского вопроса

4. Попытки решения крестьянского вопроса.

Попытки решения крестьянского вопроса

Попытки решения крестьянского вопроса

4. Попытки решения крестьянского вопроса.

1837 г. - начало реформы государственных крестьян.
Цель реформы:
1. Повысить уровень жизни государственных крестьян;
2. Обеспечить исправную уплату налогов государственных крестьян;
3. Дать помещикам пример возможного улучшения жизни крестьян.

Реформа государственной деревни предусматривала:
определять размеры оброка с учетом доходности крестьянского надела;
для устранения малоземелья часть крестьян переселили в менее населенные местности;
создавалась “общественная запашка”;
в государственных деревнях открывались школы;
открывались медицинские и ветеринарные пункты
запрещалась продажа крепостных за долги и разъединение семей,
1842 г. – принят указ об “обязанных” крестьянах,
разрешалось освобождение крепостных без земли,
1847 г. крепостные получили право выкупа на свободу в том случае, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги,
1848 г. крепостным крестьянам было предоставлено право покупать незаселенные земли и строения.

Попытки решения крестьянского вопроса

Попытки решения крестьянского вопроса

4. Попытки решения крестьянского вопроса.

Реформа предусматривала создание общественной запашки, под которую отводилась часть земель. Это должно было обезопасить крестьян от неурожая. На таких наделах насильно заставляли сажать картофель на случай если не уродятся зерновые. Однако эта мера вызвала активное сопротивление крестьян, переросшее в «картофельные бунты». Вызваны они были непониманием крестьян необходимости данной меры и различными слухами о вреде картофеля.

В 1837–1841 годах был проведён ряд преобразований в отношении государственных крестьян. Главным из них стало введение крестьянского самоуправления. Также по инициативе Киселёва в деревнях стали строить больницы и школы.

Из густонаселённых районов крестьян переселяли на свободные земли.

Попытки решения крестьянского вопроса

Попытки решения крестьянского вопроса

4. Попытки решения крестьянского вопроса.

1841 г. – закон, запрещающий продавать крестьян по одиночке или вместе с поместьем.
1842 г. – закон о «вольных крестьянах». Помещики теперь могли на своё усмотрение освобождать крестьян и давать им землю, не требуя денег взамен. Однако крестьянин обязан был взамен отработать долг на выданной ему земле.
1843 г. – безземельные дворяне больше не имели право покупать крепостных (ликвидация рабства).

 Крестьянский вопрос император понимал, прежде всего, как вопрос об отмене крепостного права, об освобождении крестьян. При этом опыт показывал, что освобождение крестьян не сопровождаемое наделением их землей в значительной мере ухудшает их экономическое положение. Крестьян можно было освободить только в том случае, если они будут наделяться частью земель, принадлежащих помещику. Однако Николай I был убежден в том, что земля является частной собственностью дворян по закону, а нарушить закон император не мог, т. к. считал это несовместимым с достоинством монарха.

В 1847–1848 годах была проведена инвентарная реформа

В 1847–1848 годах была проведена инвентарная реформа

В 1847–1848 годах была проведена инвентарная реформа. Она коснулась только западных губерний, где помещики-католики владели православными крепостными. Объяснялось это желанием Николая I получить опору в лице местных крестьян, так как он опасался возможного восстания. Составлялись описи помещичьих земель – инвентари, - в которых устанавливались чёткие нормы повинностей, превышать которые землевладелец не имел права.

4. Попытки решения крестьянского вопроса.

«инвентари» – опись помещичьих имений с четким указанием наделов крестьян и фиксацией повинностей.

Правительство Николая не смогло покончить с системой крепостнических отношений в деревне. Положение как помещичьих, так и государственных крестьян серьезно улучшено не было.

Попытки решения крестьянского вопроса

Попытки решения крестьянского вопроса

4. Попытки решения крестьянского вопроса.

В 1847 г. крепостные получили право выкупа на свободу в том случае, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги; в 1858 г. им было предоставлено право покупать незаселенные земли и строения. Наконец, в 1847 – 1848 гг. в западных губерниях, где помещиками были в основном поляки-католики, а их крепостными – православные, были введены инвентарные правила. Они строго определяли размеры крестьянских наделов и их повинности в пользу помещиков, что улучшало положение крестьян.

Впервые произошло резкое сокращение численности крепостных крестьян - их доля в населении России, по разным оценкам сократилась с 57-58 % в 1811-1817 гг. до 35-45 % в 1857-1858 гг. и они перестали составлять большинство населения. Очевидно, немалую роль сыграло прекращение практики «раздачи» государственных крестьян помещикам вместе с землями, процветавшей при прежних царях, и начавшееся стихийное освобождение крестьян. Однако, несмотря на все эти нововведения, крепостное право в России продолжало сохраняться.

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I.

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I.

Значение деятельности Николая I

Значение деятельности Николая I

Значение деятельности Николая I.

Укрепление государственной власти. Апогей самодержавия. Кодификация законодательства. Укрепление социальной базы – материального и социального положения дворянства. Меры по улучшению положения крепостных крестьян. Сохранение крепостного права.

Итоги внутренней политики Николая I 1. Итак, кодификация законов, реформа управления государ­ственными крестьянами, денежная реформа — это основные достижения царствования Николая I. С их помощью Нико­лаю I удалось укрепить свою империю. 2. Больших успехов достигла постоянная торговля, которая ста­ла превосходить традиционную ярмарочную торговлю. Но крепостничество тормозило развитие торговли в центре, по­этому национальные окраины быстрее втягивались в обще­российский рынок. 3. Возникли новые города на вновь присоединенных террито­риях: Новочеркасск, Нальчик, Пятигорск, Новороссийск, Ма­хачкала и др. Некоторые фабричные центры становились го­родами. 4. Но в середине XIX в. начался кризис самодержавной систе­мы. Крепостное хозяйство было малодоходным. Активная внешняя политика требовала огромных военных расходов. Резко увеличился внешний долг.

Домашнее задание:§ 10 – читать

Домашнее задание:§ 10 – читать

Домашнее задание:§ 10 – читать.
Ответить на вопросы 1-6 на стр. 69.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2023