Один из путей демократических реформ школы предлагала, в частности, РДСРП. В программе партии (1902) предполагалось обучение на родном языке, отделение школы от церкви, всеобщее обязательное бесплатное обучение до 16 лет. Все настоятельнее из уст политических лидеров и представителей общественности звучит идея всеобщего начального образования. Но реформы пробуксовывали, а население России по – прежнему оставалось неграмотным.Решая задачи реформы образования, город Старый Оскол пошел на своеобразный эксперимент, создав одну полную среднюю школу №5 с контингентом учащихся 9-10 классов. Одной из первых выпускниц новой школы была Валентина Петровна Аршинник, в девичестве Жилина, возглавлявшая Старооскольский отдел народного образования с 1986 по 1993-й годы.
Школьная реформа 1984 года с попыткой профессионализации общеобразовательной школы внесла новые ритмы в жизнь школьных коллективов. Главная тенденция реформы проявилась в создании условий для профессиональной подготовки по 5 специальностям (основы механизации, автодела, животноводства, плодоводства, овощеводства) и введении уроков производительного труда для учащихся 9-10 классов.
конспект.docx
Реформы в образовании Старооскольской школы
Один из путей демократических реформ школы предлагала, в
частности, РДСРП. В программе партии (1902) предполагалось обучение на
родном языке, отделение школы от церкви, всеобщее обязательное бесплатное
обучение до 16 лет. Все настоятельнее из уст политических лидеров и
представителей общественности звучит идея всеобщего начального
образования. Но реформы пробуксовывали, а население России по –
прежнему оставалось неграмотным.
Пришедшие в октябре 1917 года большевики начали разрушение
существовавшей системы образования. За 2 года в Старом Осколе закрылись
частная и казенная гимназии, духовное и реальное училище, вследствии
запрета прекратилось преподавание древних языков и основ религии.
Некоторые типы школ были упразднены, а другие целиком или, разбившись на
части, вошли в систему единой трудовой школы.
В течении 20х годов дореволюционная структура школьного
образования была ликвидирована, большевики стали управлять страной,
используя школу и учительство как инструмент своего влияния.
Вступило в силу «Положение о единой трудовой школе», появились другие
директивные документы, на основании которых единая система совместного и
бесплатного общего образования с двумя ступенями: 1я ступень – 5 лет
обучения и 2я ступень – 4 года обучения.
По данным статистики, в Старооскольском уезде в 19231924гг.
существовали 3 школы 1 ступени с 856 учащимся, в 1924 – 1925гг. – 6 школ, в
которых обучалось 1999 учащихся. Соответственно возросло и число
школьных работников с 22 до 55.
В 1920 г. Создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по
ликвидации неграмотности. Основная задача была сформулирована так: «…
немедленно приступить к составлению плана ликвидации неграмотности
среди населения губернии в возрасте от 15 до 35 лет».
Губернский отдел народного образования в целях налаживания более
эффективной работы по борьбе с неграмотностью предписывает
Старооскольскому уполитпросвету составить перспективный план по
ликвидации
малограмотности на 1927/28й год,
«сосредоточив внимание на первоочередных группах населения
допризывников 190607гг. рождения, сельхозрабочих и батраков».
неграмотности,
Советская власть железной рукой сажала за парты своих
несознательных граждан, ломались стереотипы в поведении и образе жизни.
Обидно только: тяга к знаниям воспитывалась через покорность.
Все больше и больше граждан страны садилось за парты, повышались
требования к качеству преподавания предметов и Старооскольские
педагогические курсы уже более не удовлетворяли кадровых потребностей.
Вот поэтому согласно предложению Курского Упрофоба 11 августа 1921
1 года решено было открыть Старооскольский педагогический техникум.
Возглавил новое образовательное учреждение Стефан Васильевич
Бунтовников. Старооскольский педтехникум стал подлинной кузницей по
подготовке народных учителей и вскоре стал лучшим в Курской губернии.
Кроме двух общеобразовательных отделений здесь имелось два специальных ,
где готовили педагогов для работы в детских садах, а также работников
школьного воспитания.
Техникум располагал собственным зданием (бывшая женская гимназия).
Занятия проходили в двух смежных двухэтажных помещениях. В учебном
корпусе было устроено водяное отопление и канализация. От бывшей
казенной гимназии техникуму достались прекрасные классные комнаты,
учительская, канцелярия, помещения для общежития. От педагогических
курсов – приличная библиотека, хорошо оборудованные кабинеты:
физический, химический, естествознания и оснащенная столярная мастерская.
Советская власть создавала новые структуры школьного управления, и
одним из низовых звеньев стали уездные отделы народного образования.
23 марта 1921 года постановлением Старооскольского уисполкома во главе
школьного образования назначили В. М. Ширинского. Образовательные
органы заботились о восстановлении разрушенного, решали задачи нового
строительства. УНО занимался искусством, охраной здоровья детей,
профессионально техническим образованием, курировал другие направления,
связанные с общей культурой. Унаробраз заботился о театре, выпускал свою
газету.
С перенапряжением сил, недоедая, преподавая в холодных, плохо
оснащенных классах при хронической нехватке учебных принадлежностей и
пособий, советские учителя ухитрялись давать детям и взрослым положенные
по программе знания, расширяя их представление о мире. Благодаря усилиям
первых советских педагогов страна подготовилась к важному этапу
культурной революции – в 1930 году было введено начальное
(четырехклассное) обучение как обязательное. Советская система внесла
поправку в земскую статистику, предрекавшую вековое отставание России от
передовых держав мира.
Вначале 30х система школьного образования в стране подвергается
коренному реформированию, обретая стройность с преемственностью
структурных подсистем. Вводятся стандартные программы и учебники,
узаконивается единый режим занятий, осуществляется ряд других новшеств.
В качестве важного фактора, способствующего повышению образовательного
уровня населения, можно рассматривать провозглашение курса на
организацию, прежде всего в городах, всеобщего семилетнего обучения. Эта
тенденция коснулась и школ района. К примеру, в 1931 году Казацкая школа
была реорганизована в семилетнюю, а в слободе Пушкарской с 1939 года
2 начала функционировать вечерняя школа – десятилетка, в которой обучалась
рабочая молодежь.
Во главу угла ставилась задача подготовки защитников отечества и
история старооскольской школы сохранила немало эпизодов
самоотверженного труда учителей, решающих архиважную государственную
проблему. Явная тенденция предвоенных лет рост качества преподавания в
лучших образовательных учреждениях не только фундаментальных
дисциплин, но повышение внимания к урокам фзкультуры (волейбол, футбол).
Война с немецкофашистскими захватчиками страшной бедой
обрушилась на россиян. В 1941/42 учебном году в РСФСР школу не
посещали 25% учащихся, было разрушено около 20 тыс. школьных зданий.
После войны принимались административные меры по восстановлению
учебного процесса. Уже к началу учебного 1948/49 гг. все старооскольские
школы были обеспечены в достаточном количестве тетрадями и письменными
принадлежностями, лучшими по подготовке к зиме были признаны:
Верхнечуфичевская,
школы.
К началу 1950х гг. школа России перешла на всеобщее семилетнее обучение.
В 1954м году была образована Белгородская область, в ее состав вошел
и Старооскольский район. Советская школа готовила плацдарм на всеобщее
восьмилетнее обучение.
В 1954/55 учебном году в Старооскольском районе насчитывалось 65 школ.
Из них 46 – начальных, 2 семилетки и 7 средних. Кроме того, работала 1
средняя школа рабочей молодежи и семилетняя школа сельской молодежи. В
первые послевоенные годы объединенный районный отдел народного
образования возглавляет Леонид Федорович Гатилов.
Обуховская,
Новокладовская
1958г. реформа – преобразование 7летних школ в 8летние. Стояла
задача организовать горячее питание и подвоз детей в сельских школах.
Приоритетным считалось трудовое обучение, а также краеведение и туризм.
Начало 60х отмечено активизацией школьного строительства и укреплением
учебноматериальной базы. Построены и сданы в эксплуатацию Казаченская,
Нижнеатаманская, Монаковская, Песчанская, Стойленская, Казацкая школы,
а также Роговатовская, Архангельская, Долгополянская, Каплинская и
другие.
Решая задачи реформы образования, город Старый Оскол пошел на
своеобразный эксперимент, создав одну полную среднюю школу №5 с
контингентом учащихся 910 классов. Одной из первых выпускниц новой
школы была Валентина Петровна Аршинник, в девичестве Жилина,
возглавлявшая Старооскольский отдел народного образования с 1986 по
1993й годы.
Школьная реформа 1984 года с попыткой профессионализации
общеобразовательной школы внесла новые ритмы в жизнь школьных
коллективов. Главная тенденция реформы проявилась в создании условий для
3 профессиональной подготовки по 5 специальностям (основы механизации,
автодела, животноводства, плодоводства, овощеводства) и введении уроков
производительного труда для учащихся 910 классов.
1989й год характерен созданием в сельской школе первых профильных
классов и классов с углубленным изучением предметов. Школьники села
начинают изучать основы информатики, вводится раннее изучение
иностранного языка.
В 1991 – 1993 годы осуществляется переход на новые программы,
выбор учебных планов.
На протяжении последующих лет происходило выравнивание городской и
сельской школы на основе взаимного обмена опытом.
В 1994/95 учебном году проведена целенаправленная работа по переводу
школ на базисный учебный план. Три средние общеобразовательные школы
преобразованы в школы с углубленным изучением отдельных предметов. По
итогам 1999 года впервые сельский сектор Старооскольского управления
образования был признан наряду с городским победителем областного
соревнования.
Объединение города и района Старооскольской школе пошло на пользу,
пережив момент кризиса, система из режима выживания стала переходить в
фазу саморазвития.
4
Реформы в образовании Старооскольской школы
Реформы в образовании Старооскольской школы
Реформы в образовании Старооскольской школы
Реформы в образовании Старооскольской школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.