«Регуляция предстартовых состояний конькобежцев»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 03.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность темы «Регуляция предстартовых состояний конькобежцев» заключается в том, что: - во-первых постоянные стрессовые ситуации отрицательно влияют на общефизическое, психическое здоровье и предстартовые состояния подростков; - во-вторых, регуляция предстартовых состояний является важным психологическим фактором способствующих повышению результативности конькобежцев. В России действует социальная программа развития подростков. Одним из важнейших ее направлений является привлечение молодежи к занятиям спортом. Конькобежный спорт является одним из наиболее приемлемых видов спорта по причине высоких результатов в области физического и психологического развития.
Иконка файла материала 249419.doc
«Регуляция предстартовых состояний конькобежцев» Оглавление Введение……………………………………………………………………… 2 Глава   1.   Теоретические   аспекты   регуляции   предстартовых   состояний конькобежцев………………………………………………………………… 4 1.1. Характеристика конькобежного спорта………………………...……...  4 1.2. Эмоциональная сфера конькобежцев…………………….…..………... 9 1.3.   Характеристика   предстартовых   состояний   конькобежцев   и   их влияние на эффективность соревновательной деятельности…………..…. 1.4.   Методы   регуляции   предстартовых   состояний   и   психологические условия их применения…………..…………………………………….……. Выводы по главе 1. ………………………………………………………….. Глава   2.   Цель,   задачи,   методы   и   организация   экспериментальной 14 17 22 работы………………………………………………………………………… 24 2.1. Цель и задачи исследования………………………...………………….. 24 26 2.2. Организация исследования……………………………………………... 2.3. Методы и методики проведения исследования……………………….. 28 Выводы по главе 2. ..………………………………………………………… 28 29 Глава 3. Проведение экспериментальной работы………………………….. 3.1. Результаты констатирующего эксперимента……………………...…... 29 3.2. Программа развития психорегуляции конькобежцев………………… 43 45 3.3. Результаты формирующего эксперимента…………………………….. Выводы по главе 3. ………………………………………………………….. 58 Заключение…………………………………………………………………… 60 Список использованной литературы……..………………………………… 63 ВведениеЦелесообразность   регуляции   предстартовых   состояний   объясняется   улучшением   улучшением   состояния   рядом   причин: здоровья, психофизических качеств, повышением результативности конькобежцев. Актуальность   темы   «Регуляция   предстартовых   состояний конькобежцев» заключается в том, что: ­ во­первых постоянные стрессовые ситуации отрицательно влияют на общефизическое,   психическое   здоровье   и   предстартовые   состояния подростков; ­   во­вторых,   регуляция   предстартовых   состояний   является   важным психологическим   фактором   способствующих   повышению   результативности конькобежцев. В России действует социальная программа развития подростков. Одним из важнейших ее направлений является привлечение молодежи к занятиям спортом.   Конькобежный   спорт   является   одним   из   наиболее   приемлемых видов   спорта   по   причине   высоких   результатов   в   области   физического   и психологического развития.  Объект исследования ­ функциональные состояния спортсменов. Предмет исследования ­ предстартовые состояния спортсменов. Цель   исследования   –   показать,   что   методы   психорегуляции положительно воздействуют на предстартовые состояния конькобежцев. Задачи исследования:   1.   Проанализировать   имеющуюся   литературу   по   эмоциональной   сфере спортсменов и ее проявлении в спортивной деятельности;  2. Определить методы регуляции предстартовых состояний;  3. Провести психорегуляцию предстартовых состояний конькобежцев;   4.  Изучить  влияние  методов  психорегуляции  на предстартовые  состояния конькобежцев. 2Гипотеза   исследования   ­   введение   в   систему   подготовки   методов психорегуляции,   позволит   конькобежцам   находиться   перед   стартом   в оптимальном боевом состоянии. Теоретическая   значимость  работы   заключается   в   возможности применения программы психологической подготовки конькобежцев. Практическая   значимость.   Для   регуляции   предстартовых   состояний конькобежцев посредством психологической подготовки, можно пользоваться положениями и выводами, содержащимися в данном исследовании. Работа структурно состоит из трех глав: в первой главе проведен анализ литературных   источников   по   теме   дипломной   работы;   во   второй   главе отражены цель, задачи, методы и организация экспериментальной работы; в третьей   главе   описаны   констатирующий   и   формирующий   эксперименты, сделаны выводы.  3Глава 1. Теоретические аспекты регуляции предстартовых состояний как психологического фактора повышения результативности конькобежцев 12­14 лет 1.1 Характеристика  конькобежного спорта Конькобежный   спорт     (англ.   speed   skating   ­   "скоростное   катание   на коньках")   ­   вид   спорта,   в   котором   участники   состязаний   должны   с максимально   возможной   скоростью   преодолеть   дистанцию   по   замкнутой окружности   ледовой   арены.   По   мнению   археологов,   конькобежный   спорт является   одним   из   наиболее   древних   ­   коньки,   обнаруженные   во   время раскопок,   имеют   возраст   3200   лет   и,   скорее   всего,   принадлежали киммерийцам   (одному   из   кочевых   племен,   обитавших   в   районе   Северного Причерноморья). Часто катание на коньках находило отражение в живописи ­ одна из картин такого рода датирована 1380 годом. Упоминания о коньках имеют место и в некоторых письменных источниках, первое из них, помещенное в "Англо­Нидерландском словаре" Гемаха, датировано 1648 годом. Первый в мире конькобежный клуб был организован в Великобритании в   1742   году,   а   официальные   соревнования   по   данному   виду   спорта проводились в январе 1763 года в этой же стране. Также в Англии в 1772 году увидела свет первая книга правил конькобежного спорта, включающая в себя практические рекомендации конькобежцам и фигуристам. В России же книга такого рода, именовавшаяся "Зимние забавы и искусство бега на коньках с фигурами" была издана в 1839 году. Развиваться скоростной бег на коньках начал в 50­60 годах XIX века: в 1830   году   организован   конькобежный   клуб   в   Глазго,   в   1849   году   ­   в Филадельфии, в 1863 ­ в Нью­Йорке и в Норвегии. В течение последующих 5 4лет конькобежные клубы появились во многих странах: в 1864 г. ­ в России, в 1865 г. ­ во Франции, в 1867 г. ­ в Австрии, в 1868 г. ­ в Германии, в 1869 г. ­ в Венгрии. 8   декабря   1879   года   в   Англии   впервые   в   мире   было   организовано национальное первенство по скоростному бегу на коньках. В середине XIX века   вначале   в   Лондоне,   а   потом   и   в   других   городах   Европы   и   Америки появились заливные катки ­ до того спортсмены использовали для состязаний в конькобежном спорте и фигурном катании только естественные водоемы. Первый чемпионат мира по данному виду спорта состоялся в 1889 году в   Амстердаме   (Нидерланды).   Эти   соревнования   были   объявлены Международным союзом конькобежцев профессиональными. В   1892   году   был   создан   Международный   Союз   Конькобежцев (International Skating Union ­ ISU), ныне в него входят более 60 национальных федераций разных стран мира. Именно на конгрессе ИСУ в Копенгагене (1895 год) были утверждены Единые правила по скоростному бегу на коньках. 1893 год ­ в Амстердаме прошел 1­й чемпионат мира в конькобежном спорте среди мужчин. В этом же году был проведен и чемпионат Европы по данному   виду   спорта.   Женщины   также   активно   осваивали   конькобежный спорт ­ с 1911 года они участвовали в одиночных забегах на 500 метров и в состязаниях по фигурному катанию. В 1936 году были проведены первые соревнования мирового уровня по скоростному бегу на коньках для женского пола, а в чемпионатах Европы представительницы прекрасного пола начали участвовать только с 1970 года. С 1972 года проводятся чемпионаты мира по спринтерскому многоборью (500 и 1000 м). Скоростной бег на коньках (дистанции ­ 500, 1500, 5000, 10000 м и многоборье)   у   мужчин   был   включен   в   программу   первых   зимних Олимпийских игр (Шамони (Франция)) в 1924 году, а соревнования такого 5рода среди женщин­спортсменок начали проводиться с 1960 года. Следует упомянуть о том, что на II Олимпиаде (1928 год, Санкт­Мориц (Швейцария)) не проводились соревнования по многоборью и состязания на дистанции 10 000 м.  В наши дни конькобежцы соревнуются в скорости на коротких ­ 500, 1 000 (у мужчин с 1976 года), и 1500 м, и длинных ­ 3 000, 5 000 (у женщин с 1988 года), и 10 000 м дистанциях. Состязания по конькобежному спорту проходят   на   ледовых   дорожках,   длина   которых   составляет   400   метров, ширина ­ 10 м (а также добавочные 2 м для безопасности состязающихся и удобства уборки снега), радиус поворотов ­ 25 и 30 метров. Кроме того, на некоторых стадионах созданы разминочные внутренние дорожки (длина ­ 333 метра, ширина ­ 5 метров). Поскольку половину круга конькобежец проходит по внутренней дорожке, а вторую половину ­ по наружной, длина дорожки равна   половине   суммы   длины   наружной   и   внутренней   дорожек.   Также учитывается расстояние, преодолеваемое спортсменом в процессе перехода с одной дорожки на другую. Для разграничения дорожек используется линия (ширина ­ 5 см), нанесенная на лед яркой краской. Поверх нее накладывается валик   из   снега   (ширина   ­   15   см),   наружный   край   которого   совпадает   с наружным краем линии разметки. В том случае, когда размеры ледового поля недостаточны для создания стандартной дорожки, организаторы соревнований могут   уменьшить   радиус   поворота   либо   же   разметить   дорожку   меньшего размера. От   каждой   национальной   команды   в   каждом   виде   состязаний   в конькобежном   спорте,   принимают   участие   3   спортсмена   (до   1972   года   на дистанциях   500   и   1500   м   у   мужчин   ­   4   спортсмена).   Все   участники соревнований разбиваются на пары и проходят дистанцию, двигаясь против часовой стрелки по ледовой дорожке. Побеждает конькобежец, показавший лучшее время.  6Виды конькобежного спорта:   •  собственно   конькобежный   спорт   ­   соревнование   в   скоростном   беге   на коньках, проводящееся на длинной беговой дорожке (400 м); •  шорт­трек   ­   состязания   в   беге   на   коньках,   проводящиеся   на   короткой дорожке (111,12 м). Процесс специализации в рядах конькобежцев начался в конце XIX века ­   появились   спортсмены,   отдававшие   предпочтение   скоростному   бегу   на коньках либо же фигурному катанию. Однако полное разделение имело место лишь в начале XX века, до того на всех соревнованиях, будь то фигурное катание или преодоление дистанций на скорость, участвовали одни и те же спортсмены. Для   различных   видов   спорта   требуется   лед   разной   температуры:   в шорт­треке   ­   до   ­6°С,   для   проведения   хоккейных   матчей   нужен   более холодный лед ­ от ­6 до ­8°С, а на конькобежных дорожках температура льда ­ от ­7°С (для спринтеров) до ­10°С (для стайерских гонок). Толщина ледового покрытия   для   разных   видов   конькобежного   спорта   также   несколько различается. Для спринтерского и стайерского забега достаточно слоя льда толщиной 25 мм, а вот на площадках для шорт­трека лед несколько толще ­ около 40 мм. Техникой   конькобежного   спорта   овладевают   только   во   время тренировок   на   льду.   Занятия   такого   рода   чрезвычайно   важны.   Однако   не следует приуменьшать значимость тренировок, которые можно проводить в домашних   условиях.   Специалисты   рекомендуют   новичкам   вначале   надеть коньки   с   зачехленными   лезвиями   и   походить   дома   по   полу,   поделать приседания (как на двух, так и на одной ноге). К этому следует добавить ходьбу на пятках, носках, наружной и внутренней стороне стопы, выпады, скрестный   и   гусиный   шаг   в   сочетании   с   махами   рук   ­   упражнения, развивающие координацию и сходные по характеру с бегом на коньках. Таким 7образом, человек обретет устойчивость и уверенность, которой так не хватает начинающим конькобежцам. Профессиональные спортсмены не бегут, а скользят, делая одинаковые по длине шаги и до конца используя ускорение каждого шага. При этом они стараются   двигаться   плавно   и   равномерно,   совершая   сильные   толчки   без рывков   ­   только   так   можно   развить   действительно   высокую   скорость. Увеличение частоты шагов наблюдается лишь в беге на длинные дистанции (5000   и   1000   метров),   когда   в   результате   нарастающего   утомления уменьшается сила толчка, и конькобежцу приходится менять тактику бега. Однако   следует   учесть,   что   спортсмены   высокого   класса   проходят   всю дистанцию без снижения скорости, не меняя частоту шагов. Специалисты   утверждают,   что   за   1   или   10   минут,   требующихся   для преодоления дистанции, самочувствие спортсмена может как ухудшиться, так и остаться стабильным, а порой и улучшиться по сравнению с тем, которое имело место в самом начале забега. 1.2 Эмоциональная сфера конькобежцев  Эмоционально   –   когнитивная   сфера,   её   состояние,   может   оказывать влияние   на   устойчивость   спортсменов   к   стрессам.   На   возникновение   и утяжеление   течения   присутствующих   соматических   заболеваний   влияют когнитивные   процессы   и   аффективные   функции,   включающие   в   себя пониженную способность к дифференциации телесных ощущений и чувств, трудности,   связанные   с   распознаванием   и   описанием   эмоциональных ощущений,   ослабление   возможностей   категоризировать   и   символизировать образы в мышлении, отсутствие фантазирования, использование не абстрактно –  логического,  а   наглядно  –  действенного   мышления.  Подобный   комплекс нарушений, носит название в литературе нашего времени, «алекситимия», и 8считается   особенностью   личности.   Также,   имеются   научные   работы, предоставляющие данные с подтверждением, что алекситимия, по большей части, является феноменом психофизиологическим, а не психологическим, и обусловлена   рассогласованием   работоспособности   полушарий   головного мозга. Индивиды,   имеющие   подобное   расстройство,   лишены   возможности регуляции   эмоций   на   неокортикольном   уровне,   что   влияет   на   усиление физиологической   реакции   на   факторы   стресса,   тем   самым,   создаются условия, способствующие разнообразным дисфункциям человека. Расстройства   функционального   состояния   стрессового   характера,   в спортивной деятельности слабо изучены и редко берутся во внимание при написании   психорегулирующих   комплексов   и   методик,   направленных   на восстановление.   Этим   обусловлена   разработка   нового   отношения   к проведению   оздоровительно   –   профилактических   мер   для   спортсменов, учитывая   специфику   их   вида   спорта,   что   должно   значимо   повлиять   на здоровье молодых спортсменов в сторону его укрепления и сохранения. Учеными, проводились исследования по изучению распространённости расстройств   функционального   состояния   спортсменов   стрессогенного характера,   в   конкретных   видах   спорта.   Ими   было   выявлено,   что   в конькобежном спорте у 83, 3% спортсменов, имеются расстройства данного типа. У спортсменов, занимающихся другими видами спорта, расстройства функциональной системы стрессогенного характера, проявлялись в 72 – 60%. Самым   распространённым   расстройством   у   конькобежцев   является нарушение функции желудочно – кишечного тракта. В среднем школьном возрасте (12 – 15 лет) на первый план выходит эмоционально   –   идеаторный   тип   реагирования,   что   выражается   в патологическом   фантазировании,   сверхценных   ипохондрических   идеях   и   В   данном   возрасте   характерна психогенных   реакциях   протеста. 9неуравновешенность   эмоциональной   сферы,   склонность   к   раздражению, обидчивости,   что   обусловлено   неоднократным   колебанием   настроения   за день,  проявлением   индивидуальных   особенностей   личности,  склонностью   к созданию   ситуаций   конфликта,   способствующих   затруднению   социальной адаптации.   Во   время   подросткового   возрастного   кризиса   проявляются отрицательные   черты   характера,   разнообразные   формы   негативного поведения,   эмоциональная   и   волевая   нестабильность.   Несмотря   на   это,   у большинства   детей   данного   возраста   эмоциональные   и   поведенческие отклонения не выражены. Возраст от 11 до 15 лет обозначается психологами как подростковый, в этот короткий по своей длительности период, человек проделывает огромный путь своего развития. Подростком обретается чувство собственной личности, что достигается с помощью внутренних конфликтов самого с собой и через конфликты   с   окружающими,   а   также   с   помощью   внешних   срывов   и примирений. Общество, раскрывающееся перед его сознанием, предъявляет жесткие требования инициации. Стремлением   подростков   современного   информационного   общества является   приобщение   к   статусу   взрослого   –   осуществление   чего, малодоступно.   Вследствие   чего   в   отрочестве   подросток   приобретает   не ощущение   себя   взрослым,   а   возрастную   неполноценность.   Подросток стремится стать личностью, в результате этого порождается потребность в чувстве   отдаленности   от   близких   ему   людей,   которые   оказывали   на   него непосредственное   воздействие   на   протяжение   его   жизни.   Проявления агрессивности, жесткости, повышенной тревожности не являются генетически предрасположенными   факторами,   а   обусловлены   замещением   социально   – значимых   взаимоотношений   с  взрослыми.   Отчуждение   от   семьи   подросток выражает в проявлении негативизма, характеризующегося противодействиями 10ко всем идеям, мнениям и чувствам людей, на которых он направляет свое отчуждение.  Первичной   формой   механизма   отчуждения   и   стартом   поисковой деятельности   по   нахождению   личной   уникальности,   своего   «Я»   является негативизм.   Особенно   это   актуально   среди   подростков,   выбирающих стратегию жизни под влиянием кризисов своего возраста, характеризующиеся резкими   колебаниями   отношения   к   себе,   неустойчивостью   самооценки, потребностью   в   утверждении   себя   в   процессе   общения   с   товарищами, максимализме   в   оценках,   размышлениях   и   взглядах   и   ориентируясь   на агрессивные модели поведения.  Именно   в   подростковом   возрасте   наиболее   ценными   становятся взаимоотношения   с   товарищами.   Подросток,   общаясь   со   сверстниками, обладающими   схожим   опытом,   начинает   по   –   новому   на   себя   смотреть. Желание   идентифицировать   себя   с   подобными,   рождает   необходимость   в друге. С помощью дружбы, подросток обучается рефлексии направленной и на себя и на товарища в проекции будущего, а не только в текущем моменте коммуникации. Увлекаясь рефлексией, подросток находит массу собственных несовершенств, которые вводят его в психологический кризис. Проходя через душевные   терзания,   у   подростка   происходит   обогащение   мыслительной   и чувственной   сферы,   овладение   умением   целенаправленного   обособления   и идентификация самим с собой и другими, что даёт ему возможность защищать право называться личностью. В эту пору претерпевает сильные изменения характер мальчика. Часто ребенок может проявлять агрессию и раздражительность  – это вызвано не капризностью, а тем, что юноша просто пока еще боится взрослой жизни, не знает, как вести себя в новой роли. Ребёнок не может осознать всей степени своей   ответственности   за   взрослые   поступки.   Очень   часто   в   переходный 11период в характере юноши могут проявиться такие черты, как застенчивость, неаккуратность, необщительность. Эмоциональная сфера подростков характеризуется: ­   высокой   эмоциональной   возбудимостью,   что   отражается   в   их вспыльчивости,   бурном   проявлении   своих   чувств,   страстном   отстаивании собственных взглядов, готовностью «взорваться» отвечая на несправедливое отношение к себе и друзьям; ­ большой устойчивостью переживаний эмоций, выражающейся в долгом не забывании нанесенного оскорбления, обиды; ­   повышенной   готовностью   ожидания   негативных   моментов, проявляющаяся,   в   повышенной   тревожности   (В.Н.   Кисловская,   в исследовании   1972   года   установила,   что   в   подростковом   возрасте проявляется самый высокий уровень тревожности); ­ появлением отношений интимно – личностного характера вызванными ощущением   различных   эмоций,   что   может   усиливать   страх   оказаться   в неловкой ситуации; ­ противоречивостью чувств, выражающейся в активной защите своих товарищей, даже в случае их неправоты и способности заплакать в случае обиды, зная, что делать это стыдно; ­ появлением, в результате самосознания, самооценки и на основе этого, возникновением   переживания   по   поводу   оценки   себя   обществом,   в особенности сверстниками; ­   появлением   страха   стать   отвергнутым   сверстниками,   острым переживанием неодобрения товарищей, чем неодобрение взрослых, учителей, из за развитого чувства принадлежности к группе; ­ более интимной, длительной и избирательной дружбой, чем у младших школьников, также к предъявлением к ней больших требований; в ее основе лежит   общность   интересов,   нравственных   чувств,   а   не   совместная   игра; 12распространена   дружба   группами;   под   влиянием   дружбы,   подростки перенимают   черты   друг   друга   и   изменяются,   такие   изменения   могут происходить как в положительную, так и в отрицательную стороны; ­ проявлением гражданского чувства патриотизма. В   детско   ­   юношеский   период   плавно   продолжается   биологическое формирование организма и начинается становление ребенка как взрослого. К 15­17 годам показатели эффективности вегетативных систем почти достигают уровня   взрослых.   Это   относится   к   содержанию   гемоглобина   в   крови   и миоглобина в мышечной ткани, проценту использования кислорода в легких, жизненной емкости легких, максимальной легочной вентиляции и т.п. К   началу   юношеского   возраста   состояние   двигательной   функции достигает уровня взрослых. Продолжается рост тела в ширину. Соотношение веса   мышц   к   весу   тела   примерно   составляет:   у   детей   8   лет   ­   27%,   у подростков 15 лет ­ 32%, у юношей 17­18 лет ­ 44%. Высокими темпами нарастает мышечная сила. Сила юношей в эти годы превышает   силу   девушек.   К   17­18   годам   мышца   полностью   созревает   как рабочий орган. Далее происходит стабилизация возрастного развития мышцы, хотя   естественное   увеличение   поперечника   мышечных   волокон   и   прирост силы могут продолжаться до 25­30 лет. Детско   ­   юношеский   возраст   благоприятен   для   использования упражнений с отягощениями с целью развития силы. Но полного соответствия между увеличившейся мышечной массой и развитием сердца и сосудов еще нет. В целом функциональные возможности юношеского организма гораздо ниже,   чем   взрослого.   Это   проявляется   при   продолжительных   циклических упражнениях   околопредельной   и   предельной   интенсивности,   в   силовых   Осторожность   в упражнениях   с   максимальными   отягощениями. использовании   таких   упражнений   диктуется   еще   и   тем,   что   юным спортсменам свойственна переоценка своих сил. Высокая эмоциональность и 13реактивность организма, характерные для подросткового возраста, присущи и юношескому. В   период   полового   созревания   ребенок   начинает   чувствовать   себя личностью,   понимает,   что   он   отличается   от   остальных   людей   какими­то индивидуальными чертами. У мальчика растут кости скелета, развивается мускулатура, возрастает физическая   сила.   Происходят   кардинальные   гормональные   изменения, заставляющие мальчика испытывать новые чувства: сексуальное возбуждение, влюбленность. Переходный период начинается как раз в тот момент, когда подросток начинает понимать, что дала о себе знать половая активность. Всё это, а также тот факт, что для ребенка становится основополагающим мнение приятелей,   а   не   родителей,   совершенно   выводит   будущего   мужчину   из равновесия. На   протяжении   всего   переходного   периода   мальчик   периодически испытывает желание показать окружающему его миру, что он уже мужчина, а не беспомощный малолетний ребенок. Это выводит его из чувства душевного умиротворения.   Часто   мальчик   начинает   активно   заниматься   спортом, пытаясь показать родителям и в особенности друзьям собственное мужество, выносливость и силу. Если родители не обращают внимания на достижения своего   ребенка,   не   поощряют   и   не   хвалят   его,   то   юноша   может   начать бездельничать или даже стать хулиганом. 1.3 Характеристика предстартовых состояний конькобежцев и их влияние на эффективность соревновательной деятельности Предстартовые   состояния   возникают   задолго   до   выступления,   за несколько дней и недель до ответственного старта. Происходит мысленный настрой на соревнования, повышается мотивация, увеличивается двигательная 14активность   во   сне,   происходит   увеличение   силы   мышц,   ускоряется   обмен веществ,   растёт   гормональный   уровень   крови,   содержание   гемоглобина   и эритроцитов. За   пару   часов   до   соревнований   происходит   резкое   увеличение вышеупомянутых параметров, а совсем незадолго до старта, они усиливаются еще сильнее, что собственно и вызывает предстартовое состояние. Возникновение   предстартовых   состояний,   обусловлено   механизмом условных   рефлексов.   Раздражители,   воздействующие   с   предыдущими занятиями,   являются   условными   сигналами,   вызывающие   изменения   в физиологических показателях. В   мозгу   человека   перед   выполнением   какого­либо   произвольного действия   появляются   определенные   сдвиги.   Возникает   замысел   и   план предстоящего действия. Происходят изменения электрической активности в коре   больших   полушарий   ­   усиливаются   меж   центральные   взаимосвязи, изменяется   амплитуда   потенциалов   и   огибающая   их   кривая,   появляется отражающая   подготовительные   процессы,   условная   негативная   волна, наблюдаются   медленные   потенциалы   в   темпе   предстоящего   движения,   в моторной   коре   возникают,   так   называемые   премоторные   и   моторные потенциалы.   Все   эти   изменения   отражают   подготовку   мозга   к   будущей деятельности,   а   также,   начинают   вызывать   определённые   изменения вегетативной   и   моторной   систем,    что   называется   актуализацией   рабочей предстартовые доминанты и её вегетативных компонентов. Различают   изменения двух видов ­ неспецифические и специфические. К числу неспецифических изменений относят 3 формы предстартовых состояний:   боевую   готовность,  предстартовую   лихорадку   и   предстартовую апатию. Наилучшим психологическим настроем и функциональной подготовкой считается состояние боевой готовности. Наблюдается оптимальный уровень 15физиологических   сдвигов  —  повышается   возбудимость   нервных   центров  и мышечных   волокон,   величина   поступления   в   кровь   глюкозы   из   печени становится   адекватной,   благоприятно   превышается   уровень   концентрации норадреналина   над   адреналином,   усиливается   частота   и   глубина   дыхания, частота сердцебиений, укорачивается время двигательных реакций. В случае возникновения предстартовой лихорадки возбудимость мозга чрезмерно   повышена,   что   вызывает   нарушение   тонких   механизмов межмышечной   координации,  излишние   энерготраты   и   преждевременный   до рабочий расход углеводов, избыточные кардиореспираторные реакции. При этом   у   спортсменов   отмечена   повышенная   нервозность,   возникают фальстарты,   а   движения   начинаются   неоправданно   быстро,   что   истощает ресурсы спортсмена. В   противоположность   этому,   состояние   предстартовой   апатии характеризуется недостаточным уровнем возбудимости центральной нервной системы,   увеличением   времени   двигательной   реакции,   изменениями   в состоянии   скелетных   мышц   и   вегетативных   функций,   подавленностью   и неуверенностью   в   своих   силах   спортсмена.   В  процессе   длительной   работы негативные сдвиги состояний лихорадки и апатии могут преодолеваться, но при кратковременных упражнениях такой возможности нет. Специфические   предстартовые   реакции   отражают   особенности предстоящей   работы.   Например,   функциональные   изменения   в   организме выше   перед   бегом   на   маленькие   расстояния,   чем   в   забегах   на   более длительные расстояния; они больше перед соревнованиями по сравнению с обычной тренировкой. В коре больших полушарий больше активируются те зоны,   которые   должны   вовлекаться   в   работу;   перед   циклическими упражнениями   возникают   колебания   потенциалов   в   темпе   предстоящего движения.   У   отдельных   легко   возбудимых   спортсменов   предстартовое состояние   может   появиться   задолго   (за   2   ­   3   дня)   до   соревнования   и 16сопровождаться   чрезмерным   возбуждением,   иногда   сменяться   апатией   ­ возникает   так   называемая   стартовая   лихорадка.   Она   может   отрицательно   Для отразиться   на   функциональных   возможностях   спортсмена. предупреждения «стартовой лихорадки» надо приучить себя к предстоящим соревнованиям   путем   прикидок,   создать   благоприятные   условия   режима,   что   может   вызвать   повышенную   возбудимость. исключить   все, Непосредственно на месте соревнования таким лицам следует не наблюдать за выступлениями, а отдыхать, находясь в светлом, теплом уютном помещении, спокойно   беседуя   с   тренером,   врачом.   На   возбужденных   лиц   хорошо действует   теплый   душ,  успокаивающий   массаж,  самомассаж,  а  при   апатии необходимы   возбуждающие   средства:   кратковременный   прохладный   душ, энергичный массаж, чашка кофе или крепкого чаю, а в отдельных случаях и медицинские средства по совету врача. 1.4 Методы регуляции предстартовых состояний и психологические условия их применения  Чрезмерные   предстартовые   реакции   понижаются   при   адаптации конькобежцев к условиям данных соревнований. Тип   нервной   системы,   значительно   влияет   на   возникновение   и проявление   определённых   предстартовых   состояний.   Так,   спортсмены обладающие   сильной,   уравновешенной   нервной   системой   –   сангвиники   и флегматики, чаще находятся в состоянии боевой готовности; холерики – в   перед   стартом состоянии   предстартовой   лихорадки;   меланхолики, оказываются в состоянии апатии. Оптимизации предстартовых состояний можно достигнуть с помощью умения тренера проводить необходимую беседу, переключать спортсменов с одного вида деятельности на другой. Также, для этого можно пользоваться 17массажем.   Но,   грамотно   проделанная   разминка,   оказывает   еще   большее регуляторное воздействие, так как с её помощью, к условно рефлекторному механизму   возникновения   предстартовых   состояний,   мы   подключаем безусловно   рефлекторные   реакции,   вызываемые   мышечной   работой.   Со спортсменом, находящимся в состоянии предстартовой лихорадки, разминка проводится   в   спокойном   темпе,   а   так   как   дыхание   мощно   влияет   на нормализацию   коры   больших   полушарий,   то   подключается   глубокое ритмичное дыхание. Если спортсмен находится в состоянии апатии, то стоит проделать всё наоборот. Разминку проводить быстро, энергично, что повысит возбудимость мышечной и нервной системы. Различают общую и специальную часть разминки. Общая   разминка   неспецифична.   Она   направлена   на   повышение функционального состояния организма и создание оптимального возбуждения центральных   и   периферических   звеньев   двигательного   аппарата.   Еще   до начала   работы   создаются   условия   для   формирования   новых   двигательных навыков и наилучшего проявления физических качеств. Разогревание мышц снижает   их   вязкость,   повышает   гибкость   суставно­связочного   аппарата, способствует отдаче тканям кислорода из оксигемоглобина крови, активирует ферменты и ускоряет протекание биохимических реакций. Однако разминка не   должна   доводить   спортсмена   до   выраженного   утомления   и   вызывать повышение температуры тела выше 38°С, что вызовет отрицательный эффект. Специальная часть разминки обеспечивает специфическую подготовку к предстоящей работе именно тех нервных центров и скелетных мышц, которые несут   основную   нагрузку.   Происходит   оживление   рабочих   доминант   и созданных на их базе двигательных динамических стереотипов, вегетативные сдвиги достигают уровня, необходимого для быстрого вхождения в работу. 18Оптимальная длительность разминки составляет 10­30 мин, а интервал до   работы   не   должен   превышать   15   мин,   после   чего   эффект   разминки снижается. Характеристика   периодов   работы   и   покоя:   устойчивое   состояние   производится   отлаженно. функций   организма, Восстановление   и   врабатывание   –   переходные   периоды   между   работой   и   регуляция   которых, покоем. Время   от   начала   работы   и   до   появления   устойчивого   состояния называется периодом врабатывания. В ходе периода врабатывания протекают два процесса: 1) Организм переходит на уровень работы; 2) Происходит настройка необходимых качеств. Период   врабатывания   характеризуется   гетерохромностью (разновременностью) и увеличением числа вариантов показателей. В   первую   очередь,   идет   врабатывание   двигательных   функций,   а   уже после, вегетативных (что связано с их большей инертностью). Из показателей вегетатики,   быстрее   всего   нарастают   до   рабочего   уровня   частотные параметры   —   частота   сердечных   сокращений   и   дыхания,   затем   объемные характеристики   —   ударный   и   минутный   объемы   крови,   глубина   вдоха   и минутный  объем дыхания. За их перестройками следует рост потребления кислорода   и,   позже   всего,   налаживание   терморегуляции.   Инерция вегетативных сдвигов связана, в частности, с тем, что в начальные моменты работы   мощная   моторная   доминанта   оказывает   отрицательное   влияние   на вегетативные центры. Более быстрое врабатывание наблюдается у более квалифицированных спортсменов,   в   более   молодом   возрасте   и   в   период   спортивной   формы   у спортсмена. 19Увеличение   вариативности   отражает   поиски   различными   функциями рабочего   уровня   сдвигов,   адекватного   для   данного   упражнения.   Анализ длительности   сердечных   циклов   и   дыхательных   циклов   показывает   их большой   разброс   в   этот   трудный   для   организма   переходный   период.   С переходом   к   устойчивому   состоянию   при   работе   v   постоянной   мощности вариативность   функций   снижается.   Например,   коэффициент   вариации длительности сердечных циклов составляет у бегунов­разрядников в покое 5­ 10% при врабатывании ­ 25­30%, в устойчивом состоянии ­ 2­4%. Негативным   завершением   периода   врабатывания   может   стать достижение   «мертвой   точки».   Как   правило,   это   случается   с   недостаточно подготовленными   спортсменами   в   следствии   раскоординации   функций движения   и   вегетатики.   Чрезмерно   интенсивные   движения   и   замедленная перестройка   вегетативных   процессов   создает   заметный   кислородный   долг, возникает   тяжелое   субъективное   состояние.   Происходит   рост   содержания лактозы   крови,   рН   крови   снижается   до   7,2   и   менее.   У   спортсмена наблюдаются одышка и нарушения сердечного ритма, уменьшается жизненная емкость легких. В ЭМГ увеличивается амплитуда потенциалов работающих мышц,   в   ЭЭГ   развивается   десинхронизация   активности.   В   этот   период работоспособность   резко   падает.   Она   возрастает   лишь   после   волевого преодоления «мертвой точки», когда открывается «второе дыхание», или в результате   снижения   интенсивности   работы.   Подобное   состояние   может неоднократно повторяться во время длительной работы при повышениях ее мощности, неадекватных возможностям спортсмена. В   отношении   спортсменов   используются   следующие   техники психологической подготовки: 20Рисунок 1 – Техники психологической подготовки спортсменов Также   следует   выделить   психологические   методы   регуляции предстартового состояния: 211. Метод «Зеркало», основанный на механизме биологической обратной связи   (БОС),   существующей   между   внешним   проявлением   эмоций   и нашей   эмоциональной   памятью.   Данный   метод   выполняется   с использованием волевого усилия, в ходе которого, собственному телу и лицу придается выражение радости, удовлетворения, что изменяет наше эмоциональное состояние в благоприятную сторону. 2. Метод   рационализации.   многократная рационализация события из будущего с представлением его с большим   Предполагается   полная,   о качеством   детализации. возникновении   негативных   эмоций   в   ответ   на   дефицит   имеющейся   Метод   основывается   на   мнении, информации   о   предстоящем   событии.     Используя   этот   метод,   мы искусственно заполняем данный информационный вакуум. 3. Метод ретроспекции. Предполагает избирательный, позитивный анализ тяжёлых   ситуаций   из   жизни,   с   которыми   человек   смог   успешно справиться.   Наши   прошлые   достижения   —   это   наши   ресурсы,   на которые   мы   можем   опереться   в   любой   момент.   Результатом использования   данного   метода   может   быть   состояние   внутренней уверенности, основанное на активизации своих прошлых успехов. 4. Метод «Опыт» прямо противоположен  предыдущему. Используя его. человек   вспоминает   и   анализирует   свои   ошибки   и  неудачи,  стараясь выявить наиболее типичные, и характерные для себя причины неудач (неумение   слушать   партнера,   плохая   предварительная   подготовка   к переговорам;   для   женщин   этой   ошибкой   может   быть   вера   в   свою «внешнюю привлекательность» и т. д.). 5. Метод предельного мысленного усиления возможной неудачи основан на   том,   что   мы   «смотрим   в   лицо»   своему   страху,   давая   нашему воображению   возможность   нарисовать   самые   мрачные   картины будущего. Пережив эти пессимистичные образы, мы начинаем получать 22энергию, которую организм тратил на «вытеснение» из сферы сознания этой травмирующей информации. В некоторых случаях, может помочь размышление   над   вопросами   «Что   самое   худшее   может   со   мной произойти в данной ситуации? Что в этом случае я смогу сделать?». Освоение   перечисленных   методов   и   их   использование   в   «трудных» ситуациях может помочь избежать предстартового волнения в ответственный момент. Непосредственно перед соревнованием рекомендуется: 1. Перед   выходом   на   старт,   выполнить   энергичные   упражнения, пробежать несколько коротких отрезков в быстром темпе; 2. Использовать   дыхательное   упражнение   (например,   технику «Глубокое дыхание»). 3. Произнести   аффирмацию   (формулу   самовнушения,   помогающую мобилизовать силы, войти в состояние ОБС). 4. Подвигать кистями рук, пальцами; 5. Выполнить определённый ритуал, если такой есть. Выводы по Главе 1. Конькобежный ­ вид спорта, в котором участники состязаний должны с максимально   возможной   скоростью   преодолеть   дистанцию   по   замкнутому кругу   на   ледовом   стадионе.   Выделяются   следующие   виды   конькобежного спорта: собственно конькобежный спорт ­ соревнование в скоростном беге на коньках,   проводящееся   на   длинной   беговой   дорожке   (400   м);   фигурное катание ­ спортсмены (чаще всего под музыку) перемещаются по ледовому полю,   выполняя   дополнительные   элементы   различного   рода   (прыжки, вращения,   поддержки   и   т.д.);   шорт­трек   ­   состязания   в   беге   на   коньках, приводящееся на короткой дорожке (111,12 м). 23Для эмоциональной сферы детей 12 – 14 лет характерны следующие особенности:   неуравновешенность   эмоциональной   сферы,   склонность   к раздражению,   обидчивости,   проявлением   индивидуальных   особенностей личности,   склонностью   к   созданию   ситуаций   конфликта,   способствующих   ценность   взаимоотношений   с затруднению   социальной   адаптации, товарищами,  желание   идентифицировать   себя   с   подобными,   рождение необходимости в друге.  Конькобежцы   12   –   14   лет   обладают   стандартными   особенностями, характерными для эмоциональной сферы детей 12 – 14 лет. При этом у них также   формируются   особые   предстартовые   состояния   при   приближении соревнований.   Возникновение   предстартовых   состояний,   обусловлено механизмом   условных   рефлексов.   Раздражители,   воздействующие   с предыдущими   занятиями,   являются   условными   сигналами,   вызывающие изменения   в   физиологических   показателях.   Различают   следующие   типы предстартовых   состояний:   боевая   готовность,   предстартовая   лихорадка, апатия. Наиболее эффективным считается боевая готовность.  Для   коррекции   предстартовых   состояний   используют   методы психологической   подготовки.   Среди   них:   метод   «Зеркало»,   метод рационализации,   метод   ретроспекции,   метод   «Опыт»,   метод   предельного мысленного усиления возможной неудачи. 24Глава 2. Цель, задачи, методы и организация экспериментальной работы. 2.1. Цель и задачи исследования Цель   исследования   –   выявить   психологические   условия   применения методов   регуляции   предстартовых   состояний,   как   фактора   повышения результативности конькобежцев. Задачи исследования.  1. Проанализировать имеющуюся литературу по эмоциональной сфере спортсменов и ее проявлении в спортивной деятельности;   2.   Изучить   влияние   различных   предстартовых   состояний   на эффективность соревновательной деятельности;  3. Рассмотреть методы регуляции предстартовых состояний;   4. Выявить психологические условия применения методов регуляции предстартовых состояний. Объект исследования ­ функциональные состояния спортсменов. Предмет исследования ­ предстартовые состояния спортсменов. 2.2. Организация исследования Исследование проводилось в Детской Юношеской Спортивной Школе №48 «Дина». В исследовании, приняли участие спортсмены – конькобежцы 12­14 лет, в количестве 30 человек (14 мальчиков и 16 девочек), имеющих I и II  взрослые   разряды.   Спортсмены   были   разделены   на   две   группы, 25экспериментальную (группа А) и контрольную (группа Б), в которые вошли по 15 человек. В группах было по 7 мальчиков и 8 девочек. Первоначально были проведены исследования психофизических качеств спортсменов   без   психологической   подготовки.   В   этом   заключался   После   этого   был   проведен констатирующий   этап   исследования. формирующий   этап,   который   заключался   в   проведении   тренировок   с психологической   подготовкой   экспериментальной   группы   согласно разработанной программе. После этого были вновь проведены исследования. Результаты исследования сравнивались. На их основе сделаны выводы. Этапы исследования: 1. Изучение и анализ литературы по тематике исследования; 2. Проведение констатирующего эксперимента – контрольный этап исследования; 3. Проведение   экспериментального   воздействия   во   время тренировочного периода – формирующий этап исследования; 4. Сравнение   результатов,   полученных   в   ходе   констатирующего   и формирующего экспериментов. Первый этап: Заключался в поиске и анализе теоретических аспектов по проблеме исследования.   В   этот   период   была   подготовлена   теоретическая   часть исследования.   Также   были   подобраны   методы   исследования,   разработана методика проведения эксперимента. Второй этап: Заключался в подготовке и проведении констатирующего эксперимента. Были   подобраны   экспериментальная   и   контрольная   группы.   Проведены необходимые измерения, после чего, обработаны результаты. Третий этап: 26Заключался в подготовке и проведении констатирующего эксперимента, а также, обработке полученных результатов. Четвертый этап: Заключительный   этап,   в   ходе   которого   производилось   сравнение результатов   в   контрольной   и   экспериментальной   группах   по   проведенным методикам, написание выводов. 2.3. Методы проведения исследования Основные методы, использованные в данной работе: ­ анализ литературы по теме исследования; ­ наблюдение; ­ констатирующий эксперимент; ­ формирующий эксперимент; ­ анализ показателей; ­ тестирование; ­ статистическая обработка данных. Предстартовые состояния различаются между собой: ­ по функциональному состоянию органов и систем; ­ психологическому состоянию спортсмена. На основе выявленных функциональных и психологических различий, характеризующих предстартовые состояния, будут определены методики их измерения.   Данные   о   функциональных   и   психологических   различиях   в предстартовых состояниях представлены в таблице 1. Таблица 1 Характеристики предстартовых состояний спортсменов Параметры оценки боевая готовность Тип предстартового состояния предстартовая лихорадка 27 апатияпульс, уд/мин АД теппинг ­ тест простая двиг. реакция Общефизиологическое состояние организма 72 ­ 79 норма более 79 выше нормы Скорость двигательных реакций средняя средняя повышенная повышенная менее 72 ниже нормы замедленная замедленная Психологическое состояние психологическая активно­ чрезвычайно активная позиция направленность мотивации оборонительная внутренняя убежденность избыточность эмоций, экзальтированность тип реагирования реакция на стресс, ЗМ ведущие потребности адекватный экспансивно­ объяснение ситуации иначе индивидуалистический страх, неуверенность сохранение авторитета и позиций потребность в индивидуальности и независимости пассивная, ориента­ ция на окружающих выраженная неудовлетворенность тревога, эгоистичное сосредоточение на собственных проблемах склонность к психосоматике Затормаживание срочных потребностей тенденция к ограничению контактов и избеганию конфликтов На   основе   представленных   характеристик   сформулируем   основные направления диагностической работы, представленные в таблице 2 Таблица 2 Основные направления диагностической работы Параметры оценки 1. Общее состояние  организма 2. Скорость  двигательных  Показатели 1. Пульс в состоянии покоя 2. Артериальное давление 3. Теппинг­тест 4. Измерение простой двигательной реакции 28реакций 3. Психологическое  состояние 5. Исследование с помощью многофакторного метода исследования личности СМИЛ следующие параметры личности: ­ психологическая позиция; ­ направленность мотивации; ­ тип реагирования; ­ реакция на стресс; ­ ведущие потребности. Исследование проводится по основным направлениям диагностической работы. Выводы по главе 2. Цель   исследования   –   выявить   психологические   условия   применения методов   регуляции   предстартовых   состояний,   как   фактора   повышения результативности конькобежцев.  Для проведения исследования была подобрана группа спортсменов – конькобежцев 12 – 14 лет. Всего было обследовано 30 спортсменов.  Основными   направлениями   исследования   были   следующие:   общее состояние   организма   (пульс   в   состоянии   покоя,   артериальное   давление); скорость   двигательных   реакций   (теппинг­тест,   измерение   простой двигательной реакции); психологическое состояние   с помощью многофакторного метода исследования личности СМИЛ следующие (исследование   параметры   личности:  психологическая   позиция,  направленность   мотивации, тип реагирования, реакция на стресс, ведущие потребности). Предполагалось,   что   по   данным   параметрам   должны   быть   различия между спортсменами, указывающие на тип предстартового состояния: боевая готовность, апатия или предстартовая лихорадка. 29Глава 3. Проведение экспериментальной работы 3.1. Результаты констатирующего эксперимента В   ходе   анализа   научной   литературы   были   выявлены   основные направления диагностической работы, которые отражены в п.2.2. По ним и проводилась экспериментальная часть работы. 1. Общефизиологическое состояние организма В   первую   очередь,   было   проведено   исследование   общего   состояния организма конькобежцев в обеих группах. Данные, полученные в ходе этого исследования, отражены в таблице 3. Таблица 3 Результаты исследования общего состояния организма № спортсмена Пульс в покое АД 1. 2. 3. 73 82 70 Группа А 30 норма выше нормы ниже нормы Вывод Н УФП ЗФП4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 74 80 81 72 84 70 82 76 85 84 70 71 69 70 81 80 80 77 81 74 81 72 69 81 80 70 83 Группа Б норма выше нормы выше нормы норма выше нормы ниже нормы выше нормы норма выше нормы выше нормы ниже нормы ниже нормы ниже нормы ниже нормы выше нормы выше нормы выше нормы норма выше нормы норма выше нормы норма ниже нормы выше нормы выше нормы ниже нормы выше нормы Н УФП УФП Н УФП УФП УФП Н УФП УФП ЗФП ЗФП ЗФП ЗФП УФП УФП УФП Н УФП Н УФП Н ЗФП УФП УФП ЗФП УФП Условные обозначения: ­ УФП – усиление физиологических  процессов; ­ Н – норма; ­ ЗФП – замедление физиологических  процессов. Анализируя данные из таблицы 3, мы видим, что в группе А, пульс в состоянии     покоя   находится   в   пределах   нормы   у   26,6%   спортсменов, учащённый пульс – у 46,6%, а ослабленный у 26,6%. В группе В, значения практически идентичные. Пульс в состоянии покоя в пределах нормы у 20% спортсменов, учащённый у 53,3%, а ослабленный – также у 26,6% (рис. 2). 31Рисунок 2 – Результаты измерения пульса в состоянии покоя По результатам измерения артериального давления, представленным в таблице  3, видно, что в группе  А, состояние  нормы наблюдается  у 26,6% конькобежцев, выше нормы находятся – 46,6% спортсменов, а ниже нормы – 26,6%.   В   группе   Б:   норма   –   20%   спортсменов;   повышенное   артериальное давление у 53,6%, а пониженное, также, как и в экспериментальной группе  ­ у 26,6% конькобежцев (рис.3). Рисунок 3 – Результаты измерения артериального давления 32По результатам измерения пульса в покое и артериального давления, делаем   вывод   о   общефизиологическом   состоянии   организма   спортсменов перед стартом. Состояние нормы, в группе А, присуще 26,6% конькобежцев, в группе  Б – 20%. Усиление  физиологических  процессов, в группах   А и  Б, наблюдается у 53,6%. Замедление физиологических процессов, в группе А, выявлено у  20%, а в группе Б у 26,6% (рис. 4). Рисунок 4 – Результаты обследования общего состояния организма Исследование показало, что существует зависимость между различными параметрами   физиологического   состояния   организма   спортсменов. Повышение   пульса   в   состоянии   покоя   сопровождается   повышением артериального давления. Таким образом, выявлено, что в группе А, 26.6 % спортсменов  находятся в нормальном физиологическом  состоянии, 53,6 % имеют   усиленные   физиологические   процессы,   а   20%   ­   замедленные физиологические   процессы.   В   группе   Б,   выявлены   практически   такие   же показатели:   20%   спортсменов   обладают   нормальным   физиологическим состоянием,   53,6   –   усиленными   физиологическими   процессами,   а   26,6   – замедленными физиологическими процессами. 2. Скорость двигательных реакций 33После измерения общефизилогического состояния организма,  мы измерили скорость двигательных реакций конькобежцев и занесли полученные результаты в таблицу 4. Результаты исследования скорости двигательной реакции Таблица 4 № спортсмена Теппинг ­ тест Измерение простой двигательной реакции Группа А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. в норме повышенная замедленая замедленая повышенная в норме в норме повышенная повышенная повышенная в норме повышенная повышенная замедленая замедленая замедленая замедленая в норме повышенная повышенная в норме повышенная в норме повышенная замедленая замедленая повышенная повышенная замедленая повышенная в норме повышенная замедленая замедленая повышенная в норме в норме повышенная повышенная повышенная в норме повышенная повышенная замедленая замедленая замедленая замедленая в норме повышенная повышенная в норме повышенная в норме повышенная замедленая замедленая повышенная повышенная замедленая повышенная Группа Б 34 Вывод в норме повышенная замедленая замедленая повышенная в норме в норме повышенная повышенная повышенная в норме повышенная повышенная замедленая замедленая замедленая замедленая в норме повышенная повышенная в норме повышенная в норме повышенная замедленая замедленая повышенная повышенная замедленая повышеннаяИз таблицы 4 видно, что по результатам теппинг – теста, в группе А, средние значения скорости двигательной реакции имеют 26,6%, замедленная скорость   выявлена   у   26,6%,   а   повышенная   –   у   46,6.   В   группе   Б   норма наблюдается у 20% спортсменов, замедленная двигательная реакция – 33,3%, а повышенная, как и у группы А – у 46,6% (рис. 5). Рисунок 5 – Результаты теппинг – теста Результаты   измерения   простой   двигательной   в   группе   А:   26.6%   ­ повышенная;   26,6%   ­   норма;   46,6   –   замедленная.   В   группе   В:   20%   ­ повышенная; 33,3% ­ норма; 46,6 – замедленная (рис. 6). 35Рисунок 6 – Измерение простой двигательной реакции Результаты, полученные по теппинг – тесту и по измерению простой двигательной   реакции,   позволяют   сделать   вывод   скорости   двигательных реакций   спортсменов.   Таким   образом,   в   группе   А:   скорость   двигательной реакции находится в состоянии нормы у 26,6% конькобежцев; замедленная скорость   двигательной   реакции   наблюдается   у   26,6%   спортсменов,   а повышенная – у 46,6%. В группе В: 20%   спортсменов имеют нормальную двигательную реакцию, у 33,3 % замедленная скорость двигательной реакции и у 46,6%конькобежцев – повышенная (рис. 7). Рисунок 7 – Измерение скорости двигательной реакции В результате проведенных тестов получены идентичные результаты. В группе А: по 26,6% спортсменов имеют нормальную двигательную реакцию и замедленную и 46,6 % обладают повышенной. В группе Б: 20% ­ нормальная двигательная реакция, 33,3 % ­ замедленная и 46,6 – повышенная. 3. Психологическое состояние После   измерения   скорости   двигательной   реакции,  было   проведено,   с помощью   многофакторного   метода   исследования   личности   СМИЛ, измерение   психологического   состояния   конькобежцев   (психологическая 36позиция,   направленность   мотивации,   тип   реагирования,   реакция   на   стресс, ведущие потребности). Результаты исследования психологического состояния по необходимым для исследования параметрам личности приведены в таблице 5. Таблица 5 Результаты исследования психологического состояния конькобежцев Пок­ ли № Психологи­ ческая позиция Направ­ ленность мотивации Тип реагиро­ вания Группа А Реакция на стресс Ведущие потреб­ ности Вывод о псих. состоянии активно­ оборонит. внутренняя убежденность адекватный объяснение по­иному изб. эмоций, экзальтирова нность экспансивно­ индивидуалис тический затормаживан ие срочных потребностей неудовлетвор енность, тревога неудовлетвор енность, тревога склонность к психосомат. склонность к психосомат. страх, неуверен. страх, неуверен. изб. эмоций, экзальтирова нность экспансивно­ индивидуалис тический неудовлетвор енность, тревога внутренняя убежденность изб. эмоций, экзальтирова нность изб. эмоций, экзальтирова нность изб. эмоций, экзальтирова нность внутренняя убежденность изб. эмоций, экзальтирова нность изб. эмоций, экзальтирова нность затормаживан ие срочных потребностей затормаживан ие срочных потребностей затормаживан ие срочных потребностей затормаживан ие срочных потребностей затормаживан ие срочных потребностей объяснение по­иному адекватный адекватный экспансивно­ индивидуалис тический экспансивно­ индивидуалис тический экспансивно­ индивидуалис тический адекватный склонность к психосомат. страх, неуверен. экспансивно­ индивидуалис тический затормаживан ие срочных потребностей 37 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. чрезвычайно активная пассивная, ориентация на окружающих пассивная, ориентация на окружающих чрезвычайно активная активно­ оборонит. активно­ оборонит. чрезвычайно активная чрезвычайно активная 10. чрезвычайно активная 11. активно­ оборонит. 12. чрезвычайно активная 13. чрезвычайно активная объяснение по­иному сохранение авторитета адекватное сохранение авторитета потребн. в индивид. и независим. избежание контактов и конфликтов избежание контактов и конфликтов сохранение авторитета сохранение авторитета адекватное повышен. возбудим. апатичность апатичность повышен. возбудим. адекватное потребн. в индивид. и независим. потребн. в индивид. и независим. потребн. в индивид. и независим. сохранение авторитета избежание контактов и конфликтов потребн. в индивид. и независим. повышен. возбудим. повышен. возбудим. повышен. возбудим. адекватное повышен. возбудим. повышен. возбудим.пассивная, ориентация на окружающих пассивная, ориентация на окружающих пассивная, ориентация на окружающих пассивная, ориентация на окружающих активно­ оборонит. чрезвычайно активная чрезвычайно активная неудовлетвор енность, тревога неудовлетвор енность, тревога неудовлетвор енность, тревога неудовлетвор енность, тревога внутренняя убежденность изб. эмоций, экзальтирова нность изб. эмоций, экзальтирова нность активно­ оборонит. внутренняя убежденность склонность к психосомат. склонность к психосомат. Группа Б склонность к психосомат. склонность к психосомат. адекватный адекватный экспансивно­ индивидуалис тический адекватный страх, неуверен. страх, неуверен. страх, неуверен. страх, неуверен. объяснение по­иному затормаживан ие срочных потребностей затормаживан ие срочных потребностей страх, неуверен. чрезвычайно активная изб. эмоций, экзальтирова нность экспансивно­ индивидуалис тический затормаживан ие срочных потребностей активно­ оборонит. внутренняя убежденность адекватный объяснение по­иному 14. 15. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. чрезвычайно активная пассивная, ориентация на окружающих пассивная, ориентация на окружающих 12. чрезвычайно активная 13. чрезвычайно активная пассивная, ориентация на окружающих 15. чрезвычайно активная 14. изб. эмоций, экзальтирова нность экспансивно­ индивидуалис тический затормаживан ие срочных потребностей неудовлетвор енность, тревога неудовлетвор енность, тревога изб. эмоций, экзальтирова нность неудовлетвор енность, тревога неудовлетвор енность, тревога склонность к психосомат. склонность к психосомат. экспансивно­ индивидуалис тический экспансивно­ индивидуалис тический склонность к психосомат. страх, неуверен. страх, неуверен. затормаживан ие срочных потребностей затормаживан ие срочных потребностей страх, неуверен. изб. эмоций, экзальтирова нность экспансивно­ индивидуалис тический затормаживан ие срочных потребностей потребн. в индивид. и независим. избежание контактов и конфликтов избежание контактов и конфликтов избежание контактов и конфликтов сохранение авторитета сохранение авторитета потребн. в индивид. и независим. сохранение авторитета потребн. в индивид. и независим. сохранение авторитета потребн. в индивид. и независим. избежание контактов и конфликтов избежание контактов и конфликтов потребн. в индивид. и независим. избежание контактов и конфликтов избежание контактов и конфликтов потребн. в индивид. и независим. апатичность апатичность апатичность апатичность адекватное адекватное повышен. возбудим. адекватное повышен. возбудим. адекватное повышен. возбудим. апатичность апатичность повышен. возбудим. апатичность апатичность повышен. возбудим. Как  видно из таблицы 5,  в  группах  А  и  Б преобладает   чрезвычайно активная   психологическая   позиция   перед   стартом,   по   47,7%.   Активно   – 38оборонительная позиция, выявлена у 26,5 % в группе А и у 20% в группе В. Пассивная позиция, в группе А, выявлена также у 26,5 % конькобежцев, а в группе Б – у 33,3 (рис.8). Рисунок 8 – Психологическая позиция спортсменов перед стартом Направленность мотивации конькобежцев перед стартом:  ­в   группе   А,   у   33,3%   спортсменов   наблюдается   выраженная   эгоистичное неудовлетворённость   сложившейся   ситуацией,   тревога, сосредоточение   на   собственных   проблемах.   У   20%   конькобежцев присутствует внутренняя убежденность, а у 46,7% – избыточность эмоций. ­в   группе   В,   по   40%   спортсменов   испытывают   выраженную   эгоистичное неудовлетворённость   сложившейся   ситуацией,   тревогу, сосредоточение на собственных проблемах и избыточность эмоций, и лишь 20% ­ внутреннюю убежденность (рис. 9). 39Рисунок 9 – Направленность мотивации спортсменов перед стартом Перед стартом, как в группе А, так и в группе В, у 33.3% спортсменов выявлен тревожный тип реагирования, у 26,7% ­ адекватный, а у большинства, у   40%   наблюдается   экспансивно­индивидуалистический   тип   реагирования (рис. 10). Рисунок 10 – Тип реагирования спортсменов перед стартом Реакция   на   стресс,   защитные   механизмы   в   группах   А   и   Б   схожи: затормаживание потребностей выявлено у 46.7% спортсменов и в группе А и Б; желание объяснить ситуацию по своему, не так, как считается принятым, проявляется у 20% конькобежцев из группы А и у 13,3% в группе В (рис. 11). 40Рисунок 11 – Реакция на стресс, защитные механизмы  Данные, по ведущим потребностям, в обеих группах, также значительно не   отличаются.   В   группе   А,   по   33,3%   спортсменов   имеют   потребности   в ограничении   контактов   и   избегании   конфликтов,   сохранении   собственной индивидуальности   и   независимости,   а   также,   удержании   своих   позиций   и сохранении авторитета. В группе В, потребность в ограничении контактов и избегании   конфликтов   выражена   у   40%;   потребность   в   сохранении собственной   индивидуальности   и  независимости  –  у 33,3%   спортсменов;  а потребность в удержании своих позиций и сохранении авторитета у 26,7% конькобежцев (рис. 12). Рисунок 12 – Ведущие потребности спортсменов перед стартом 41Таким   образом,   по   приведенным   выше   показателям   параметров личности, мы можем сделать вывод, о психологическом состоянии личности конькобежцев перед стартом.  В   группе   А,   46.7   %   (7   чел.)   спортсменов   находятся   в   состоянии повышенной возбудимости, 33,3% (5 чел.) – в апатичном состоянии и только 20 % (3чел.) – в адекватном состоянии. В   группе   Б,   33,3   %   (5   чел.)   присуще   состояние   повышенной возбудимости, 40 % (6 чел.) – состояние апатии и у 26.7% (4 чел.) выявлено адекватное предстартовое состояние психики (рис. 13). Рисунок 13 – Психологическое состояние конькобежцев перед стартом Подведение итогов Результаты   по   основным   направлениям   диагностической   работы   (по общему   состоянию   организма,   скорости   двигательных   реакций   и психологическому состоянию) вносим в общую таблицу (таблица 6). 42Результаты констатирующего эксперимента Таблица 6 № сп­ на Общее состояние организма Скорость двигательных реакций Психологическое состояние Вывод 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Н УФП ЗФП Н УФП УФП Н УФП УФП УФП Н УФП УФП ЗФП ЗФП ЗФП ЗФП УФП УФП УФП Н УФП Н УФП ЗФП ЗФП УФП УФП ЗФП УФП в норме повышенная замедленная замедленная повышенная в норме в норме повышенная повышенная повышенная в норме повышенная повышенная замедленная замедленная замедленная замедленная в норме повышенная повышенная в норме повышенная в норме повышенная замедленная замедленная повышенная повышенная замедленная повышенная Группа А адекватное повышенная возбудимость апатичное апатичное повышенная возбудимость адекватное адекватное повышенная возбудимость повышенная возбудимость повышенная возбудимость адекватное повышенная возбудимость повышенная возбудимость Группа Б апатичное апатичное апатичное апатичное адекватное адекватное апатичное адекватное повышенная возбудимость адекватное повышенная возбудимость апатичное апатичное повышенная возбудимость повышенная возбудимость апатичное повышенная возбудимость БГ ПЛ А А ПЛ БГ БГ ПЛ ПЛ ПЛ БГ ПЛ ПЛ А А А А БГ БГ ПЛ БГ ПЛ БГ ПЛ А А ПЛ ПЛ А ПЛ Условные обозначения: ­ УФП – усиление физиологических  процессов; ­ Н – норма; 43­ ЗФП – замедление физиологических  процессов. ­ ПЛ – предстартовая лихорадка; ­ БГ – боевая готовность; ­ А – апатия. Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента выявлено, что: В группе А:  ­боевая   готовность   присутствует   перед   стартом   только   у   20% спортсменов (3 человека); ­максимальное   количество   спортсменов   имеют   состояние предстартовой   лихорадки   –   46.7%   (7   человек),   что   можно   объяснить повышенной возбудимостью детско­подростковой нервной системы (возраст 12­ 14 лет); ­оставшиеся 33,3% спортсменов находятся в состояние апатии. В группе В:  ­боевая готовность присутствует перед стартом у 26,7% спортсменов (4 человека); ­максимальное   количество   спортсменов   имеют   состояние предстартовой лихорадки – 40% (6 человек); ­ оставшиеся 33,3% (5 человек), находятся в состоянии апатии (рис. 14).   Рисунок 14 – Предстартовое состояние спортсменов 44На   рисунке   14,   наглядно   видно,   что   на   этапе   констатирующего эксперимента, экспериментальной группой А и контрольной группы Б нет.   существенных   различий   в   показателях   между 3.2. Программа развития психорегуляции конькобежцев Для   решения   задач   по   разработке   комплекса   использовался   принцип целостности. Целостность педагогического подхода включает  в себя такие параметры   как   цикличность,   постепенность   и   наглядность.   Исходя   из целостности жизнедеятельности, мы можем определить внутренние и внешние условия, а также, уровень их взаимодействия в целом. К внутренним условиям причисляются: 1)свойства   личности   (конституция   тела,   физическое   сложение, функциональность, психологическая подготовленность); 2)проявленческие   уровни   (психологический,   функциональный, нравственный, физический и духовный);  3)состояния   (функциональные,   духовные,   физические   и психологические).  К внешним условиям причисляют: 1)объективные (в стране, на работе, в семье); 2)педагогические (педагогические подходы технологии методы); 3)педагогическое   мастерство   ­   уровень   организации   оздоровительной работы [18]. Направленность мотивации и самоорганизация рефлексии спортсменов, в   нашем   исследовании   определяет   качество   и   уровень   взаимодействия 45внешних   и   внутренних   условий;   возможности   адаптации   занимающихся   к изменяющимся жизненным условиям. Баланс между внутренними и внешними условиями   ведет   к   гармонии.   Результатом   длительного   превышения напряжения   внешних   сил   над   внутренними   возможностями   является заболевание   организма.   Эту   ситуацию   необходимо   исключить   из   процесса регулирования предстартовых состояний.  Исходя   из   вышеизложенного,   был   разработан   следующий   комплекс мероприятий, представленный на рисунке 15. Рис.15. Комплекс мероприятий направленный на психорегуляцию предстартовых состояний конькобежцев В основу комплексного подхода  групповых и индивидуальных занятий с конькобежцами легли следующие мероприятия: 1.  Дыхательная гимнастика. Периодичность и время выполнения – три раза в неделю, на протяжении всего времени проведения эксперимента по 20 мин. Характер выполнения – в групповых занятиях, либо индивидуально со 46специалистом. Регулярные   дыхательные   упражнения   помогают восстановиться   ослабленному   организму   человека,   уставшему   после   дыхательных   сеансов   происходит   очищающая тренировки.   Во   время   вентиляция   легких,   дополнительное   снабжение   кровеносной   системы человека кислородом, улучшается лимфатический кровоток в легких.  С   помощью   систематических   дыхательных   упражнений   у   человека постепенно происходит привыкание к более правильному диафрагмальному дыханию,   что   способствует   постоянному   кислородному   насыщению   всех тканей  внутренних органов. 2.  Релаксация.  Продолжительность   и  время  проведения  –  два   раза  в неделю по одному часу. Характер выполнения – групповые занятия. Релаксация   направленна   на   устранение   напряжения   в   мышцах,   что ускоряет процессы обмена и циркуляцию крови, повышает работоспособность нервной системы. В процессе релаксации, достигается эффект саморегуляции внутренних   систем   организма   человека,   что   способствует   пробуждению естественных защитных сил. Эти силы, раскрывающиеся в процессе занятий психорегуляцией, и восстанавливают  в организмы нарушенные связи [26].      3. Психорегуляция, включающая аутогенную тренировку:  на расслабление через напряжение локальных мышечных групп;  на достижение ощущения тепла в теле;  на сосредоточение внимания;  на воздействия дыхания, представления и слова;  на  формирования абстрактных образов. Упражнения   можно   применять   в   сочетание   с   другими   техниками: массажем, музыкой, как   средством релаксации. 47     3.3. Результаты формирующего эксперимента С   экспериментальной   группой   А,   были   проведены   занятия   по дыхательной   гимнастике,   релаксации   и   психорегуляции,   после   чего,   был проведен повторный срез показателей, по предложенным в п.2.2. методикам. С контрольной группой Б, занятия не проводились, но для сравнения показателей,   было   проведено   повторное   тестирование   по   предложенным   в п.2.2. методикам. 1. Общее состояние организма Результаты измерения общего состояния организма после проведенного эксперимента представлены в таблице 7. Результаты повторного исследования общего состояния организма Таблица 7 № спортсмена Пульс в покое Группа А 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 1. 2. 3. 74 79 71 76 78 83 73 81 74 82 75 84 77 80 73 71 69 83 Группа Б 48 АД норма норма ниже нормы норма норма выше нормы норма выше нормы норма выше нормы норма выше нормы норма выше нормы норма ниже нормы ниже нормы выше нормы Вывод Н Н ЗФП Н Н УФП Н УФП Н УФП Н УФП Н УФП Н ЗФП ЗФП УФП