Рейтинговая система оценивания учебных достижений школьников может рассматриваться как один из возможных способов оценивания, которая активизирует процесс обучения и воспитания, активизирует познавательный интерес, вовлекает учащихся в процесс оценивания, воспитывает способность оценивать самого себя, стимулирует учащихся ставить перед собой цели и достигать их.
Рейтинговая оценка.doc
Рейтинговая система оценивания в начальной школе
Трунёва Оксана Адамовна
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей № 6»
г. Северобайкальск
Слайд№1
В России в условиях модернизации содержания общего образования и разработки
новых стандартов общего образования идет широкое обсуждение необходимости
создания новых подходов к оценке образовательных результатов обучающихся.
Слайд№2
Рейтинговая система оценивания учебных достижений школьников может
рассматриваться как один из возможных способов оценивания, которая активизирует
процесс обучения и воспитания, активизирует познавательный интерес, вовлекает
учащихся в процесс оценивания, воспитывает способность оценивать самого себя,
стимулирует учащихся ставить перед собой цели и достигать их.
Слайд №3
Рейтинг учащегося (англ. rating, от to rate – оценивать, ранжировать) это
индивидуальный числовой показатель интегральной оценки достижений в учебе,
образуемый путем сложения рейтинговых баллов, полученных в результате оценки
отдельных учебных действий.
Основной принцип рейтинга – ранжирование.
Слайд № 4
Принципы рейтинговой технологии
(по Л.Г. Устиновой)
1. Ориентационный принцип (чёткое определение для учащихся целей и задач
работы, способов их достижения).
2. Принцип комплексного подхода (единство учебной, научной и воспитательной
работы).
3. Принцип мотивации (формирование у учащихся потребностей в познании, в
достижении цели, учении, труде).
4. Принцип объективности рейтинговой технологии обучения (независимость
результатов от личности преподавателя).
Слайд № 5
Цель:
влияние на активность учащихся в получении знаний, а также оценка динамики уровня
знаний на каждом этапе их усвоения.
Слайд № 6
Задачи рейтинга:
1 – построение системы комплексного мониторинга эффективности образовательной
программы;
– повышение уровня мотивации учащихся в разных сферах деятельности;
– построение индивидуальных образовательных программ;
– целевая подготовка учащихся, отвечающих требованиям образовательного
учреждения.
Слайд № 7
Функции рейтинговой технологии:
креативная (формирование творческого потенциала учащихся);
рефлексия (самооценка учебных и личностных достижений);
стимулирующая (создание условий для развития активности и
самостоятельности)
диагностическая (получение информации об особенностях учебного
процесса);
коррекция (корректировка влияний нововведений на развитие личности
учащихся)
Слайд № 8
Виды рейтинга:
– успеваемость (отражает уровень учебных достижений),
– олимпийский (отражает участие в любых интеллектуальных, творческих и
спортивных состязаниях),
– лидерский (отражает уровень социальной компетентности, общественную
активность учащихся),
– званий и сертификатов (фиксирует личные достижения в области иностранных
языков, искусства, науки и спорта, подтвержденные сертификатами).
Слайд № 9
Изучив рейтинговое оценивание, мне захотелось применить эту систему
оценивания в своем классе. Вот какие этапы мы с учащимися прошли:
Этапы внедрения рейтинговой системы
1. Разработка оценочной шкалы
2. Ознакомление учащихся и родителей
3. Занесение результатов в оценочный лист класса
4. Подведение итогов за день, неделю, месяц
Я выбрала ту область учебновоспитательного процесса, в которой у моих учеников
наибольшие проблемы, т.е. то, что надо воспитать, чему надо научить. Я остановилась
на воспитании прилежания, т.е. отношении учащихся к учебе. Так родился рейтинг
прилежания.
Эта работа была начата мною еще в первом классе. Так как оценки не выставляются,
а детей надо было увлечь я стала искать способы как это сделать. Поэтому уже в
первом классе у нас появились смайлики и стенд «Банк достижений». Учащиеся за
2 свою работу получали смайла и отправляли его в свой карман на стенде. Я, конечно,
учитывала каждого смайлика, но дети об этом не знали. Каждый месяц смайлик
менялся. А по итогам месяца мы подводили итог. Выявляли лидера. Ребята получали
бонусы. Перейдя во 23 классы мы продолжили эту работу. В третьем классе в течении
первой четверти мы с учащимися совместно стали разрабатывать свою систему для
рейтинговой таблицы. Это таблица имеет как бонусы, так и штрафные баллы.
(образец)
Слайд № 10
Сначала я определила те направления, по которым будет идти воспитание, т.е.
рейтинговую оценочную шкалу: готовность к уроку (сюда входит наличие всего
необходимого для урока: тетрадь, словарь, учебник, дневник, ручка, линейка, наличие
книги на уроке внеклассного чтения), выполнение д/з (это относится как к письменным
урокам, так и к устным), порядок на рабочем месте (все вещи на парте должны лежать
на своих местах так, чтобы можно было работать за партой), чистота рабочего места
(уходя домой ученик должен проверить чистоту рабочего места, а также навести
порядок в своих вещах, т.е. чтобы не валялась спортивная форма, обувь, кофты,
куртки, перчатки, а также альбомы, краски, и т.д.), дисциплина (сюда входит
соблюдение дисциплины на уроках и на переменах, а также на всех мероприятиях во
время пребывания в школе; еще важно не быть участником в конфликтах, драках,
ссорах). За каждую графу свое количество баллов.
Предусмотрела и шрафные и бонусные баллы. Бонусные за ответственность
(выполнение поручений, выполнение обещаний) и старательность в выполнении
письменных заданий в тетрадях. Шрафные баллы выставлются за отказ выполнить
указание учителя, опоздание на урок, нарушение дисциплины на уроках, за участие в
конфликтах, ссорах, за невыполнение проверки своей работы, когда идет фронтальная
проверка работы в классе).
В течение всего учебного года на каждом уроке учащиеся сами оценивали свои
достижения. В конце четверти мы подводили итоги. Победители (1 – 3 место) получали
поощрение.
Эта система обязательно доводится до сведения детей и их родителей. Подробно
объясняются критерии оценивания.
Слайд № 11
Затем составляется список класса на каждую неделю с графами оценивания и в течение
каждого дня делается отметки, а в конце дня подсчитываются баллы, и подводится
итог за день.
Когда ребята свыкаются с такой системой оценивания, я поручила оценивание
им самим. Конечно, я контролирую эту работу, но стараюсь и доверять.
Затем идет подсчет баллов за неделю и выводится средний балл в день.
Обязательно на классном часе или в любой удобный момент объявить итоги рейтинга за
3 неделю и определить победителей за неделю (1,2,3 места и еще поощрительные места
( 12 чел. после победителей)). Итоги эти вывешиваются в печатном виде в классном
уголке.
Дети всегда с интересом смотрят, сколько у них баллов, а также проверяют
баллы и у одноклассников, считают, сколько им не хватает, чтобы достичь уровня
победителей). Когда заканчивается месяц (четверть), подводим итоги, определяем
победителей, и победители уже награждаются призами.
Также я составляю список рекомендаций абсолютно для всех учащихся, что
необходимо им сделать, чтобы повысить свой рейтинг прилежания. Эти рекомендации
вывешиваю в классном уголке, и они там находятся целый месяц до следующих итогов.
Образец рекомендаций:
Дети постоянно подходят и прочитывают их, родители тоже могут с ними
ознакомиться и тем самым помочь своему ребенку в учебном процессе. Как правило,
рекомендации, советы, данные детям, обновляются каждый месяц, т.е. это говорит о
том, что ученики анализируют свои достижения и стремятся быть прилежными в учебе,
им не все равно, каков их рейтинг.
Слайды № 1316
Плюсы этой системы: Первое, что стало происходить при внедрении этой
системы – это то, что те ученики, которые были незаметны в классе, стали заметными,
уважаемыми, т.к. обычно тихие трудолюбивые дети не видны на общем фоне. Те
ученики, которые нарушали дисциплину, стали задумываться над своими поступками и
уже не всегда позволяли себе те или иные действия.
У учащихся появился интерес к самоорганизации: уходя домой проверяли свои
рабочие места, приводили их в порядок; стали более внимательно готовиться к урокам,
многие повысили свой читательский интерес и уже приносили прочитанную книгу на
урок внеклассного чтения; в кабинете практически перестали валяться забытые вещи
или спортивная форма; в тетрадях работы стали более аккуратными; стало меньше
конфликтных ситуаций, т.е. дети стали пытаться договариваться между собой.
Является еще одним видом общения с родителями.
Рейтинговая система позволяет значительно повысить эффективность
учебной деятельности учащихся за счет целого ряда факторов:
Вопервых, стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес
учащихся .
Вовторых, процесс обучения и контроля охватывает всех учащихся, их обучение при
этом контролируется учителем и одноклассниками.
Втретьих, дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в человеческой
природе, находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не
вызывает стрессовой ситуации.
Вчетвертых, развиваются элементы творчества, навыки самоанализа, включаются
дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией учащихся.
4 Впятых, наблюдается поворот мышления и поведения школьников в направлении
более продуктивной и активной познавательной деятельности.
Минусы: большая нагрузка лежит на учителе в связи с подсчетами баллов,
постоянным контролем (иногда приходится держать в голове большое количество
информации). Уходит много времени на составление рекомендаций, и постоянную
ссылку на успехи в рейтинге.
Заключение. Из проделанной работы хочу сказать, что в общем, система
интересна, продуктивна, актуальна, меняет специфику работы учителя, способствует
совместной деятельности учителя и учеников и родителей, поощряет детей к
достижениям и позволяет видеть каждодневный прогресс. Данная система оценивания
позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, перевести
учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность.
Список литературы
1. Воронин, Ю.А., Трубина Л.А., Васильева, Е.В., Козлова, О.В. Курс лекций «Современные
средства оценивания результатов обучения» [Текст] : учебное пособие. – Воронеж: ВГПУ. 2004.
2. Гам В. И., Филимонов А. А., Шипицына Л. П. Разработка учебных курсов на основе
компетентностного подхода. Омск.: Издво ОмГПУ, 2003. 82 с.
3. Гам В.И., Бузина Е.В. О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС //
Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4;
URL: www.scienceeducation.ru/1046640
условиях безотметочного обучения» Кондрашонок Елена Ивановна, учитель начальных
классов
4. «Организация контроля и оценки результатов учебной деятельности младших школьников в
5. Педагогические измерения и мониторинг эффективности обучения (для
слушателей Pedcampus) / Консалтинговая группа «Финиум». – Москва,
2014.
5
Рейтинговая система оценивания в начальной школе
Рейтинговая система оценивания в начальной школе
Рейтинговая система оценивания в начальной школе
Рейтинговая система оценивания в начальной школе
Рейтинговая система оценивания в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.