МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
«Лицей №11»
I Большая Лицейская Исследовательская Конференция
«БЛИК»
Секция «Гуманитарные науки»
Проект
«Реклама
как литературный жанр
в нашей жизни»
Работу выполнили: ученики 8 класса
Попов Кирилл и Зайцев Дмитрий
Руководитель: учитель
русского языка и литературы
Медведева Людмила Григорьевна
г. Ростов-на-Дону
2020 год
Содержание
Введение ……………………………………………………..…….……………...3
Глава 1. История развития рекламы.….………………………………….......4
1.1.Первое рекламное объявление………………………………….…………4
1.2.Первая внешняя реклама………………………………………....……….4
1.3.Первые устные рекламы…………………………….…………….……….4
1.4.Первая бумажная реклама……………………………….………………...5
Глава 2. Что такое реклама……………………………………………………...6
2.1.Социальный опрос среди 8-х классов «Отношение современной молодёжи к рекламе» ………………………………….…………………….…..6
2.2. Что такое
реклама………………………………………………………….6
Глава 3 Функции рекламы…………………………………………….….….....7
Глава 4. Цели рекламы…………………………………………………….….....8
Глава 5. Лингвистические особенности и функции текста рекламы….….9
5.1. Лаконичность………………………………………………………………10
5.2. Необычность, оригинальность………..………………………………....10
5.3.Доказательность рекламного текста, его прагматическая
направленность…………………………………………………………..…10
5.4.Коммуникативно-целесообразный подбор языковых и речевых
средств……………………………………………………………………......11
5.5.Функционально-стилевое совершенств…..……………………………..11
5.6.Экспрессивность рекламного сообщения. Сигнальный характер
рекламного текста……………………………………………………….....11
5.7.Семантическая акцентность…………………………………………..….12
5.8.Языковое
наполнение рекламного сообщения…………………………12
Глава
6. Композиция рекламного текста (структура строения)……………13
Глава 7. Языковые средства……………………………………...……………..14
7.1. Отклонение от нормативной орфографии….……........…..……...14
7.2 Каламбур………………………………………………………..……...16
7.3. Окказионализмы……………………………………………………..17
7.4. Персонификация……………………………………………………..18
7.5.
Фонетические повторы……………………………………………...18
Глава 8. Развитие привлекательности литературы и её воздействие на рекламу………………………………………………..……………………………19
Глава 9. Стили текста рекламы…………..…………………………………….20
Глава 10. Инструкция «Как сделать эффективную рекламу»……..……….21
Выводы………………………………………………………..……….…….……..22
Используемые ресурсы……………………………………..…………….………23
Приложение ……………………………………………………..………………...24
Введение
Актуальность: реклама глубоко внедрилась в нашу жизнь, заняв там не самое последнее место, но задумывался ли кто-нибудь о месте рекламы в литературе. Мы думаем, что проект «Реклама как литературный жанр в нашей жизни» будет актуален в наш век.
Цель: показать рекламу не только как неотъемлемую часть нашей жизни, но
и как особый жанр литературы.
Задачи:
1. определить, когда зародилась реклама и как она развивалась;
2. определить отношение современной молодёжи к рекламе;
3. выявить особенности рекламного текста, его компоненты, а также наиболее
используемые языковые средства;
4. составить краткую инструкцию «Как сделать рекламу эффективной»;
5. создать шаблон рекламы Большой Лицейской Исследовательской Конференции «БЛИК».
Методы: изучение различного иллюстративного и видеоматериала;
анкетирование; исследование и изучение функций, языковых средств и стилей
рекламы; написание инструкции по созданию эффективной рекламы.
Глава первая
История развития рекламы
Мороз
и солнце,
День, что надо!
Давай кататься до упаду
И
улыбаться небесам!
Лети навстречу чудесам!
Весна
прекрасна,
В
самом деле,
Когда
с тобою «Чудо» в теле!
Термин
«реклама» происходит от латинского слова «громко кричать», «извещать». Ещё в
древней Греции и Риме объявления громко выкрикивались или зачитывались на
площадях и в других местах скопления народа.
1.1.Первое рекламное объявление.
Одним из рекламных текстов можно назвать объявление, обнаруженное археологами при раскопках древнеегипетского города Мемфиса более трёх тысяч лет назад, которое гласило: «Я, Рино, с острова Крит, по воле богов толкую сновидения».
1.2.Первая внешняя
реклама.
Среди ученых и теоретиков возникает много разногласий по поводу возникновения
внешней рекламы, но большинство из них сходятся во мнении, что к первой внешней
рекламе относится реклама общественного дома. Эта реклама выполнена на
мраморной плите в начале 1-го века нашей эры. По сей день эта плита находится
на мраморном проспекте турецкого городка Эфис. На плите изображен портрет
девушки, стилизованное и пробитое в 2 местах сердце, а также ступня левой ноги,
которая указывает направление движения.
1.3.Первые устные рекламы.
В древности преобладали устные варианты рекламных текстов.
Лучшими пиар-менеджерами оказались жрецы – красочные шествия со статуями богов, фокусы со светом и сложными акустическими системами, ослепительное золото и блестящие самоцветы, украшающие храмы, притягивали паству и убеждали поделиться – внести пожертвование в преуспевающее предприятие.
В древнем Риме основным видом рекламы были граффити, нацарапанные или нарисованные на стенах. Например, бочонок и надпись: «Прохожий, ступай отсюда до двенадцатого столба – там Сирикус свой погребок держит». Власти ставили для таких объявлений специально побеленные стены «амбусы», но недобросовестные рекламодатели всё равно отмечались, где им удобнее. Обитатели разрисованных жилищ подавали жалобы властям, жрецы возглашали: «Да не будет удачи тому, кто напишет здесь». Но эта реклама имела меньший успех, чем вывески кабачков. Учителя рисовали на своих домах розги, колбасники – колбасу. Глашатаи, выкрикивающие свой товар, и поэты, способные сочинить складный текст, тоже были немаловажным элементом античных пиар-компаний. «Чтоб глаза сияли, чтоб щеки алели, чтоб надолго сохранилась девичья краса, разумная женщина будет покупать притирания по разумным ценам у Экслиптоса», - от такого слогана, наверняка, не отказался бы и «Арбат-Престиж». Громогласные рабы разгуливали по улицам, оглашая объявления об гладиаторских боях, выступлениях фокусников и услугах общественных бань. Впрочем, грандиозные императорские триумфы с оглашением завоеванных стран и царей, парадами и трофеями тоже были рекламой: образа жизни, стиля мышления.
1.4.Первая бумажная
реклама.
Существует
несколько основных версий о её появлении, но самая убедительная из них гласит
так: первой бумажной рекламой - является реклама молитвенной книги, которая
была напечатана в 1477 году, в Англии.
А что же сейчас?
Да, реклама прошла большой путь «становления личностью», и сейчас мы можем наблюдать перспективные рекламы 2020 г.
Итак, современные рекламы
стали более красочными, яркими, музыкальными и, если можно сказать, наглыми и
дерзкими. На что только не пойдёт производитель, чтобы привлечь покупателя.
Глава 2
Что такое реклама
2.1.Социальный опрос «Отношение современной молодёжи к рекламе» среди 8-х классов
Интересно, а что думают о
рекламе подростки? Мы провели опрос среди 8-х классов.
Большинство наших учеников считает, что реклама - это способ повышения уровня
продаж какой-либо продукции, либо, как писали опрашиваемые, «информация о
товаре».
Ответы учеников можно увидеть в приложении 1,2.
2.2. Что такое реклама
Итак, что же всё-таки такое реклама?
Реклама — это особый живой речевой жанр публицистики,
который имеет статус явления социального, экономического, политического,
лингвистического (из
методического пособия Т.И. Павловой «Совершенствование речевой практики
учащихся на основе работы с текстом рекламы»).
Попробуем разобраться в особенностях этого жанра.
Глава 3
Функции рекламы
Функции
рекламы разнообразны.
Реклама создаёт осведомлённость о товарах и брендах.
Человечество не стоит на месте: развивается наука, увеличиваются и меняются
наши потребности, а значит, выпускается много новой различной продукции. А как
о ней узнать? Тут -то к нам на помощь и приходит реклама!
Так же функцией рекламы является формирование имиджа бренда. Именно красочный,
броский образ, созданный рекламой, остаётся у нас в памяти, и мы видим товар
(услугу) именно такой, какой показал нам её рекламодатель. Точно так же и в
литературе: мы видим героев такими, какими нам хотел показать их автор. Автор
хочет заставить нас полюбить — он вызывает жалость, хочет сделать героя
отрицательным — и мы видим его грубым, эгоистичным, амбициозным негодяем.
Реклама тоже показывает нам товар таким, каким производитель хотел бы, чтобы мы
его видели. Так что с функцией о формировании имиджа товара и не поспоришь.
Следующей функцией является обеспечение напоминания. В самом деле, состоится
премьера кинофильма, спектакля. Приедет любимая музыкальная группа в родной город.
Кто поможет не забыть и не пропустить? Реклама!
Одно дело напомнить, и совершенно другое - заставить. Реклама также носит
убеждающую функцию: убеждённый человек – это на 70% покупатель!
Поэтому, реклама ещё и создаёт стимулы к совершению действий. «Приди! Купи и
получи подарок! Два по цене одного! Три в одном!» Согласитесь, звучит
заманчиво.
Но чтобы убедить и простимулировать человека, необходимо сначала ознакомить его с товаром (услугой). Реклама информирует о товаре и бренде — это ещё одна из её функций
Глава 4
Цели рекламы
Реклама
в первую очередь несёт две основных цели:
1. информативную (информирует, сообщает о предлагаемой услуге или товаре);
2. воздействующую (побуждает воспользоваться данной услугой или купить даны товар).
Что касается целей рекламы, то мы можем заметить, что
они тесно переплетены с функциями. Реклама — двигатель торговли. Поэтому она
должна не только информировать о продукте, но и побуждать к покупке этого
продукта.
Глава 5
Лингвистические особенности и функции текста рекламы
Таблица 1.
Особенность |
Функция |
Лаконичность |
Повышает рекламную ценность языковых средств, усиливает информационную насыщенность. |
Необычность, оригинальность |
Содействует быстрому запоминанию и стимулированию к действию |
Доказательность рекламного текста, его прагматическая направленность |
Создаёт убедительный, доходчивый рекламный образ |
Коммуникативно-целесообразный подбор языковых и речевых средств |
Раскрывает доходчиво основной смысл рекламы, её содержание, идею |
Функционально-стилевое совершенство |
Не допускает информационной недостоверности, не вызывает алогизма в передаче информации |
Экспрессивность рекламного сообщения |
Заинтересовывает зрителя |
Сигнальный характер рекламного текста |
Побуждает к определённым действиям |
Семантическая акцентность |
Усиливает понимание рекламного текста, достигает его понимания |
Языковое наполнение рекламного сообщения |
Использование определённых языковых средств моделей рекламного сообщения, стилистических фигур |
5.1. Лаконичность.
Лаконичность
повышает рекламную ценность языковых средств, усиливает информационную
насыщенность. Что значит лаконичность? То краткое, грамотное выражение мыслей.
Говорят, хочешь умный ответ — умно спроси. В рекламе практически так же: хочешь
результативную рекламу? Пиши рекламный текст лаконично. Без воды.
5.2. Необычность, оригинальность.
Почему многие фразы из рекламы запоминаются лучше книжных цитат и математических формул? За это отвечает вторая лингвистическая особенность рекламного текста: необычность, оригинальность. Содействует быстрому запоминанию и стимулированию к действию.
5.3.Доказательность рекламного текста, его прагматическая направленность.
Но не стоит перебарщивать с «изюминкой», текст должен быть доказательным, иметь прагматическую направленность. Это поможет создать убедительный и доходчивый образ.
5.4.Коммуникативно-целесообразный подбор языковых и речевых средств.
Чтобы раскрыть основной смысл, идеи рекламы, необходим коммуникативно-целесообразный подбор языковых и речевых средств.
5.5.Функционально-стилевое совершенство.
Вроде, кажется, как
просто написать рекламный текст! Но нет! Чтобы не допустить информативной
неверности, нелогических рассуждений, необходимо соблюдать функционально-стилевое
совершенство.
5.6.Экспрессивность рекламного сообщения. Сигнальный характер рекламного текста.
Рекламный текст должен быть экспрессивен и нести сигнальный характер. Экспрессивность заинтересует покупателя, а сигнальный характер побудит к определённым действиям.
5.7.Семантическая акцентность.
Семантическая акцентность усиливает понимание рекламного текста.
5.8.Языковое наполнение рекламного сообщения.
Ну и, как любой литературный текст, реклама должна быть не сухим пятном на фоне пустыни, а манящим оазисом! Для этого рекламу обогащают языковым наполнением, т.е. использует различные тропы, стилистические фигуры, средства художественной выразительности.
Глава 6
Композиция
рекламного текста (структура строения)
Обратим внимание на то, что как лирические и прозаические тексты, так и рекламный текст имеет свою структуру строения.
Таблица 2
Компоненты |
Содержание |
Целевое
назначение |
1. Заголовок как самостоятельный текстовый элемент, выражающий определённую законченную мысль. |
Информация о новостях, событиях, товарах |
Привлечь внимание к информации. Заинтересовать читателя, слушателя, зрителя, что-то им обещать |
2. Лозунг 1 (девиз) |
Краткое, легко запоминающееся выражение |
Выразить рекламную мысль, смысл всего сообщения в формате новости, вопроса, повествования, команды |
3. Зачин |
Это часть информации или обращения, раскрывающая зачин |
Побудить людей воспринимать рекламную информацию, представить проблему рекламного предложения |
4.Информационный блок |
Это представление о внешнем облике и содержании рекламного объекта |
Раскрыть идею, основной замысел и содержание рекламы |
5.Справочная информация |
Реквизиты рекламодателя (адрес, телефон) |
Побудить потенциального коммуниканта к началу делового сотрудничества |
6. Лозунг 2 (девиз) |
Меткое и ёмкое выражение, содержащее дополнительную рекламную информацию к лозунгу 1 |
Логично, убедительно завершить рекламный текст |
Глава 7
Языковые средства
Составление рекламных текстов — настоящее искусство! Мало того, что реклама
создаётся по определённым правилам, так она ещё и противник однообразия,
поэтому одна из главных черт эффективности этого жанра — его нестандартность.
Для этого применяют различные языковые средства. Рассмотрим наиболее
распространённые.
7.1. Отклонение от
нормативной орфографии
1.
Сочетание латиницы с кириллицей
2.Использование
латиницы для передачи русских наименований
3. Использование кириллицы при передаче заимствованных наименований
4. Соблюдение норм дореволюционной орфографии
5.Употребление прописных букв в середине и конце наименования
6. Игра слов как результат нарушения норм орфографии
7. Использование параграфических средств:
- особенности начертания и написания слов;
- необычное расположение строк;
- фигурное расположение текста;
-смена шрифта;
- надстрочные и подстрочные знаки;
- различные «звёздочки»;
- выделение слов;
- включение в текст числительных и числовых обозначений.
7.2 Каламбур
Каламбур — высказывание, основанное на одновременной реализации в слове
(словосочетании) прямого и переносного значений.
7.3.
Окказионализмы
Окказионализмы — новые слова, отсутствующие в системе языка, созданные в
экспрессивных целях.
7.4.
Персонификация
Персонификация
(латин. personificatio) — олицетворение, представление какого-нибудь предмета
или абстрактного понятия в образе лица, в образе человека.
7.5. Фонетические повторы
Глава 8
Развитие привлекательности литературы и её
воздействие на рекламу
Мы всегда привыкли воспринимать рекламу и литературу как некоторых
антагонистов. Но в современной культуре уже бесполезно так считать,
сейчас гораздо интереснее рассматривать взаимодействие, своего рода интеракцию
литературы и рекламы. Когда-то мы могли говорить, что высокая
литература подвергается воздействию массовой культуры и рекламного
бизнеса, становится наложницей и заложницей этих новых товарных отношений.
На самом деле все не совсем так.
Высокой степени абсурда подобный подход достиг при первом появлении майонеза «Махеев» на федеральном канале в 2007 году. Под Новый год создатели этого рекламного ролика осчастливили зрителя следующей фразой: «Зима. Крестьянин, торжествуя, к Махееву поехал через лес. Его лошадка снег не чует — лошадка чует майонез». Вопрос: на что рассчитывали авторы ролика? Ответ прост: на эффект узнаваемости. Когда получатель рекламного сообщения видит или слышит знакомые строки, у него происходит неконтролируемый всплеск симпатии и интереса к объекту рекламы. И это — ключевой момент. Именно поэтому реклама так активно стремится использовать литературу в своих целях. В результате рождается действительно парадоксальная ситуация: реклама постоянно напоминает массовому зрителю о классике и тем самым способствует всплеску узнавания и интереса к ней. Происходит актуализации автора и произведения в массовом сознании. Это печально, но это наша реальность ( приложение 3-8).
Таким образом, мы видим, что рекламный текст — особая
разновидность
литературного языка, представляющая собой специальную речевую систему,
приспособленную для оптимального воздействия на потребителя. Именно поэтому
композиция рекламы содержит слоган, который зачастую превращается в афоризм и
активно используется в нашей речи.
Глава 9
Стили текста рекламы
Текст рекламы может быть составлен в самых разных стилях. Наиболее широко
распространены:
- прямое изложение фактов,
- повествование,
- самоописание,
- диалог/монолог,
- оригинальный жанр.
При прямом изложении фактов текст непосредственно разъясняет смысл заголовка и иллюстраций или развивает его, не скрывая своей коммерческой направленности. Данный стиль хорош для использования в деловой рекламе.
В повествовательном тексте рассказывают какую-нибудь историю. В ней обозначается проблема и предлагается ее решение при помощи конкретных свойств рекламируемого товара. Затем высказывается предложение покупателю воспользоваться данным решением, если у него возникла такая проблема.
Иногда рекламодатель использует стиль самоописания для того, чтобы продать идею. Наиболее часто к этому стилю прибегают банки, страховые компании и крупные промышленные концерны. Используя этот стиль, избегайте излишней помпезности и самовосхваления, что часто проявляется в корпоративной рекламе.
Текст в стиле диалога/монолога. Персонажи, показываемые в таких объявлениях, осуществляют продажу своими собственными словами, демонстрируя полезные свойства товара; иногда используются жанровые сценки. Однако необходимо помнить, что не всё, что люди говорят, бывает интересно, поэтому есть риск получить серый, невыразительный текст.
Оригинальный жанр характеризуется обилием каламбуров, юмора, стихотворений и рифмовок, преувеличениями, шутками и другими атрибутами клоунского обихода.
Глава 10
Инструкция «Как сделать эффективную рекламу»
Составление рекламы – тонкое и изысканное занятие,
требующее не только живости и красноречия, но и грамотности. Так как же
составить рекламу, чтобы процесс «навязывания товара» был успешен?
1. Первое, что бросается в глаза — заголовок. Поэтому
заголовки:
— должны быть броскими, лаконичными и оригинальными;
— по возможности состоять из односложных и двусложных слов, т.к. они лучше
воспринимаются и запоминаются, чем многосложные;
— ни в заголовке, ни в самом тексте не должно быть отрицания.
2. Важнейшим шагом в создании рекламы является написание первых фраз текста.
Существует много эффективных способов:
-вопрос,
-интригующее начало,
-риторическая фигура или троп,
-графическое выделение части слова.
3. Важно обратить внимание на рекламный текст. Он
должен:
— быть кратким, лаконичным;
— не содержать слов, которые не несут смысловой нагрузки;
— носить утвердительный характер.
4. Неожиданная развязка.
Чтобы реклама была эффективной, нужно чтобы каждый её элемент нёс какую-то определённую направленность и был оригинальным, лаконичным, красочным.
Выводы:
Итак, рекламный текст — особая разновидность литературного языка, представляющая собой специальную речевую систему, приспособленную для оптимального воздействия на потребителя.
Таким образом, мы видим, что реклама – неотъемлемая часть нашей жизни, достойная находиться среди литературных жанров и стоять не на последнем месте.
Используемые ресурсы:
Приложение
1.
2.
3-4.
5-6.
7. А.С.Пушкин «Зимнее утро».
8. Под поэтическую манеру В.В.Маяковского
9.1. Шаблон рекламы Большой Лицейской Исследовательской Конференции «БЛИК»
9.2. Шаблон рекламы Большой Лицейской Исследовательской Конференции «БЛИК»
9.3. Шаблон рекламы Большой Лицейской Исследовательской Конференции «БЛИК»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.