Рекомендации по разработке рабочей программы по учебным предметам
«Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру»[1].
При разработке рабочей программы, рекомендуем педагогам, воспользоваться не только ФГОС НОО и ООО (в ред. ред. от 31.12.2015), но и информационным письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов». В этом письме отмечено, что «в целях снижения административной нагрузки педагогических работников общеобразовательных организаций внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части требований к рабочим программам учебных предметов».
Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
3) тематическое планирование.
Обращаем внимание педагогов и представителей администраций образовательных организаций, что «авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации»[2].
В том случае, если на уровне образовательной организации было принято решение об использовании авторской программы в качестве рабочей, учитель не вносит в используемую авторскую программу никаких изменений. В случае, если использование авторской программы без внесения изменений невозможно (например, нет условий для реализации каких-либо разделов), рекомендуем учителю разработать собственную рабочую программу (в опоре на особенности школы) на основе примерной основной образовательной программы, авторской программы по предмету и соответствующего ей учебно-методического комплекта, описать ее особенности в пояснительной записке, т.е. добавить к основным, обязательным пунктам дополнительный раздел.
Рекомендуемая структура и содержание рабочей программы учебного предмета
1) Пояснительная записка |
|||||||
1. |
В данном разделе конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса; преподавания учебного предмета, курса; выделяются отличительные особенности рабочей программы учебного предмета, курса по сравнению с ПООП и авторской программой по учебному предмету, курсу; обосновывается выбор учебно-методического комплекта, учебников. *Рекомендуется использовать материалы ПООП и авторской программы по учебному предмету, курсу в части конкретизации общих целей образования с учетом специфики учебного предмета, курса |
||||||
2. |
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Данный раздел строится на основе анализа учебного плана образовательного учреждения: указывается количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса (в неделю, за учебный год). |
||||||
2) Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса |
|||||||
1. |
В данном разделе описывается достижение обучающимися планируемых результатов на конец каждого года обучения. Планируемые результаты представляются двумя блоками «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». Курсивом выделяются предметные результаты, расширяющие и углубляющие опорную систему знаний и предметных действий. Предметные результаты, составляющие указанную группу, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться». * Рекомендуется использовать материалы ПООП и авторской программы по учебному предмету, курсу в части представления предметных результатов освоения конкретного учебного предмета, курса. |
||||||
3) Содержание учебного предмета, курса |
|||||||
1. |
В данный раздел включается перечень изучаемого учебного материала путём описания основных содержательных линий. *Рекомендуется использовать материалы ПООП отдельных учебных предметов, курсов в части представления содержания учебного предмета, курса. |
||||||
3)Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы |
|||||||
1. |
Тематическое планирование по учебному предмету разрабатывается на ступень начального или основного образования. Тематическое планирование состоит из двух обязательных блоков: «Содержание учебного предмета, курса» и «Основные виды учебной деятельности обучающихся». В блоке «Содержание учебного предмета, курса» раскрывается содержание крупных тем. Включение блока «Основные виды учебной деятельности обучающихся» позволяет отразить системно-деятельностный подход в организации учебной деятельности обучающихся, а так же дает учителю возможность увидеть, как «наращиваются» универсальные учебные умения учащихся. Тематическое планирование разрабатывается по следующей форме:
Тематическое планирование рекомендуем разрабатывать в соответствии с тем УМК, по которому осуществляется обучение. *возможно использование материалов Примерных программ отдельных учебных предметов, курсов в части представления содержания учебного предмета, курса. |
||||||
|
При составлении календарно-тематического планирования (приложение к рабочей программе), рекомендуем учителям оформлять его в форме таблицы со сплошной нумерацией уроков для показа соответствия количества часов рабочей программы и учебного плана или отдельно для каждого раздела: 1.1,1.2…2.1. и т.д. В календарно-тематическом планировании целесообразно указывать основные виды деятельности обучающихся, формы организации деятельности и методы учета и контроля результатов.
Универсальные учебные действия (УУД) и результаты формирования их на основе содержания предмета рекомендуем указывать не в результатах каждого урока, а по окончании крупного тематического раздела. Одна тема может быть рассчитана на несколько уроков, при этом допускается запись одинаковых тем не более двух уроков подряд. Виды контроля рекомендуем планировать на основе системы оценивания в образовательной организации.
№ |
ДАТА |
Тема |
Содержание |
Виды деятельности |
Форма работы |
Форма контроля |
|
план |
факт |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
[1] Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373
(ред. от 31.12.2015) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785)
Приказ
Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897
(ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано
в Минюсте России 01.02.2011 N 19644)
[2] Информационное письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.