Рекомендации педагога-психолога учителям-предметникам
по работе с детьми с умственной отсталостью (обучающимся с ОВЗ):
Излагаемый материал должен быть доступным, связан с жизнью и опираться на прошлый опыт ребенка.
На каждом занятии должны осуществляться индивидуально-дифференцированный подход, межпредметные связи.
Важно строго соблюдать охранительный режим:
- проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки)
- соответствие учебной нагрузки возрасту.
Оптимальные условия для организации деятельности на занятии заключаются в следующем:
- рациональная дозировка содержания учебного материала;
- выбор цели и средств ее достижения;
- регулирование действий;
- побуждение к деятельности на занятии;
- развитие интереса к занятию;
- чередование труда и отдыха.
Организовывать учебную деятельность приходится из-за невозможности умственно отсталыми детьми постоянно мобилизовывать свои усилия на решение познавательных задач. Поэтому приходится использовать приемы расчленения познавательности на мелкие доли, а всю учебную деятельность - на мелкие порции. В роли средств информации выступает слово, наглядность, практические действия.
Важное коррекционное значение учебного процесса состоит в выявлении и учете нереализованных познавательных возможностей. Из-за неравномерной деятельности на уроке огромное значение для педагога имеет знание фаз работоспособности. У умственно отсталого ребенка слишком растянута фаза пониженной работоспособности, а фаза повышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.
Для лучшего восприятия объекта изучения используют муляжи или объемные пособия. При их самостоятельном изготовлении они имеют большую дидактическую пользу из-за осознанности интереса к восприятию (модели из песка, глины, пластилина, гербарии).
Наиболее доступно наблюдение натуральных предметов или явлений. При наблюдении восприятием умственно отсталых детей нужно управлять: сравнивать один объект с другим, знакомиться с ним, разбивать задачу наблюдения на части. Наблюдение используется для перевода познания с уровня представлений на уровень понятий. При наблюдении на уроках картинки или иллюстрации используются как опора для понимания общей мысли. Упражнение - это повторение действий в целях выработки умения и навыков. Если качество упражнения улучшается, то умственно отсталые дети приобретают умения, если в упражнении появился автоматизм - это означает сформированность навыков. Для формирования умений и навыков при использовании упражнении нужно использовать:
-осознанность действия;
-систематичность;
-разнообразие;
-повторяемость;
-расположение упражнений во времени в нужном порядке.
Основной источник познания – деятельность. Практические методы как вид деятельности умственно отсталых детей используется на всех этапах обучения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.