МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОКАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РЕКОМЕНДАЦИИ
к выполнению работ
по дисциплине «Русский язык»
для профессий СПО естественно-научного профиля
Краснокамск 2019
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА
к практическому занятию
Наименование раздела: Части речи
Название работы: Ошибки в речи. Ошибки в словообразовании и
использовании в тексте форм слова.
Цель работы:1).Знать нормативные употребления форм слова.
2).Уметь выявлять и исправлять ошибки в речи, связанные с неправильным употреблением форм слова.
3).Уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями текста.
Задание№1. Укажите род существительных.
Амеба, кофе, мозоль, пальто, вуаль, досье, иваси, тюль, шимпанзе, ФБР, МИД, ЭВМ, салями, танго, фойе, эскимо, кафе, леди.
Для выполнения данного задания следует изучить трудные случаи употребления имён существительных (род имён существительных)
Задание№2. Выберите нужную форму.
1) (Шесть, шестеро) девушек поступило на курсы.
2)Потребовалось (шесть, шестеро, носики).
3)Хозяйка протянула гостю чашку дымящегося (чая, чаю).
4)Заграничные (паспорта, паспорты); опытные (доктора, докторы), известные
(профессора, профессоры); вновь назначенные (директора, директоры); искусные (повара, повары)
Задание№3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа.
Башкиры , болгары, казахи, сапоги, ремешки, амперы, апельсины, турки, чукчи, гольфы, гектары, ботинки, чулки.
Для выполнения задания необходимо изучить трудности в употреблении форм родительного падежа множественного числа
Задание№4. Исправьте ошибки.
1) Все хотели услышать Эдиту Пиаф.
2)МИД предъявил ноту протеста.
3)Наше знакомство с Чарли Чаплин произошло в период немого кино.
4)Бдительный ФБР вовремя предотвратил террористический акт.
5)По правде сказать, она мало походила на агитаторшу.
6)В этом году мы посетили шумное многолюдное Осло.
7)Выступила лауреатка второй премии Елена Сергеева.
Для выполнения задания необходимо изучить тему: «Имена собственные и нормы его употребления».
Задание№5. Исправьте ошибки, допущенные в употреблении форм единственного и множественного чисел имён существительных, перепишите.
1)Татьяне свойственны тонкие понимания русской природы.
2)Образ скряги, потерявшего всё человеческое, не может не вызвать наших негодований.
3)В чернильнице Плюшкина было не чернило, а какая-то заплесневелая жидкость.
4)Недовольство рабочих жизнью выражались в стачках.
Задание№6. Согласуйте прилагательные с существительными
(Варёный) вермишель, (картофельный) пюре, (цветной) тюль, (разборчивый) подпись, (сладкий) какао, (долгий) путь, (заказной) бандероль, (новый) рояль, (серый) мышь, (мелкий) дробь, (новый) ателье, (мелкий) кафель.
Задание№7. Найдите ошибки в образовании форм существительных. Запишите слова в исправленном виде.
По дорогах, по улицах, из шланги, из консерва, пять курей, много турков, удары курант, положил на пазух, сандаль, туфель.
Вопросы для самопроверки
1.Особенности категорий рода, числа, падежа имени существительного;
2.Особенности употребления собирательных числительных.
Библиографический список:
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл.-М.:Просвещение,2010
2. Ващенко Е. Д. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону,- Феникс, 2009
3. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. - М., 2011
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.