Государственное казённое общеобразовательное учреждение Владимирской области « Специальная ( коррекционная ) общеобразовательная школа-интернат г. Кольчугино
Методическая разработка на тему:
«Рекомендации по организации занятий с учетом особенностей внимания ребенка»
Составила:
Илюшина Т.В.
2019 г.
Организация занятия с ребенком с умственной отсталостью вызывает ряд затруднений и вопросов у педагогов: как привлечь внимание к заданию? Как удержать внимание? Как часто нужно менять задание? и т.п.
Мы попытались найти ответы в научной литературе по данной проблеме. Вот что пишет Исаев Дмитрий Николаевич — доктор медицинских наук, профессор Института специальной педагогики и психологии имени Рауля Валленберга: «Ранимость внимания известна - оно может пострадать при самых легких соматических заболеваниях. При подъеме температуры, физической слабости нарушения внимания всегда имеют место. Отвлекаемость и истощаемость внимания могут явиться одними из первых симптомов инфекционных и других болезней, таким образом предупреждая воспитателей и педагогов о необходимости снижения нагрузки, а то и о полном освобождении от занятий. В то же время отвлекаемость, истощаемость и другие нарушения внимания могут быть особенностями психики детей с хроническими (ревматизм) или часто повторяющимися болезнями (ангины), детей, перенесших в прошлом травмы головы или менингиты, страдающих неврозами или имеющих аномальное развитие личности. Все эти дети требуют коррекционно-педагогического подхода: оживления занятий за счет их большей эмоциональной насыщенности, переключения на другие темы, предоставления более частого отдыха и т. д. Большую трудность для обучения представляют дети с задержкой психического развития, умственной отсталостью, с детским церебральным параличом, сенсорными дефектами, страдающие нарушенным вниманием. Без коррекции последнего невозможно продуктивно обучать этих детей. Исправление основного (интеллектуального, сенсорного) дефекта также не будет эффективным без учета этого обстоятельства. Особенную сложность для педагогов и воспитателей представляют те дети, у которых нарушения внимания — один из основных и тяжелых симптомов (детский аутизм, атоническая форма умственной отсталости). В этих случаях обучение превращается в процесс, при котором привлечение внимания — основа для усвоения любых навыков».
Исаев Д.Н. указывает на то, что развитие внимания является главной задачей обучения детей. В своих трудах Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. так же указывают на важность процесса внимания и предлагают варианты организации занятий:
«Занятия носят комбинированный характер: педагоги, чувствуя, что внимание детей истощается, гибко «переключают» их на другой вид деятельности (с учетом индивидуальных особенностей). Так, занятие по математике может сочетаться с прослушиванием музыки или рисованием и пр. На занятиях, направленных на формирование навыков социальной адаптации, совместно проигрываются ситуации приветствия, расставания, завтрака, общей игры и другие. При этом педагоги создают атмосферу активного взаимодействия между учениками. Приобретенные детьми навыки общения и социально-трудовой адаптации закрепляются на практике. Сначала дети выполняют что-либо при поддержке взрослого, а затем пробуют это делать самостоятельно.
Значительное место в системе развития «особых» детей занимают индивидуальные занятия. Их продолжительность зависит от возможностей и способности ребенка к деятельности.
Все занятия — коллективные и индивидуальные — проходят в игровой форме. При моделировании игры используются любимые детьми образы и персонажи (животные, сказочные герои, машины и пр.). Учебная и развивающая нагрузка сочетается с отдыхом, релаксацией.
Группы «особых» детей, как правило, комплектуются не по возрастному принципу, а в зависимости от года обучения, с учетом психологических особенностей, уровня развития и умений детей».
«Известно, что удержать произвольное внимание у таких детей чрезвычайно сложно.
Здесь важна каждая мелочь. Расположение оборудования, отсутствие лишних предметов в поле зрения ребенка, использование игрушек, к которым у него есть особое отношение и специфический интерес, местоположение педагога.
Важно отметить, что «особые» дети очень ригидны. То, к чему они привыкают, влияет на успешность занятий. Поэтому важно знать их привычки, предпочтения и использовать это в организации контекста занятий».
«На занятиях важна динамика внимания ребенка. Нельзя доводить внимание до истощения. Важно вовремя заметить, когда и как переключить внимание. Когда ребенок начинает отвлекаться — уже поздно. Разрушается атмосфера занятия, эмоциональная связь нарушается».
Выводы и рекомендации
1. Если внимание у ребенка быстро истощается, то занятие должно носить комбинированный характер: переключение на другой вид деятельности с учетом индивидуальных особенностей, например, рисование, лепка, музыка, физ. минутка, пассивный отдых и т.п.
2. Занятие может сочетаться с прослушиванием музыкальных произведений после или во время заданий. Музыка должна быть специально подобранной, спокойной, без резких переходов и не должна звучать громко
3. По нашим наблюдениям занятие может быть более продуктивным, если его продолжительность составляет 15-20 мин. для детей с глубокой УО, 20-25 мин. для детей с тяжелой УО, 25-40 мин. для детей с умеренной УО (с учетом переключения на другие задания).
4. Чтобы привлечь и удержать внимание ребенка важно:
- организация рабочей зоны (убрать лишние предметы, постараться чтобы никто не отвлекал);
- знать привычки и предпочтения (через знакомое и привычное переходить к новому; начинать всегда с того, что ребенку известно, потом предлагать новый элемент);
- не доводить внимание до истощения, вовремя заметить когда и как переключить внимание (до того момента, когда начнет отвлекаться).
Момент истощения можно выяснить методом наблюдения:
1) используя секундомер;
2) оценить работоспособность воспитанника с помощью оценочных параметров (см. приложение).
Упражнения на развитие внимания.
1. Старайтесь чаще общаться с ребенком лицом к лицу. Выражение лица и артикуляция должны быть гиперболизованы.
2. Смотрите ребенку в глаза и старайтесь стимулировать его делать то же самое.
3. Используйте погремушку или другой предмет для того, чтобы ребенок отслеживал его по средней линии, пытайтесь постоянно делать так, чтобы ребенок фиксировал взгляд на предмете
4. Показывайте предметы и называйте их, а также те действия, которые вы выполняете в течение всего дня.
5. Говорите с ребенком, использую «родительский тон», чтобы завладеть его вниманием.
6. Отмечайте время дня, когда ребенок бодрствует и находится в оживленном состоянии. Используйте это время для общений преднамеренно.
7. Периодически меняйте или перевешивайте игрушки или яркие предметы для создания эффекта новизны.
8. Используйте предметы и игрушки с высококонтрастными цветами (красный, желтый, черный и белый) и контрастные образцы, такие как полосы или клетки, чтобы привлечь внимание ребенка. Постепенно добавляйте другие сильные цвета, такие как синий и зеленый.
9. Стройте ребенку рожицы и смотрите, как он вам подражает (например, показывает язык).
10. Если вы хотите, чтобы ребенок наблюдал за действиями взрослых, произнесите ключевое слово «смотри». Убедитесь, что ребенок обратил на вас внимание до начала действия. Это вырабатывает «рутинный» сигнал для привлечения внимания.
11. После того, как вы привлекли внимание ребенка, при моделировании (или демонстрации) действия говорите спокойным голосом или молчите – это привяжет внимание ребенка к действию.
12. Знакомьте ребенка только с одной переменной (понятием) за раз, чтобы он мог сосредоточиться на одной переменной, тогда как все остальное остается без изменений. Например, сортируйте предметы только по цвету; желательно, чтобы они ли одинаковой формы и размера и различались только цветом (красные, синие и желтые мячи или красные, синие и желтые носки).
13. Покажите ребенку коврик, чтобы фокусировать внимание на месте, в котором должны происходить события.
14. Чаще наклоняйтесь до уровня глаз ребенка, если хотите привлечь его внимание.
15. Катайте с малышом друг другу мячик, чтобы стимулировать визуально слежение и координацию глаз-рука.
16. Показывайте предметы и называйте их, а также действия в течение всего дня.
17. После достижения успеха с одной переменной (понятием) увеличьте количество переменных до двух. Например, сгруппируйте все предметы по цвету, независимо от их формы и размера.
18. Используйте коврик как произвольный сигнал для ребенка, означающий, что он может там разместиться и сфокусировать внимание на действиях.
19. Играйте в такие игры, чтобы ребенку приходилось перегибаться через среднюю линию тела.
20. Повторяйте простые ритмичные серии хлопков в ладоши или используйте сигналы, чтобы привести ребенка в готовность.
21. Используйте прикосновения или массаж, чтобы успокоить, привести в готовность и перенаправить деятельность малыша.
Упражнения, стимулирующие зрительное внимание.
Меняйте выражения лица. Для мозга – стимуляция зрительных, слуховых и двигательных навыков. Система зеркальных нейронов мозга автоматически активируется, когда ребенок видит выражение лица другого человека. Результатом этого может быть имитация поведения, помогающая обучению ребенка.
Игра в прятки. Дает ребенку первые представления о том, что если что-то исчезло, то – не навсегда. Эта концепция называется постоянством объекта – на ранних стадиях развития мозга она исключительно важна. Осознание ребенком того, что что-то может существовать за пределами его зрения, является начальным этапом мысленного представления, первым шагом в развитии многих функций, требующих участия памяти.
Игра «дотянуться и схватить». Эта игра стимулирует нормальное развитие зрения и облегчает создание двигательных связей, когда ребенок тянется, чтобы достать цветной предмет.
Черпаем и наливаем. Стимуляция отделов мозга, отвечающих за пространственное восприятие (объем и количество) в сенсорно-двигательных областях и теменной доле.
Прячем и находим игрушки. Развитие навыка ползания стимулирует аспект переключения внимания. Эта игра также помогает создать уверенность в себе, поскольку ребенок понимает, что может управлять собственными движениями и «улавливать» посоянство объекта.
Играем с предметами разной величины (большой, больший, самый большой, маленький, меньший, самый маленький). При помощи повторного выбора и сопоставления предметов разных размеров (глубины и ширины) у ребенка формируется понимание «объема» - достаточно сложный навык, поэтому нужны частые повторы работы с объемом.
Соответствие размера и формы (третий лишний, понятия – одинаковый, разный, размер, цвет и форма). Эти упражнения помогают детям учиться различать, распределять по категориям и группировать предметы.
Фиксировать взгляд на предмете и прослеживать по горизонтали, вертикали, по кругу (контрастные рисунки, цветные шарики, свеча, фонарик, погремушки, мягкая игрушка, модуль «горка»).
Проговаривать «Смотри глазками». Задерживать взгляд, когда предмет исчезает (контрастные рисунки переворачивать, игра «ку-ку», прятки с платком, реакция на исчезновение и появление предмета, например мягкая игрушка за большим мячом). Изменять выражение лица, артикуляцию. По заданию ищут взглядом знакомые предметы в помещении. Песочные часы. Переливание цветной воды.
Слуховое внимание.
1. Зрительно ищет источник звука (игрушки на потолке)
2. Поворачивает голову в сторону источника звука, находясь в разных положениях (шумовые баночки, музыкальные игрушки, колокольчик, погремушки)
3. Трясет игрушки и реагирует на разные звуки, издаваемые при действии
4. Тянется к предмету, которые перестал звучать по средней линии и с обеих сторон, выше и ниже уровня плеч (для детей с нарушениями зрения)
5. Движется в направлении звука, предьявленного с разных позиций
6. Бросает предметы и реагирует на издаваемые ими звуки (шарики в банку).
Список литературы
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.- 128 с.
2. Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов.- СПб.: СпецЛит, 2001.-463 с
3. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2010. – 400 с.
4. Лорер В.В. Работа с детьми с множественными нарушениями развития. Материалы с семинара 09-10 сентября 2013 г. НОУДПО «Социальная школа Каритас».
Приложение
Оценка особенностей работоспособности воспитанника
Параметры наблюдений |
Оценки |
|||
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Динамика продуктивности ребенка в процессе занятия |
Отсутствует. Ребенок может быть сосредоточен на каком-то аффективно значимом действии (например, раскачивание, прыжки, постукивания) Или наоборот, проявляет импульсивность, несдержанность, хватает нецеленаправленно предметы. |
Неупорядоченная, хаотичная деятельность в процессе занятий. Недлительное сосредоточение на инструкции. |
Замедленный или ускоренный темп при выполнении отдельных заданий. |
В начале занятий темп может быть замедленный, но постоянно увеличивается. Или, наоборот, ускоренный темп в начале занятий, а к концу занятий темп нормализуется. |
Переключаемость и устойчивость внимания |
Наблюдается застревание на предыдущих действиях. |
Слабая. Склонность к застреванию при выполнении аффективно-значимых заданий. |
Наблюдается склонность к застреванию на предыдущих действиях, но способен к переключению внимания при значимом задании. |
Выраженных признаков инерции не прослеживается. |
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2010. – 400 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.