Рекомендации родителям
Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова
Нарушения речи у детей дошкольного возраста являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, на успешность его обучения в школе.
У большинства из этих детей наряду с нарушениями фонетико-фонематической лексикой, грамматической стороны речи в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и школьной программы, социальной адаптации детей.
В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без внимания. У детей с нормальным речевым развитием такое нарушение со временем проходит.
Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Слова могут быть деформированы за счет:
1. Нарушение количества слогов (элизия- сокращение (пропуск) слогов: велосипед-весипед; итерации - увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных: тарава-трава)
2. Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове: деворе-дерево; перестановка звуков соседних слогов: мосалет - самолет)
3. Искажение структуры отдельного слога (сокращение стечения согласных: капута-капуста; вставка согласных в слог: лумпа - лупа)
4. Антиципации (уподобление одного слога другому: пипитан-капитан)
5. Персеверации (инертное застревание на одном слоге в слове: пананама-панама)
6. Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница- холодильник и хлебница)
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова.
В связи с этим необходимо с раннего возраста развивать у ребёнка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи. Помочь ребенку в преодолении трудностей могут следующие игры:
Для развития слуховой памяти: «Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент». «Сколько раз ударили в барабан»,
Слухового внимания: «Сколько раз хлопнули в ладоши?», «Кто позвал» «Теремок» (по количеству ударов отгадай, кто стучит в теремок), «Где позвонили».
Работа над ритмом и темпом:
«Веселые инструменты» Берется музыкальный инструмент и задает ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести с помощью хлопков или ударов ладонью по столу.
«Передай привет» Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе. «Повтори за мной», «Стучи – как я считаю»,
«Листопад» (хлопнуть, прыгнуть столько раз, сколько листочков упало с дерева).
Упражнения на развитие координации рук:
пальчиковые гимнастики
«Делай как я» Воспроизведение серий движений руками.
«Кто как ходит?» (воспроизведи движение животного: мишка - вперевалку, медленно, зайчик – быстро с подскоками),
Графические упражнения:
«Продолжи строчку», «Выложи орнамент», «Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы».
Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова:
«Паровозик» (выделять последний звук и подбирать, и подбирать на него следующее слово-вагончик.)
«Подбери слово» (подбираем слова на заданный звук, слог.)
Игры направленные на формирование чувства рифмы:
«Доскажи словечко» (отрывки из детских стихов)
«Подбери рифму» (ложка - кошка, танки- санки).
В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в гостях, по дороге в детский сад, транспорте.
Желаем успехов!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.