РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Развитие языкового анализа
Определение количества, последовательности и места слов в предложении:
1.Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нём количество слов.
2.Придумать предложение с определённым количеством слов.
3.Определить место слов в предложении (какое по счёту указанное слово),
Для закрепления слогового анализа и синтеза:
1.Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
2.Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых 2 или 3 слога.
3.Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:__буз, ут__, лод__.
4.Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок,цып,лё)
Развитие фонематического анализа и синтеза.
1.Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.
2.Отобрать картинки, в названии которых 3, 4, 5 звуков.
3.Подобрать слова на каждый звук. Слова подбираются в определённой последовательности : сначала слова из 3 звуков, затем из 4,5,6 звуков.
Р |
У |
Ч |
К |
А |
рот |
Уля |
час |
кот |
Аня |
роза |
угол |
чаша |
каша |
аист |
рукав |
улица |
чехол |
корка |
астра |
4.Добавить различное количествозвуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:
Па-(парк)
Па-(паром)
Па-(парус)
5.Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, на втором, на третьем месте (шуба, кошка, уши).
6.Преобразовать слова:
А) добавляя звук : рот-Крот, мех-Смех,луг-Плуг.
Б)Изменяя один звук слова (цепочки слов): сом-сок-сук-суп-сух-сох-сор-сыр-сын-сон.
В)Переставляя звуки : пила-липа, палка-лапка, кукла-кулак, волос-слово.
7. Какие слова можно составить из букв одного слова, например, ствол (стол,вол), крапива (парк, ива,карп,пар,рак).
8.Образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом-мак-кот-ток-крот.
9.Игра в кубик. Ребёнок бросает кубик и придумывает слово, состоящее из определённого количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
10.Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-сон, кот-ток, сор-рос, топ-пот.
11.Какой звук убежал? (крот-кот, лампа-лапа, рамка-рама).
12.Найти общий звук в словах: луна-стол, кино-игла, окна-дом).
Развитие словарного запаса.
1. Учить называть группы обобщающим словом ( яблоки, груша, слива…-фрукты и т.д.).
2.Накапливать вместе с ребёнком словарь на определённые темы ( посуда, времена года, профессии…).
3.Учить составлять группы родственных слов с определённым корнем ( снег-снежок-снежный-снеговик).
4.Учить подбирать прилагательные к существительным, глаголам.
5.Учить подбирать антонимы (добрый-злой), синонимы ( друг-товарищ).
6.Развивать познавательные интересы ребёнка.
7.Спрашивать, какие слова непонятны, объяснять их значение, и просить ребёнка составить с этим словом предложение.
8.Беседовать, разговаривать с ребёнком.
Развитие грамматического строя речи.
Основные направления в работе:
-уточнение структуры предложения,
-развитие функции словоизменения и словообразования.
Составляем предложения по следующему плану:
1.Двусоставные предложения, включающие существительное в именительном падеже и глагол 3-го лица настоящего времени (Дерево растёт.)
2.Другие двусоставные предложения.
3.Распространённые предложения из 3-4 слов: существительное, глагол и прямое дополнение (Девочка моет куклу. Девочка гладит платок утюгом. Дети катаются с горки. Солнце светит ярко.)
В дальнейшем составляются более сложные предложения.
Словоизменение и словообразование.
1.Играть в игры:
-гномы-великаны (носище-носик),
-один-много (дом-дома),
-чего не стало (бабочка-бабочки),
-называть детёнышей животных.
2.Следить за тем, как ребёнок изменяет слова, обязательно его поправлять.
3.Следить за употреблением в речи предлогов.
Развитие связной речи.
1.Читать книги!
2.Обсуждать прочитанное, пересказывать яркие, запоминающиеся рассказы или сказки.
3.При составлении рассказов, пересказов обращать внимание на детали, ситуацию, последовательность построения сюжета.
А также необходимо обратить внимание на:
-Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозайка, аппликационные работы),
-Состояние пространственных функций (умение определять право-лево в различных условиях, положениях тела, умение узнавать буквы в разных положениях),
-Неврологический статус (определяют специалисты),
-Коммуникативные функции ( общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции)
Если ребёнок читает:
Чтение должно быть плавное, послоговое, ребёнок должен понимать прочитанное.
Учитель-дефектолог: Петкевич Н.С.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.