Рекомендации учителя-дефектолога.
Оценка 4.9

Рекомендации учителя-дефектолога.

Оценка 4.9
docx
29.12.2021
Рекомендации учителя-дефектолога.
rekomendacii_dlja_pedagogov.docx

Причины трудностей в обучении

 

■         нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас;

■         узость знаний и представлений об окружающем мире;

■         несформированность пространственно-временных представлений;

■         внимание: выражены трудности переключения внимания, снижены концентрация, устойчивость;

■         мышление: низкий уровеньсформированности операций классификации, сравнения, обобщения, недостаточно сформированы наглядно-образное и словесно-логическое формы мышления;

■         восприятие слабодифферинцируемое, незначительно нарушена целостность восприятия;

■         в деятельности: не выражен ориентировочный этап, характерны импульсивность, хаотичность действий, отсутствует самоконтроль;

■         снижение обучаемости (понимает инструкцию только после разъяснения, осуществляет частичный перенос на аналогичные задания, затруднена автоматизация навыка);

■         несформированность обобщающей и регулирующей функций слова.

 

 

 

Рекомендации учителя – дефектолога для педагогов.

 

§  Формирование целенаправленной деятельности:

а)        предварительная ориентировка в задании, анализ инструкции к заданию, требований, предъявляемых к деятельности;

б)        работа над планом деятельности, определение конечной цели и выбор средств для достижения этой цели;

в)        коррекция импульсивности: строгий запрет необдуманных ответов и малорезультативных действий, поощрение ребенка только в случае результативного ответа.

■         Выработка навыков самоконтроля:

а) работа по подражанию (контролирующую функцию выполняет педагог);

б)        работа по образцу (ребенок контролирует свою деятельность

посредством образца);

в)        самостоятельная работа.

■         Избегание перенасыщения урока наглядностью, использование немногочисленного яркого и конкретного наглядного материала.

■         Формирование пространственно-временных представлений:

а)        планирование дополнительного времени и разъяснительная работа при ориентации на листе бумаги, доске;

б)        использование физминуток для формирования ориентации в схеме собственного тела, пространства;

в)        использование на уроках математики оргмомента для уточнения временных представлений.

■         Переключение ребенка специальным приемом при переходе с одного вида деятельности на другой. Например, при переходе от решения примеров к задаче можно предложить задачу в стихах, задачи-шутки.

■         Побуждение мыслительной активности, развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, классификации.

■         Усиление регулирующей функции слова, формирование способности к речевому обобщению:

а)        сопровождение речью выполняемых действий (ребенок повторяет образец речевого сопровождения за учителем, впоследствии дает словесный отчет самостоятельно);

б)        формулирование вывода ребенком.

■         Расширение кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире.

Соматическая ослабленность – состояние здоровья ребенка, характеризующееся ослаблением адаптационных процессов, возникающих в результате хронических и острых частых заболеваний. Для детей с соматической ослабленностью характерны астенические состояния.

Астеническое состояние – это состояние нервно – психической слабости, выражающееся преимущественно в нарушениях тонусов процессов и характеризующееся большой их истощаемостью. Это сказывается в быстром наступлении утомления от любой деятельности, неспособности к длительному нервному напряжению и в снижении форм психической активности. Ухудшаются внимание и запоминание. Появляются нетерпеливость, эмоциональная неустойчивость, повышенная чувствительность к сенсорным раздражителям (шум,свет,громкие звуки). Нарушается сон, появляются головные боли.  На уроках эти дети быстро устают, выключаются из общей работы, затормаживаются, становятся вялыми. Другие дети проявляют расторможенность. Быстро утомляясь, они не в состоянии удерживать внимание во время урока, отвлекаются на любой внешний повод, разговаривают, вертят в руках посторонние предметы, то есть используют потребность в моторной разрядке. Причины неуспеваемости при астеническом состоянии лежат в ослаблении умственной работоспособности (а не в интеллектуальной недостаточности).. ребенок неглуп, как иногда считают учителя и родители. Из-за общей ослабленности организма темп деятельности, скорость усвоения материала, память снижены. На первый план выступают быстрое снижение работоспособности, сужение объема воспринимаемого материала, трудности распределения и переключения внимания.        

1.При проведении урока осуществляйте подбор индивидуаль­ного темпа работы и нагрузки учащегося.

2.Соблюдайте чередование видов деятельности учащихся на уроке (смена ведущего анализатора: слух, зрение и т.д.).

3.Проводите на уроке динамические паузы.

4.Учитывайте следующее:

пик работоспособности школьника приходится на времен­ные промежутки с 10 до 12 часов и с 16 до 18 часов;

в течение недели наиболее высокая работоспособность при­ходится на вторник, среду, четверг;

у младших школьников утомление нарастает к 4 уроку, а у уча­щихся средних и старших классов — к 5-6 уроку.

5.При составлении расписания особое внимание уделяйте чере­дованию предметов в зависимости от сложности усвоения учебно­го материала.

6.При утомляемости, проявляющейся в чрезмерной двигатель­ной активности ученика, включайте его в социальные формы дея­тельности: дайте задание подготовить доску к уроку, открыть фор­точку, раздать тетради и т.д. Если утомляемость проявляется в за­торможенности, необходимо провести на уроке динамическую па­узу и снизить объем предлагаемых заданий.

7.Во второй половине урока ослабленные дети не воспринима­ют многосложных заданий, поэтому предлагайте короткие и четко сформулированные задания.

8.При переходе от одного задания к другому детям с соматиче­ской ослабленностью предлагайте упражнения, переключающие их внимание на новый вид работы.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Причины трудностей в обучении ■ нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас; ■ узость знаний и представлений об окружающем мире; ■ несформированность пространственно-временных представлений; ■ внимание: выражены…

Причины трудностей в обучении ■ нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас; ■ узость знаний и представлений об окружающем мире; ■ несформированность пространственно-временных представлений; ■ внимание: выражены…

Переключение ребенка специальным приемом при переходе с одного вида деятельности на другой

Переключение ребенка специальным приемом при переходе с одного вида деятельности на другой

При проведении урока осуществляйте подбор индивидуаль­ ного темпа работы и нагрузки учащегося

При проведении урока осуществляйте подбор индивидуаль­ ного темпа работы и нагрузки учащегося
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2021