Причины трудностей в обучении
■ нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас;
■ узость знаний и представлений об окружающем мире;
■ несформированность пространственно-временных представлений;
■ внимание: выражены трудности переключения внимания, снижены концентрация, устойчивость;
■ мышление: низкий уровеньсформированности операций классификации, сравнения, обобщения, недостаточно сформированы наглядно-образное и словесно-логическое формы мышления;
■ восприятие слабодифферинцируемое, незначительно нарушена целостность восприятия;
■ в деятельности: не выражен ориентировочный этап, характерны импульсивность, хаотичность действий, отсутствует самоконтроль;
■ снижение обучаемости (понимает инструкцию только после разъяснения, осуществляет частичный перенос на аналогичные задания, затруднена автоматизация навыка);
■ несформированность обобщающей и регулирующей функций слова.
Рекомендации учителя – дефектолога для педагогов.
§ Формирование целенаправленной деятельности:
а) предварительная ориентировка в задании, анализ инструкции к заданию, требований, предъявляемых к деятельности;
б) работа над планом деятельности, определение конечной цели и выбор средств для достижения этой цели;
в) коррекция импульсивности: строгий запрет необдуманных ответов и малорезультативных действий, поощрение ребенка только в случае результативного ответа.
■ Выработка навыков самоконтроля:
а) работа по подражанию (контролирующую функцию выполняет педагог);
б) работа по образцу (ребенок контролирует свою деятельность
посредством образца);
в) самостоятельная работа.
■ Избегание перенасыщения урока наглядностью, использование немногочисленного яркого и конкретного наглядного материала.
■ Формирование пространственно-временных представлений:
а) планирование дополнительного времени и разъяснительная работа при ориентации на листе бумаги, доске;
б) использование физминуток для формирования ориентации в схеме собственного тела, пространства;
в) использование на уроках математики оргмомента для уточнения временных представлений.
■ Переключение ребенка специальным приемом при переходе с одного вида деятельности на другой. Например, при переходе от решения примеров к задаче можно предложить задачу в стихах, задачи-шутки.
■ Побуждение мыслительной активности, развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, классификации.
■ Усиление регулирующей функции слова, формирование способности к речевому обобщению:
а) сопровождение речью выполняемых действий (ребенок повторяет образец речевого сопровождения за учителем, впоследствии дает словесный отчет самостоятельно);
б) формулирование вывода ребенком.
■ Расширение кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире.
Соматическая ослабленность – состояние здоровья ребенка, характеризующееся ослаблением адаптационных процессов, возникающих в результате хронических и острых частых заболеваний. Для детей с соматической ослабленностью характерны астенические состояния.
Астеническое состояние – это состояние нервно – психической слабости, выражающееся преимущественно в нарушениях тонусов процессов и характеризующееся большой их истощаемостью. Это сказывается в быстром наступлении утомления от любой деятельности, неспособности к длительному нервному напряжению и в снижении форм психической активности. Ухудшаются внимание и запоминание. Появляются нетерпеливость, эмоциональная неустойчивость, повышенная чувствительность к сенсорным раздражителям (шум,свет,громкие звуки). Нарушается сон, появляются головные боли. На уроках эти дети быстро устают, выключаются из общей работы, затормаживаются, становятся вялыми. Другие дети проявляют расторможенность. Быстро утомляясь, они не в состоянии удерживать внимание во время урока, отвлекаются на любой внешний повод, разговаривают, вертят в руках посторонние предметы, то есть используют потребность в моторной разрядке. Причины неуспеваемости при астеническом состоянии лежат в ослаблении умственной работоспособности (а не в интеллектуальной недостаточности).. ребенок неглуп, как иногда считают учителя и родители. Из-за общей ослабленности организма темп деятельности, скорость усвоения материала, память снижены. На первый план выступают быстрое снижение работоспособности, сужение объема воспринимаемого материала, трудности распределения и переключения внимания.
1.При проведении урока осуществляйте подбор индивидуального темпа работы и нагрузки учащегося.
2.Соблюдайте чередование видов деятельности учащихся на уроке (смена ведущего анализатора: слух, зрение и т.д.).
3.Проводите на уроке динамические паузы.
4.Учитывайте следующее:
пик работоспособности школьника приходится на временные промежутки с 10 до 12 часов и с 16 до 18 часов;
в течение недели наиболее высокая работоспособность приходится на вторник, среду, четверг;
у младших школьников утомление нарастает к 4 уроку, а у учащихся средних и старших классов — к 5-6 уроку.
5.При составлении расписания особое внимание уделяйте чередованию предметов в зависимости от сложности усвоения учебного материала.
6.При утомляемости, проявляющейся в чрезмерной двигательной активности ученика, включайте его в социальные формы деятельности: дайте задание подготовить доску к уроку, открыть форточку, раздать тетради и т.д. Если утомляемость проявляется в заторможенности, необходимо провести на уроке динамическую паузу и снизить объем предлагаемых заданий.
7.Во второй половине урока ослабленные дети не воспринимают многосложных заданий, поэтому предлагайте короткие и четко сформулированные задания.
8.При переходе от одного задания к другому детям с соматической ослабленностью предлагайте упражнения, переключающие их внимание на новый вид работы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.