Рекомендации учителя-логопеда по развитию речи школьников
В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать. Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.
Советы родителям по развитию речи младших школьников
1.Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 мин. в день.
2.Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы ,
проветрите комнату.
3.Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
4.Во время чтения книги выясняйте значения трудных слов , рассматривайте
иллюстрации.
5.Беседуйте о прочитанном : о том, чему учит книга, что нового ребенок узнал.
6.Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку
из книги .
7.Предлагайте для ребенка для самостоятельного чтения специальную литературу из
серии «Читаем сами»
Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции дисграфии
Проблема нарушений письма - одна из самых актуальных для школьного обучения.
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.
Нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов.
Нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. Специфическое расстройство письма влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.
Дисграфия - специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках на письме, обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. (Р. И. Лалаева)
Выделяют 5 форм дисграфии:
Артикуляторно-акустическая дисграфия.
Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит.
Акустическая диcгрaфия
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-Т’; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Для этой формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки:
· пропуски букв и слогов;
· перестановка букв и (или) слогов;
· не дописывание слов;
· написание лишних букв в слове (бывает когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»);
· повторение букв и (или) слогов;
· контаминация - в одном слове слоги разных слов;
· слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»);
Аграмматическая дисграфия
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил.
Оптическая дисграфия
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
· не дописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
· добавление лишних элементов;
· пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; зеркальное написание букв.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Помимо работы логопеда по коррекции данного вида дисграфии, родители так же должны проявлять активность в помощи преодоления логопедических ошибок на письме у их детей.
В дополнение к рекомендациям логопеда, родители могут выполнять различные игровые упражнения, которые могут поспособствовать более успешной коррекции и профилактики дисграфии на почве языкового анализа и синтеза.
· Попросите прохлопать ребенка количества звуков или слогов в слове, количество слов в сказанном Вами или придуманном им самим предложении. Это поможет точнее определять количество звуков в словах, учить детей делить слова на слоги, учить понимать количество слов в предложении. Если ребенок сделает ошибку (например, не разделит частицу/предлог от слова или, наоборот, отделит приставку от слова), Вы сможете поправить его, указав и объяснив ему его ошибку.
· Чтение книг так же помогает ребенку запоминать образ букв, слов, правильность орфографического написания слов, согласования частей речи, развивать словарный запас.
· Игры-шарады, игра «Слова», игра «Поле чудес» и другие различные игры с письменными ответами поспособствуют развитию словарного запаса, вербального мышления.
· Используйте прописи или запись букв по зрительному образцу (практически на каждой тетрадке в линейку на оборотной стороне есть прописной алфавит). Возраст в данном случае не важен! Пусть Ваш ребенок пишет раз в день несколько слов (например, словарных) или предложений, аккуратно выводя каждую букву. Ведь небрежный почерк так же влияет на правильность письма. Когда ребенок пишет слова аккуратно, то им запоминается зрительный и кинестетический образ букв, буквенных сочетаний, слов. Чтобы сделать это занятие более интересным, Вы можете попросить Вашего ребенка написать о том, как прошёл его день или написать его желание (например, поиграть в компьютер) и исполнить его в дальнейшем.
· Придумайте какую-нибудь интересную семейную традицию, связанную с письмом. К примеру, писать друг другу открытки или утренние записки с пожеланиями.
· Важно сохранять позитивный настрой и не ругать ребенка за ошибки, а постараться объяснять их. Например, объяснить значение неправильно написанного слова, его происхождение или ещё раз объяснить различие приставки и предлога.
Гимнастика и массаж губ
Необходимым условием успешности развития артикуляторной моторики является уточнение кинестетических ощущений положения и движения губ и нижней челюсти.
Рекомендуемые упражнения:
1.Удерживание губами различного рода пластмассовых и деревянных трубочек постепенно уменьшающегося диаметра.
2.Смыкание губ ( обычное, плотное, очень плотное).
3.Смыкание и размыкание губ при закрытом и открытом рте.
4.Медленное вытягивание губ «хоботком» и такое же медленное возвращение в исходное положение.
5.Вращательные движения губ «хоботком».
6.Движения губ «хоботком» влево и вправо.
7.Мгновенное смыкание губ с разрывом типа «поцелуй».
8.Имитация полоскания зубов.
9.Присосать верхнюю губу, захватить её нижними зубами и несколько раз таким образом почмокать.
10.Присосать нижнюю губу, точно так же захватив её верхними зубами, так же почмокать несколько раз.
11.Сделать губы «Бутончиком» и, не размыкая, «пожевать» их несколько раз.
12.Сомкнуть губы, затем резко создать разрежение в ротовой полости и так же резко разомкнуть их – получится громкий хлопок.
13.Поочерёдное поднимание и опускание верхней и нижней губ.
14.Вибрация губ (фырканье лошади).
Если не получаются некоторые упражнения гимнастики, следует выполнять их с механической помощью (помогая пальцами рук).
Мимическая гимнастика для детей
С целью развития лицевых мышц рекомендуется имитация мимических движений с использованием картинок.
1.Высоко поднять брови – «Мы умеем удивляться».
2.Нахмурить брови (следить, чтобы губы не участвовали в движении) – «Мы умеем сердиться».
3.Широко раскрыть глаза – «Мы испугались».
4.Улыбнуться одними губами так, чтобы зубы не были видны (следить, чтобы глаза не улыбались).
5.Улыбнуться одним углом рта, стараться, чтобы уголок губ «смотрел» на ухо.
6.Улыбнуться другим углом.
7.Повторить движения поочерёдно.
8.Закрыть один глаз, затем другой. Поочерёдно закрывать глаза – «Мы подмигиваем».
9.Сильно надуть щёки, выпустить воздух. Поочерёдно надувать щёки, перегоняя воздух из одной щеки в другую.
10.Сомкнутые губы вытянуть вперёд в «трубочку», затем улыбнуться как в упражнении 4. Чередовать эти движения.
11.Открывать и закрывать рот. Удерживать открытый рот под счёт 1 – 5.
12. «Пила»: положить руку на подбородок, движения нижней челюсти вправо, влево. Следить, чтобы при этом не поворачивалась голова.
13.Двигать нижней челюстью вперёд – назад, вверх – вниз.
14.Раздувать ноздри – «Мы нюхаем».
15.Сузить глаза.
16.Поднимать верхние губы на улыбке, сморщивая нос (презрение).
17.Оттягивать нижнюю губу вниз (отвращение).
Правила речевого дыхания
Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Например, если вне речи мы дышим через нос, то во время речи вдох берётся через рот, если вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, то в речи вдох и выдох неравномерны: вдох короткий, но не резкий, а выдох длительный (в 6 – 8 раз длиннее вдоха).
На что же следует обратить внимание:
1.Чтобы ребёнок не начинал говорить, не сделав вдоха.
2.Чтобы всегда говорил только на выдохе.
3.Чтобы во время вдоха не втягивал воздух носом, а делал вдох через рот.
4.Чтобы вдох был мягким и коротким, а выдох – длительным и плавным.
5.Чтобы при вдохе живот поднимался, а при выдохе опадал (нижнее диафрагмальное дыхание).
6.Чтобы плечи во время дыхания были совершенно неподвижно.
7.Чтобы грудь не поднималась сильно при вдохе и не опускалась при выдохе.
8.Чтобы, сделав вдох, ребёнок сразу же начинал говорить, не задерживая дыхания.
9.Чтобы после выдоха перед новым вдохом обязательно сделал остановку приблизительно на 2 – 3 секунды.
10.Чтобы во время речевого дыхания не было никакого напряжения.
Предваряют выполнение этих правил специальные занятия по развитию речевого дыхания, по формированию диафрагмального дыхания.
Примерные упражнения: «Надуй игрушку», «Задуй свечу», «Ветерок шелестит листьями», «Прокати карандаш по столу».
Необходимо обращать внимание детей на различные силу, высоту и тембр голоса. Примерные упражнения: «Эхо», «Скажи тихо, скажи громко», «Кто как кричит?» (звукоподражания животным, различным шумам).
Коррекционная работа над текстом, совершенствование связной речи
Коррекционная работа по обучению рассказыванию.
Обучение творческому рассказыванию занимает особое место в формировании связной речи детей первых классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Овладение этим видом рассказывания знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности. Творческое рассказывание играет важнейшую роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.
К творческому рассказыванию относятся придуманные детьми рассказы (устные сочинения) самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом и соответствующим языковым оформлением. Овладение навыками творческого рассказывания максимально способствует приближению ребенка к тому уровню связной монологической речи, который требуется ему для успешной деятельности.
Формирование навыков творческого рассказывания у детей, имеющих общее недоразвитие речи, представляет значительные трудности. Они испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания (составление небольшого рассказа на заданную тему) подменяется пересказом знакомого детям текста.
Работа по обучению рассказыванию с элементами творчества детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи включает целый ряд развивающих речевых упражнений и словесных игр, которые способствуют формированию навыков словесного творчества и развитию «чувства языка».
К числу таких подготовительных упражнений, наиболее эффективно используемых в коррекционной работе можно отнести следующее:
1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:
- подбор определений, эпитетов, сравнений для словесной характеристики предмета. Например, «Подбери слово», «На что похоже?» и др.
- подбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих слов - наименований действия и наоборот (например, «Кто, что делает?», «Кому что нужно?») применительно к различным лексическим темам и др.
- подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия (например, игра-упражнение «Скажи по-другому» и т.п.).
- подбор родственных слов, вариативных по значению (например, река, речка, реченька; лес, лесник, лесничий и т.п.).
2. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:
- дополнение предложений нужным по смыслу словом.
- составление предложений по данным словам (слова в «нейтральной форме»; предлагается в начале в правильной, а затем в измененной последовательности, например, «снежинки, легкие, падать, кружиться» и т.п.).
3. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО СЛУХА:
- подбор рифмующихся слов к незаконченной стихотворной фразе.
4. ИГРЫ – УПРАЖНЕНИЯ:
- на узнавание предмета по его описанию (на основе сопоставления и анализа перечисленных признаков).
- на отгадывание загадок, коллективное придумывание загадок по аналогии.
Как показал опыт работы с детьми, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи, введение таких упражнений непосредственно в структуру занятий по обучению рассказыванию способствует усвоению навыков построения связных высказываний и подготовки к последующему выполнению творческих заданий.
Для формирования навыков рассказывания с элементами собственного творчества могут быть эффективно использованы предметно-практические задания – рисование, аппликация, конструирование. Рекомендую составление рассказа по вопросному плану с уточнением последовательности деталей повествования. Рисунки детей используются в качестве картинного плана и как опора для составления собственного рассказа. Интерес детей к таким занятиям способствует активизации их творческих и речевых проявлений.
Проведение таких занятий эффективно при условии дифференцированного щадящего подхода к детям с нерезко выраженным общим недоразвитием речи применением разнообразных вспомогательных и стимулирующих приемов обучения.
Таким образом, при обучении детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи составлению рассказов рекомендую использовать следующие приемы:
- опора на образец (начало рассказа дано педагогом);
- вспомогательные вопросы, подсказывающие возможные варианты содержания рассказа;
- предваряющий вопросный план, в том числе составляемый коллективно;
Помимо этого, могут быть использованы: составление рассказа с опорой на данную «завязку» (указывается отправная точка сюжета, например, «поход в лес за грибами» и т.п.); придумывание рассказов по разному заглавию.
Успешная учёба в школе – это задача не только учителей и специалистов, но и родителей, их активная поддержка и помощь!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.