Рекомендации по написанию изложения в классах коррекции
Оценка 4.6

Рекомендации по написанию изложения в классах коррекции

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русский язык +1
Взрослым
08.04.2018
Рекомендации по написанию изложения в классах коррекции
Учебная деятельность в значительной мере связана с процессами памяти. Каждый человек, в том числе и ребенок, имея дело с заучиванием, использует возможности кратковременной и долговременной памяти, оперативной и репродуктивной, произвольной и непроизвольной. Память, представляющая собой один из ведущих компонентов познавательной деятельности, тесно взаимодействует со всеми другими психическими процессами и личностью в целом. Продуктивность памяти во многом зависит от состояния восприятия, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы; в свою очередь, нарушения деятельности памяти негативно отражаются на становлении и развитии этих процессов.
Обмен опытом в классах коррекции.docx
Рекомендации по написанию изложения в коррекционных классах            Учебная деятельность в значительной мере связана с процессами памяти. Каждый человек,   в   том   числе   и   ребенок,   имея   дело   с   заучиванием,   использует   возможности кратковременной и долговременной памяти, оперативной и репродуктивной, произвольной и   непроизвольной.   Память,   представляющая   собой   один   из   ведущих   компонентов познавательной   деятельности,   тесно   взаимодействует   со   всеми   другими   психическими процессами и личностью в целом. Продуктивность памяти во многом зависит от состояния восприятия, мышления, речи, эмоционально­волевой сферы; в свою очередь, нарушения деятельности памяти негативно отражаются на становлении и развитии этих процессов.               Задержка   психического   развития   проявляется   как   в   замедленном   созревании эмоционально­волевой   сферы,   так   и   в   интеллектуальной   недостаточности.   Последнее проявляется   в   том,   что   интеллектуальные   возможности   ребенка   не   соответствуют   его возрасту.   Низкий   уровень   развития   мышления   неблагоприятно   влияет   на   качество запоминания, а недостатки памяти отрицательно сказываются на развитии мыслительной деятельности.   Так,   для   церебрально­органической   формы   ЗПР   было   характерно: преобладание   зрительного   типа   памяти;   наибольший   объем   кратковременной   памяти; наиболее   низкие   показатели   образной   памяти;   средние   показатели   смысловой   памяти; преобладание активной непроизвольной памяти.         Детям с ЗПР трудно написать изложение на уроках русского языка. Им свойственны снижение работоспособности и неустойчивость внимания, которые имеют разнообразные формы индивидуального проявления. У одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее   высокая   работоспособность   обнаруживаются   в   начале   выполнения   задания   и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других сосредоточение внимания наступает   лишь   после   некоторого   периода   деятельности;   у   третьих   отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего   времени   выполнения   задания.   Наиболее   высокий   уровень   работоспособности   и активности проявляется чаще всего в спокойной обстановке при выполнении детьми не требующих   длительного   напряжения   доступных   и   интересных   заданий.   В   ситуации индивидуального   обследования   дети   оказываются   способными   самостоятельно   или   с незначительной   помощью   справиться   с   заданием   почти   на   уровне   нормально развивающихся   сверстников.   Однако   сосредоточенность   и   напряжение   длятся   лишь недолгие   минуты,   после   которых   продуктивность   резко   снижается,   и   те   же   задания начинают   выполняться   с   трудом;   нередко   наступает   полное   безразличие   к   качеству выполняемой работы, нежелание исправлять допущенные ошибки.              Письменная   речь   представляет   собой   разновидность   монологической   речи.   Письменному   изложению   должна   предшествовать   большая   подготовительная   работа. Материал   для   изложения   должен   быть   хорошо   усвоен   учащимися   в   классе.   При   этом необходимо   соблюдать   принцип   доступности.   В   то   же   время   текст   не   должен   быть слишком легким, чтобы учащиеся не потеряли к нему интереса. Работа должна вызывать у учащихся определенное умственное напряжение. Правильный выбор текста для письменной работы имеет большое значение в обучении изложению. Содержанке   каждого   текста   должно   удовлетворять   двум   тесно   связанным между собой требованиям. Во­первых, оно должно иметь определенную познавательную ценность. Во­вторых, содержание текста должно представлять определенный интерес для ребенка,   должно   вызвать   к   себе   определенное   отношение.   Соблюдение   принципов доступности и посильности в каждом случае позволяет постепенно переходить от простого к сложному, от легкого к трудному, от коллективного изложение к самостоятельному, от изложения по изученному, выученному тексту к изложению по незнакомому тексту. Для повышения   эмоционального   уровня   восприятия   художественного   текста,   внимания   и интереса к его пересказу можно предложить словесное рисование или иллюстрирование.                 Подобранный текст предварительно анализируется учителем как с точки зрения лексики, правописания, синтаксиса, так и с точки зрения доступности для учащихся. В тексте все слова и конструкции предложении должны быть знакомы учащимся. Если в тексте будут незнакомые слова или словосочетании, (а такое будет обязательно для детей с ЗПР!), необходимо заранее наметить пути их объяснения, записать все эти слова на доске. В синтаксическом отношении текст должен быть прост и доступен.          Тексты для изложений постепенно усложняются.          Обучение изложению обычно начинается с устного пересказа. Пересказ ­ своеобразная подготовка к письменному изложению, которая она имеет значение и для развития устной речи. При обучении изложению, так же как и при обучении пересказу, различаются следующие виды работы: 1) воспроизведение прочитанного по вопросам. 2) связный пересказ прочитанного. На данном этапе можно ученику предлагается рассказать о прочитанном событии таким образом, как будто бы он сам был очевидцем всего того, о чем рассказано в статье (приемы активизации интереса учащихся к пересказу по Липкиной А. И. и Омороковой М. И.). 3) продумывание заглавий (если нет); 4) составление плана к прочитанному.           Каждое   задание  должно   быть  разработано  для  достижения  одной  цели.  Начинать работать над следующим можно только после того, как ребята справятся с предыдущим. Кроме того, перед тем как приступать к выполнению задания, ученик должен проговорить вслух,   что   он   будет   делать   и   для   чего.   Соответствующая   коррекционная   работа оказывается плодотворной. Без специального обучения приемам запоминания дети с ЗПР испытывают серьезные затруднения при воспроизведении словесного материала. Игра   «Кто   найдет   больше   ошибок?»  является   одним   из   упражнений,   помогающее развивать   долговременную   память,   а   также   стимулирует   развитие   внимания   и концентрации:   дети   прослушивают     текст,   необходимо   акцентировать   их   внимание   на деталях. После этого раздать листы бумаги и ручки, читать текст повторно, намеренно изменяя детали и предложить отметить неточности. Кто найдет больше неточностей, тот выходит из игры победителем. Детям такая игра очень нравится!        Игры и упражнения по развитию памяти должны быть понятны детям и усложняться постепенно. Если у ребят с ЗПР возникнут сложности с их выполнением, необходимо будет терпеливо  объяснить   задание  и   помочь  в  выполнении.   Очень  важна   похвала   взрослого. Адекватная оценка выполненного помогает воспитывать в детях чувство уверенности в собственных силах и мотивирует их для дальнейших занятий. При создании ситуации успеха можно использовать приём «Эврика». Для раскрытия творческого потенциала личности можно использовать приём «Эврика». Суть   его   в   том,   что   создается   ситуация,   в   ходе   которой   ученик   сам   приходит   к интересному   выводу,   который   раскрывает   доселе   неизвестные   ему   собственные личностные качества. Например, можно предложить ученикам создать образ главного героя произведения   любыми   методами:   с   помощью   рисунка,   музыки,   сложив   песню   или стихотворение (хотя бы двустишие!). Подобные творческие задания раскрывают потенциал детей, а учитель в результате получает целый «букет» талантливо выполненных работ. Разнообразные   формы   деятельности   человека   неизменно   подчеркивают   необходимость присутствия   в   ней   компонента   мотивации.   Любая   деятельность   протекает   более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеется чувство ответственности.         Г.К. Кабулова , СОШИ №3 г.Аксу

Рекомендации по написанию изложения в классах коррекции

Рекомендации по написанию изложения в классах коррекции

Рекомендации по написанию изложения в классах коррекции

Рекомендации по написанию изложения в классах коррекции

Рекомендации по написанию изложения в классах коррекции

Рекомендации по написанию изложения в классах коррекции
Скачать файл