Рекомендации по написанию изложения в классах коррекции
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русский язык +1
Взрослым
08.04.2018
Учебная деятельность в значительной мере связана с процессами памяти. Каждый человек, в том числе и ребенок, имея дело с заучиванием, использует возможности кратковременной и долговременной памяти, оперативной и репродуктивной, произвольной и непроизвольной. Память, представляющая собой один из ведущих компонентов познавательной деятельности, тесно взаимодействует со всеми другими психическими процессами и личностью в целом. Продуктивность памяти во многом зависит от состояния восприятия, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы; в свою очередь, нарушения деятельности памяти негативно отражаются на становлении и развитии этих процессов.
Обмен опытом в классах коррекции.docx
Рекомендации по написанию изложения в коррекционных классах
Учебная деятельность в значительной мере связана с процессами памяти. Каждый
человек, в том числе и ребенок, имея дело с заучиванием, использует возможности
кратковременной и долговременной памяти, оперативной и репродуктивной, произвольной
и непроизвольной. Память, представляющая собой один из ведущих компонентов
познавательной деятельности, тесно взаимодействует со всеми другими психическими
процессами и личностью в целом. Продуктивность памяти во многом зависит от состояния
восприятия, мышления, речи, эмоциональноволевой сферы; в свою очередь, нарушения
деятельности памяти негативно отражаются на становлении и развитии этих процессов.
Задержка психического развития проявляется как в замедленном созревании
эмоциональноволевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее
проявляется в том, что интеллектуальные возможности ребенка не соответствуют его
возрасту. Низкий уровень развития мышления неблагоприятно влияет на качество
запоминания, а недостатки памяти отрицательно сказываются на развитии мыслительной
деятельности. Так, для церебральноорганической формы ЗПР было характерно:
преобладание зрительного типа памяти; наибольший объем кратковременной памяти;
наиболее низкие показатели образной памяти; средние показатели смысловой памяти;
преобладание активной непроизвольной памяти.
Детям с ЗПР трудно написать изложение на уроках русского языка. Им свойственны
снижение работоспособности и неустойчивость внимания, которые имеют разнообразные
формы индивидуального проявления. У одних детей максимальное напряжение внимания и
наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и
неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других сосредоточение внимания
наступает лишь после некоторого периода деятельности; у третьих отмечаются
периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении
всего времени выполнения задания. Наиболее высокий уровень работоспособности и
активности проявляется чаще всего в спокойной обстановке при выполнении детьми не
требующих длительного напряжения доступных и интересных заданий. В ситуации
индивидуального обследования дети оказываются способными самостоятельно или с
незначительной помощью справиться с заданием почти на уровне нормально
развивающихся сверстников. Однако сосредоточенность и напряжение длятся лишь
недолгие минуты, после которых продуктивность резко снижается, и те же задания
начинают выполняться с трудом; нередко наступает полное безразличие к качеству
выполняемой работы, нежелание исправлять допущенные ошибки.
Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи.
Письменному изложению должна предшествовать большая подготовительная работа.
Материал для изложения должен быть хорошо усвоен учащимися в классе. При этом
необходимо соблюдать принцип доступности. В то же время текст не должен быть
слишком легким, чтобы учащиеся не потеряли к нему интереса. Работа должна вызывать у
учащихся определенное умственное напряжение. Правильный выбор текста для письменной работы имеет большое значение в обучении
изложению. Содержанке каждого текста должно удовлетворять двум тесно связанным
между собой требованиям. Вопервых, оно должно иметь определенную познавательную
ценность. Вовторых, содержание текста должно представлять определенный интерес для
ребенка, должно вызвать к себе определенное отношение. Соблюдение принципов
доступности и посильности в каждом случае позволяет постепенно переходить от простого
к сложному, от легкого к трудному, от коллективного изложение к самостоятельному, от
изложения по изученному, выученному тексту к изложению по незнакомому тексту. Для
повышения эмоционального уровня восприятия художественного текста, внимания и
интереса к его пересказу можно предложить словесное рисование или иллюстрирование.
Подобранный текст предварительно анализируется учителем как с точки зрения
лексики, правописания, синтаксиса, так и с точки зрения доступности для учащихся. В
тексте все слова и конструкции предложении должны быть знакомы учащимся. Если в
тексте будут незнакомые слова или словосочетании, (а такое будет обязательно для детей с
ЗПР!), необходимо заранее наметить пути их объяснения, записать все эти слова на доске.
В синтаксическом отношении текст должен быть прост и доступен.
Тексты для изложений постепенно усложняются.
Обучение изложению обычно начинается с устного пересказа. Пересказ своеобразная
подготовка к письменному изложению, которая она имеет значение и для развития устной
речи.
При обучении изложению, так же как и при обучении пересказу, различаются следующие
виды работы:
1) воспроизведение прочитанного по вопросам.
2) связный пересказ прочитанного.
На данном этапе можно ученику предлагается рассказать о прочитанном событии таким
образом, как будто бы он сам был очевидцем всего того, о чем рассказано в статье
(приемы активизации интереса учащихся к пересказу по Липкиной А. И. и Омороковой
М. И.).
3) продумывание заглавий (если нет);
4) составление плана к прочитанному.
Каждое задание должно быть разработано для достижения одной цели. Начинать
работать над следующим можно только после того, как ребята справятся с предыдущим.
Кроме того, перед тем как приступать к выполнению задания, ученик должен проговорить
вслух, что он будет делать и для чего. Соответствующая коррекционная работа
оказывается плодотворной. Без специального обучения приемам запоминания дети с ЗПР
испытывают серьезные затруднения при воспроизведении словесного материала.
Игра «Кто найдет больше ошибок?» является одним из упражнений, помогающее
развивать долговременную память, а также стимулирует развитие внимания и концентрации: дети прослушивают текст, необходимо акцентировать их внимание на
деталях. После этого раздать листы бумаги и ручки, читать текст повторно, намеренно
изменяя детали и предложить отметить неточности. Кто найдет больше неточностей, тот
выходит из игры победителем. Детям такая игра очень нравится!
Игры и упражнения по развитию памяти должны быть понятны детям и усложняться
постепенно. Если у ребят с ЗПР возникнут сложности с их выполнением, необходимо будет
терпеливо объяснить задание и помочь в выполнении. Очень важна похвала взрослого.
Адекватная оценка выполненного помогает воспитывать в детях чувство уверенности в
собственных силах и мотивирует их для дальнейших занятий.
При создании ситуации успеха можно использовать приём «Эврика».
Для раскрытия творческого потенциала личности можно использовать приём «Эврика».
Суть его в том, что создается ситуация, в ходе которой ученик сам приходит к
интересному выводу, который раскрывает доселе неизвестные ему собственные
личностные качества. Например, можно предложить ученикам создать образ главного героя
произведения любыми методами: с помощью рисунка, музыки, сложив песню или
стихотворение (хотя бы двустишие!). Подобные творческие задания раскрывают потенциал
детей, а учитель в результате получает целый «букет» талантливо выполненных работ.
Разнообразные формы деятельности человека неизменно подчеркивают необходимость
присутствия в ней компонента мотивации. Любая деятельность протекает более
эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеется чувство
ответственности.
Г.К. Кабулова , СОШИ №3 г.Аксу
Рекомендации по написанию изложения в классах коррекции
Рекомендации по написанию изложения в классах коррекции
Рекомендации по написанию изложения в классах коррекции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.