Религия.
Оценка 4.9

Религия.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
обществознание
9 кл—11 кл
08.01.2017
Религия.
1) познакомить с сущностью религии, показать признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества, основные идеи каждой из мировых религий, объяснить сущность принципа свободы совести; 2) развивать умения, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к религии, религиозному сознанию.
Обществознание%2C -Роль религии в обществе-%2C 9 класс .docx

                                                                                          

Тема: Религия (9 класс).

Обществознание.

                                             Цели и задачи:

1) познакомить с сущностью религии, показать признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества, основные идеи каждой из мировых религий, объяснить сущность принципа свободы совести;

2) развивать умения,  анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;

3) формировать отношение к религии, религиозному сознанию.


                                                                            План урока:

1.Орг.момент

2.Новая тема

3.Закрепление

4.Подведение итогов

5.Д/з

 

Ход урока:

1.Организационный момент.

            Учитель.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке? -  Культура, формы культуры. Какая это сфера? – Духовная.

    Мы сегодня   с вами продолжаем знакомиться с составляющими духовной сферы жизни общества, и сегодня  на уроке  поговорим о вере в сверхъестественное, о вере в Бога, о роли религии в жизни общества.

    Работать сегодня вы будете в парах и помогать друг другу в изучении новой темы.                                             

      Но  для начала давайте вспомним :

Что входит в духовную сферу? – Культура, наука, образование, искусство, мораль, религия.

Для повторения пройденного материала я предлагаю  эти задания:

1. Верны ли следующие суждения о духовной культуре? Слайд  1- устно

 

А.  Основой духовной культуры являются выгода и польза.

Б.   В духовной культуре получает наибольшую свободу творчества.

1) верно только А                                                  2) верно только Б +

3) верны оба суждения                                         4) оба суждения неверны

                                                        Слайд 2-устно

2. Общепринятым является деление культуры  на:

1) духовную и экономическую               

2) духовную и материальную    +         

3) идеальную и материальную                        

4) политическую и экономическую

 

 

                                                               Слайд  3- устно

3. Известный художник  Г. - автор исторических композиций и портретов - отстаивает традиции самобытности русской культуры. Этот пример иллюстрирует деятельность в сфере:

 

1) морали                              2) религии                      3) искусства  +              4) науки

 

                                                            Слайд  4-устно

 

 Итак -   что такое культура?       – Культура – это комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

 

 Давая определение «культура»,  одной из элементов духовной культуры являются верования. Какой  другой  термин можно использовать в данном случае?

  Термин  – религия. Это и будет темой нашего урока. РЕЛИГИЯ.   Слайд  5-записали тему

 

Учитель.
     Одной из древнейших форм культуры является религия. Сложен и тернист был путь церкви в нашей стране. Сегодня интерес к религии чрезвычайно высок.

    Каждый человек в течение  своей жизни рано или поздно задает себе вопрос – каков смысл его жизни, каково его предназначение, зачем он появился на этой земле?-   и в каждом нормальном человеке неистребима потребность найти ответы и оправдать свое разумное существование.

      В современном мире он, может,  или вынужден выбирать между двух мировоззрений – вера в Бога или его отрицание – атеизм.

     Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрастает.

Существует множество определений религий. Приведём некоторые из них.

На стр. 154  есть 8 определений  религии. Вам  эти определения знакомы, так как вы их читали дома, но ещё раз давайте их вспомним. Прочитали их про себя.

 Мы запишем в тетрадь определение в более упрощённой форме. Посмотрели на слайд.

 

 

 

 

 

                                            Запись в тетрадях: ( слайд  6 )

Религия (от лат. связывать) – это система учений, верований и культовых действий, связанных с единением человека со сверхъестественным и священным существом.

Учитель: Будучи одной из основ духовной жизни людей, а также формой общественного сознания, религия характеризуется следующими признаками:

                                                                      (слайд  7 )         

Признаки религии:- записать.

-       вера в сверхъестественное;

-       организованное поклонение высшим силам;

-       стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала.

 

Учитель:  Именно  вера является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий. Она выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.

 Что же включает в себя религиозная вера?   -  Слайд  8  -устно

1.     Нормы морали

2.     Веру в спасительную силу для души человека

3.     Вера в Бога и святых

 

Но есть ещё и более ранние формы религии.   Стр. 156-157 учебника нашли и прочитали.

 

                        Виды  религий -   Слайд  9 – записать в тетрадь.

 

 

                     Архаичные политеистические (многобожие) религии

-тотемизм

-фетишизм

-анимизм

 

                     Мировые монотеистические (единобожье) религии

-буддизм

-христианство

-ислам

 

 

 

 

   Более    подробно о ранних формах религии  нам расскажут - …

О тотемизме, фетишизме, анимизме. 

         Немного  о мировых  религиях,  посмотрели на экран. Прочитать самой с 10-12 слайды.

 

 

    Наряду  с архаичными и  мировыми религиями существует и национально-государственная религия – иудаизм, индуизм…

 

  Какова  роль религии в жизни общества, как вы считаете?  

Рассуждения детей.

 

  

     Ответьте на вопрос: что такое религия лично для вас? – 2 сообщения –агаев тимур, дудников вова. Им даны сообщения.

 

 

1 человек.    Распечатать.  Религия помогает мне  справиться с негативными эмоциями и страхами. Большинство верований признают существования бессмертной души, загробной жизни и спасения для всех истинно верующих, таким образом помогая людям побороть страх смерти, в случае потери близкого человека быстрее смириться с произошедшим и преодолеть жизненные трудности.

     Роль религии в жизни человека сложно переоценить, и истинно верующие люди, живущие согласно религиозным правилам, редко бывают несчастными, ведь они верят в то, что бог их любит и никогда не оставит наедине с трудностями. 

 

 

2 человек.    Распечатать.  Религия, воспитывает человека, человеком. И  не смотря на разные религии, суть каждой, является -  единство Всевышнего. Сколько силы с этом слове. Всевышний. Я -  христианин  или (или мусульманин) не потому что родился в семье христианской  или (мусульманской), потому что я верю в религию свою,  верю искренне. Моя вера, моя религия делает меня сильнее,  я  думаю, что  "не бывает плохих религий, бывают плохие люди",  и пусть я отойду от данной мне темы , но Религия  И  ЕСТЬ ЖИЗНЬ человека.

      Кто-то видит смысл именно в своей религии, но  на данную тему можно рассуждать безгранично. Я хочу закончить такой  цитатой :   Вера — самая множественная вещь, какую я только знаю. Мы все, по-видимому, должны верить в то же, но различными способами. Это похоже на  еду из одного блюда, только  ложками  различного цвета.

 

А в нашем городе много людей с разной религией.   Много, так как живут люди разной национальности.

 

   А какие церкви, мечети  вы знаете в нашем городе? Где находятся.

 

Для  большей информации  у нас есть сообщения. – фомичёв  артём, тлеубаев амир.

 

                             

 

 

 

                Мы поговорили о существовании множества религий, имеющих разные обычаи и традиции.


    
 Религии отличаются друг от друга.
- Как  же  представителям  разных религий  найти общий язык?- сочинение.

 

Ответ:  должно быть уважение к любой религии,  к тому же  наша страна является многонациональной страной, где есть множество  религий.


   Мы уже  говорили о том, что в нашей стране происходит формирование гражданского общества. А значит, на первый план должна выйти проблема взаимодействия, диалога различных религиозных конфессий.

   Правовой основой разрешения всех противоречий может стать соблюдение принципа свободы совести.


- Что мы подразумеваем под понятием «свобода совести»?  1 человек отвечает.

                                                                           Ответ.
   Под свободой совести сейчас понимается право человека на автономию духовной жизни. Каждый  сам решает, какая религия у него будет.

 

 

 

 

 

 У вас на столе текст Конституции, что там  говорится о выборе религии? 

 

                                                                     Слайд  13

               [Конституция РФ] [Глава 2] [Статья 28]

      Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь, и распространять религиозные и иные убеждения, и действовать в соответствии с ними.

         
 Чтобы ещё раз  вспомнить , о чём мы говорили на уроке, пройдём небольшой тест.

                                                          Открытый тест: слайд  14-  устно

 

1) совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность   (религия)

2)к какой группе религий относятся буддизм, христианство, ислам?   (мировые)

3)право человека самостоятельно формировать  своё  мировоззрение и открыто выражать его в социальных взаимодействиях, не причиняя  ущерба  свободе  других людей и обществу в целом   (свобода совести)

 

Сейчас я предлагаю  разобрать  одно из заданий, аналогичное    будет  в ОГЭ.   Этот текст есть у вас на  парте.

                                                            На слайд не выкладывать.

                                                                      

 

Прочтите текст и выполните задания –ч.2

 

«.. Религиозные верования зародились у людей ещё в глубокой древности, а религиозные обряды, культы отличались большим разнообразием и играли огромную роль в жизни общества. На определённом этапе развития религии появилась церковь, которая объединяет верующих одного вероисповедания и разрабатывает единые нормы их поведения.(…)

    Ядром религии становится вера. Первым и основным её элементом является вера в существование    Бога как творца всего сущего, существующего. В древности считалось,  что именно высшие силы отвечают за поступки людей. Однако согласно современным религиозным представлениям Бог наделил человека свободой воли и способностью самому отвечать за свои поступки. (…)

     Хотя идея существования Бога является центральной темой во всех религиях, но религиозная  вера включает в себя также: нормы морали и нравственности, нарушение которых является грехом;  веру в то, что священнослужителей и лиц, объявленных святыми и угодниками, вдохновляет на деятельность сам Бог;  веру в спасительную силу таких ритуальных обрядов, как крещение, молитва, пост, богослужение. (…)

    Религия во все времена оказывала огромное воздействие на духовную жизнь общества.(…)

    Величественные храмы, мастерски выполненные фрески и иконы, замечательные литературные и философские произведения религиозного содержания, церковные обряды значительно обогатили человеческую культуру и стали её неотьемлемой частью».

 (Ю. Н. Тимоненко, Ю. Н. Скопинцева, И. В. Юкина, Е. А. Волохова

Культурологи

я

      работаете  с текстом вы в парах.

                

         Сейчас вы внимательно изучаете текст, у вас есть на это время,  мы в течение года делали их очень много, поэтому для вас этот документ труда не составит.  А потом мы  вместе  всё  проверим.                                                           

 

    С чего мы начнём? С плана, в первую очередь.

 

1.     Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

Слайд 15

Могут быть вы­де­ле­ны и оза­глав­ле­ны сле­ду­ю­щие смыс­ло­вые фраг­мен­ты:

1) сущность глобальных проблем роль религии и церкви в жизни общества;

2) ядро религии – вера;

3) структура (состав) религиозной веры;

4) влияние религии на духовную жизнь общества.

   Возможны иные формулировки пунктов плана не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Могут быть вы­де­ле­ны и оза­глав­ле­ны сле­ду­ю­щие смыс­ло­вые фраг­мен­ты:

 

1) что такое культура

2) два подхода к окружающему миру

 

 

 

2. Назовите, используя текст, основные функции церкви. У вас всё есть в тексте, внимательно ищите.

 

 

2

 

Слайд  16

Могут быть названы следующие основные функции церкви:

 объединение верующих одного вероисповедания; разработка единых норм их поведения.

 

 

Могут быть приведены следующие фразы:

1) «Культура - это всё, что не природа: все, что человек искусственно  создал сам»:

2) «Культура -всегда развёртывается и существует только на основе природы»:

3) «Если назвать культуру мозгом, то природа - это тело культуры»:

4) «В состав культуры входит и отношение человека к природе»                            

 

 

3. Какие элементы, согласно тексту, включает в себя религиозная вера? Какой из них является первым и основным?

 

3

 

Слайд 17

Правильные ответ должен содержать следующие элементы:

1) элементы, которые включает в себя религиозная вера: вера в существование Бога: нормы морали и нравственности; вера в то, что священнослужителей и лиц, объявленных святыми и угодниками, вдохновляет на деятельность сам Бог; вера в спасительную силу ритуальных обрядов: крещение, молитва. пост, богослужение.

2) первый и основной элемент религиозной веры: вера в существование Бога как Творца всего существующего.

Правильный ответ должен содержать подходы и объяснения, например;

1) теоретический подход рассматривает окружающий «мир, как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии»:

2) мифопоэтический подход подчеркивает красоту природы.

Объяснения могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

 

 

 

 

6.  На основании фрагмента текста можно сделать вывод о том, что религия играет огромную роль в жизни общества. Согласны ли вы с тем, что религия, возвышая душу над телом, духовность над материальными интересами, способствовала облагораживанию человеческой души? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

 

 

6

 

Слайд 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 19

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1) выраженность позиции учащегося: согласие или несогласие с высказанным мнением.

2) два аргумента (объяснения) например:

В случае согласия может быть указано:

- религия напоминает человеку о высших идеалах, заставляет задуматься о смысле жизни, о «спасении души»;

-выполнение людьми требований религиозной морали делает их поведение стабильным предсказуемым.

В случае несогласия может быть указано:

- религия принижает человеческий разум, утверждает недопустимость сомнения в истинах вероучения, провозглашает приоритеты веры над разумом и знаниями;

- религия сдерживает свободу творчества: научная мысль начинает интенсивно развиваться, когда она освобождается от власти церкви; там, где общество находится под властью религии,  церковь сужает тематику произведений искусства, а иногда ставит под запрет целые его отрасли.

Могут быть при­ве­де­ны и иные ар­гу­мен­ты.

В правильном ответе могут быть приведены, например, такие объяснения:

1) человек, обладающий высокой нравственной культурой, способен воспринимать красоту природы осознавать её неутилитарное значение в жизни общества;

2) человек, обладающий высокой внутренней культурой, не причинит вреда природе: он способен соизмерять свои действия с возможным ущербом природной среде.

 

 

  Теперь  посмотрели на экран  и проверили  свои  задания.

 

Аналогичные  задания, которые  мы проработали  на уроке обязательно  будут  на экзамене.

                                                               Вывод по теме. На слайд 20

 

 Так какова же роль религии в современном обществе.  Слайд - 20

 

Роль религии в жизни современного общества:  слайд 20  – прочитать самой

 

1.   Создает религиозную картину мира и способствует осмыслению  места человека в нем

2.   Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей

3.   Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность

4.   Способствует развитию культуры общества - письменности, книгопечатания, искусства, а также осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению

5.   Объединяет общество или какие-то большие социальные группы 

6.   Узаконивает некоторые общественные порядки

 

Что нового вы узнали сегодня на уроке. Как вы считаете, эта тема пригодится вам в жизни.

 

Домашнее  задание: параграф 20 + таблица .      слайд  21

     Объяснить, что делать дома с таблицей.

  

Оценки за урок – за сообщения, за  ответы.

 

 

 

 

 

 



 

 

                              

 

 

 

                                                        (Если останется время.)

 

                                                          Прочитайте притчу.


У одной бедной женщины умер единственный сын. Убитая горем, она не смогла смириться с утратой и во что бы то ни стало хотела вернуть к жизни свое чадо. Соседи посоветовали ей обратиться к Будде, который вместе со своими последователями остановился в это время возле их деревни. Будда, выслушав историю женщины, обещал вернуть ей сына в том случае, если она принесет ему зерно из дома, где никто не умирал.


- Чем, на ваш взгляд, закончилась эта история? Принесла женщина такое зерно.  Какие выводы можно из нее сделать?



 

 

 

                                                              Если останется время.

 

В наше время много людей стало посещать магов, астрологов, хиромантов.

- В чем вы видите причины особой популярности ранних форм религии в наши дни? Почему люди стали чаще обращаться к ним?

                                                                       Ответ.
- Существует мнение, что повышение процента верующих среди молодежи в нашей стране связано не столько с верой в Бога, сколько с привлекательностью обрядов венчания, крещения, причастия и т. д.




 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: Религия (9 класс). Обществознание

Тема: Религия (9 класс). Обществознание

Слайд 3- устно 3. Известный художник

Слайд 3- устно 3. Известный художник

Запись в тетрадях: ( слайд 6 )

Запись в тетрадях: ( слайд 6 )

Более подробно о ранних формах религии нам расскажут - …

Более подробно о ранних формах религии нам расскажут - …

А в нашем городе много людей с разной религией

А в нашем городе много людей с разной религией

Мы уже говорили о том, что в нашей стране происходит формирование гражданского общества

Мы уже говорили о том, что в нашей стране происходит формирование гражданского общества

Прочтите текст и выполните задания –ч

Прочтите текст и выполните задания –ч

Слайд 15 Могут быть вы­де­ле­ны и оза­глав­ле­ны сле­ду­ю­щие смыс­ло­вые фраг­мен­ты: 1) сущность глобальных проблем роль религии и церкви в жизни общества; 2) ядро религии –…

Слайд 15 Могут быть вы­де­ле­ны и оза­глав­ле­ны сле­ду­ю­щие смыс­ло­вые фраг­мен­ты: 1) сущность глобальных проблем роль религии и церкви в жизни общества; 2) ядро религии –…

Согласны ли вы с тем, что религия, возвышая душу над телом, духовность над материальными интересами, способствовала облагораживанию человеческой души?

Согласны ли вы с тем, что религия, возвышая душу над телом, духовность над материальными интересами, способствовала облагораживанию человеческой души?

Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность 2

Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность 2

Если останется время.)

Если останется время.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017