23. Ремонт подшипников скольжения тор
Основными дефектами
подшипников скольжения являются: износ и искажение формы рабочих поверхностей;
отслоение, выкрошивание или частичное выплавление баббита; риски, увеличенные
зазоры, сколы, трещины, раковины на поверхностях скольжения; искажение профиля смазочных
канавок; отсутствие запаса на регулирование в подшипниках с регулируемым
зазором; износ торцов вкладышей; нарушение крепления втулок и вкладышей;
поломка деталей корпуса и крышки, срыв резьбы, засорение и повреждение
маслоподводящих отверстий и трубопроводов.
Следствием износа рабочих поверхностей подшипника является увеличение зазора,
появление овальности, конусо- и бочкообразности. Величину зазора определяют
щупом, а для разъемных подшипников также с помощью двух-трех свинцовых
проволочек или пластинок, закладываемых между валом и вкладышем в разобранный
подшипник. Размер отверстия для сравнения его с диаметром вала и определения
таким образом зазора, а также погрешность формы отверстия устанавливают
микрометрическим или индикаторным нутромером.
В неразъемных нерегулируемых подшипниках скольжения при износе втулку заменяют
либо ремонтируют. Новую втулку изготовляют с наружным диаметром под запрессовку
в корпус и припуском по внутреннему диаметру под последующую развертку или
растачивание до нужного размера.
Запрессовывают втулку прессами, винтовыми приспособлениями или вручную
молотком. Чтобы избежать перекоса и деформации втулки при запрессовке,
применяют оправку или направляющие кольца. Запрессованную в корпус втулку
стопорят от проворота и осевого смещения с помощью винтов или штифтов, а затем
развертывают или растачивают до нужного размера. Обработку нескольких втулок,
расположенных на одной оси, ведут одной разверткой или набором разверток с
одной установки с целью обеспечения соосности отверстий.
Изношенные втулки ремонтируют следующими
способами:
1. Развертка или растачивание втулки с последующим шабрением под ремонтный размер при увеличении диаметра вала наращиванием.
2. Уменьшение внутреннего диаметра втулки осадкой с последующим развертыванием.
3. Биметаллические
втулки перезаливают баббитом в следующем порядке: сначала нагревают втулки до
температуры плавления баббита, слив расплавленного металла, очищение втулки от
остатков баббита и грязи, обезжиривание поверхности погружением в нагретый до
70-80 °С раствор каустической соды, промывка в горячей воде, лужение внутренней
поверхности припоем ПОС-30 или ПОС-50 и немедленная заливка (в том числе и
центробежная) баббитом, нагретым до температуры заливки, с установкой внутрь
втулки стержня из листовой стали, трубы или дерева.
температура плавления и заливки баббита различных марок
Темперетура / марка |
Б88 |
Б83 |
Б83С |
Б16 |
БН |
БКА |
БК2 |
плавление |
320 |
370 |
400 |
400 |
410 |
280 |
440 |
заливка |
380-420 |
440-420 |
440-460 |
480-500 |
480-500 |
340-380 |
480-500 |
4. Уменьшение внутреннего диаметра втулки вырезанием сектора и сжатием втулки, запаивание шва, наращивание металлизацией или наплавкой наружной поверхности, ее обработка, растачивание и шабрение внутренней поверхности.
5. При ослаблении посадки втулки в корпусе наружный диаметр ее увеличивается осадкой, металлизацией или электролитическим наращиванием.
В
разъемных регулируемых подшипниках вкладыши при больших износах (толщина
оставшейся регулировочной прокладки менее 0,5 мм) заменяют новыми или
восстанавливают заливкой.
Порядок изготовления вкладыша следующий: изготовление втулки, разрезание ее на
две половины; припиливание плоскостей разъема по плите; сборка вкладыша из двух
половин с прокладками и фиксация паянием; окончательная обработка наружной и
внутренней цилиндрических поверхностей вкладыша; разъединение половин; шабрение
плоскостей разъема до 4-6 пятен; шабрение наружной цилиндрической поверхности
нижнего вкладыша по корпусу, а верхнего - по крышке при условии их посадки в
корпус и крышку с небольшим натягом; разметка отверстия в нижнем вкладыше под
штифт, предохраняющий от проворачивания, по бумажному шаблону, обжимаемому по
корпусу; сверление несквозного отверстия под штифт; сверление по крышке
смазочного отверстия в верхнем вкладыше; разметка смазочной канавки; вырубание
крейцмейселем с закругленной режущей кромкой и обработка напильниками смазочной
канавки; пришабривание внутренней цилиндрической поверхности вкладыша по шейке
вала или шпинделя.
При небольших износах и увеличении зазора в разъемных регулируемых подшипниках
убирают (или заменяют) нужную прокладку из комплекта, а правильность
геометрической формы отверстия восстанавливают шабрением трехгранными или
специальными шаберами. Порядок работ при этом следующий:
· проверка по краске и с помощью щупа, а при необходимости пригонка наружной цилиндрической поверхности и буртиков к корпусу и крышке;
· зачистка смазочных канавок и холодильников;
· предварительное шабрение нижнего вкладыша по шейке вала или шпинделя с установкой в корпусе или специальном приспособлении (рекомендуется одновременное шабрение нижних вкладышей переднего и заднего подшипников);
· предварительное шабрение верхнего вкладыша по шейке вала или шпинделя;
· окончательное шабрение нижнего и верхнего вкладышей до получения нужного числа пятен при условии равномерного их расположения и покрытия не менее 75% поверхности;
· затягивание гаек подшипника динамометрическим ключом с постоянным усилием крест-накрест, начиная со среднего подшипника (при его наличии);
· проверка легкости проворота шпинделя от руки;
· проверка масляного зазора щупом или свинцовыми проволочками;
· при недостаточном зазоре его увеличивают шабрением поверхности;
· проверка нутромером овальности и конусности отверстия вкладыша;
· проверка индикатором биений вала, установленного в отремонтированном подшипнике.
качество шабрения подшипников скольжения
Обрабатываемая поверхность вкладыша |
Минимальное число пятен в квадрате 25x25 мм |
Внутренняя поверхность отверстия при диаметре: |
|
до 120 мм |
16 |
свыше 120 мм |
10 |
Наружная цилиндрическая поверхность |
6-8 |
Торцовая поверхность буртов, упорных колец, установочных гаек |
12-14 |
Неразъемные регулируемые подшипники с внутренним
конусом при износе и искажении формы ремонтируют подтяжкой втулки с помощью
установочных гаек и шабрением внутренней поверхности втулки по шейке вала.
Окончательное шабрение производят без краски - «на блеск». При использовании
всей резьбы втулку заменяют новой или наращивают по внутренней поверхности с
последующим растачиванием и пригонкой по шейке вала.
Неразъемные регулируемые подшипники с наружным конусом при износе ремонтируются
сжатием втулки при ее осевом перемещении с помощью установочных гаек и
шабрением по шейке вала. При использовании всей резьбы для гайки наружная
поверхность втулки может быть наращена металлизацией или наплавкой с
последующей обработкой.
Для всех типов подшипников при ремонте должны тщательно прочищаться,
проверяться и при необходимости восстанавливаться смазочные отверстия и
канавки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.