РЕПОРТАЖ – ПОДВИЖНЫЙ ЖАНР УРОВНЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Оценка 4.9

РЕПОРТАЖ – ПОДВИЖНЫЙ ЖАНР УРОВНЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Оценка 4.9
Лекции
docx
преподавание
8 кл—11 кл +1
12.05.2021
РЕПОРТАЖ – ПОДВИЖНЫЙ ЖАНР УРОВНЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Автор репортажа берет читателя за руку и ведет за собой по горячим следам событий. Он наглядно описывает обстановку, в которой происходили события с деталями, картинками. Репортер, как и очеркист, широко пользуется сравнением, образом, диалогом, делится личными наблюдениями, впечатлениями. Но если очеркисту весь этот арсенал литературных средств нужен для создания образа человека, то репортеру - для воссоздания картины события.
РЕПОРТАЖ – ПОДВИЖНЫЙ ЖАНР УРОВНЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.docx

 

РЕПОРТАЖ – ПОДВИЖНЫЙ ЖАНР

УРОВНЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Материал для учителя

 

Такого урагана не помнили в Москве.

Над Сокольниками спустилась черная туча - она росла снизу, а сверху над ней опускалась такая же другая. Вдруг все закрутилось. Внутри этой крутящейся черной массы засверкали молнии. Совсем картина разрушения Помпеи... Через минуту этот ужас оглушающе промчался, руша все на своем пути. Неслись крыши, доски, звонили колокола, срывало кресты и купола, вырывало с корнем деревья; огромная Анненгофская роща была сбрита: столетние деревья или расщеплены, или выворочены с корнем.

Мне посчастливилось быть в центре урагана.

Кто мог так сказать? Ну, конечно, это сказал «король русского репортажа» В. А. Гиляровский. Репортаж - прежде всего рассказ очевидца события. Если информация только называет событие, то репортаж его показывает, воссоздает картину происшедшего. Информация отвечает на вопрос - что произошло, репортаж — как произошло. Он и по объему больше, но главное, конечно, не в количестве строк, а в характере изложения фактов.

...12 апреля 1961 года. Радио передало сообщения ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство. Весь мир узнал имя этого человека, его биографию, основные данные о полете. Но какие очереди читателей были у киосков, как хотелось всем им побольше узнать об этом величайшем событии и о пилоте, его свершившем! Как он выглядит? Темные полосы у него или светлые? Веселый он или скуп на шутку? Любит ли читать, понравилось ли ему в космосе... Тысячи «что» и «как»! Информация ТАСС ответила на эти и многие другие вопросы.

Автор репортажа берет читателя за руку и ведет за собой по горячим следам событий. Он наглядно описывает обстановку, в которой происходили события с деталями, картинками. Репортер, как и очеркист, широко пользуется сравнением, образом, диалогом, делится личными наблюдениями, впечатлениями. Но если очеркисту весь этот арсенал литературных средств нужен для создания образа человека, то репортеру - для воссоздания картины события.

Читатель хочет по репортажу наглядно представить себе, как происходило событие, и представить зримо, ярко, ощутимо, как будто он сам при этом присутствовал.

Вернемся к 12 апреля 1961 года. Перед нами - «Репортаж с места приземления». Автор его - специальный корреспондент «Известий» Георгий Остроумов. Из репортажа мы узнаем, что погода в этот день была хорошая: солнечно, ветер слабый. «Конечно, летчикам сегодня сподручней работать, но главное - он, космонавт, ему будет легче приземляться». Читатель видит и самого Гагарина - не дожидаясь вертолета, Юрий Алексеевич идет навстречу людям, увидевшим его еще в небе. Это важная деталь: значит, космонавт чувствовал себя действительно отлично. А вот репортер сообщает, как выглядит Гагарин.

Плотный, улыбающийся, как это может делать по-настоящему счастливый человек, он спускался с трапа самолета. На нем голубой, небесного цвета комбинезон, летный шлем. (В таком огромном событии все интересно читателю - и цвет комбинезона тоже. - Авт.) Наперебой обнимают его встречающие, поздравляют, целуют. С одним из своих, видимо, старых друзей. Гагарин обнялся так крепко, что это было похоже на маленькую борьбу. Настроение было хорошее, веселое.

Это сравнение - «похоже на борьбу» - помогает читателю увидеть, как здоровались друзья, ощутить атмосферу встречи. Такое сравнение может родиться только у очевидца.

Репортер пользуется и сравнениями другого рода. Остроумов написал, например:

Чуть меньше полутора часов понадобилось кораблю-спутнику, чтобы пронести первого человека над земным шаром. Когда-то Магеллану пришлось плыть три года по океанам, чтобы обогнуть нашу планету. Космос – иная, быстрая дорога.

Первое сравнение помогло нам увидеть кусочек события, второе помогает оценить событие в целом.

Журналисты не были в кабине корабля, а рассказали и о том, что происходило во время полета. Вправе ли они это делать? Конечно, вправе. Корреспонденты Н. Денисов и С. Борзенко писали в «Правде»:

И когда стало ясно, что все системы сработали отлично и спуск проходит успешно, летчик от избытка чувств, охвативших его, спел любимую песню.

Репортеры не были рядом, когда пел Гагарин. Сколько же нужно мужества, спокойствия и уверенности в успехе дела, чтобы спеть там, в космическом пространстве, один на один со вселенной... Такая деталь скажет в тысячу раз больше, чем самые пространные описания и самые высокие, красивые слова.

Некоторые юные корреспонденты видят отличие репортажа как раз в обилии эпитетов, метафор, сравнений, в его «литературности». Послушайте, что говорил об этом один из лучших отечественных журналистов, Михаил Кольцов, в репортаже «Рождение первенца» - о пуске Шатурской электростанции. Вот как начинается этот репортаж:

Можно, конечно, писать так:

«Могучим величавым гулом звенели турбогенераторы, рубя сверкающими оборотами минуту на три тысячи частей. Излучали опьяняющий запах озона электрические моторы, и трепетанием электромагнитных волн был напоен воздух. По стойкой эстакаде мчались куколки-вагонетки с ворохами душистого торфа и опрокидывались в жадные жерла котельных бункеров. В тихой прохладе распределительного зала остужалось раскаленное электричество, чтобы двинуться стремительным потоком на помощь Москве».

Можно, конечно, подражая другому из излюбленных нашими литераторами стилей, описать все басом:

«Неуемной тоской притаилось корявое российское болото. Истошно кричат кулики и ждут, когда неистовая шатуркина глотка чебурахнет в огненное чрево толстущие охапки взопревшей торфины, собирая...».

Можно и так, но не стоит. Не стоит литературничать вокруг таких простых, больших и смелых вещей.

И дальше Кольцов показывает нам образец простого, интересного и глубокого по мысли репортажа о рождении первенца отечественной энергетики.

Ради чего, порой, рискует жизнью репортер? Чтобы поведать читателям правду о сенсационном событии, очевидцем которого был он сам.

Сенсация - не просто новость, а новость необыкновенная, которая поражает читателя чрезвычайностью происшедшего.

Да, к сожалению, нынешние печатные издания даже делают значительные тиражи на публикациях сенсационного характера с «желтым» подтекстом.

Но сенсация сенсации рознь. И не стоит бояться этого слова только потому, что во многих СМИ оно почти всегда имеет скандальный характер. Дело чести для журналиста или юного корреспондента - добыть для газеты, скажем, репортаж о необыкновенном урожае свеклы, о важном открытии молодого физика, или о выдающемся рекорде спортсмена.

Не надо думать, что сенсация доступна только «асам» журналистики, вхожим в дом космонавта или академика.

Репортаж - оружие, а не игрушка, предназначенная для развлечения скучающего читателя. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать репортажи мэтров отечественной журналистики Михаила Кольцова «Последний рейс», Ларисы Рейснер - «Гамбург на баррикадах», репортажи Юлиуса Фучика и других. В сущности говоря, репортеры и очеркисты в свое время рассматривались как самый низший вид газетных работников - пока работы таких людей, как Михаил Кольцов Лариса Рейснер не показали, что очерк, основанный на фактическом материале, тоже может быть не только самостоятельным, но и художественным произведением.

Репортаж - жанр отнюдь не легкомысленный. Подвижный, боевой репортаж в руках мастера может подниматься до уровня художественной литературы. Между прочим, это сбивает с толку теоретиков журналистики: хороший репортаж, написанный образно, с публицистическим накалом, иногда называют очерком. Оговариваясь, впрочем, что, если очерк все-таки допускает домысел, репортаж его не выносит. Он абсолютно верен фактам. В этом, пожалуй, его притягательность.

В книге «Москва газетная» В. Гиляровский, в частности, писал: «С гордостью почти полвека носил я звание репортера - звание, которое у нас вообще не было в почете по разным причинам.

- Так, газетный репортеришка! - говорили некоторые чуть ли не с презрением, забывая, что репортером начинал свою деятельность Диккенс; не хотели думать, что знаменитый Стенли, открывший неизвестную глубь Африки, был репортером и открытие совершил по поручению газеты; репортерствовал В. М. Дорошевич, посетивший Сахалин, дав высокохудожественные, но репортерские описания страшного по тем временам острова... А В.Г.Короленко? Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости.

Я бесконечно любил это дело и отдавался ему весь, часто не без риска... И если теперь я пишу эти строки, так только потому, что я – репортер…».

 

Подготовил Владимир Иванович Толстиков


 

Скачано с www.znanio.ru

РЕПОРТАЖ – ПОДВИЖНЫЙ ЖАНР УРОВНЯ

РЕПОРТАЖ – ПОДВИЖНЫЙ ЖАНР УРОВНЯ

Чуть меньше полутора часов понадобилось кораблю-спутнику, чтобы пронести первого человека над земным шаром

Чуть меньше полутора часов понадобилось кораблю-спутнику, чтобы пронести первого человека над земным шаром

Михаил Кольцов Лариса Рейснер не показали, что очерк, основанный на фактическом материале, тоже может быть не только самостоятельным, но и художественным произведением

Михаил Кольцов Лариса Рейснер не показали, что очерк, основанный на фактическом материале, тоже может быть не только самостоятельным, но и художественным произведением
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2021