Методическая разработка по математике на тему "Решать задачи интересно" (начальная школа) . Данная методическая разработка помогает выработать у младших школьников целостное представление о задаче. Схематическое рисование задачи позволяет лучше понять содержание задачи слабоуспевающим учащимся. А их в классе иногда бывает немало.Методическая разработка по математике на тему "Решать задачи интересно" (начальная школа) . Данная методическая разработка помогает выработать у младших школьников целостное представление о задаче. Схематическое рисование задачи позволяет лучше понять содержание задачи слабоуспевающим учащимся. А их в классе иногда бывает немало.
Решать задачи интересно.docx
Решать задачи интересно
Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи. От того, насколько прочно
усвоены способы и методы решения, во многом зависит успех дальнейшего обучения математике. Научив
детей решать задачи, учитель начальных классов существенно развивает у младшего школьника логическое
мышление.
При этом учителю приходится уделять большое внимание усвоению детьми терминологии, выработке у
них умения видеть в задаче данные и искомое число. Решая задачи, учащиеся зачастую подходят к ним
формально, не задумываются над содержанием, не улавливают сущности поставленного вопроса. Как
выработать у младших школьников целостное представление о задаче?
В моем классе 27 учеников, большинство среднего интеллектуального уровня развития. Поразмышляв, я
стала использовать при обучении решению задач схематические рисунки. Теперь на уроках математики мы
задачу «рисуем». Так детям с бедным воображением легче представить себе ситуацию, о которой говорится в
задаче, а вместе с тем яснее становится и выбор действия. Интерес к задаче заметно повышается, дети
начинают чувствовать себя увереннее. Рисование графической схемы заставляет ученика внимательнее
читать текст задачи, побуждает к самостоятельному поиску решения. Основная трудность заключается в
переходе от текста к математической модели. Для этого необходимо абстрагировать описываемую в задаче
ситуацию, выделить в ней существенные признаки и составить схематический рисунок. Это умение
вырабатывается у детей постепенно в результате много численных упражнений. Таким образом, в сознании у
детей происходит переход от конкретного текста задачи к условному, а затем и к абстрактному мышлению.
Представлю некоторые приемы работы на конкретных примерах.
1. В коробке было 15 конфет. Лена взяла 6 конфет, Петя 7. Сколько конфет осталось в коробке?
Обращаюсь к детям:
Давайте «нарисуем» задачу. Установим целое и части:
15 конфет это целое,
6 конфет и 7 конфет это части.
Количество конфет, оставшихся в коробке, это тоже часть целого.
-
Рисуем стрелки, чтоб яснее показать, что конфет в коробке становится меньше. Решаем задачу двумя
способами:
1) 15 6 7
2) 15 (6 + 7)
2. В магазине в одном ящике было 20 кг печенья, в другом 15 кг. Мама купила 4 кг. Сколько килограммов
печенья осталось в ящиках?
Опять устанавливаем целое и части.
20 кг
15 кг
1)
Задача имеет несколько решений.
Из какого ящика маме взвесили печенье? Из первого ящика: (20 4) + 15.
2)
20 кг
15 кг
А теперь из какого ящика маме взвесили печенье?
Из второго ящика: 20 + (15 4).
3)
А если печенье брали и из первого, и из второго ящика?
Тогда должно получиться такое решение: (20 + 15) 4.
Большое внимание необходимо уделять решению простых задач на деление по содержанию и на равные
части. Например:
3. 24 яблока положили в 3 ведра поровну. Сколько яблок в каждом ведре?
24:3=8 (яб.)
Проверяем решение задачи «кладем» яблоки в ведра
8 * 3 = 24 (яб.)
4. В книге 35 страниц. Маша прочитала ее за 5 дней, читая каждый день поровну. Сколько страниц читала Маша
каждый день? 35 : 5 =7 (стр.)
Дети младшего школьного возраста часто путают задачи на деление на равные части и по содержанию. В
этом случае схематический рисунок оказывает большую помощь.
5. Лена сорвала 15 цветов и поставила в вазы по 5 цветов. Сколько потребовалось ваз?
15 : 5 = 3 (в.)
5 . 3 = 15 (ц.)
Во 2м классе мы уже решаем более сложные задачи.
6. Таня сорвала 15 слив, Лена 14 слив. После того как они раздали сливы 4 малышам поровну, у них осталось 5 слив.
Сколько слив получил каждый малыш?
15 + 4) 5 : 4 = 6 (с.) [(15 + 14) 5] : 4 = 6 (с.)
Действия в выражениях заключаем в овалы, чтобы детей не путали скобки. Целое всегда берем в овал. В
задачах такого вида, где известно целое, ставим знак «минус».
7. В одной бочке было 12 ведер воды, в другой в 2 раза больше. Для полива грядок папа с мамой взяли по 4 ведра
воды, а сын с дочерью по 3 ведра. Сколько ведер воды осталось в бочках?
(12 + 12
2) 4 . 2 3 2
Решение задачи другим способом: 112 + 12 .2 4 .2 + 3 .2
Эта задача имеет несколько способов решения. Схему решения составляем коллективно.
■
) + 12 2 и т.д.
2 3~2
(12
4
Пользуясь наглядносхематическими приемами, дети начинают более осознанно решать задачи с буквенны
ми данными. Например:
8. На одной полке стояло а книг, на другой Ь книг С первой полки сняли х книг, а со второй у книг Сколько книг
осталось на этих полках?
Часто по предложенным схематическим рисункам дети составляют задачи сами, записывают решения:
У папы было а рублей. Он купил стол за с рублей. На остальные деньги купил 4 одинаковых стула. Сколько рублей
стоит стул?
Схема постепенно усложняется:
2)
Сравниваем схемы и находим, изменилось:
22 3
4 = 10 (м)
■ Составление схематических рисунков также оказывает большую помощь при решении задач на
пропорциональную зависимость. Обращение к рисунку помогает учащимся осознать смысл действий
умножения и деления. При решении таких задач необходимо, чтобы у учащихся были сформированы четкие
представления о характере взаимосвязей, которые могут быть установлены между рассматриваемыми ве
личинами. Среди составных задач на пропорциональную зависимость особое место отводится задачам на
нахождение четвертого пропорционального. Например:
11. В 3 одинаковых ящиках 21 кг груш. Сколько килограммов груш в 5 таких ящиках?
Сделаем схематический рисунок. Устанавливаем с детьми, что задача состоит их двух частей. Рисуем
ящики. Из первой схемы сразу видно, что неизвестно, сколько весит один ящик с грушами. Ставим на ящиках
вопросительные знаки.
1) 21 : 3 = 7 (кг) масса 1 ящика груш
2) 7 5 = 35 (кг) масса 5 ящиков груш
После выполнения 1го действия на второй схеме записываем на ящиках: 7 кг. Теперь отчетливо видно, что
масса всех ящиков с грушами одинакова, значит, берем по 7 кг 5 раз.
Усвоив решение задач такого вида, дети в дальнейшем не испытывают затруднений в решении задач с
буквенными данными.
Таким образом, путем составления схематических рисунков я прививаю детям интерес к математике,
развиваю их логическое мышление, речь, творческую фантазию. В конечном итоге у детей вырабатывается
чувство уверенности в себе.
Смирнова Валентина Владимировна Чувашская Республика, Моргаушский
район, МБОУ «Моргаушская СОШ»
Решать задачи интересно
Решать задачи интересно
Решать задачи интересно
Решать задачи интересно
Решать задачи интересно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.