Решение проблемных ситуаций на уроках литературы
Оценка 4.9

Решение проблемных ситуаций на уроках литературы

Оценка 4.9
docx
23.11.2022
Решение проблемных ситуаций на уроках литературы
Решение проблемных ситуаций на уроках литературы.docx

Решение проблемных ситуаций на уроках литературы

 

Мышление развивается в проблемной ситуации.

Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.

Л. Выготский

 

Как показывает время, по многим объективным и субъективным причинам современного студента зачастую бывает очень трудно мотивировать к познавательной деятельности. А ведь каждому преподавателю хочется, чтобы на его занятиях царила атмосфера творчества, взаимодействия и взаимопонимания. Да и  последние преобразования в образовательной сфере РК подтолкнули каждого из нас  больше внимания уделять тому, чтобы построить учебный процесс таким образом, при котором все студенты больше проявляли бы творческое воображение, могли сравнивать, ассоциировать и анализировать. Сегодня важно развивать у учащихся творческое мышление, так как причина слабой мотивации к учёбе – в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для молодёжи в современном мире.

На своих уроках мне приходилось и раньше довольно часто применять методы развития критического мышления, и в большинстве своём студенты неплохо справлялись с предложенными мною творческими заданиями.  В своём отчёте я хочу описать урок методики литературы на тему  «Анализ лирического стихотворения» по  произведению Б.Окуджавы «Пожелание друзьям», в ходе которого я применила метод критического мышления. Используя данную технологию, я стремилась создать такую атмосферу в аудитории, в результате которой происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Ведь, как известно, технология критического мышления сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся,  а также на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. 

Цель моего занятия – познакомить обучающихся с кратким очерком жизни

и творчества поэта; дать понятие о литературном жанре “авторская песня”; продолжить работу над выразительным чтением художественных текстов, формированием навыка монологической речи, комплексным анализом лирического произведения; воспитывать гуманное отношение к человеку, умение нести в себе духовные ценности и критическое мышление, любовь к отечественной литературе, истории и русскому языку.

Для реализации данной цели урока наряду с традиционными приёмами работы мною были выбраны следующие стратегии развития критического мышлениятаблица “Знаю – хочу знать – узнал», «Ромашка Блума», «Шесть шляп мышления», которые я хочу описать.

Так, урок был начат с заполнения таблицы “Знаю – хочу знать – узнал». Этот приём был мною применён для того, чтобы выявить, в какой степени студенты владеют учебной информацией, с которой им предстоит познакомиться на уроке. В таблицах студенты отметили те сведения, которые они знали об авторе стихотворения, его жизни и творчестве. Отметили то, что им хотелось бы узнать в течение урока. В конце урока сделали выводы о том, что они узнали.

            Этот приём,  предложенный мной студентам,  помог собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Также он был мною использован для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии “Вызова” с последующим возвратом к материалам на стадии “Рефлексии”. Студентам до начала анализа стихотворения был предложен вопрос: “Что вы знаете или думаете об авторе стихотворения?”. Все предлагаемые формулировки записывались в столбик "Знаю" без корректировки и без оценивания. Затем был предложен вопрос: “Что бы вы хотели узнать о жизни и творчестве поэта?” В столбик "Хочу узнать" были записаны интересующие студентов  сведения, понятия, факты. Записи  были сохранены в тетрадях до конца занятия, с которыми студенты работали в конце урока.

            Можно отметить, что с этим приёмом работы студенты справились неплохо: высказывали различные точки зрения, размышляли, спорили, обменивались информацией. На данном этапе работы мною было отмечено, что отдельные студенты знали и читали ранее стихи Б.Окуджавы, некоторые слышали об авторе, но не читали его стихов, отдельные студенты даже впервые слышали это имя. Зато в конце урока большинство студентов заинтересовались стихами Б.Окуджавы и решили познакомиться с его творчеством ближе и самостоятельно продолжить работу над творчеством поэта. Я думаю, что мне, как преподавателю, в дальнейшем следует обратить внимание на  данный факт, и с помощью технологии критического мышления, а именно таких приёмов, как: таблица “тонких” и “толстых” вопросов, “Верные и неверные утверждения”, “Корзина идей”, “Синквейн”, рассказ – предположение по “ключевым” словам продолжить работу по творчеству Б.Окуджавы с целью дальнейшего изучения творчества поэта.

         На стадии осмысления мною был применён метод  «Шесть шляп мышления». В начале урока студенты были объединены в группы для проведения данного  метода. Этот метод я применила для того, чтобы продемонстрировать учащимся, что существует конструктивное мышление, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

          Студенты справились с этим заданием хорошо. Участие приняли все студенты, даже самые пассивные. Они придумывали и рисовали постеры, подбирали к ним соответствующие фразы и цитаты о дружбе, своих друзьях, дружеских взаимоотношениях. Например, группы в красных и жёлтых шляпах даже представили свои постеры с музыкальным сопровождением. Это были весёлые песенки о дружбе, друзьях, дружеских взаимоотношениях. Все выступления групп получились интересными и запоминающимися. Вместе с тем, группа в чёрных шляпах слишком категорично отметила негативные стороны дружбы. Положительным моментом было то, что группа в синих шляпах сумела объективно оценить выступления всех групп, подметив все мельчайшие положительные и отрицательные моменты выступлений. Все участники отнеслись с пониманием к рекомендациям и замечаниям. Таким образом, этот простой, но эффективный метод дал возможность студентам стать участниками мыслительного процесса. Когда разные части мыслительного процесса четко определены, мышление становится более сосредоточенным и продуктивным.

      Также на стадии осмысления мною был использован приём «Ромашка Блума».  Этот метод был применён мною для того, чтобы студенты смогли  назвать определённые факты, вспомнить и воспроизвести отдельную информацию по теме урока, а также для предоставления обучающимся возможностей для обратной связи, установления причинно-следственных связей и взаимосвязи между теорией и практикой. Например, студентам были предложены вопросы следующего характера, шесть лепестков – шесть вопросов: Что такое дружба? Вы действительно думаете, что дружба играет важную роль в нашей жизни? Почему мы хотим иметь друзей? Какие ассоциации возникают у вас при слове «дружба»? Как вы думаете, что было бы, если бы у нас не было друзей? Какое место занимает дружба в вашей жизни?

       Вопросы вызвали интерес у учащихся, каждая группа бурно обсуждала свой вопрос, предлагались различные варианты ответов. Ответы были содержательными и соответствовали теме урока. Метод «Ромашка Блума» способствовал развитию навыков анализа и синтеза, расширения жизненного кругозора учащихся, активизации их мыслительной деятельности, что развивает навыки критического мышления, понимания прочитанного текста, анализа лирического произведения, развивает  у студентов чувство товарищества, взаимопомощи,  сотрудничества.

           На стадии “Рефлексии” был осуществлён возврат к стадии вызова: были внесены корректировки в первый столбик таблицы “Знаю – хочу знать – узнал» и проверялись ответы  во втором столбике вопросов. Было приятно, что практически все студенты подробно и со знанием дела заполнили третий столбик таблицы.

          Таким образом, используя технологию критического мышления,  можно сказать, что она  соответствует всем параметрам инновационного обучения и помогает привлечь студента мыслить творчески, неординарно.  При этом каждый студент вовлекается в занимательный процесс фантазии и творчества, демонстрируя   свой потенциал. Преподаватель  становится наставником, который корректирует учебную деятельность студентов на уроке. 

 

            

           


 

Решение проблемных ситуаций на уроках литературы

Решение проблемных ситуаций на уроках литературы

Отметили то, что им хотелось бы узнать в течение урока

Отметили то, что им хотелось бы узнать в течение урока

Все участники отнеслись с пониманием к рекомендациям и замечаниям

Все участники отнеслись с пониманием к рекомендациям и замечаниям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.