Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
города Сургута
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МО Зам. директора по УВР Приказ
Протокол № ___ «__»___________2019_г от «___»________2019 г. «__»___________2019_г ___________________
«Решение текстовых задач»
Факультативный курс
по алгебре
для учащихся 8б класса
Учитель Рабцун Л .В.
Пояснительная записка
Анализ результатов проведения итоговой аттестации в 9 классах, показывает,
что решаемость задания, содержащего текстовую задачу, составляет в среднем около 30 - 35%. Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в полной мере владеют алгоритмом решения текстовых задач и не умеют за их часто нетрадиционной формулировкой увидеть типовые задания, которые были достаточно хорошо отработаны на уроках в 5-6 классах. По этой причине возникла необходимость более глубокого изучения этого традиционного раздела элементарной математики.
Данный факультативный курс рассчитан в первую очередь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике. Он поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению текстовых задач и открыть для себя новые методы их решения, которые не рассматриваются в рамках программы основной школы.
Представленный факультативный курс содержит 6 тем. Первая тема «Текстовые задачи и техника их решения» является обзорной. При ее раскрытии акцент сделан на выделение основных этапов решений текстовых задач и их назначения. А также рекомендуется обратить внимание учащихся на важность умелого письменного оформления. Следующие 5 тем –«Задачи на проценты» «Задачи на движение», «Задачи на смеси, сплавы, растворы», «Задачи на работу»,
«Задачи на составление систем уравнений» закрепляют и дополняют знания учащихся, полученные на уроках. В изучение курса также включены задания повышенной сложности. Всего на проведение занятий отводится 35 часов. На изучение методов решения типовых задач выделено 11 часов.
Проведение занятий планируется в форме обзорных лекций с разбором ключевых задач и в форме семинаров, нацелив учащихся на предварительную подготовку и самостоятельный поиск материалов с их последующим обсуждением. На практические занятия и отработку умений и навыков отведено 24 часа, из них 2 часа на самостоятельную итоговую работу и решение задач повышенной сложности, предлагаемых на итоговой аттестации.
Цели и задачи курса:
- определить уровень способностей учащихся и уровень их готовности к
профильному обучению в школе;
- систематизировать ранее полученные знания по решению текстовых задач;
- познакомить учащихся с разными типами задач, особенностями методик и
различными способами их решения;
- реализовать межпредметные связи.
Ожидаемые результаты
После изучения курса учащиеся должны:
- уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики ее
решения, использовать при решении различные способы;
- уметь применять полученные математические знания при решении задач
(знать все формулы по темам, выводить неизвестные в общем виде, решать
и анализировать полученный ответ);
- уметь использовать дополнительную математическую литературу.
Текстовые задачи и техника их решения (1 час)
Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приемами ( по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их схемы. Значение правильного письменного оформления текстовой задачи. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертеж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.
Задачи на движение (6 часов)
Движение тел по течению и против течения реки. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости и времени в различных видах движения. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.
Зачет по теме.
Задачи на проценты (6 часов)
Понятие процента. Перевод процентов в дробь. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по его дроби. Зачет по теме.
Задачи на сплавы, смеси, растворы (6 часов)
Формула зависимости массы или объема вещества от концентрации . Особенности выбора переменных и методика решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели. Зачет по теме.
Задачи на работу (6 часов)
Формула зависимости объема выполненной работы от производительности и времени ее выполнения. Особенности выбора переменных и методика решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели. Зачет по теме.
Задачи на составление систем уравнений (6 часов)
По условиям задач на составление систем уравнений с двумя переменными рассмотреть разные типы задач.
Задачи повышенной сложности (2 часа)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ ур.
|
содержание |
Колич. часов |
Дата провед.
Планир/ фактичес |
форма проведения |
форма контроля |
|
1 |
Текстовые задачи и техника их решения . Задачи на движение.
|
1 |
|
|
Лекция |
|
2-7 |
Задачи на движение.
|
5 1 |
|
|
Беседа, работа в парах, семинар, практикум
|
Сам.работа
|
8-13 |
Задачи на проценты. Зачет |
5 1 |
|
|
Беседа, работа в парах, практикум |
зачет |
14-19 |
Задачи на сплавы и смеси.
|
5 1 |
|
|
Беседа, работа в парах, практикум, зачет |
Сам.работа |
20-25 |
Задачи на совместную работу. Зачет |
5 1 |
|
|
Беседа, практикум, зачет |
Зачет |
26-31 |
Задачи на составление систем уравнений
|
5
1 |
|
|
Беседа, практикум |
Сам. работа
|
32,33 |
Задачи повышенной сложности. |
2 |
|
|
практикум |
Индивидуальный контроль
|
34 |
Творческая работа по пройденным темам. (по выбору уч-ся) |
1 |
|
|
Обобщение и систематизация знаний |
реферат |
35 |
Контрольная работа по итогам изученного курса. |
1 |
|
|
Контроль знаний |
Контрольная работа |
Литература
Изд.»Эксмо»,2007
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.