“Приобретать знания - храбрость, приумножать их - мудрость, а умело применять - великое искусство”.
Восточная мудрость
Тема: Решение тригонометрических уравнений.
Цели и задачи урока:
1. Образовательные:
- закрепление программных знаний и умений по решению тригонометрических уравнений;
- обобщение и систематизация материала;
- создание условий для контроля и самоконтроля усвоения знаний и умений;
- установление межпредметных связей.
2. Воспитательные:
- воспитание навыков делового общения, активности;
-формирование интереса к математике и ее приложениям.
3. Развивающие:
- формирование умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию,
- развитие познавательного интереса, математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
Формы организации работы учащихся на уроке:
индивидуальная, фронтальная, парная.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока
I. Организующее начало урока
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. У нас присутствуют гости, и я надеюсь, что мы не разочаруем.
И начать урок мне хочется тоже не совсем обычно.
Презентация
Слайд 1
- Французский математик и физик Паскаль говорил: “Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его намного занимательным”.
Я решила начать последовать совету Паскаля и предложить вам разгадать такой ребус.
Слайд 2
- Как вы думаете, почему я предложила вам расшифровать такое слово? Что оно означает?
Слайд 3
“Тригонометрия” происходит от греческого слова τριγουο треугольник и греческого μετρειν измерять, т.е. означает измерение треугольников. Тригонометрия - это раздел математики, в котором изучаются тригонометрические функции и их приложения к геометрии.
- Одной из наиболее важных тем тригонометрии является решение тригонометрических уравнений, с которыми мы познакомились в этом учебном году. Эта тема очень актуальна и важна, т.к. входит в вопросы переводного экзамена в 10 кл. и широко представлена на ЕГЭ в 11 кл.
Итак, тема сегодняшнего урока “Решение тригонометрических уравнений”.
II Актуализация знаний
Слайд 4. “Решение тригонометрических уравнений”.
Слайд 5
Восточная мудрость гласит: “Приобретать знания - храбрость, приумножать их - мудрость, а умело применять - великое искусство”
Какие-то знания по теме “Тригонометрические уравнения” мы уже приобрели, приумножать знания - никогда не поздно, поэтому и на сегодняшнем уроке будем мудрыми, и еще раз посмотрим, насколько умело мы применяем наши знания.
Чтобы решить любое тригонометрическое уравнение, что необходимо знать?
- Общие формулы решения простейших тригонометрических уравнений.
- Какие простейшие тригонометрические уравнения вы знаете?
- sin x = a, cos x = a, tg x = a, ctg x = a.
- Вспомните общие формулы их решений.
Слайд 6
Простейшие тригонометрические уравнения sin x = a, cos x = a
- Что надо помнить при решении таких уравнений?
- Частные случаи. Слайд 7
Слайд 8
Уравнения вида tg x = a и ctg x = a.
- Проверим, насколько хорошо мы умеем решать простейшие тригонометрические уравнения.
Укажите общую формулу, по которой находятся все корни уравнения. Слайд 9. (Для удобства - задания на листах на каждом столе)
Вариант I
1)
А) ,
Б) ,
В) Корней нет,
Г) ,
Д) .
Ответ: А), Г)
2)
А) ,
Б) ,
В) ,
Г) Корней нет,
Д) .
Ответ: В).
Вариант II
1)
А) ,
Б) ,
В) ,
Г) ,
Д)
Ответ: В).
2)
А) ,
Б)
В)
Г) ,
Д) .
Ответ: А), В).
Слайд 10
Проверьте себя! (Указаны правильные ответы).
- Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки.
III. Основная часть урока
- Решение простейших уравнений мы вспомнили, можно приступать к решению более сложных уравнений.
Вспомним, какие методы тригонометрических уравнений мы знаем.
Наверное, надо начать с общих методов:
- разложение на множители,
- метод введения новой переменной,
- графический метод,
- решение однородных уравнений 1-ой и 2-ой степени
Сегодня мы будем работать над решением этих уравнений. Некоторые решим устно, более сложные - письменно.
Слайд 11
1. .
- Метод?
- Введение новой переменной (у = sin х)
Слайд 12
2.
- Сведение к квадратному уравнению относительно cos x.
Слайд 13
3.
- Как называется такое уравнение и как его решить?
- Однородное II степени : cos2 x 0
Сведение квадратному уравнению относительно tg.
4. Укажите число корней уравнения на промежутке [0; 2π]
- Какой метод решения удобно использовать?
- Графический.
- А теперь решим следующие уравнения письменно (сразу 2 человека на боковых досках).
5.
Упростим левую часть уравнения:
,
- посторонний корень
6.Каким методом воспользуемся?
(Вынесением за скобки общего множителя)
- А можно поделить на соsx? Давайте проверим (к доске идут 2 ученика выполняют двумя способами)
1)2COS2X-COSX=0 2) )2COS2X-COSX=0 :COSX
2cosx-1=0
Cosx=1/2
COS X (2COSX-1)=0 x=
X=
.
Решение прикладной задачи
Учитель: «Решение прикладных задач помогает формировать представление о роли математики в изучении окружающего мира, видеть разницу между реальным и идеальным, между физическим явлением и его математической моделью.
О прикладной направленности изучаемой темы расскажет ученик, который подготовил физическую задачу».
Задача. Под каким углом должен плыть пловец, чтобы из точки А попасть в точку , если скорость пловца , скорость течения реки , ? (см. рис к задаче).
=1,
cos x – sin x=1,
sin ( - x) - sin x = 1,
2 sin ( - x) cos = 1,
sin(x - )= -,
x = 2 πn, n∈Z;
x = – +2 πn, n∈Z.
Учитель: «Решение проведено в общем виде, применительно к реальным явлениям
x =0°».
Вывод:
Решение упражнений на систематизацию уравнений.
Ученикам предлагаются блоки уравнений на сравнение, обобщение, выделение главного.
1. Что бы это значило?
Нельзя?! |
1) sin x + cos x = 0 |
2) sin2 x - 5 sin x cos x + 6 cos2 x = 0 |
3) 4 sin x cos x - cos2 x= 0 |
Можно ?! |
Ответ: 1 - однородное уравнение первой степени, решается методом деления
на cos x (sin x);
2 - однородное уравнение второй степени, решается методом деления
на cos2 x (sin2 x);
3 - нельзя делить на cos2 x, это приведет к потере корней.
IV. Постановка домашнего задания
V. Рефлексия
При подведении итога урока мне хочется задать вам один вопрос: что бы вы посоветовали ученику, который только начинает учиться решать тригонометрические уравнения?
Начните свои советы со слов: “Помни, что…”.
И в конце нашего урока хочу обратить ваше внимание на такие слова Станислава Коваля “Уравнение - это золотой ключ, открывающий все математические сезамы”.
Слайд 28
Спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.