Решение тригонометрических уравнений
Оценка 4.7

Решение тригонометрических уравнений

Оценка 4.7
doc
математика
18.12.2019
Решение тригонометрических уравнений
открытый урок.doc

“Приобретать знания - храбрость, приумножать их - мудрость, а умело применять - великое искусство”.

Восточная мудрость

Тема: Решение тригонометрических уравнений.

Цели и задачи урока:

     1. Образовательные:

 - закрепление программных знаний и умений по решению тригонометрических уравнений;

- обобщение и систематизация материала;

-  создание  условий для  контроля и самоконтроля  усвоения знаний и умений;

- установление межпредметных связей.

     2. Воспитательные:

- воспитание навыков делового общения, активности;

-формирование интереса к математике и ее приложениям.

    3. Развивающие:

- формирование умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию,

- развитие познавательного интереса, математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.

 

Формы организации работы учащихся на уроке:

индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

I. Организующее начало урока

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. У нас присутствуют гости, и я надеюсь, что мы не разочаруем.

И начать урок мне хочется тоже не совсем обычно.

Презентация

Слайд 1

- Французский математик и физик Паскаль говорил: “Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его намного занимательным”.

Я решила начать последовать совету Паскаля и предложить вам разгадать такой ребус.

Слайд 2

http://festival.1september.ru/articles/609310/img1.jpg

- Как вы думаете, почему я предложила вам расшифровать такое слово? Что оно означает?

Слайд 3

“Тригонометрия” происходит от греческого слова τριγουο треугольник и греческого μετρειν измерять, т.е. означает измерение треугольников. Тригонометрия - это раздел математики, в котором изучаются тригонометрические функции и их приложения к геометрии.

- Одной из наиболее важных тем тригонометрии является решение тригонометрических уравнений, с которыми мы познакомились в этом учебном году. Эта тема очень актуальна и важна, т.к. входит в вопросы переводного экзамена в 10 кл. и широко представлена на ЕГЭ в 11 кл.

Итак, тема сегодняшнего урока “Решение тригонометрических уравнений”.

II Актуализация знаний

Слайд 4. “Решение тригонометрических уравнений”.

Слайд 5

Восточная мудрость гласит: “Приобретать знания - храбрость, приумножать их - мудрость, а умело применять - великое искусство”

Какие-то знания по теме “Тригонометрические уравнения” мы уже приобрели, приумножать знания - никогда не поздно, поэтому и на сегодняшнем уроке будем мудрыми, и еще раз посмотрим, насколько умело мы применяем наши знания.

Чтобы решить любое тригонометрическое уравнение, что необходимо знать?

- Общие формулы решения простейших тригонометрических уравнений.

- Какие простейшие тригонометрические уравнения вы знаете?

- sin x = a, cos x = a, tg x = a, ctg x = a.

- Вспомните общие формулы их решений.

Слайд 6

Простейшие тригонометрические уравнения sin x = a, cos x = a

- Что надо помнить при решении таких уравнений?

- Частные случаи. Слайд 7

Слайд 8

Уравнения вида tg x = a и ctg x = a.

- Проверим, насколько хорошо мы умеем решать простейшие тригонометрические уравнения.

Укажите общую формулу, по которой находятся все корни уравнения. Слайд 9. (Для удобства - задания на листах на каждом столе)

Вариант I

1) http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6452.gif

А) http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6453.gif,

Б) http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6454.gif,

В) Корней нет,

Г) http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6455.gif,

Д) http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6456.gif.

Ответ: А), Г)

2) http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6457.gif

А) http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6458.gif,

Б) http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6459.gif,

В) http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6460.gif,

Г) Корней нет,

Д) http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6461.gif.

Ответ: В).

Вариант II

1) http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6462.gif

А) http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6463.gif,

Б) http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6464.gif,

В) http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6465.gif,

Г) http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6466.gif,

Д) http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6467.gif

Ответ: В).

2) http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6468.gif

А) http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6469.gif,

Б) http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6470.gif

В) http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6471.gif

Г) http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6472.gif,

Д) http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6473.gif.

Ответ: А), В).

Слайд 10

Проверьте себя! (Указаны правильные ответы).

- Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки.

III. Основная часть урока

- Решение простейших уравнений мы вспомнили, можно приступать к решению более сложных уравнений.

Вспомним, какие методы тригонометрических уравнений мы знаем.

Наверное, надо начать с общих методов:

- разложение на множители,

- метод введения новой переменной,

- графический метод,

- решение однородных уравнений 1-ой и 2-ой степени

Сегодня мы будем работать над решением этих уравнений. Некоторые решим устно, более сложные - письменно.

Слайд 11

1. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6474.gif.

- Метод?

- Введение новой переменной (у = sin х)

Слайд 12

2. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6475.gif

- Сведение к квадратному уравнению относительно cos x.

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6476.gif

Слайд 13

3. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6482.gif

- Как называется такое уравнение и как его решить?

- Однородное II степени : cos2 x http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6483.gif0

Сведение квадратному уравнению относительно tg.

4. Укажите число корней уравнения http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6497.gif на промежутке [0; 2π]

- Какой метод решения удобно использовать?

- Графический.

- А теперь решим следующие уравнения письменно (сразу 2 человека на боковых досках).

5. http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6498.gif

Упростим левую часть уравнения:

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6499.gif

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6500.gifhttp://festival.1september.ru/articles/609310/Image6501.gif

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6502.gif

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6503.gif

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6504.gif

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6505.gif - посторонний корень

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6506.gif

6.Каким методом воспользуемся?

(Вынесением за скобки общего множителя)

- А можно поделить на соsx? Давайте проверим (к доске идут 2 ученика выполняют двумя способами)

1)2COS2X-COSX=0                                  2) )2COS2X-COSX=0 :COSX

                                                                     2cosx-1=0

                                                                     Cosx=1/2

COS X (2COSX-1)=0                                     x=        

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6511.gif X=

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6513.gif

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6514.gif

http://festival.1september.ru/articles/609310/Image6515.gif.

Решение прикладной задачи

      Учитель: «Решение прикладных задач помогает формировать представление о роли математики в изучении окружающего мира, видеть разницу между реальным и идеальным, между физическим явлением и его математической моделью.

      О прикладной направленности изучаемой темы расскажет ученик, который подготовил физическую задачу».

 

    Задача. Под каким углом  должен плыть пловец, чтобы из точки  А попасть в точку , если скорость пловца , скорость течения реки , ? (см. рис к задаче).

 

=1,

cos x – sin x=1,

               sin ( - x) - sin x = 1,

               2 sin ( - x) cos = 1,

                sin(x - )= -,

                 x = 2 πn, nZ;                             

                 x = +2 πn, nZ.

 

 

 

Учитель: «Решение проведено в общем виде, применительно к реальным явлениям

 x =0°».

 

Вывод:

Решение упражнений на систематизацию уравнений.

        Ученикам предлагаются блоки уравнений на сравнение, обобщение, выделение главного.

1.      Что бы это значило?

 

 

Нельзя?!

           1) sin x + cos x = 0

2) sin2 x - 5 sin x cos x + 6 cos2 x = 0

           3) 4 sin x cos x - cos2 x= 0

 

Можно ?!

 


     

Ответ: 1 - однородное уравнение первой степени, решается методом деления

на  cos x (sin x);

                  2 - однородное уравнение второй степени, решается методом деления

на  cos2 x (sin2 x);

                     3 -  нельзя  делить  на cos2 x,  это приведет к потере корней.

 

IV. Постановка домашнего задания

 

 

V. Рефлексия

При подведении итога урока мне хочется задать вам один вопрос: что бы вы посоветовали ученику, который только начинает учиться решать тригонометрические уравнения?

Начните свои советы со слов: “Помни, что…”.

И в конце нашего урока хочу обратить ваше внимание на такие слова Станислава Коваля “Уравнение это золотой ключ, открывающий все математические сезамы”.

Слайд 28

Спасибо за урок!

 

 

 

 

Решение тригонометрических уравнений

Решение тригонометрических уравнений

Решение тригонометрических уравнений

Решение тригонометрических уравнений

Решение тригонометрических уравнений

Решение тригонометрических уравнений

Решение тригонометрических уравнений

Решение тригонометрических уравнений

Решение тригонометрических уравнений

Решение тригонометрических уравнений

Решение тригонометрических уравнений

Решение тригонометрических уравнений

Решение тригонометрических уравнений

Решение тригонометрических уравнений

Решение тригонометрических уравнений

Решение тригонометрических уравнений

Решение тригонометрических уравнений

Решение тригонометрических уравнений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2019