Решение задач реального мира и инноваций. Выступление.
Оценка 5

Решение задач реального мира и инноваций. Выступление.

Оценка 5
docx
30.05.2023
Решение задач реального мира и инноваций. Выступление.
Текст выступления на педагогическом совете.
Решение задач реального мира и инноваций.docx

1. Решение задач реального мира и инновации. Проектное обучение.

 

Сегодня мы поговорим о решении задач реального мира и инновациях. Изучим эти понятия и поймем, как же они связаны с учебной и внеурочной проектной деятельностью.

 

Каждый день современный мир ставит перед нами новую задачу. Мы ищем лекарства от различных вирусов и рака, боремся с глобальным изменением климата — и просто стараемся обеспечить планету достаточным количеством воды, пищи и энергии. Решения этих комплексных проблем не найти в учебниках или тестах на проверку знаний. Обществу нужны люди с нестандартным, творческим мышлением, которые умеют находить ответы, работая в многопрофильной команде.  Работодатели активно ищут людей, способных генерировать и проверять на практике творческие решения комплексных проблем. К важнейшим качествам новых сотрудников они относят умение работать в команде, решать практические задачи и мыслить новаторски. 

 

 

Поэтому сейчас одна из ключевых ролей образования — подготовка к решению практических, реальных задач. Педагогам необходимо планировать учебные проекты, направленные на развитие у студентов навыков решения задач реального мира и разработки инноваций. Главная цель педагога — создать сценарий обучения на основе реально существующей задачи, который требует от обучающихся представить новаторские решения, проекты или идеи перед аудиторией за пределами техникума.   

 

Например, студенты могут рассмотреть реальную проблему, существующую в их местности. В моем случае такая проблема появилась при изучении новой (и для меня в том числе) дисциплины «Родная литература». Проблема оказалась в том, что мы не можем посмотреть литературные памятники нашего города из-за его протяжённости (о проблеме сказали сами студенты). Опираясь на успешный опыт, я предложила студентам самим создать карту литературных памятников Новосибирска. Идея была воспринята с энтузиазмом. Они находили эти памятники, делали панорамные снимки с использованием своих смартфонов (да, пусть качество не всегда самое лучшее, но тем не менее). После чего искали материал по этим памятникам: как они появились, кому посвящены, кто их создавал. После чего данные снимки помещаются уже непосредственно на карту, добавляется их описание. Данный проект может обновляться ежегодно новыми студентами, использоваться на протяжении всего курса дисциплины и также может быть представлен широкой публике.

 

В этом сценарии перед обучающимися поставлена реальная, еще не решенная задача. Они видят конкретный контекст, и им нужно использовать фактические данные. В поисках решения обучающиеся генерируют, адаптируют, оценивают и применяют идеи. Но важнее всего то, что они работают для конкретной существующей аудитории.

Так они учатся нести настоящую ответственность за свои действия — как в реальном мире, так и за пределами техникума. Результатом учебного проекта может быть бизнес-план, набор проектных требований, презентация для городских властей, короткометражный фильм — в любом случае его будут оценивать заинтересованные лица вне учебного контекста.  

 

Наконец, студенты получили возможность разработать инновации. В этом контексте инновации означают практическое применение идей или решений обучающихся в реальном мире или обращение к кому-то, кто может реализовать эти идеи за пределами техникума. 

 Как вы считаете, какие навыки нужны для решения задач реального мира и разработки инноваций? Подумайте, какие навыки необходимо применять для этого. Теперь подумайте о своих уроках. Есть ли у ваших студентов возможность использовать эти навыки? Можете ли вы предложить им задания, развивающие эти навыки?

Рассмотрим основные элементы критерия «решение задач реального мира и инноваций»:

Решение задач предполагает чёткую постановку проблемы перед обучающимся, которая имеет свои признаки:

v Обучающиеся находят решение новой для себя задачи

v Выполняют задание без инструкции

v Создают комплексный продукт, соответствующий ряду требований.

В учебном заведении, развивающем навыки решения задач, педагог не представляет всю информацию для поиска ответа и не предписывает процедуру работы.

 В процессе работы обучающиеся частично или полностью выполняют:

v Всесторонний анализ задачи и поиск подхода к её решению

v Генерирование идей и вариантов решения

v Создание собственной методики решения или сравнения нескольких вариантов возможных действий

v Разработка целостного решения, проверка и корректировка решения в соответствии с требованиями.

Учебный проект должен быть сосредоточен именно на решении задачи. То есть обучающиеся должны посвятить этому основную часть времени и усилий, и именно решение задачи должен оценивать педагог.

Рассмотрим ситуации и определим имеют ли в них место решения задач:

1. Обучающиеся читают рассказ и отвечают на вопросы о прочитанном(нет)

2. решают ли обучающиеся конкретную задачу, если изучаю карту остановок и пешеходных переходов, чтобы оценить безопасность пешеходов? (нет)

3. А если они изучают карту автобусных маршрутов, чтобы спроектировать туристический маршрут в вымышленном городе? (нет)

4. Если рассчитывают в Excel определённые показатели? (нет)

5. Если они определяют подходящие ситуации для применения показателей, рассчитанных в Excel(да)

Мы говорим о задачах реального мира, но что это такое? Такие задачи отражают жизненные ситуации и потребности, существующие за пределами учебного контекста.

Ряд общих признаков:

1. Отражают проблемы реальных людей

2. Решения предназначены для конкретной существующей аудитории, а не оценивающего педагога (например, составить меню и приготовить по нему блюда для корпоратива)

3. Для решения нужны фактические данные (данные, полученные из реальных источников, а не от педагога или учебника).

Относятся ли к решению задач реального мира следующие работы?

v Переписывают пьесу с новой схемой рифмовки и адаптируют пьесу для подростков (да)

v Изучают карту города, чтобы предложить схему туристического маршрута (да)

v Изучают какие растения поглощают углекислый газ из воздуха (нет)

v Изучают как повысить качество воздуха в аудитории с помощью зелёных растений (да)

v Определяют ситуации для применения рассчитанных в Excel показателей (да).

!!! В учебном проекте обучающиеся определяют, когда можно использовать показатели, рассчитанные в Excel.

 Т.е. проект подразумевает наличие проблемы, разработку путей её решения и, собственно, само решение.

Как же сделать так, чтобы проект стал ещё и инновационным?

2. Инновации означают практическое применение идей и решений обучающихся в реальном мире.

Например, инновацией является подготовка и разбивка огорода на территории техникума. Сам по себе проект огорода не будет инновацией. Если обучающиеся не обладают полномочиями для реализации своих идей, инновациями они будут только тогда, когда передадут свои идеи тем, кто такими полномочиями обладает. Н-р, если обучающийся представляет свой проект огорода на территории техникума директору техникума, способному его реализовать, то это будет инновация. Но если проект будет представлен только педагогу и одногруппникам, то инновации здесь не будет.

Кроме того, плодами инноваций должны пользоваться другие люди. Нужно не только выполнить учебное задание, но и принести пользу реальным людям.

Как вы считаете, что из следующих примеров является инновацией?

v Обучающиеся адаптируют пьесу, но не ставят её (нет)

v Обучающиеся адаптируют пьесу и ставят её (да)

v Обучающиеся изучают несколько веб-сайтов или онлайн-игр и делают в PPT презентацию для детей и родителей о безопасном поведении в интернете. Презентации оценивает только учитель. (нет)

v А если презентации представляют на родительском собрании? (да)

v Обучающиеся анализируют информацию о хоккейной команде «Беркут» и в Microsoft Excel строят диаграмму результативности команды и отдельных игроков. Давайте подумаем, как изменить данный учебный проект так, что это было инновацией? (Представить полученную информацию капитану команды, тренеру, директору).

 

 

 

3. Инновационная рубрика для решения реальных проблем. Дерево решений.

Признаки и алгоритм определения уровня для критерия «решение задач реального мира и инноваций».

Признаки отражают составные элементы этого критерия. Они помогут вам разрабатывать проекты, направленные на развитие нужных навыков. Список признаков позволяет оценить в какой мере учебное задание требует решать задачи реального мира и внедрять инновации? Успешным с этой точки зрения будет такое задание, для которого у обучающихся нет готового решения или в основе которого лежит реальная ситуация. А в проект самого высокого уровня обучающиеся внедряют свои идеи и проекты за пределами техникума или аудитории.

Алгоритм определения уровня проекта состоит из нескольких вопросов, на которые необходимо последовательно ответить.

 

Является ли решение задачи основным требованием проекта? (Поиск решения задачи, с которой они не сталкивались; выполнить задание, не имея никаких инструкций; создать продукт в соответствии с рядом требований)

Нет – 1 уровень                                           да – 2 уровень

Относится ли эта задача к реальному миру?

Нет – 2 уровень                                            да – 3 уровень

Подразумевает ли проект инновации? (Применение на практике)

Нет – 3 уровень                                             да – 4 уровень

Прежде всего нужно понять имеет ли задача готовое решение и используется ли известная процедура или же бОльшую часть времени и усилий обучающиеся тратят на поиски этого решения.

Не все учебные проекты должны относиться к самому высокому уровню. Разные проекты охватывают разные уровни. Обратите внимание, что это уровень РАЗНЫХ проектов, а не показатель качества.

1 уровень –решение задачи не является основным требованием, задача имеет готовое решение, есть инструкции.

2 уровень – необходимо найти решение задачи, но она не относится к реальному миру, нет инструкции.

3 уровень – необходимо найти решение задачи, решаемая задача относится к реальному миру, но не применяется на практике.

4 уровень - необходимо найти решение задачи, решаемая задача относится к реальному миру и применяется на практике.

На самом деле очень часто мы используем проектную деятельность на занятиях, но не оформляем это должным образом и не афишируем. А ведь такой работе можно и нужно давать дальнейшую жизнь. Например, на научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, педчтениях и т.д.

Сегодня у нас есть результаты такой работы ряда преподавателей. В я январе пришли результаты участия в конференциях из Тюмени, БарАновичей и педчтений в Новосибирске.

4. Практические уроки по решению проблем и инновациям.

Пока коллеги будут делиться опытом проведения учебных проектов, попробуйте определить уровень этого проекта (укажите признаки этого уровня, соответствующие проекту) и запишите признаки, указывающие на решение задач реального мира и инноваций. Не нужно думать, что вы могли бы сделать. Просто найдите признаки, по которым можно присвоить заданию именно этот уровень. ПОМНИТЕ!!! Это не образцы и не шаблоны. Мы не оцениваем эти уроки. Мы ищем признаки решения задач реального мира и инноваций. Помните, мы не ставим оценки, мы определяем уровень задания, направленного на развитие соответствующих навыков.

Примеры опорных уроков.


 

Решение задач реального мира и инновации

Решение задач реального мира и инновации

В этом сценарии перед обучающимися поставлена реальная, еще не решенная задача

В этом сценарии перед обучающимися поставлена реальная, еще не решенная задача

Учебный проект должен быть сосредоточен именно на решении задачи

Учебный проект должен быть сосредоточен именно на решении задачи

В учебном проекте обучающиеся определяют, когда можно использовать показатели, рассчитанные в

В учебном проекте обучающиеся определяют, когда можно использовать показатели, рассчитанные в

Инновационная рубрика для решения реальных проблем

Инновационная рубрика для решения реальных проблем

На самом деле очень часто мы используем проектную деятельность на занятиях, но не оформляем это должным образом и не афишируем

На самом деле очень часто мы используем проектную деятельность на занятиях, но не оформляем это должным образом и не афишируем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2023