Решение задач с элементами финансовой грамотности

  • docx
  • 10.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект.docx

Урок математики 4 класс

Тема: «Решение задач» с элементами функциональной грамотности

 

                                                                              

Технологическая карта урока

Тема урока

Решение задач

 

Место проектной задачи в образовательном процессе

2 четверть, 4 класс

 

 

 

Дидактические цели

1.  Создать условия для группового взаимодействия при решении проектной задачи, развивая таким образом у учеников, умения и навыки самостоятельной и групповой работы.

2.  Отработать умения анализировать материал, обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации.

3.  Развивать рефлексивные и творческие способности учащихся.

Предметные знания и умения, использование элементов функциональной грамотности. (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, коммуникативной)

Предметные

Окружающий мир: работа с маршрутом, история своего края.

Математика: решение  текстовых задач

Русский язык: создание текста по опорным словам.

Элементы функциональной грамотности:

Коммуникативная: умение оценивать действия и ответы сверстников, себя и свои поступки через участие в совместной деятельности.

Естественно-научная: понимать научный текст, изображения, схемы; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию. Включаться в творческую деятельность.

Математическая: принимать и сохранять учебную задачу, перенося навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную. Осваивать способы пошагового итогового контроля результата.

Читательская: умение понимать, использовать текст для  расширения своих знаний и возможностей.

Финансовая: умение принимать финансовые решения, а также достигать финансового благополучия.

Планируемый педагогический результат

Умения работать в группе, создание конечного результата.

 

Критерии оценивания:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При подведении итогов работы оценивается:

1.     Владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом.

2.     Умение действовать согласно инструкции.

3.     Выполнять самооценку своих действий.

Оценивание взаимодействия учащихся при работе в паре  путем фиксирования действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.

 

 

Дети работают в паре, выполняя задания. Результаты выполнения заданий фиксируются в рабочем листе.

 

Организационный момент. Психологический настрой.

Дорогие ребята!

Сегодня наш урок необычный.

 

1.                 Содержание урока:

 

Предлагаемая задача-необычная, нам надо к концу урока создать маршрут-карту «Путешествие из г. Гая в г. Оренбург», но для решения этой задачи вам потребуются знания из других школьных предметов. Кроме того, задача большая по объему, поэтому очень важно правильно распределить работу между собой. Вам предстоит продемонстрировать умение работать вместе при решении общей задачи. Надеемся, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете ее решать.

 

Желаем вам успеха!

 

 

Постановка задачи

Представим, что мы отправляемся в путешествие в г. Оренбург.

- Ну, что, вы готовы? Тогда отправляемся в путешествие. Слайд 1

 

Задание 1. Выбор транспортного средства. (коллективно решаем задачу)  Слайд 2

Рассчитайте, каким транспортом дешевле отправиться в путешествие нашей группе. Расстояние от г. Гая до г. Оренбурга примерно 250 км.

-Мимо каких населенных пунктов проедем?

 

Расход горючего на автомобиле  составляет  10 л на 100 км.  Сколько литров бензина потребуется на эту поездку?  (250:10=25 л бензина)

 

Литр бензина стоит 48р. Сколько надо будет заплатить за бензин? ( 48*25=1200 рублей)

 

На автобусе  билет стоит 850 рублей на одного пассажира.

 

Вывод ? (Вывод:    покупаем билет на автобус)               Заполняем маршрут-карту в РЛ

 

 

Чтобы купить билет на автобус до Оренбурга, надо посчитать в уме.

 

Задание 2. Математический диктант.   Слайд 3

·        Уменьшаемое 700, вычитаемое 250. Чему равна разность?

·        Найди произведение чисел 17 и 4.

·        Уменьши 240 в 4 раза.

·        Вычисли сумму 6 сотен и 3 десятков.

·        3 минуты, сколько это секунд?

·        Из какого числа надо вычесть 360, чтобы получить 40?

·        Число 470 увеличь на 1000.

·        Во сколько раз 800 больше 100?

·        700 лет, сколько это веков?

·        В роще 2300 деревьев. Из них 800 берёз, остальные ели. Сколько елей в роще?

·        Число 2400 уменьши в 10 раз.

·        Увеличь 320 на 140.

·        Какое число в 5 раз меньше, чем 500?

·        Чему равна пятая часть от числа 30?

Проверка билетов.  Слайд 4

 

180

450

8

630

60

150

80

600

240

1500

68

7

300

550

680

100

400

460

6

1470

  Получилась цифра? (5)

 

Задание 3. Погодные условия для поездки.

 

Внимательно посмотрите прогноз погоды на декабрь в Оренбургской области. Выберите наиболее удачные дни   для поездки, чтобы в эти дни не шел снег, была солнечная погода,  а температура воздуха была не ниже -20О С ночью. И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


(Ответ; 7.12   16.12)

 

Выбери верные утверждения об ожидаемой погоде в течение 6 дней. (показать пальцами плюс или минус)

1.     Самая низкая  температура воздуха ночью ожидается в воскресенье 10декабря; (-22) +

2.     Во вторник будет переменчивая облачность; -

3.     В понедельник, 11 декабря, температура воздуха начнет повышаться.  +

   

Физминутка:

 

Задание 4. Закупка продуктов. (Самостоятельно)

Вы сделали первую остановку в Краснощеково. Там вы решили пообедать в кафе.  Посчитайте, какую сумму вы заплатите за 30 человек (вас 29 и я ) .

- Посмотрите на таблицу и скажите, что мы закажем из еды?  

 

1 блюдо

Количество

Всего:

 

 

}?

 

40 руб

30 порций.

Салат овощной

20 руб

30 бл.

?

Картофельное пюре

60 руб

30 бл.

?

Котлета

50 руб

30 бл.

?

Сок

-Сколько стоит салат? Пюре? Котлета? Сок?

- Посчитайте всю сумму. (5100 руб)

- Кто как решал? (Самопроверка,  на доске решение)

1 способ                                          

40+20+60+50=170 р – на одного человека

170*30 =5100 р - всего

 

2 способ

40*30=1200 р – за салат

20*30=600 р – за пюре

60*30=1800р – за котлету

50*30=1500р – за сок

1200+600+1800+1500 – 5100р – всего  Как посчитать удобным способом?

 

 

Задание 5. Знакомый памятник.

Вот мы и доехали до г. Оренбурга. На центральной улице Советской мы увидели памятник, который называется «Первая учительница». Он появился в 2012 году.

 Памятник изображает учительницу, которую окружают дети с рюкзаками за спиной и букетами в руках, поднимающиеся по «лестнице знаний». Позади композиции стоит доска с именами лучших учителей Оренбурга.

10-тонная скульптура отлита из бронзы, а вокруг памятника располагается зеленый сквер с лавочками для отдыха.

10 т – сколько это кг? (10 000 кг)

Высота примерно 3 м.  На сколько выше вас будет эта скульптура? Как узнали?

 

Задание 6. Отдых.

А теперь, я думаю, вам пора выбрать место, где вы проведёте три последующих дня. Для этого надо выбрать базу отдыха, где цены за номера будут приемлемыми для вашего кошелька.

 

Название

Оплата в сутки за двоих

Итого

за 3 суток на двоих

Гостиница «Факел»

2000 рублей

?  руб

Гостиница «Оренбург»

1500 рублей

? руб

 

Что выберем?

 

Вывод: Гостиница «Оренбург»

Сколько мы всего заплатим за отель? (1500*3=4500 р за двоих

                                                                   4500:2=2250 о за одного

                                                                  2250*30= 67500 р. всего)

 

Подсчитаем все наши расходы!

 

 

 

 

 

 

 

 

Маршрут-карта «Путешествие из г. Гая в г. Оренбург»

 

 Для путешествия в г. Оренбург  мы выбрали дни 7 декабря или 16 декабря. В эти дни t0 воздуха составляет не ниже -20 0С мороза.

Определились с транспортом (автобус), стоимость билета 850 рублей. Итого 30 билетов стоят 2550 рублей.

В Краснощеково мы пообедали в кафе на сумму 5100 рублей, 170 р с человека.

В городе Оренбурге сделали остановку у скульптуры «Первая учительница». 

Наконец, определились с отелем. Здесь мы отдохнули трое суток на сумму 67500 рублей, 2250 р с человека.

Итого: можем подсчитать наши расходы

 

Покупка билетов

850 рублей

Обед

170 рублей

Гостиница «Оренбург»

2250 рублей

Итого

3270 рублей