Решение задач с параметром (уравнений,неравенст),методы решения
Подборка заданий для подготовки к ЕГЭ по математике (задания № 18)
Задачи,
взятые из материалов ЕГЭ
прошлых лет
Графический способ решения
задач с параметром,уравнений,неравенств
Нахождение количества корней уравнения в зависимости от параметра а
Метод интервалов
Метод областей при решении задач с параметрамиРешение задач с параметром
Подборка заданий для подготовки к ЕГЭ по математике
18 егэ.pptx
Решение задач с параметром
Решение задач с параметром
подборка заданий для подготовки к ЕГЭ
по математике
Решение задач с параметром
Задачи,
взятые из материалов
ЕГЭ
прошлых лет
Решение задач с параметром
1)
При каких значениях параметра а сумма
и равна 1 хотя бы при одном значении х?
log (cos
x
5)
a
2
a
2
x
a
2
a
a
x
1;2
(cos
t
.1)5
тогда
2
x
)1
2
x
cos
1
a
0,
,(
log (cos
Решение. Рассмотрим сумму данных выражений
log
(cos
log
a
1,
t
Пусть
уравнение примет вид
t
log
a t
4
2 4
t
t
1) .
Построим в прямоугольной
системе координат график
параболы
и прямые у = а, учитывая
ОДЗ: t [1;2].
Сумма данного выражения равна 1, при
пересечения параболы с горизонтальной
прямой . По рисунку «считываем» ответ
Ответ: a [5;12]
,4
t
ty
)(
2
t
4
у
12
5
t
0
1
2
Решение задач с параметром
Найдите все значения параметра а, для которых при
каждом х из промежутка (4;8] значение выражения
2
x
1)log
log
2
2
не равно значению выражения
Решим задачу при условии равенства данных выражений.
у
8x
(2
a
8 1, (3)
2
(3) 3
f
Значит условие исходной задачи выполняется при
1) 3 1,
(2
3
g
a
a
a
;
1
2
2
3
;
Введем новую переменную
тогда уравнение примет вид:
t t
2;3
t
a
1
График левой части – парабола f (t),
график правой части – прямая g(t).
x
2
2 8
log
t
,
2
f
(2) 2
2
8
4, (2)
g
(2
a
1) 2
4,
a
1
0
4
2
t
3
1 2
2 3
;
8
a
2
1
2
Решение задач с параметром
Найдите все значения а, для которых при каждом х из
промежутка (1;1] значения выражения не
равно значению выражения
3 xa
3
6 x
3(2
3
a
x
)
2
2
3
xa
2
x
2
)
(2
3
x
3
a
xa
a
)3
2
26
3
xa
0
3
x
0
6
6
2
a
1)
3
x
2
3
x
6
3(2
2
3
a
1
t
1,
x
3
t
Пусть из условия.
22
ta
)(
t
(2
a
f
)3
t
6
Надо найти все значения a, при каждом из которых уравнение f(t)=0
1
1
не имеет корней.
t
Решение задач с параметром
)(
t
2) Если а=0, то f(t) = – 6t – 6 .
f
22
ta
3(2
ta
)
6
– 6t – 6 =0 => – 6t = 6 => t= –1 (–1;1]
Уравнение f(t)=0 не имеет корней, т.е. а=0 удовлетворяет
2
3
4
5
условию
6
3
0
5 4 3 2 1
задачи
3) Если а≠0, то график
функции y = f(t) – парабола,
ветви которой направлены
вверх.
f (0)=– 6, точка пересечения
с осью ординат лежит
ниже оси абсцисс.
По этому уравнение
f(t)=0, 1
Решение задач с параметром
4) Решим систему
f
f
0)1(
0)1(
2
2
a
a
(2
(2
a
a
06)3
06)3
2
2
a
а
a
2
2
а
0
12
0
(
аa
0)2
2
а
а
12
2
0
a
]2;0[
Ответ: [0;2]
Решение задач с параметром
Найдите все положительные значения параметра а, при
которых каждое решение неравенства
2
принадлежит отрезку [10;3].
Решение.
16
axa
75,3
5
2
x
x
2
32
2(
a
)3
x
2
x
x
a
2
2(5
)3
axa
axa
2
x
15
2
x
x
2
)5
x
75,3(4
ax
10
2
15
2
axa
2
log
log
Прологарифмируем по основанию 2:
2
ax
10(
x
20
log)
2
2
a
ax
01)2
(10
:/0)10
a
a
ax
x
ax
(
ax
20
(
(
2
x
2
т.к a>0 (по условию)
ax
20
x
10
2
2
2
log)2
x
)(2
a
2
log)2
log
x
2
a
)(
x
x
(
2
a
0)10
log
2
Решение задач с параметром
log2
a
КЗП:
1) Если 0
Решение задач с параметром
3
10
2
a
1
3,0
a
1
log
2
Заменим неравенства равносильными им системами
2
a
2
a
3
10
а
a
2
3
1
5
1
log
2
1
log
2
a
a
1
3,0
log
2
a
log
2
a
1
10
3
a
2
1
10
3
a
2
Решение задач с параметром
a
a
1
5
1
2
[a
;
1
5
10
3
2
1
2
]
(
x
a
0
log2
02
2
a
x
log
(
0
x
x
3
1
10
2
2
a
()
(
()
x
2
a
3
1
9
22
1
3
8
2
1
5
0)10
)2;
[
10
0)
log
a
2
]3;10
а
a
2
3
1
5
2
a
2) Если а=1, то
2
10
3
a
1
3) Если a>1
2
a
2
10
log
1
1
5
2
]
;
2 a
Ответ:
[a
не может содержаться целиком в [10; 3]
(
;
)
(
)
Решение задач с параметром
Графический способ решения
задач с параметром
Задачу с параметром можно рассматривать как функцию f (x; a) =0
1. Строим графический образ
Схема
решения:
2. Пересекаем полученный график прямыми
параллельными оси абсцисс
3. «Считываем» нужную информацию
Решение задач с параметром
Найдите все значения параметра а, при которых
уравнение имеет единственное
решение.
х а
3 1
2
х
у
В
2
4
2
0
А
4
х
РЕШЕНИЕ.
Правая часть этого уравнения задает неподвижный
«уголок», левая – «уголок», вершина которого
двигается по оси абсцисс.
Решение задач с параметром
Очевидно, что данное уравнение будет иметь
единственное решение, если вершина движущегося
«уголка» попадет в точку А, или точку В. Имеем,
х хх
310 4, 2,
тогда А(4; 0), В(2; 0) и координаты этих точек
у ха
удовлетворяют уравнению 2 .
у
8
а
4
а
0
0
а
а
8
4
.
А
В 2
4
Ответ: 8, 4а а
2
0
х
Решение задач с параметром
С5
Найдите все значения а, при каждом из которых
решения неравенства образуют на
x
числовой прямой отрезок длины 1.
x a
2
1
3
Решение.
Изобразим графики левой и правой частей неравенства
2
3
1
у
x
a
x
Неподвижный
«прямой угол» с
вершиной в точке (3;
1), лучи которого
направлены вверх.
.3
0
1
.
х
И сжатый в два раза «прямой угол», лучи которого направлены
вверх и двигающийся вдоль оси абсцисс в зависимости от
параметра а.
Решение задач с параметром
С5
Найдите все значения а, при каждом из которых
решения неравенства образуют на
x
числовой прямой отрезок длины 1.
x a
2
1
3
Решение.
x
a
1
3
2
x
Заметим, что
неравенство не имеет
решения при 4<х<2.
у
Решения образуют
отрезок длиной 1, если
расстояние между
абсциссами точек
пересечения графиков
равно 1.
A
B
.3
0
1
.
C
D
х
IABI=1,и аналогично
ICDI=1.
Решение задач с параметром
С5
Найдите все значения а, при каждом из которых
решения неравенства образуют на
x
числовой прямой отрезок длины 1.
x a
2
1
3
Решение.
Раскрывая знак модуля на каждом интервале, получим:
х
2
4
x a
2
x a
х
2
4
2
x
x
у
2
2
х
х а
4
x aх
4
4
4
x a
a
3
x
По условию IАВI = 1, значит:
4
3
4) 1,
a
a
a
(
.
19
2
Ответ:
0
1
A
B
.
По условию ICDI = 1,
значит:
2
1,
C
2
a
a
D
х
5
2
.
.3
3
a
19
2
и
5
2
Решение задач с параметром
2
х
2
х
(
а
Найти количество корней
уравнения в зависимости от
параметра а
Данное уравнение равносильно совокупности следующих
двух уравнений:
2
х
x
1
)(
а
а
1
2
x
.
11
a
a
Количество
решений
данного уравнения
это
число
пересечения
графика данного уравнения с
горизонтальной прямой . По
рисунку «считываем» ответ
точек
а
0а
х
0)1
1
х
0
1
a
если
если
если
а
0
аи
a
,1
то
,1
1
0
a
и
,1
три
0
два
то
корня
,1
a
корня
то
четыре
корня
Решение задач с параметром
ОБОБЩЕННЫЙ МЕТОД ОБЛАСТЕЙ
(«переход» метода интервалов с прямой на плоскость)
Неравенства с
одной переменной
Неравенства с
двумя переменной
Метод интервалов:
Метод областей:
1.ОДЗ
2. Корни
3. Ось
4. Знаки на интервалах
5. Ответ.
1. ОДЗ
2. Граничные линии
3. Координатная плоскость
4. Знаки в областях
5.Ответ по рисунку.
Решение задач с параметром
На координатной плоскости изобразите множество точек ,
координаты которых удовлетворяют неравенству
ху
1
0
х
у
у
Решение. На координатной плоскости нарисуем линии,
определяемые равенствами
у – х = 0 и х у 1= 0
которые разбивают плоскость
на несколько областей.
При х = 1, у = 0 левая часть
неравенства равна 1.
Следовательно,
в
области,
содержащей точку (1; 0), она
имеет знак минус, а в остальных
областях её знаки чередуются.
Ответ: заштрихованные области на рисунке.
1
0 1
1
1
х
Решение задач с параметром
На координатной плоскости
изобразите множество точек,
х
удовлетворяющих неравенству
х
2
2
у
у
2
2
1
0
2
2
х
1
01
у
у
2
у
0
Найдем
ОДЗ
:
х
2
2
2
х
у
Граничные линии:
Строим граничные
линии.
Они разбивают
плоскость на восемь
областей, определяя
знаки подстановкой в
отдельных точках,
получаем решение.
Ответ: заштрихованные
области на рисунке.
хих
у
1
0
1
1
+
2
+
+
2
1
у
1
х
+
Решение задач с параметром
МЕТОД ОБЛАСТЕЙ ПРИ РЕШЕНИИ
ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРАМИ
Графический прием
Ключ решения:
Свойства функций
Параметр – «равноправная» переменная отведем ему координатную
ось т.е. задачу с параметром будем рассматривать как функцию f (x ;
a) >0
Общие признаки задач подходящих
под рассматриваемый метод
В задаче дан один
параметр а и одна
переменная х
Они образуют некоторые
аналитические выражения
F (x;a), G (x;a)
Графики уравнений
F(x;a)=0,G(x;a)=0
строятся несложно
1.Строим графический образ
Схема
решения:
2.Пересекаем полученный график прямыми
перпендикулярными параметрической оси
3.«Считываем» нужную информацию
Решение задач с параметром
Найти все значения параметра р, при каждом из которых
множество решений неравенства
не
одного
неравенства
2
решения
содержит
0
х
2 1
ни
p x
p x
2
Применим обобщенный метод областей.
Построим граничные линии
2 и
р
2
р
х
х
Определим знаки в полученных областях,
и получим решение данного неравенства.
.
Осталось из полученного множества
исключить решения неравенства
х
2 1
По рисунку легко считываем ответ
р
0,
3
р
Ответ:
р
0,
р
3
р
3
2
1
р = 3
р = 0
1
0
1
2
х
Решение задач с параметром
Сколько решений имеет система
в зависимости от параметра а?
y
2
х
2
х
у
у
,
а
2 1
2
1
a
a
0
1
a
x
2
2
a
1
2
2
1a
решений нет при
4 решения при а = 1
Графиком первого
уравнения является
a
8 решений при 1
2
семейство квадратов с
а
вершинами в точках
2
4 решения при
а
а
;0 , 0;
;0 , 0;
a
2
решений нет при
2
Графиком второго
Ответ: решений нет, если
уравнения является
a
2
a
1 или
неподвижная окружность с
4 решения, если
центром в начале
1 или
а
2
а
координат и радиусом 1
8 решений, если
а
,
а
2
1
a
2
Решение задач с параметром
у
2
0
х
1
4
2
а
каких
4
х
2
2
х
у
При
положительных
значениях параметра а, система
уравнений имеет ровно четыре
решения?
4 2
у
х
Запишем
систему в виде:
2 2
2
а
( 2)
у а
.
х
2 2
решений нет при
Построим графики обоих уравнений.
Шаги построения первого уравнения:
4 решения при
у
Строим уголок затем
и симметрично
у
2
отображаем
оси
8 решений при 2 2
абсцисс.
задает
Второе
семейство окружностей с центром
4
4 решения при
(2;0) и радиусом а.
Итак:
при решений нет; при и система имеет 4 решения;
система имеет 8 решений при
относительно
a
а
2 2
х
2 ,
4
2 2
a
уравнение
а
2 2
а
2 2
а
4
х
а
4
2
0
2
у
2
4.
х
4.
Ответ:
а
2 2 и
а
4
Решение задач с параметром
Литература
Задачи для решения из книг:
1. Внеурочная работа по математике в контексте реализации
инновационных технологий. Дидактические материалы для
организации деятельности обучаемых: учеб. пособие∕авт.сост.:
А.Т. Лялькина, Е.В. Чудаева и др. – Саранск, 2007
2. П.И. Горнштейн, В. Б. Полонский, М.С. Якир. Задачи с
параметрами. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2003.
3. Б.М.Ивлев, А.М.Абрамов, Ю.П.Дудницен, С.И.Шварцбурд. Задачи
повышенной трудности по алгебре и началам анализа: Учеб.
Пособие для 1011 кл.сред.шк. М.: Просвещение, 1990.
4. Экзаменационные материалы для подготовки к единому
государственному экзамену. Математика. ЕГЭ – 2006.
Составитель: Клово А.Г. – 2005.
Решение задач с параметром
Спасибо за
внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.