Цели: 1. Закреплять умения складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.
2. Закреплять понятие дроби.
3. Продолжать работу по усвоению алгоритма поиска части от числа и числа по его части.
4. Продолжать учиться решать уравнения, закреплять навыки счёта.
5. Решать текстовые задачи ранее изученных видов.
6. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Урок 19 (§ 1.18)
Тема: Решение задач (закрепление изученного материала)
Математика, 4й класс
1. Закреплять умения складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.
2. Закреплять понятие дроби.
3. Продолжать работу по усвоению алгоритма поиска части от числа и числа по его части.
4. Продолжать учиться решать уравнения, закреплять навыки счёта.
5. Решать текстовые задачи ранее изученных видов.
6. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Цели:
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
I. Актуализация
знаний.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа.
У доски или по карточкам работают 3–6 учащихся.
Возможна работа по материалам пособия «Дидактический
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1. ориентироваться в своей
системе знаний:
самостоятельно предполагать,
какая информация нужна для
© ООО «Баласс», 2014 1II.
Формулирование
темы и целей
урока.
III. Закрепление
изученного
материала.
материал к учебнику “Математика”, 4й класс»:
с. 102–103, № 4, 13, 14.
3
– Откройте учебники и окиньте взглядом задания разворота с. 40–41.
– Чем сегодня мы будем заниматься?
– Сформулируйте тему урока.
Планируем свою работу:
1) будем работать более самостоятельно;
2) выполнив каждое задание, будем объяснять, как нашли решение;
3) проверим, насколько хорошо у нас получилось выполнять
задания;
4) наметим, если понадобится, работу по исправлению ошибок.
4 5 4 5
Индивидуальная самостоятельная работа на доске и в тетрадях.
1. Задание № 1, с. 40.
2. Задание № 2, с. 40.
3. Задание № 3, с. 40.
Проверка решения у доски по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Какова цель задания?
– Удалось ли правильно решить поставленную задачу?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
– Какого уровня сложности было задание?
– Оцените свою работу.
– Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
решения учебной задачи в
один шаг;
2. отбирать необходимые для
решения учебной задачи
источники информации среди
предложенных учителем
словарей, энциклопедий,
справочников;
3. добывать новые знания:
извлекать информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица,
схема, иллюстрация и др.);
4. перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и
группировать математические
факты и объекты;
5. делать выводы на основе
обобщения умозаключений;
6. преобразовывать
информацию из одной формы
в другую;
7. переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД
Развиваем умения:
1. самостоятельно
формулировать цели урока
© ООО «Баласс», 2014 2с такой самооценкой?
Решение задач № 4, с. 40–41.
Фронтальная работа.
4. Задача № 4а, с. 40.
Последовательность работы:
– чтение текста задачи;
– обсуждение вспомогательной модели и плана решения задачи;
– решение и представление решения задачи.
(Решение: 1. 2/12 + 3/12=5/12 – общая часть времени;
2. 24:12∙5=10 (ч)– на осмотр города и сбор экспонатов;
3. 24–10=14 (ч) – осталось;
4. 14:7=2 (ч)
Ответ: 2 часа путешествовали на катере по Волге.)
– Какие правила вы применяли при выполнении действий с дробями?
5. Задача № 4б, с. 40.
– Прочитайте задачу.
– Рассмотрите представленную схему.
– Объясните, что обозначает каждое данное.
– Как можно обозначить всю сумму денег, которая была у Ольги? (1)
– Можно ли теперь найти, какая часть этих денег осталась у Ольги?
– Составьте план решения задачи.
(Решение: 1. 1 – 2/5 = 3/5– часть оставшихся денег;
2. 336 : 3 ∙ 5= 560 (р.)– было.)
6. Задача № 4в, с. 41.
– Прочитайте задачу.
– Рассмотрите представленную схему.
после предварительного
обсуждения совместно с
классом;
2. совместно с учителем
обнаруживать и
формулировать учебную
проблему;
3. составлять план решения
отдельной учебной задачи;
4. работая по плану, сверять
свои действия с целью и при
необходимости исправлять
ошибки с помощью класса;
5. в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии
оценки и определять степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя
из имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1. доносить свою позицию до
других: оформлять свои
мысли в устной и письменной
© ООО «Баласс», 2014 3IV. Выбираем
задания и
тренируемся.
– Объясните, что обозначает каждое данное.
– Составьте план решения задачи.
(Решение: 1. 1 – 3/5 = 2/5 – часть оставшейся сдачи;
2. 20 : 2 ∙ 5= 50 (р.) – осталось;
3. 336 – 50 = 286 (р.) – стоил билет на катер.)
Оценка и самооценка деятельности (при необходимости).
7. Оценивание основных результатов работы на уроке.
Цель работы – проговорить:
– чему учились;
– что повторяли;
– необходимость дальнейшей работы.
6 2 4
П
Фронтальная работа.
1. Задание № 6, с. 41.
– Прочитайте задание.
– Предложите свои способы выполнения.
– Давайте составим таблицу возможностей, расставив знаки «+» или
«–»: в соответствии с условием – с буквой «у» в скобках, после
первого логического шага – с единицей в скобках, после второго – с
двойкой в скобках и т.д.:
речи (выражение решения
учебной задачи в
общепринятых формах) с
учётом своих учебных речевых
ситуаций;
2. доносить свою позицию до
других: высказывать свою
точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя
аргументы;
3. слушать других, пытаться
принимать другую точку
зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения;
5. договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе, сотрудничать в
совместном решении
проблемы (задачи).
Личностные результаты
1. придерживаться этических
норм общения и
сотрудничества при
совместной работе над
учебной задачей;
2. в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
© ООО «Баласс», 2014 4Ответ: на деревянной медали изображён герб Костромы.
2. Задание № 8, с. 41.
(Вспоминаем, что за три взвешивания можно найти фальшивую
монету, если их начальное количество – любое число от 10 до 27.
Таким образом, наименьшее количество взвешиваний для 27 монет
составляет 3. Для этого нужно разложить монеты на три кучки,
из которых две одинаковые, причём в любой из кучек должно быть
9 монет или меньше. Для 27 монет это разложение можно
выполнить единственным образом: 9 + 9 + 9. После этого
применяется стандартный алгоритм. Положим по одной кучке на
каждую чашку весов и одну кучку оставим на столе. После первого
взвешивания станет ясно, в какой кучке из 9 монет находится
фальшивая. Следующие два взвешивания позволят дать ответ.)
– Что нового сегодня узнали?
– Чему ещё учились? (Учились ставить цели работы, планировать свою
работу, работать в соответствии с заданным планом, оценивать
результат своей работы.)
– Всё ли получалось?
– Над чем ещё надо поработать?
V. Итог урока.
VI. Возможное
домашнее задание.
Инвариант: задание № 5, с. 41.
Вариант: № 7, с. 41.
Необходимость домашнего задания и его содержание
обсуждаются учителем и детьми.
© ООО «Баласс», 2014 5