Дата: 27.12.2014г.
Преподаватель: Кабаков – Соколов Юрий Александрович
Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение
новых образовательных стандартов.
Хочу напомнить, что Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.
А образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.
Модернизация образовательного процесса, урока в современной школе - это объективная тенденция, которая все более активно проявляет себя в школьной практике.
РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОСВОЕНИЕ
НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ.
Дата: 27.12.2014г.
Преподаватель: Кабаков – Соколов Юрий Александрович
Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение
новых образовательных стандартов.
Хочу напомнить, что Ресурс — количественная мера возможности выполнения какойлибо
деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить
желаемый результат.
А образовательные ресурсы это материальные, духовные, временные и другие средства
развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.
Модернизация образовательного процесса, урока в современной школе это объективная
тенденция, которая все более активно проявляет себя в школьной практике.
Урок – основная форма организации учебно – воспитательного процесса, и качество обучения –
это, прежде всего, качество урока. Можно ли назвать современным урок, если не привлечены
такие ресурсы урока, как: наглядные и технические средства обучения? Конечно, нет. С ними
урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное
воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к
предмету, обеспечивают прочность знаний.
Без хорошо продуманных методов и форм обучения трудно организовывать программное
усвоение материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения,
которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск: помогают научить учащихся
активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысли и развивают интерес к
предмету.Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию учащихся на учебно
познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции:
выращивание и развитие универсальных способностей и компетенций человека, усвоение
предметного содержания, освоение нравственного поведения в пространстве.
Учебнометодические и информационные ресурсы – существенный и неотъемлемый
компонент инфраструктуры школьного образования, инструментального сопровождения
образования, в целом обеспечивающий результативность современного процесса обучения и
воспитания, эффективность деятельности учителя и ученика средствами информационно
коммуникационного сопровождения.
Содержательная модель информационнометодических ресурсов обеспечения включает
подробный перечень компонентов данного ресурса с выделением книгопечатной продукции,
печатных, демонстрационных, экраннозвуковых пособий и цифровых образовательных ресурсов.
Информационный вызов предполагает развитие знаний и умений школьников об использовании
компьютерных технологий, культуры работы с информацией. Современные ученики
предпочитают восприятие информации в динамике, особенно с помощью интенсивного
визуального ряда, а не текста. Ориентация сегодня делается на мультимедийное образование. В
широком смысле слова термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий,
использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного
воздействия на пользователя. Грамотное использование этих средств развивает
образовательные ресурсы современного урока и оптимизирует учебный процесс.
В области использования ИКТ в процессе обучения выделяют три основных подхода: 1)комплексное их использование на различных этапах урока;
2) частичное использование готовых электронных образовательных комплексов в учебном
процессе;
3) использование инструментальных и прикладных программных средств для разработки
авторских приложений.
Хочу остановиться на третьем подходе. Сегодня наиболее распространенными из прикладных
программных средств являются презентации. Использование презентаций, включающих
одновременно графическую, звуковую, фото и видео информацию обладают большим
эмоциональномотивационным зарядом, усиливают обучающий эффект за счет увеличения
плотности урока и объёма предъявляемой информации. Мультимедийные технологии открывают
новые возможности управления учебным процессом, улучшают эстетику урока, дают
возможность тиражирования учебного материала.
Средства ИКТ, применяемые в образовании
В современных системах образования широкое распространение получили универсальные
офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы,
программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры,
графические пакеты и т.п.
С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебнометодической
и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование
научноисследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров,
лекций) в реальном режиме времени.
Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого
материала, являются образовательные электронные издания.
Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии
позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к
индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки
полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания
позволяют подавать материал в динамичной графической форме.
Классификация средств ИКТ по области методического назначения:
ЦОР это учебные (образовательные) материалы, представленные в цифровой форме...
Цифровой образовательный ресурс позволяет расширить круг учащихся, исключая личностный
фактор. Такой вид обучения позволяет улучшить качество обучения, способствует развитию
познавательного интереса в неограниченном количестве, позволяет реализовать учебный
процесс с элементами эвристики.
Виды ЦОР
Электронные учебники и учебные пособия
Электронные издания контроля ЗУН
прототипы традиционных учебников; оригинальные электронные учебники;
репетиторы;
тренажёры;
обучающие;
обучающеконтролирующие;
игровые;
интерактивные;
предметные коллекции;
справочники, словари;
практические и лабораторные задания
предметные миры;
программнометодические комплексы;
предметные учебно – методические комплексы;
инновационные УМК
тесты; и тестовые задания;
методические рекомендации по тестированию и контролю знаний;
инструментальные средства
Использование ЦОР в сфере образования позволяет педагогам качественно изменить
содержание, методы и организационные формы обучения. Совершенствуются инструменты
педагогической деятельности, повышаются качество и эффективность обучения. ЦОР имеют
массу достоинств по сравнению с традиционными средствами обучения:
Целью цифровых образовательных ресурсов является усиление интеллектуальных
возможностей учащихся в информационном обществе, а также повышение качества обучения на
всех ступенях образовательной системы.
Можно выделить следующие основные педагогические цели использования ЦОР:
интенсификация всех уровней учебновоспитательного процесса за счет применения средств
современных информационных технологий;
развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях
информационного общества
И еще одним видом образовательных ресурсов является ЭОРы.
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, длявоспроизведения которых используются электронные устройства.
Что нового дают ЭОР учащемуся?
Прежде всего – возможность действительно научиться.
Пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и
эффективнее работать.
ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и
научить их разумному и эффективному использованию учащихся. Так, согласно Федеральному
государственному образовательному стандарту общего образования выпускник школы
должен:
• активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и
познавательных задач;
• вводить текст с помощью клавиатуры;
• фиксировать в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;
• готовить свое выступление и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением;
• уметь использовать различные способы поиска в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Согласно ФГОС важным условием реализации основной образовательной программы является
требование наличия информационной образовательной среды (ИС).
Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более
полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного
эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее
задание становится полноценным, трёхмерным.
С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать
текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в
интерактивном режиме.
Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной
учебной работы учащихся..
Что дают ЭОР учителю? Учитель может:
конспекты не писать;
сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеет фронтальный опрос, и нет
проблемы объективности оценок – с компьютером не поспоришь;
решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны**, либо участвуют в
общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;
вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии – это «круто» и
престижно.Итогом введения новых стандартов, новых требований к современному уроку, использование
образовательных ресурсов на уроке способствует новому портрету выпускников начальной и
основной школы:
познающий себя как личность, ищущий свою систему ценностей, жизненные цели,
утверждающий себя как взрослый
умеющий учиться
принимающий ценности межличностных отношений и «Кодекс товарищества» (право свободного
выбора, справедливости, уважения, взаимопомощи, личного достоинства)
умеющий дружить, осознанно выбирающий круг общения, направленный на освоение гендерной
роли
умеющий конструктивно разрешать конфликтные ситуации, работать в команде и быть лидером
инициативный, готовый нести ответственность перед самим собой, другими людьми за
результаты и последствия своих действий
осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни, поддерживающий
сохранность окружающей среды.