Ресурсы краеведения в формировании ЗОЖ средствами физической культуры: народные игры на уроках и во внеурочной деятельности школьников

Ресурсы краеведения в формировании ЗОЖ средствами физической культуры: народные игры на уроках и во внеурочной деятельности школьников

docx
03.12.2019
Документ Microsoft Office WordВятка--окончание.docx

Тема:

«Ресурсы краеведения в формировании ЗОЖ средствами физической культуры: народные игры на уроках и во внеурочной деятельности школьников

Содержание.

1.Немного истории.

2.Изучение игр на уроках в начальной школе.

3.Применение игр в спортивно- оздоровительной деятельности.

4.Сценарий спортивного праздника «Играют все!» для учеников начальной школы.

Цель:

Знакомство учащихся с играми народов России, развитие интереса к культурным традициям и обычаям людей различных национальностей, проживающих в нашей местности.

Игра- это ведь не только развлечение и весёлое времяпрепровождение. Все народы мира во все времена изобретали именно такие виды игр, чтобы с самых малых лет человек активно совершенствовался, обретал навыки, здоровье, ловкость, смекалку. Многие детские игры, имевшие место в древней Руси, дошедшие до нашего времени, являются неким упрощённым вариантом культовых обрядов древности. Это можно объяснить тем, что дети копировали действия взрослых, перенося увиденное в свои забавы. Результат игры- это радость и эмоциональный подъём. Именно благодаря этому замечательному свойству, подвижные игры больше, чем другие формы физической культуры адекватны потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему гармоничному развитию детей, развитию координации движений, ловкости и меткости и посей день.

Народные игры- это игры, бытующие у того или иного народа в течение столетий и ставшие составной частью их национальной культуры.

На Руси на протяжении многих веков использовали в народной педагогике как эффективное средство физического совершенствования. Наши предки для военной подготовки молодёжи применяли игры, включающие в себя прыжки, кулачные бои, плавание, верховую езду. Массовые игры на праздниках («Горелки», «Бабки», «Городки», «Лапта», «Кулачные бои» и др.) стали в последствии неотъемлемой частью русской национальной культуры. Тела наших предков по отзывам историков от рождения были закалены холодом. «Они спокойно переносили суровость климата и нисколько не страшились выходить с открытою головой под снег и дождь, ровно как и на зной. Дети трёх- четырёх лет от роду, зачастую, в жесточайшие даже морозы, ходили босые, еле прикрытые полотняною одеждою и играли на дворе, бегая взапуски. Последствием этого являлись знаменитые, закалённые тела, хорошо и крепко сложенные, из которых иные, совершенно безоружные, иногда вступали в борьбу с медведями и , схватив за уши, держали их, пока те не выбивались их сил, тогда им, лежащим у ног, надевали намордники.»

Издавна, с приближением весны в России начинался ряд обрядовых праздников, которые изгоняли, хоронили Зиму- олицетворение холода и смерти, и встречали Весну, несущую свет, тепло, пробуждение природы. На празднике устраивали игровые поляны(здесь азартно шли соревнования в метании снежков в цель на «стрелецкой» поляне, импровизированный «медведь» боролся с любым желающим на «богатырской» поляне, здесь же шли соревнования по гиревому виду спорта) работали аттракционы(«ледяное колесо» и качели), «хороводная» поляна(здесь проводились массовые музыкальные подвижные игры: «Герьем», «Рыбу сачить», «Столба дарить»). Заканчивалась «Масленица» штурмом снежной крепости. Вначале сражались всадники – стражи «Весны» и «Зимы»(один из пары изображал коня, а другой- всадника.) Поединок заканчивался с падением одного из всадников, затем было ещё одно задание- сбить снежком голову драконов- идолов, стоящих по углам крепости. Наконец, объявляется штурм крепости с водружением зелёного флага «Весны». Наконец, проводы «Зимы» заканчивались сжиганием её соломенного чучела на костре и игрой в «Горелки». На этих праздниках играли все «от мала до велика», передавая «секреты» игры от поколения к поколению.

По ФГОС Образовательной системы «Школа 2100» для четырёхлетней начальной школы, тематическим планированием и разными вариантами организации третьего часа по физической культуре, по выбору учителя в каждом классе используются для изучения народные подвижные игры.

В 1 классе изучаются русские народные игры: «К своим флажкам», «Два мороза», «У медведя во бору», «Городки», «Посикутки».

Во 2 классе изучаются русские народные игры: «Ловишки», «Терем», «Забрасывание шишек».

В 3 классе изучаются русские народные игры: «Сало», «Салки с домом», «Салки- давай руку».

В 4 классе изучаются русские народные игры: «Лепки, лапки», «Квас», «Клетки», «Без соли-соль. Без соли с солью».

Поскольку наша область многонациональна, то из той же программы по возможности изучаются: татарские («Перехватчики», «Кто первый?», «Скок- перескок», «Спутанные кони»), удмуртские («Догонялки», «Охота на лося», «Стой»), чувашские («Хищник в море», «Шарманка»), марийские народные игры («Катание мяча», «Биляша»).

Подвижные игры могут быть малой, средней и большой подвижности. Собственно, сюда относятся все дошедшие до нас народные игры. В течение столетий играют в нашей стране в «Разрывные цепи», «Гуси-лебеди», «Золотые ворота», «Чижик», «Салки», «Горелки», «Лапту» и т.д.

Привлекательность подвижных игр- в их состязательном характере, в движении, наполненным каким- либо смыслом. Особенно любят подвижную игру маленькие дети. У мальчиков и девочек младших классов не наблюдается резкой разницы в пристрастиях. Однако, некоторые различия всё же имеются. Девочки больше любят хороводные игры с ритмическими движениями, мальчики имеют некоторое преимущество в играх на скорость, с элементами борьбы, а так же в играх с метанием мяча, палок в цель и на дальность. У ребят- подростков интересы к подвижным играм одинаковы, что можно объяснить особенностями быстро растущего организма.

В подвижных играх у ребят движения естественны, раскованны. Уже потому подвижные игры- источник развития.

Подвижные игры многоплановы. Одни дают большую нагрузку ногам, например, такие игры, как «Классики», игры со скакалкой. Другие, упражняют и развивают мышцы рук- многочисленные игры с мячом, битой, лаптовкой. Третьи- универсальны: «включают в работу» весь организм.

По новым стандартам, внеурочная спортивно- оздоровительная деятельность учащихся основной ступени общего образования тоже может включать в себя народные игры: «Лапту», «Казаки-разбойники», «Взятие снежного городка», «Городки».

Как считает известный детский психолог Д.Б.Эльконин, содержание детских игр развивается от игр, в которых основным является предметная деятельность людей, к играм, отражающим отношения между людьми, и , наконец, к играм, в которых главным выступает подчинение правилам общественного поведения и общественных отношений между людьми.

Во время игр важно наблюдать за самочувствием учащихся. Незначительная усталость. Вызванная участием в игре, и небольшая степень утомления полезны и обязательны: систематически повторяясь, они способствуют постепенной адаптации организма к повышению физической нагрузки и увеличению работоспособности. Но дозировать нагрузку в играх значительно труднее, чем в других видах детской деятельности. Игры, в основе которых лежит активный двигательный компонент, очень эмоциональны и особенно привлекательны для детей. Нужно учитывать, что увлечённые дети, плохо контролируют свои силы и возможности, а поэтому могут играть и бегать до полного изнеможения. Поэтому, следует реагировать на эмоциональное самочувствие учеников и в зависимости от преобладающего у них фона настроения выбирать игру той или иной интенсивности.

Пристального внимания в ходе игр требуют дети, относящиеся к той или иной группе риска. Например, при нарушениях зрения характер и степень их двигательной нагрузки должны быть тщательно дозированы. У учеников с бронхиальной астмой чрезмерное возбуждение, пыльная площадка могут спровоцировать приступ. Детям с плоскостопием не следует увлекаться прыжками со скакалкой, игрой в классики, т.к. прыгая на одной ноге, ребёнок переносит на неё всю тяжесть тела и стопа как бы «расплющивается». Очень внимательно нужно относиться к детям с типологическими особенностями высшей нервной деятельности.

 Возбудимые дети, например, часто характеризуются высоким уровнем физической работоспособности, успешно и хорошо выполняя игровые задания скоростного характера. Однако они хуже справляются с заданиями, требующими выносливости. Такие дети обычно выполняют игровые движения в более быстром, чем требуется, темпе, недостаточно точно воспроизводя их  рисунок, поэтому для тренировки и регуляции их нервных процессов нужно использовать чередование игровых действий разного темпа и добиваться чёткого выполнения правил. Полезно также чаще давать им роли, требующие активного торможения, использовать для тренировки тормозных процессов игры типа «замри», а для тренировки выносливости- игры с бегом, прыжками через скакалку с постепенным увеличением продолжительности и т.д.

Ученики со слабым типом нервной регуляции, наоборот, отличаются сниженной двигательной активностью. Особенно трудны для них действия с высокой скоростью исполнения и на выносливость. Такие дети медленно и с трудом овладевают новыми движениями, должны повторять их по многу раз, а для закрепления навыков нуждаются в дополнительной, индивидуальной работе во время подвижных игр и прогулок. Этих ребят необходимо побуждать к подвижным играм во время самостоятельной деятельности, в организованных подвижных играх поручать им активные роли. Дети данной группы особенно нуждаются во время игры в одобрении, поощрении и в похвале со стороны педагога.

В процессе игр нужно постоянно повышать физические нагрузки. Это возможно сделать двумя способами. Первый- постепенное повышение физической нагрузки в рамках одной игры. Второй- использование разных игр, объединённых доминирующей задачей. Применение того или другого способа зависит от многих факторов. Любая игра переживает «всплески» и «падения» интереса к ней со стороны детей, а при частом и безвариантном использовании теряет своё тренирующее значение, а сформированные под влиянием игр структурно- функциональные изменения в детском организме и сформированные двигательные навыки регрессируют.

Психологический комфорт в игре достигается за счёт выбора соответствующей игровой тональности («мажорности», по определению А.С. Макаренко).

Эмоциональный подъём и особый «настрой» на игру, бесконфликтные отношения со сверстниками у детей появляются, когда взрослый может, чутко реагируя на ситуацию, наиболее адекватно организовать их деятельность и поведение. Есть игры, которые могут быть проведены в зависимости от их содержания и очерёдности выполнения заданий игроками, или со всеми детьми одновременно, или с небольшой группой. Педагогически целесообразными являются оба варианта. Так игры, построенные на очерёдности действий, способствуют воспитанию воли, приучают её участников сдерживать себя.

При организации командных подвижных игр необходимо помнить, что детям интересно играть, когда команды примерно равны по силам. Поэтому, составляя команды, педагог должен достаточно хорошо знать игровые силы участников. Необходимо научить бесконфликтным приёмам составления команд в свободной игровой деятельности, например:

·        расчёт в строю

·        комплектация команд по выбору капитанов

·        создание постоянных команд для игр

Часто требуется водящий; от его личностных и физических качеств в игре нередко зависит игровой азарт и эмоциональный настрой других детей.

 

Заканчивать игру нужно своевременно, поскольку её затягивание может привести к потере интереса. Детей привлекает не только сам процесс игры, но и её результат. Результат в командных подвижных играх- общий, но степень участия, вклад каждого игрока бывает различен. Необходимо неформально проанализировать и оценить вклад в игру каждого ученика, не унижая достоинства ребёнка и стимулируя к продолжению его участия в игре.

Включение в игры музыкального сопровождения, элементов пения, ритмики и танца, речитативов создаёт и корректирует настроение и поведение детей по ходу игры. Входящий во многие игры стихотворный текст задаёт определённый ритм игрового действия; вместе с тем, произнесение слов- хороший отдых после интенсивных движений.

Если планируется проведение сразу нескольких игр, то следует соблюдать так называемую физиологическую кривую: начальные и конечные игры для небольшой психофизической грузки, а середина комплекса- максимальной.

В холодную погоду на открытом воздухе не рекомендуются игры с пением, речитативом, летом, в жару целесообразны игры спокойные, меньшей подвижности, осенью следует подбирать такие игры, которые можно проводить на достаточно ограниченной площадке. Особое внимание следует уделить предупреждению травматизма, особенно во время игр  на открытом воздухе: рельеф местности, спортивную обувь.

 

 

Народная игра, как и любая другая, имеет самые разнообразные функции: обогащает оздоровительные возможности образовательного процесса, решает важную воспитательную задачу приобщения учеников к истории и традициям родного и других народов, вносит свою лепту в воспитание духовности, формирует систему нравственно-этических, общечеловеческих ценностей.

 

Вятская земля- часть Российского государства, хотя и далековато от столиц, но всёже не за морями и горами. Всё полезное от соседей вятчане охотно брали на заметку, как и соседи у них, а у соседей- другие соседи. Так и распространялись игры по земле.

Встречаются в источниках описания игр, отмеченных только у нас, например, «Огарыши» или «Разбегиши», а . оказывается для остальных- это «Горелки».

 

Игры Вятской губернии

Лепки (ляпки, ляпы, квач). Одна самых распространенных беговых игр. Водящий старается поймать кого-либо из игроков или хотя бы дотронуться до него рукой. Если это удается, водящий говорит: «На тебе ляпку (лепок, ляп), отдай другому». Получивший ляпку становится водящим и принимается гоняться за товарищами. Те, увертываясь, поддразнивают водящего: «Не дашь лепок, не вырастешь с вершок» или какой-нибудь подобной прибауткой.

Сало. Чертят на земле большой круг или прямоугольник, - это  сало. Играющие становятся на черте сала и затем начинают перебегать с места на место, увертываясь от водящего. Добежав до черты, игрок объявляет: «Я на сале», - здесь его ловить нельзя. Перебегать за черту сала он не может, если хоть на шажок переступит, не сможет с разгону остановиться на черте - ему водить.

Стоячие столбики. Играющие становятся в круг попарно на расстоянии около метра пара от пары. Один в паре становится впереди, изображая неподвижный столб, а другой - сторона этого столба. К одной из пар встает еще третий игрок. Позади круга ходит водящий, он внимательно следит за третьим, цель которого - перебежать к другой паре, избежав при этом поимки водящего. Сторож в каждой паре, когда к нему подбегает третий игрок, моментально уступает ему место, а сам бежит к следующей паре. Эта игра известна под названием «третий лишний».

Огарыши, разбегиши. Популярнейшая в старину игра, известная на Руси под названием «горелки». Ее часто упоминали, описывали многие русские мастера слова. Игра несложная, но веселая и интересная. Играют где-нибудь на ровном лугу или поляне. Участники разбиваются на пары, обычно мальчик с девочкой. Лучше, если пар будет не менее трех и не больше десяти. Кому пары не досталось, тот становится горельщиком (на Вятке огарышем). Пары берутся за руки и выстраиваются друг за другом на расстоянии шага. Огарыш встает впереди, шага на два-три от первой пары, спиной к ним. Ему строго запрещается оглядываться и смотреть по сторонам. Все хором запевают: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо - птички летят, колокольчики звенят!»

Огарыш смотрит вверх. При последних словах игроки задней пары разъединяют руки и стремглав бегут вперед, справа и слева огибая стоящие пары. Их задача - снова соединиться, взяться за руки, но уже впереди огарыша. А тот пытается поймать одного из бегущих или хотя бы коснуться его рукой. Если ему это удается, он образует с пойманным новую пару, а непойманный становится огарышем. В случае неудачи игра продолжается, с тем же огарышем бежит уже следующая пара. Обычно впереди, метрах в тридцати отмечалась граница игрового поля, за которую нельзя было забегать.

Прорываты. Ребята двумя равными шеренгами выстаиваются друг против друга на расстоянии 10-15 метров и крепко сцепляются руками. Потом из каждой шеренги по очереди выкликают какого-нибудь игрока. Названный бежит к противоположной шеренге и старается корпусом прорвать живую цепь. Если это ему удается, он уводит в свою команду любого на выбор игрока, если нет - сам остается в чужой команде. Игра продолжается до тех пор, пока в какой-нибудь шеренге не остается только один человек.

Другое название игры – «клум-баба». Между командами происходил такой диалог:

«Клум-баба. Что, слуга? Починяем рукава. На чьи бока? На пятом, десятом, на ... Мишке (выкрикивается имя того игрока, который водит) пузатом». И «пузатый» Мишка устремляется к противоположной шеренге.

Волк и детки. Один из игроков изображает волка. Сердитый сгорбленный волк сидит в стороне и молчит. Детки бродят поодаль, делая вид, что собирают ягоды и поют: «Щипаю, щипаю по ягодку, По черную смородинку, Батюшке на вставчик, Матушке на рукавчик, Серому волку - Травки на лопату, Дай бог умыться».

С последними словами детки бросают в волка траву и бегут от него врассыпную, а он ловит их. Если сразу не поймал никого, воз­вращается на прежнее место, если поймал - становится деткой, а пойманный - волком.

Трубочки. Играли большей частью девочки. Двое, встав спинами друг к другу, брались вверху за руки и начинали «виться». Упражнение само по себе сложное, но девочки при этом еще умудрялись напевать: «Вьется ли, вьется ли трубочка, вьется ли вьется серебряная ... ». Игра продолжалась до тех пор, пока кто-либо из вертящихся не упадет, окончательно закрутившись.

Репка. Изображающий репку цеплялся за неподвижный предмет - дерево, столб; остальные, обхватив друг друга, старались «выдернуть репку». Если это удавалось, то все играющие с хохотом валились на землю. Иногда ряд прорывался где-нибудь в середине, получался, как говорили, «лычей», и падали только задние игроки, а устоявшие на ногах считались победителями.

Кошки-мышки. Популярная во всей Европе игра.  Играющие становятся в круг, взявшись за руки. Один из игроков, кошка, встает вне круга, другой, мышка, в круг. Кошка пытается прорваться в круг за мышкой, играющие всячески этому препятствуют - опускают сцепленные руки, загораживают дорогу. Но вот кошке удается найти слабое звено в цепи и проникнуть в круг. Сейчас же игроки с другой стороны поднимают руки, выпуская мышку из круга, а кошку, наоборот, удерживают там. Когда, наконец, кошка ловит мышку, они встают в круг, а их роли по жребию переходят к другим.

 

Перелизы. Дети брались за руки, образуя круг. Один становился в центре круга. Все хором запевали: «У дядюшки Трифона семеро детей, семеро детей и всех сыновей. Они не пьют, не едят, друг на друга не глядят, все делают вот так». При этом стоящий в кругу делал какой-либо жест или изображал фигуру, и все играющие должны были в точности повторять. Если в центре круга оказывался ловкий умелый игрок, он задавал такое задание, которое большинству играющих было не под силу. Например, вставал на руки или даже, сидя на земле, заводил обе ноги себе за голову. Но обычно водящий старался изображать что-либо не сложное, но комичное. Игра проходила весело.

На одном из занятий можно сыграть в некоторые подвижные игры.

Пономарев, В.Ф. Народные игры, забавы, ристания на Вятке/В.Ф. Пономарев.  – Киров, 1991.

 

Сценарий дня здоровья «Играют все!»

 

Цели и задачи:

1.     Приобщать детей к народному творчеству.

2.     Знакомство с играми, забавами, ристаниями Вятской губернии.

3.     Воспитание уважения друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим.

Место и время проведения праздника:

___________ в спортивном зале Гимназии.

Наглядное оформление: воздушные шары, транспарант с названием праздника.

Музыкальное оформление: народная музыка.

Праздник организуют и проводят: завучи-организаторы внеклассной работы, учителя физической культуры и инициативная группа из числа старшеклассников.

Оборудование и инвентарь:

Участники: команды учащихся 4 классов

Организационная работа:

Классам даётся домашнее задание:

А) подготовить стенгазеты «Детские подвижные игры наших соседей: марийские, удмуртские, татарские»

Б) подготовить представление своей команды

Награждение: команды- победители награждаются грамотами и подарками.

 

Ход праздника:

Ведущий: Здравствуйте, дорогие участники и гости праздника! Сегодня мы познакомим вас с некоторыми народными подвижными играми, забавами  и ристаниями на Вятке, которым в свободную пору предавались и дети и взрослые.

Разрешите представить команды .(желательно, чтобы команды были в разного цвета футболках 5 девочек, 5  мальчиков)

А теперь, капитаны выйдут, чтобы при помощи считалок узнать очерёдность представления команд, тот кто из капитанов выбыл первым, та команда и первая начинает. Используем для этого считалку на выбор.

1. Ехал мужик по дороге,

   Сломал колесо на пороге,

   Сколько надо гвоздей ?

   Говори  поскорей,

   Не- за- ду- мы- вай- ся!

2. Шилды- бутылды,

    Начеки- чекалды,

    Шишел- вышел.

3.Экете, пекете, чукете, ме,

  Абль, фабль,домене,

  Экс, пекс, пуля пук-

  Наур!

Всем спасибо! Жюри оценит ваши выступления.

Первая игра , в которую мы поиграем- это «У медведя во бору». Вначале играют девочки, потом мальчики.

Один играющий изображает медведя, другие идут к нему в бор, припевая:

                     У медведя во бору

                      Грибы, ягоды беру!

                      Медведь постыл

                      На печи застыл!

За одну минуту «волк» из водящей команды пытаетя осалить возможно большее количество игроков из двух других команд(из 10 игроков). затем меняем водящего. Жюри подсчитывает пойманных игроков после каждого забега. Для следующего «волка» выстраиваются для перебежки снова игроки трёх других команд и т.д. Выигывает команда, в котой за все забеги «волками» других команд было поймано меньшее количество игроков.

Следующая игра «Ужище» Участвуют в прыжках через длинную верёвку 3девочкии 3мальчика из каждой команды. Двое вращают, один прыгает. Требуется ещё по два человека от команды для подсчёта прыжков. (А считает у Б; Б считает  у В; В считает у А). Прыгают до ошибки. Контрольное время- 1 минута. Затем, меняют в тройке прыгуна. Потом прыгает оставшийся. Прыжки только на двух ногах, можно с подпрыжкой.  Помошники судей (счётчики) сообщают жюри сумму подсчитанных прыжков всеми тремя участниками, т.е. отдельно девочками и мальчиками, а жюри определяет окончательный результат.

Новая игра «Жмачки». Играют как «Жмурки» Вначале 3 девочки из разных команд, потом мальчики. Они по очереди водят. Место ограничено центральным кругом. Убегающие должны хлопать в ладоши. На поимку убегающих даётся 30 секунд. Чтобы определить победителя, вначале смотрят сколько он смог поймать игроков за 30 секунд, если ещё не возможно определить, то смотрят в протоколе каким по счёту был пойман тот или иной представитель команды за 2 раза этой игры. Командный окончательный результат определяет жюри.

Игра для мальчиков, потом для девочек по одному от команды-  «Городки». Используя одну из считалок, определить очерёдность выступления. На  разрушение фигуры нужно использовать меньшее количество палок из 3 с 6 м. Фигуру можно поставить любую («Звезда», «Артиллерия», «Ракета», «Стрела», «Самолёт»)- все из 5 штук. Если не окажется городков, использовать можно кегли. Выигрывает тот, кто использовал меньше гимнастических палок. Предусмотреть технику безопасности в месте разбивания фигуры. Жюри подводит итоги.

Игра для вей команды по очереди «Малечина- калечина». Удержать палку на раскрытой ладони, приговаривая:

                   Малечина- калечина,

                   Сколько часов

                   Осталось до вечера?

                   Раз, два, три…

Выигрывает тот, кто дольше её удержит. Жюри отмечает место каждого при выходе очередной тройки игроков, а потом подводит общий итог игры.

И последняя игра «Вышибалы».  Две команды с двух сторон стараются выбить игроков третьей команды. Выигрывает команда дольше продержавшаяся на поле.

Ведущий: сегодня  вы сами убедились как много в народных играх соревновательного задора, юмора, шуток.

                 Ну вот пришла пора

                 Сказать вам на прощанье:

                «До скорой встречи, до свиданья!»

P.S. возможен вариант: дети проводят по одной игре домашнего задания (марийскую, татарскую, удмуртскую)

               

Составила Самылова Т.Н.

 

Литература

1.      «Народные игры, забавы, ристания на Вятке» В.Пономарёв - Киров 1991г.

2.     «Народные подвижные игры» Ермолаев Ю.А.- Москва 1990г.

3.     «Подвижные игры и физкультминутки в начальной школе» О.А.Степанова- М.:БАЛАСС 2008г. ОС «Школа 2100»

4.     «Физическая культура» 1-4класс (Методические рекомендации для учителя) Б.Б.Егоров, Ю.Е. Пересадина, В.Э. Цандыков- М.:БАЛАСС 2012г.

5.     «Внеурочная деятельность школьников» (Методический конструктор. Пособие для учителя) Д.В. Григорьев, П.В. Степанов – М. «Просвещение»2010 Стандарты второго поколения.

6.     «Формирование здорового образа жизни российских подростков» (Здоровье- сберегающая педагогика)  Л.В. Баль, С.В. Барканова– М. «Владос» 2002г.

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)