В основу разработки Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения положены компетентностный и системно-деятельностный подходы. Необходимость этого продиктована, с одной стороны, желанием достичь нового качества образования, соответствующего современным потребностям развития общества, с другой — пониманием бесперспективности пути решения проблемы за счет увеличения объема знаний или изменения содержания знаний только по отдельным предметам.
Ресурсы и технологии в начальной школе на уроках математики с переходом на
ФГОС НОО.
В основу разработки Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения
положены компетентностный и системнодеятельностный подходы. Необходимость этого
продиктована, с одной стороны, желанием достичь нового качества образования, соответствующего
современным потребностям развития общества, с другой — пониманием бесперспективности пути
решения проблемы за счет увеличения объема знаний или изменения содержания знаний только по
отдельным предметам.
1. На ступени начального общего образования предмет Математика является основой развития у
обучающихся познавательных универсальных действий, в первую очередь логических и
алгоритмических. В процессе знакомства с математическими отношениями, зависимостями у
школьников формируются учебные действия планирования последовательности шагов при решении
задач; различения способа и результата действия; выбора способа достижения поставленной цели ;
использования знаковосимволических средств для моделирования математической ситуации,
представления информации ; сравнения и классификации ( например, предметов, чисел,
геометрических фигур ) по существенному основанию. Особое значение имеет математика для
формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.
2. В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования
начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном
высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретают опыт работы с гипермедийными
информационными объектами, в которых объединяются текст, нагляднографические изображения,
цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые
могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться
в Интернете.
3.Использование современных материальнотехнических средств обучения позволяет перейти от
репродуктивных форм учебной деятельности работы к активным видам деятельности, усилить
аналитический компонент изучения предмета, формировать коммуникативную культуру учащихся и
способность работать с различными типами информации и с ее источниками.
Современные средства обучения призваны содействовать созданию деятельностной учебно
образовательной среды, способствующей :
использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного типа;
достижению планируемых результатов освоения предмета всеми обучающимися, в том числе детьми
с ограниченными возможностями здоровья ;
эффективной самостоятельной работе обучающихся ; выявлению и развитию индивидуальных
способностей обучающихся ;
работе с талантливыми и одаренными детьми.
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
∙игровая деятельность;
∙создание положительных эмоциональных ситуаций;
∙работа в парах;
∙проблемное обучение.Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в
информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с
информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных
технических средств.
Применение ИКТ на уроках усиливает :
положительную мотивацию обучения
активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации
познавательной деятельности:
Принцип равенства позиций
1. Принцип доверительности
2. Принцип обратной связи
3. Принцип занятия исследовательской позиции.
Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.
Использование различных технологий и ресурсов позволяет проводить уроки:
∙на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
∙обеспечивает наглядность;
∙привлекает большое количество дидактического материала;
∙повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
∙обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику,
применяя разноуровневые задания).
∙расширяет возможность самостоятельной деятельности;
∙формирует навык исследовательской деятельности;
∙обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим
информационным ресурсам;
∙сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
∙сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;
∙обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств
ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
∙повышает качество знаний
∙продвигает ребенка в общем развитии∙помогает преодолеть трудности
∙вносит радость в жизнь ребенка
∙позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
∙создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их
сотрудничества в учебном процессе.
В начальной школе мы используем различные технологии и интернет ресурсы на всех этапах урока.
При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад,
внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим,
настойчивым и трудолюбивым.
Так, например:
на этапе повторения и закрепления изученного материала используем программно
методический комплекс «Академия младшего школьника» (Соедини 56величины, таблицы
18), а так же во внеурочной деятельности «Путешествие по стране Геометрия»
на этапе изучения нового материала используем приложение к учебнику «Математика» Моро,
(урок вычитание вида 408, 5024 2)
ИД позволяет показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы,
как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки,
вносить любые изменения и сохранять их виде компьютерных файлов для дальнейшего
редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте.(начертить
геометрическую фигуру со сторонами а,в,с; дострой до прямоугольника и найди периметр)
документ камера позволяет получить и транслировать в режиме реального времени четкое и
резкое изображение любых объектов учителем или учеником; рационально использовать
временя, проверка дз, нового материала (демонстрация результатов работы детей, исправить
ошибки)
Кроме КИМов для проверки знаний можно использовать можно использовать :
интернет ресурсы (Выход в интернет, для прохождения онлайн теста)
Система контроля и мониторинга качества знаний
PROClass — это инструмент для проведения текущего, урочного и итогового контроля знаний
и мониторинга образовательных достижений обучающихся.
Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за
короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и
своевременно его скорректировать..
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Терпенья вам и творческих успехов
В такие непростые наши дни!