План урока по трудовому обучению
Тема урока: Резьба. Виды
резьбы. Элементы резьбы. Изображение на чертеже. ОТ.
Цели урока:
обучающая – формирование знаний о
резьбе и ее видах;
воспитательная – воспитание
самостоятельности и инициативы в трудовой деятельности;
развивающая – развитие представлений
о резьбе, ее видах и элементах, развитие умений и навыков выполнения чертежей
по резьбе.
Материально-техническое оснащение:
1.
Учебные пособия;
2.
Образец конструкторской документации с изображением резьбы;
3.
Детали с внутренней и внешней резьбой.
Время проведения: 45
минут.
1. Организационный момент (3 мин)
1.1 Проверка явки учащихся по журналу.
1.2 Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей).
1.3 Проверка внешнего вида (спецодежды).
2. Вводный инструктаж (20 мин)
2.1 Сообщение темы урока (предварительно записанной на доске).
2.2 Постановка целей и производственных задач перед учащимися.
2.3 Объяснение нового материла.
Наиболее распространенным
соединением деталей машин является резьбовое (рис. 1).
Рис. 1. Резьбовые соединения с шайбой (а),
контргайкой (б) и шплинтом (в):
1 — шайба; 2 — контргайка; 3 — шплинт;
4 — соединяемые детали
Резьба — это винтовая канавка, нанесенная на наружной или внутренней поверхности детали (рис.2). Наружную резьбу нарезают на стержне, который называется болтом (винтом, шпилькой). Внутреннюю резьбу нарезают в отверстии. Деталь с такой резьбой называют гайкой (гнездом, муфтой).
Рис. 2
Винтовая канавка у резьбы может подниматься
слева направо (по часовой стрелке). Такая резьба называется правой (рис. 2).
Если винтовая канавка поднимается против часовой стрелки, то это левая
резьба. Она применяется в особых случаях (для предотвращения самоотворачивания
гаек на деталях, которые вращаются в левую сторону).
На детали можно нарезать не только одну, но и несколько винтовых канавок. Поэтому резьба бывает однозаходной и многозаходной (рис. 3).
а б в
Рис. 3. Классификация резьбы по числу заходов:
а — однозаходная; б — двухзаходная; в — трехзаходная:
1 — виток, 2 — заход (начало витков) резьбы,
3 — величина хода резьбы
У резьбы различают основные элементы (рис. 4): профиль, угол профиля, виток, шаг, высоту профиля, диаметры — наружный, средний и внутренний.
Профиль — очертание выступов и
впадин в продольном направлении (сечении) резьбы. Угол профиля (а) — угол
между боковыми сторонами профиля. Виток — часть резьбы, образуемая при одном
полном обороте профиля. Шаг резьбы (р) — расстояние между двумя одноименными
точками на соседних витках профиля.
Рис. 4. Элементы резьбы:
1 — угол профиля, 2 — профиль,
3 — виток, 4 — диаметры резьбы
(внутренний, средний и наружный),
5 — шаг резьбы
Высота профиля — расстояние между вершиной и впадиной профиля в направлении, перпендикулярном к оси резьбы.
Наружный диаметр d — это расстояние между линиями, на которых расположены вершины профиля резьбы. Внутренний диаметр d1 —расстояние между линиями, ограничивающими впадины резьбы. Средний диаметр d2 — расстояние между серединами двух противоположных профилей резьбы.
Профиль резьбы зависит от формы режущей части рабочего инструмента, при помощи которого получают резьбу. Чаще других применяется цилиндрическая треугольная резьба.
Обычно ее называют крепежной. Такую резьбу нарезают на крепежных деталях: болтах, шпильках, гайках и др. (рис. 5, а). Применяется также резьба и с иными профилями. Это трапецеидальная, упорная, прямоугольная и круглая. Трапецеидальная, упорная и прямоугольная резьбы считаются ходовыми (рис. 5, б).
Рис. 5. Применение видов резьбы:
а- — для крепления деталей; б — для передачи движения:
1 — ножовка слесарная, 2 — циркуль, 3 — подшипник,
4 — пресс винтовой, 5 — домкрат
Они предназначены для передачи и преобразования движения (например, в тисках, домкратах). Круглая резьба используется редко, например, в соединениях, подвергающихся сильному износу, в загрязненной среде и т. п.
В машиностроении в основном используют три системы резьбы: метрическую, дюймовую и трубную. В школьных мастерских будет изучаться только метрическая резьба как наиболее распространенная (см. рис. 4). Она имеет треугольный профиль с углом при вершине 60°. Ее диаметры и шаг измеряются в метрической системе мер — в миллиметрах. Метрическая резьба выполняется с крупным или мелким шагом (р). Размеры дюймовой и трубной резьбы выражаются в дюймах.
На детали диаметр резьбы измеряют штангенциркулем, а шаг — резьбомером.
Рис. 6. Изображение резьбы на чертеже: а – на стержне; б – в отверстии.
Резьбу на чертежах изображают условно по стандарту (рис.6). На стержне наружный диаметр показывают сплошными основными, а внутренний – сплошными тонкими линиями, которые наносят на расстоянии не менее 0,8 мм от основных.
На плоскости, перпендикулярной к оси стержня, внутренний диаметр резьбы изображают в виде дуги, приблизительно равной 3/4 окружности. При этом концы дуги не должны совпадать с осевыми линиями. В отверстии, наоборот, внутренний диаметр показывают сплошными основными линиями, а наружный — сплошными тонкими.
Размеры метрической резьбы на чертеже указывают условно, например, с крупным шагом — М20, а с мелким шагом — М20х2, где М — резьба метрическая, 20 — наружный диаметр резьбы (20 мм), цифра 2 после знака умножения (х) — шаг мелкой резьбы (2 мм). В обозначении левой резьбы добавляется буква L, например M20x2L.
При изготовлении изделий с резьбой используется графическая документация (чертежи, эскизы, технические рисунки). Кроме этого, разрабатываются технологические карты, в содержание которых включаются операции по нарезанию резьбы. Знания видов резьбы, их характеристик и обозначений на графических документах необходимы конструкторам, чертежникам, технологам и людям других профессий.
3. Практическая работа и текущий инструктаж (15 мин)
3.1 Расстановка учащихся по рабочим местам.
3.2 Выдача задания и контроль работы.
3.3 Проведение целевых обходов рабочих мест
4. Заключительный инструктаж (5 мин)
4.1 Указание типичных ошибок.
4.2 Отметка лучших работ.
4.3 Сообщение оценки качества работы каждого учащегося.
4.4 Выдача домашнего
задания.
5. Уборка рабочих мест (2 мин)
Осуществление проверки поведения уборки на рабочих местах учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.