Цель:
– развитие и совершенствование умений в области работы с текстом: прогнозирование содержания текста по заглавию, озаглавливание, составление текстов из частей, расположение «рассыпанных» предложений в нужном порядке и чтение полученных текстов;
– систематизация знаний о тексте, его признаках.
– Как называется большой раздел в учебнике, по которому мы работали несколько уроков? (Текст.)
– Сегодня последний урок по этому разделу, нам необходимо проверить, как мы овладели разными умениями работы с текстом.
– Давайте составим вопросы по теме «Текст».
– Что такое текст?
– Чем отличается текст от набора предложений?
– Для чего нужно заглавие?
– Как выбрать заглавие к тексту/озаглавить текст?
– Какие части должны быть в тексте?
– Как собрать «рассыпанный» текст?
– На основе вопросов составим план урока.
Русский язык
Текст
Урок 27 (22).
Тема: Резервный урок. Систематизация знаний и умений по теме «Текст».
Цель:
– развитие и совершенствование умений в области работы с текстом: прогнозирование содержания текста по заглавию,
озаглавливание, составление текстов из частей, расположение «рассыпанных» предложений в нужном порядке и чтение
полученных текстов;
– систематизация знаний о тексте, его признаках.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
© ООО «Баласс», 2012
1– Напишите слова «Классная работа».
Проверка домашнего задания. 1
Упр. 30, «Дидактический материал».
– Как можно назвать собранные предложения? (Скороговорки.)
Чтение учащимися собранных скороговорок.
– Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? (Между ними нет
связи по смыслу.)
Затем ученики читают самостоятельно подобранные скороговорки в
«рассыпанном» виде. Остальные пробуют «восстановить» эти
скороговорки. В случае затруднения помогает «автор».
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и классифици
ровать по признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
II. Формулиро
вание проблемы,
планирование
деятельности.
1 3 1
– Как называется большой раздел в учебнике, по которому мы работали
несколько уроков? (Текст.)
– Сегодня последний урок по этому разделу, нам необходимо проверить,
как мы овладели разными умениями работы с текстом.
– Давайте составим вопросы по теме «Текст».
– Что такое текст?
– Чем отличается текст от набора предложений?
– Для чего нужно заглавие?
– Как выбрать заглавие к тексту/озаглавить текст?
– Какие части должны быть в тексте?
– Как собрать «рассыпанный» текст?
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё предполо
жение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
© ООО «Баласс», 2012
2ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
– На основе вопросов составим план урока.
План (примерный)
1. Текст.
2. Заглавие текста.
3. Части текста.
4. Конструирование текста.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает это умение?
Работа по учебнику: «Это ты знаешь и умеешь».
1 3 3 1 4 2
Предлагается использование парной или групповой формы работы
(группы разного количественного состава: 4, 6, 8 человек).
Задание 1.
Выполнение упр. 1 – проверяются теоретические знания по теме.
Учащиеся обсуждают в группах концовки предложений. Зачитывают
по порядку, предложенному учителем.
Задание 2.
Выполнение упр. 2 – проверяется умение понимать, о чём текст, и
озаглавливать его. Текст читается учениками самостоятельно, затем
в группах обсуждаются заглавия и записываются в тетрадях. От
каждой группы предлагаются варианты заглавия.
Задание 3.
Выполнение упр.
3 – проверяется умение восстанавливать
последовательность частей (абзацев) текста. Порядок записи частей
обсуждается в группах. Затем прочитываются варианты текстов от
нескольких групп. Проверяется выразительность чтения. Можно это
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить
речевое
высказывание в соответствии с
поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре,
группе.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
© ООО «Баласс», 2012
3упражнение выполнить устно.
Задание 4.
4 – проверяется умение восстанавливать
Выполнение упр.
«рассыпанный» текст,
располагать предложения в нужной
последовательности и выявлять тему текста, озаглавливая его.
Кроме того, проверяются сформированные навыки письменной речи,
контролируются этапы работы над текстом.
Задание 5.
Выполнение упр. 5 – проверяется сформированность механизма
антиципации – прогнозирования содержания на основе названия,
ключевых слов. В группах обсуждаются сказочные герои, события,
предметы и т.д. После этого каждая группа представляет свои ряды
слов.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
VΙ . Итог урока
– Ответьте на вопросы, заданные в начале урока (помещённые на слайде).
– Что такое текст?
– Чем отличается текст от набора предложений?
– Для чего нужно заглавие?
– Как выбрать заглавие к тексту/озаглавить текст?
– Какие части должны быть в тексте?
– Как собрать «рассыпанный» текст? 4 4
© ООО «Баласс», 2012
4– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
Задание №9, тема 3, в Рабочей тетради, 2й кл.
Деятельность учеников:
– Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных.
– Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью.
– Называть признаки текста. Отличать текст от набора предложений, записанных, как текст.
– Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных.
– Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью.
– Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев.
– Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы.
– Вести диалог с автором при чтении текста.
© ООО «Баласс», 2012
5