Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Владимирской области
«Муромский педагогический колледж»
Материал «Вожатского чемоданчика» слушателя
Феденёвой Александры Дмитриевны
2021 г.
СОДЕРЖНИЕ
РАЗДЕЛ I. Охрана жизни и здоровья
РАЗДЕЛ II. Организация режима и быта детей в отряде
РАЗДЕЛ III. Работа с органами самоуправления отряда (организация коллективной творческой жизни в отряде)
РАЗДЕЛ IV. Коллективные творческие дела - КТД
РАЗДЕЛ VI. Игры с отрядом
РАЗДЕЛ VII. Песни
РАЗДЕЛ VIII. Речёвки, кричалки
Раздел II.
Организация режима и
быта детей в отряде
2.1. Педагогические приёмы по организации выполнения режима.
Подъем. Некоторые дети очень трудно поднимаются утром, поэтому желательно начинать будить их раньше, чтобы к общему подъему они успели проснуться и не чувствовали себя не такими как все. Подъем в отряде можно организовать с помощью музыки, что часто способствует хорошему настроению в течение всего дня. Никогда нельзя кричать на детей или отчитывать их перед другими (и даже наедине) за поздний подъем.
Зарядка. Заниматься зарядкой нужно вместе с детьми. Личным примером убеждать в ее необходимости. Физические упражнения должны соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 мин на открытом воздухе, а в дождливую погоду — в хорошо проветренном помещении.
Примерные комплексы упражнений для зарядки:
Комплекс №1.
Исходное положение – основная стойка.
1- руки в стороны;
2- руки вверх, подняться на носки, подтянуться;
3- руки в стороны, опуститься на всю стопу;
4- исходное положение.
Исходное положение – основная стойка.
1- правую ногу вперёд на носок, руки вперёд;
2- правую ногу в сторону на носок, руки в стороны;
3- правую ногу в сторону на носок, руки в стороны;
4- исходное положение.
То же - с левой ноги.
3. «Хлопушки»
Исходное положение – основная стойка.
1- хлопок впереди;
2- хлопок внизу за туловищем;
3- хлопок впереди;
4- исходное положение.
4. «Повороты»
1- поворот туловища направо, правую руку в сторону, ладонью кверху;
2- исходное положение;
3- 4 – то же – в другую сторону.
5. «Маятник»
Исходное положение – стойка ноги врозь, руки на поясе.
1- наклон влево;
2- исходное положение;
3- наклон вправо;
4- исходное положение.
6. «Приседай-ка»
Исходное положение – основная стойка.
1- присед на всей ступне, руки вперёд;
2- исходное положение;
7. «Прыг-скок»
Исходное положение – основная стойка.
Подскоки на месте.
Перейти на ходьбу.
Комплекс №2.
1.«Я расту, ты растёшь»
Исходное положение – основная стойка.
1- правую руку вверх;
2 - левую руку вверх;
3- потянуться;
3- исходное положение.
2. «Птицелёт»
Исходное положение – основная стойка.
1- правую руку в сторону;
2- левую руку в сторону;
3- правую руку вверх;
4- левую руку вверх;
5- правую руку в сторону;
6- левую руку в сторону;
7- правую руку вниз;
8- левую руку вниз.
3. «Цапли»
Исходное положение – основная стойка.
1- поднять согнутую в колене правую ногу, хлопок под коленом;
2- исходное положение;
3- то же, поднимая левую ногу;
4- исходное положение.
4. «Повороты»
Исходное положение – стойка ноги врозь, руки на пояс.
1 - поворот туловища направо, руки вверх – наружу;
2- сходное положение;
3- в другую сторону;
4- исходное положение.
5. «Влево-вправо»
Исходное положение – стойка ноги врозь, руки на пояс.
1- наклон влево, правую руку вверх;
2- исходное положение;
3- то же направо;
4- исходное положение.
6. «Наклоны»
Исходное положение – стойка ноги врозь, руки на поясе.
1- наклон вперёд, достать руками носок левой ноги;
2- исходное положение;
3- наклон вперёд, достать руками носок правой ноги;
4- исходное положение.
7. «Подскоки»
Исходное положение – основная стойка.
Подскоки на двух ногах на месте; влево-вправо. Перейти на ходьбу.
Как элемент зарядки полезно включать в комплекс танцы, элементы ритмики, аэробики под музыку, это позволит сделать зарядку более увлекательной и привлекательной для детей.
Организация питания. Посещать столовую только коллективно, если нет других правил. Нужно стараться начинать и заканчивать прием пищи одновременно. Необходимо помнить о детях, которым что-либо противопоказано; делать им замену продуктов. Помнить, что от вожатого зависит нормальное состояние детских желудков. Необходимо заранее довести до сведения родителей список разрешенных и запрещенных продуктов в передачках, чтобы не нарушать режим питания детей и исключить риски отравления.
Тихий час. Необходимо дать возможность детям отдохнуть и способствовать этому. Время отдыха составляет полтора-два часа. Младшим школьникам необходимо спать. Подросткам нужна возможность почитать, поразмышлять про себя. Стоит ввести правило: в тихий час — никаких разговоров, хождений, однажды разрешенное хождение становится впоследствии чаще всего правилом.
Свободное время. Оно должно быть организовано. Каждый ребенок должен иметь время для занятия любимым делом, для размышлений в тишине. Если ребенок не может организовать свое свободное время, воспитатель (вожатый) должен позаботиться об этом, помочь ему.
Самообслуживание. Детям необходимо напоминать о том, что по утрам нужно чистить зубы и умываться, а перед каждым приемом пищи мыть руки; что вечером, перед сном, необходимо мыть ноги и всегда ходить чистым и опрятным. Проверять чистоту постели детей. Обязательно приучать пользоваться только личными средствами гигиены, обратив особенное внимание на расчески. Для решения этой задачи можно организовать небольшую группу из 2-3 детей, обязанностью которой будет чистоты и порядка в отряде, поручить детям составление памяток, свода «Правил чистоты».
Отбой. Готовить детей ко сну нудно начинать заранее, так как у них часто именно после отбоя возникает потребность совершать все гигиенические процедуры. Нужно стремиться вовремя уложить детей в постель с первого же дня, независимо от возраста. Обязательна проверка – все ли дети на своих местах, нет ли у кого-нибудь неотложных вопросов к воспитателю (вожатому). Перед отбоем можно провести тихие игры, не возбуждающие фантазии детей. Малышам можно рассказать сказку с добрым концом; детям среднего возраста – приключенческую историю (с продолжением); подросткам — историю о любви. Как вариант – почитать стихи, спеть, сыграть на гитаре. Необходимо быть спокойным, но требовательным, не допускать потери авторитета.
Перед своим сном нужно убедиться, что все дети на местах и спят. Никогда не оставлять детей одних, рассчитывая, что они уже спят.
Банный день. Чтобы он прошел организованно, необходимо следовать рекомендациям:
• соберите белье, просчитайте; принимайте белье у детей в каждой палате отдельно;
• попросите старших ребят сдать белье, привезти чистое и заправить постели;
• проследите за санитарной обработкой ногтей. Малышам помогите сами;
• проверьте наличие мыла, шампуня, мочалки, полотенца, нижнего сменного белья (у малышей), одежды по сезону, головного убора;
• помогите в организации медицинского осмотра на педикулез;
• ведите в баню детей по группам (в зависимости от условий);
• во время мытья в каждом отделении (у ребят и девочек) должен быть взрослый;
• помогите промыть головы девочкам с длинными волосами;
• организуйте помощников из старшего отряда для мытья малышей;
• проверьте наличие ковриков в душевых;
• расскажите детям о возможных неожиданностях, ожидающих их в бане (отключение холодной или горячей воды, скользкий пол, попадание мыла в глаза);
• проверьте, что делают дети младшего и среднего возраста с использованным бельем. Помогите им.
2.2. Организационно - хозяйственный сбор отряда.
Хозяйственный сбор – это собрание отряда, на котором решаются основные вопросы организации быта проживания детей в корпусе и пребывания в лагере. Его цель – более детально познакомить ребят с особенностями проживания в лагере, в палате, сформировать представления детей о самообслуживания, а также хозсбор является хорошим предлогом для проведения первичного инструктажа по основным требованиям к безопасности жизнедеятельности детей. Проведение хозсбора помогает ребятам освоить комплекс требований по правилам проживания в лагере, приобрести необходимые навыки по самообслуживанию. Вожатому важно постараться довести до сознания детей достаточно формальные требования инструкций, сделать это в творческой, интерактивной форме.
Для младших
Проводится в форме игры (Путешествие с домовенком Кузей,игра-сказка, комплексная игра, экскурсия с различными персонажами).
Для старших
Диспут или дискуссия, конференция.
Примерные вопросы для обсуждения на хозяйственном сборе отряда:
1. Заправка кровати: инструктаж и демонстрация, можно тренинг;
2. Хранение вещей в тумбочках: инструктаж и демонстрация;
3. Хранение вещей в шкафах: инструктаж и демонстрация;
4. Уборка в палате: инструктаж;
5. Обязанности дежурных: инструктаж, составление и оформление графика дежурства;
6. Чемодан и чемоданная: правила пользования чемоданной, время посещения;
7. Правила пользования туалетами;
8. Правила поведения в душевых, время, график посещения душевых
9. Правила пользования хоз.блоком (стирка, сушка белья);
10. Правила использования и хранения сотовых телефонов, правила пользования розетками для подзарядки телефонов;
11. Посещение столовой: инструктаж.
Правила можно сформулировать с помощью «законов», например основные законы ДОЛ «Орленок»
Данный закон гласит о том, что время в «Орленке» дорого, ребята вместе собрались всего на 21 день, а успеть за это время надо многое: и отдохнуть и научиться новому, и обменяться опытом. Поэтому каждой секунде – особый счет, поэтому каждое дело начинаться точно в назначенный срок, а заставлять себя ждать – это отнимать у товарищей не просто драгоценные минуты – это отнимать у них интересные дела, интересное общение, да и просто хорошее настроение.
Если человек поднимает руку, гласит закон, ему необходимо сообщить что-то нужное людям. Жест «поднятой руки» (или открытой ладони) означает: «Прошу меня выслушать!»
Закон территории очень богат содержанием. Это не просто территориальные ограничения в лагере, не выходить за территорию лагеря, центра (хотя и это очень важно). Закон территории гласит: «Будь хозяином своей территории, относись к ней бережно, заинтересованно, по-хозяйски. Надо помнить о добрососедских отношениях. Ты должен заботиться о том, чтобы не мешать живущим рядом. Очень тесно Закон территории связан в этом с традицией доброго отношения к людям.
Закон зелени напоминает каждому новому человеку в «Орленке», что красота лагеря, его удивительное природное разнообразие, палитра цветочных красок и запахов – все это результат труда многих и многих людей, преданных лагерю. Гораздо проще поломать, чем взрастить. И поэтому Закон зелени категорически запрещает рвать зелень на территории лагеря. Если каждый сорвет по одной веточке, цветущий лагерь превратиться в пустыню.
Закон водоема призывает относиться к водоемам без лихачества, с уважением, без заигрывания. К воде и в воде – только с коллективом и только со взрослыми.
2.3. Педагогические находки по соблюдению санитарных норм и гигиены.
Первое утро на следующий день по заезду пусть станет утром первых уроков для детей. Сразу следует объяснить детям, что выполнение режима – обязательное условие сосуществования людей в коллективе.
Когда дети пойдут умываться, кто-то из вожатых должен присутствовать возле умывальников. Во-первых, чтобы оценить весь комплекс недостатков в формировании навыков и помочь детям, в случае необходимости (актуально для младших школьников); во-вторых навести порядок в очередности умывания; в-третьих, напомнить о правилах пользования туалетом и комнатой гигиены и о ценности труда работников технического персонала.
То же самое проделать во время вечерних гигиенических процедур. Несколько дней и проблема в основном будет решена. Дальше – текущий контроль.
В зависимости от условий душевые комнаты могут быть общими для всего лагеря или отдельными для каждого отряда. Дети должны принимать душ обязательно не реже 1-2 раз в неделю. Но если есть возможности, дети могут посещать душ по желанию столько раз, сколько считают необходимым. Особенно это актуально в жаркую погоду, после посещения моря и физических нагрузок (после занятий спортом, подвижными играми, танцами, после репетиций, мероприятий). Для девочек дополнительно организовываются комнаты гигиены.
После посещения водоемов дети должны ополоснуться в душе. Для этого можно использовать летние души, специально организованные в зоне пляжа.
Для ополаскивания ног предусматриваются ногомойки.
Дети могут посещать душ только под присмотром и контролем взрослых. Вожатые должны помочь детям (особенно малышам) собрать банные принадлежности, чистое белье, постирать грязное белье и организовать его сушку.
Нужно следить за тем, чтобы дети не баловались и не толкались в душевых, это особенно опасно на мокром полу. Обязательно помогать детям (при необходимости) вымыть голову, особенно при наличии длинных волос.
2.3.1. Порядок в спальне, в туалетах.
Пока дети занимаются утренней гимнастикой, комнаты должны проветриваться, кровати тоже, для этого достаточно откинуть одеяло. Затем необходимо стряхнуть и хорошо натянуть простыню. Если в лагере имеются покрывала, тогда достаточно сложить одеяла и простыни (если нет пододеяльников) и накрыть покрывалом. Если в распоряжении детей только одеяла и простыни нужно познакомить детей с едиными требованиями и показать детям, каким способом следует сложить одеяло, простыню, поставить или положить подушку.
Дальше обратить внимание на полотенца, состояние шкафов, тумбочек, обуви.
Остатки пищи, мусор выбрасываются в мусорные баки.
После этого дети могут подмести комнату, вытереть пыль. Комната готова для проведения влажной уборки.
На протяжении дня дети должны минимум времени проводить в комнатах. Сидеть на кроватях не желательно, но для этого в комнатах должны быть стулья или другие предметы для сидения, иначе ваши требования будут невыполнимы.
Повторно уборка может делаться после дневного сна и по мере необходимости.
Но как приучить детей к уборке? Решение любой педагогической задачи, направленной на воспитание ребенка имеет определенную последовательность шагов:
Создание дружелюбной атмосферы.
Созданию дружелюбной атмосферы помогает игра. Можно каждый день награждать самую чистую комнату сладкими призами. Однажды я видел, как воспитатель собрала весь отряд детей в возрасте от 7 до 9 лет в одной комнате. В руках у воспитателя был «волшебный пакет» потерявшихся вещей, которые очень скучают по своим «квартиркам». Воспитатель вынимала одну вещь и спрашивала у детей, где квартирка этой вещи и дети должны были определить место в комнате, где должна храниться та или иная вещь. Все последующие дни, если ребенок плохо убирался в своей комнате, воспитатель лишь говорила, что вещи ребенка очень скучают по своим «квартиркам» и их нужно скорее вернуть домой к их «вещам - друзьям». Зачастую иносказательные, сказочное оживление бытовых вещей помогает создать ту необходимую дружелюбную атмосферу, которая необходима для достижения положительных результатов воспитательной работы.
Обозначение желаемого результата.
Для обозначения желаемого результата используйте «Я - сообщения» и старайтесь не использовать «Ты - сообщения».
«Ты - сообщение»
«Я - сообщение»
«Я - сообщения» помогают вам выразить свои эмоции и быть услышанными ребенком в то время, когда «ты - сообщения» оскорбляют и унижают его. Важно следить, чтобы «Я - сообщения» были откровенными, не стоит использовать их, как инструмент для манипуляции, ребенок вас быстро раскусит.
Также очень важно не делать смешанных «Я-ТЫ - сообщений». Посмотрите на разницу:
Такие варианты не возымеют достаточного эффекта и будут восприняты ребенком, как попытка манипуляции.
Обоснование важности конечного результата.
Для того, чтобы порядок в комнате стал для ребенка чем-то естественным, стоит ответить ему на вопрос «Почему это важно?». Правда, почему? Складывается впечатление, что порядок нужен только нам, взрослым. Есть масса разнообразных ответов, но вы должны дать тот, который отвечает вашему мировоззрению, чтобы ответ звучал как можно искреннее.
Закрепление полученного опыта.
Для закрепления полученного результата стоит использовать «Ты - сообщения», вместо «Я -сообщения»
«Я - сообщение»
«Ты - сообщение»
Использование «Ты - сообщений» для закрепления результатов свидетельствует о том, что взрослый уважает труд ребенка и дает ему положительную установку на будущее.
Ни в коем случае нельзя убираться вместо детей!
2.3.4. Поддержание порядка в столовой.
Детям
необходимо объяснить то, что за тем столиком, где они заняли место в первый
раз, они и будут сидеть всю смену на других приемах пищи.
Детям необходимо показать тележки и еще раз объяснить, куда ставить грязную
посуду (если в лагере самообслуживание).
Общие правила поведения в столовой.
1. За 15 минут до начала обеда один вожатый от отряда идёт в столовую,
проверяет наличие порций на столах и разливает суп. Другой вожатый в это время
играет с детьми перед столовой, и ждёт, пока их пригласят.
2. Перед каждым приёмом пищи необходимо мыть руки.
3. Дети заходят в столовую спокойным шагом и парами.
4. Нельзя кричать в столовой, бегать, прыгать и кидаться едой или другими
предметами.
Такие хоровые пожелания как: - "Всем, всем - приятного аппетита!"
Мягко говоря - нежелательны. Приятного аппетита они не добавят, а вот
поперхнуться от неожиданности кто-нибудь сможет...
5. Категорически запрещено ходить в столовую в купальниках, полураздетыми,
босиком и в головных уборах.
6. Во время приёма пищи детьми, один вожатый ест, а другой ухаживает за детьми,
(он поест чуть позже).
7. Вожатый не должен забывать спрашивать у детей про добавку.
8. Если отряд уезжает на экскурсию, следует заранее позаботиться о сухом пайке.
9. Важно не забывать и про детей, находящихся в изоляторе.
10. После приёма пищи все дети ждут друг друга около столовой вместе с вожатым.
11. Не забыть забрать после ужина второй ужин - тоже очень важный момент.
12. Об изменениях количества детей в отряде, сообщать старшему воспитателю
следует заранее.
13. Нужно следить за тем, чтобы дети ели первые горячие блюда и молочные
продукты.
14. Также нужно помнить о детях с проявлениями аллергии.
15. Во избежание кишечной инфекции, вожатый обязан следить за теми продуктами,
которые дети употребляют вне столовой (что, очень не желательно).
16. При возникновении проблемных ситуаций в столовой, вожатый должен немедленно
обратиться к руководству.
17. Категорически запрещается выносить еду и посуду из столовой.
2.3.5. Отряд дежурный.
Основные обязанности дежурного отряда:
1. Организация выполнения отрядами режимных моментов (режимы питания, отдыха, работы), организация выполнения назначенного на день плана (графики, общедежурные дела, отрядные дела общелагерного значения и тд.);
2. Организация выполнения законов и правил внутреннего распорядка лагеря (закон территории, точности, природы и тд.), организация быта (санитарное состояние спален и корпусов, территории вокруг корпусов, соблюдение правил техники безопасности и пр.);
3. Организация питания. Для решения этих вопросов вожатый дежурного отряда может использовать различные формы работы.
4. Организация постов. Посты назначаются педагогическим советом.
Пост№1 - флагштог со знаменем лагеря, города, государства.
Пост№2 - вход на территорию лагеря. Постовые должны знать, что на территорию лагеря любого взрослого можно пропускать только с разрешения директора лагеря, заместителя директора или дежурного вожатого.
Разведение постов может осуществляться разводящим с соблюдением строевых элементов.
5. Выпуск дежурным отрядом сан бюллетеня, радиогазеты, оформление стендовс текущей информацией, подъем и спуск знамен с флагштока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.