Технологическая карта урока по теме "Режим и работа рек" раскрывает совершенно новые понятия для учащихся такие как: питание реки, режим реки, половодье, паводок. Помогает определить зависимость речной системы от влияния климата. Рассмотреть работу рек, описывать реки по плану, используя физическую карту полушарий.
режим и работа рек 6 класс.docx
Ф.И.О. : Моцок Наталья Федоровна
Предмет: география
Класс: 6
Тема урока: «Режим и работа рек.»
Цель урока: Формирование знаний о режимах рек, способах питания рек и о работе рек.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: понимание значимости знаний о режиме и питании рек, развитие познавательных мотивов, умение уважительно относиться к
мнению одноклассников.
Метапредметные:
а) Познавательные: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
б) Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их
на практике, оценивать результаты учебной деятельности.
в) Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество в паре, с учителем, со сверстниками.
Предметные: знать понятия: режим и питание реки, определять зависимость речной системы от климата, рассмотреть работу рек,
применять полученные знания в различных ситуациях.
Методы и формы обучения: наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.
Оборудование: учебник географии 6 класс под. ред. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, физическая карта полушарий, ПК, мультимедийный
проектор.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
режим реки, половодье, паводок, питание реки, работа реки. Этап урока
Содержание деятельности учителя
Ход урока
Организационный
момент (2 мин)
Мотивация учебной
деятельности (6 мин)
Введение в тему урока и
создание условий для
осознанного восприятия
нового материала.
показ
. Учитель проверяет, насколько комфортно
чувствуют себя ученики, готовность рабочего места,
создает ситуацию успеха
Создаёт учебную ситуацию через
видеофрагмента и фотографий рек.
Сегодняшний урок я хочу начать со слов Виктора
Гюго. А вы догадайтесь, о чём идёт речь. «Они,
словно гигантские трубы, поют океану о красоте
Земли, о возделанных полях, о великолепии городов
и о славе людей».
А теперь вашему вниманию представлю небольшой
ролик.
Какое явление вы увидели в ролике?
Как вы думаете, почему происходят наводнения?
В какое время года бывают наводнения?
От чего это зависит?
А теперь обратите внимание на фотографии рек в
различное время года. Как вы думаете, чем
отличаются эти реки? Когда реки находятся в таком
состоянии? Какой компонент природы повлиял на
состояние рек?
Предлагает сформулировать тему урока.
Предлагаю записать тему: «Режим и работа рек».
По видеоролику и фотографиям вы догадались, что
климат – это тот природный компонент, который
влияет на речную систему и мы с вами попробуем
доказать, так ли это на самом деле.
Ставят цели урока.
Содержание
деятельности учащихся
Готовят рабочее место.
Планируемые
результаты
Отвечают на вопросы
учителя.
о реках
наводнение
ценность
Формируют
познавательные интересы
Осознают
географических знаний
Формулируют
аргументируют
мнение.
Высказывают суждения,
подтверждая их фактами.
и
своё
климат
Формулируют тему,
планируют задачи урока,
Тема урока «Режим и
работа рек ».
Уметь с достаточной
полнотой выражать свои Организация
познавательной
деятельности (28 мин)
Перед вами термины, с которыми нам сегодня
предстоит познакомиться на уроке: паводок,
половодье, наводнение, режим и питание реки.
Как вы думаете, все ли эти термины связаны с
рекой и все ли они являются продуктом климата?
А правы вы или нет, мы узнаем в ходе нашего урока.
Изучение нового материала.
Задание для 1 группы.
Используя учебник, стр. 90 составить схему
«Источники питания рек». Сформулируйте понятие
«Питание реки» и докажите, что источники питания
рек зависят от климата.
Задание для 2 группы.
Используя учебник стр.90 91сформулируйте
понятие «Режим реки» и докажите, что режим рек
зависит от климата.
Сформулируйте понятия: паводок, половодье,
наводнение.
. Источники питания: дождь или снег, подземные
воды, подтаивающие ледники, смешанное. Река
Днестр имеет смешанное питание. А такие реки как
Амазонка, Конго имеют преимущественно дождевое
питание.
мысли, слушать и
понимать речь других,
формулировать и
аргументировать своё
мнение.
Самостоятельно
обнаруживать и
формулировать учебную
проблему, определять
цель учебной
деятельности.
Умение вести диалог,
приводить аргументы,
перефразировать свою
мысль.
Устанавливать причинно
следственные связи,
анализировать схему и
иллюстративнотекстовую
информацию
Цели урока:
1.Определить зависимость
речной системы от
климата
2.Уметь применять данные
знания в практических
целях.
Работают с основными
географическими
понятиями: паводок,
половодье,
наводнение,режим и
питание реки.
Работа в группах
1 группа доказывает, как
климатические условия
влияют на питание реки.
Делают второе заключение:
Климат определяет тип
питания рек.
2 группа представляет
поведение реки в течение
года.
Формулируют понятия:
половодье, паводок.
Дополнительное сообщение
учащегося с презентацией
«Причины наводнений»
(подготовленного за ранее
Первичное закрепление и
Ребята, иллюстрацию к какому произведению вы
Делают третье заключение: Контролируют
и осмысление учебного
материала (10 мин.)
От климата зависит режим
рек.
Отвечают на вопросы
учителя.
Н.А.Некрасов «Дед Мазай
и зайцы».
Половодье (приводят
доказательства)
оценивают процесс и
результаты работы.
Приёмы самоконтроля и
взаимоконтроля
правильности полученных
результатов.
Наводнение
Отвечают на вопросы
учителя.
Приводят
доказательства
видите на слайде?
Как вы думаете, во время половодья или паводка
дед Мазай сапасал зайцев? Почему?
А теперь я предлагаю вам послушать отрывок из
поэмы А.С. Пушкина. «Медный всадник».
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Всё побежало, всё вокруг
Вдруг опустело — воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решёткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь как тритон,
По пояс в воду погружён.
Как вы думаете, какое явление описал в своей
поэме поэт?
А.С. Пушкин описал Петербургское наводнение 1824
года — самое значительное и разрушительное
наводнение за всю историю СанктПетербурга.
Наводнение – это поистине стихийное явление. Чаще
всего люди бывают к нему не готовы, поэтому
нередко бывают и жертвы. Я предлагаю посмотреть
вам небольшой ролик, снятый службой спасения,
который ещё раз напоминает как себя вести во время
наводнения.
А какое поведение в течение года характерно для
нашей реки Днестр? Когда на нашей реке бывает
половодье. Может ли на нашей реке быть паводок? А
почему для нашей реки характерен такой режим и
смешанное питание?
Ребята, а для чего нам нужно знать о питании и
режиме реки?
Работа рек. Работа рек — разрушения, переноса и
накопления горных пород. Каждая река размывает
горные породы, разрушая их. Такое разрушение называют эрозией. Даже поговорка утверждает:
«Потечет вода возникнет канава». Чем быстрее
течение реки, тем сильнее эрозия. Поэтому
разрушительная деятельность реки заметная в
верхнем течении рек. Прокладывая себе путь,
равнинные реки часто образуют излучины, или
меандры (фото) . Это название происходит от
древнего названия реки Меандра, извилисто текла на
западе полуострова Малая Азия. В таком меандре
река течет быстрее вдоль вогнутого берега, размывая
его. Поэтому закрути постоянно увеличиваются,
пока не произойдет их прорыв. Тогда часть бывшего
русла остается сбоку, постепенно заиливается и
образует старичне озеро старицу (фото).
Значительная часть песка, который переносит река,
откладывается на всем ее пути. Со временем
песчаных отложений становится так много, что русло
больших рек мелеет и вдоль берегов образуются
естественные валы. Однако река несет все новые
наносы и, в конце концов, как будто поднимает
самого себя над прилежащими низменностями. Такое
можно увидеть, например, в Европе и на востоке
Азии. Больше всего песка и ила откладывается в
устье реки, образуя дельту низменность, по
очертаниям напоминающий греческую букву
«дельта» (А). Площадь дельты иногда достигает
многих тысяч километров.
Предлагает использовать информационный сайт о
реках http://vsereki.ru и найти 10 интересных фактов
о реках, которые вас удивили.
Сделайте плакатпризыв об охране рек.
Информация о домашнем
задании
(3 мин)
Записывают домашнее
задание в дневник.
Задают вопросы учителю.
Производить поиск
информации и
анализировать её.
Рефлексия (3 мин)
Предлагает дополнить предложение:
1) Я знаю, что такое …
2) Я могу …
Анализируют свою работу
на уроке. Определяют
уровень достижений своих
Определять роль
результатов своей
деятельности Осознавать Я научился …
результатов.
Оценивают свою работу на
уроке.
конечный результат
"Режим и работа рек"(6 класс, география)
"Режим и работа рек"(6 класс, география)
"Режим и работа рек"(6 класс, география)
"Режим и работа рек"(6 класс, география)
"Режим и работа рек"(6 класс, география)
"Режим и работа рек"(6 класс, география)
"Режим и работа рек"(6 класс, география)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.