Краевое государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Пограничная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»
Приморский край
Пограничный район
п.Пограничный
-
Составитель:
воспитатель первой квалификационной категории
Фокина Наталья Николаевна
Приморский край
Пограничный район
п.Пограничный
2021-2022 уч.год
Пояснительная записка.
Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания детей с особыми образовательными потребностями является строгое соблюдение распорядка дня в школе-интернате. Для этого необходимо воспитать у детей нравственные, эстетические и трудовые навыки, приучить их к порядку, выработать у детей жизненно необходимые привычки. Подлинное усвоение нравственных норм поведения, трудовых навыков, рациональных приемов организации своей работы детям с особыми образовательными потребностями доступно лишь через конкретную практическую деятельность. Принцип дифференцированного подхода к таким детям, широко используемый в их обучении на уроках и во внеклассной работе образовательно-познавательного характера, в равной степени обязателен и для воспитательной работы, связанной с выполнением распорядка дня в школе-интернате.
Как известно, утренняя зарядка, помимо решения оздоровительных и гигиенических задач, является, воспитывающим, дисциплинирующим моментом, правильная организация которого во много определяет настроение и общий тонус всего рабочего дня. Эффективность зарядки в значительной степени зависит от того, насколько ребенок психологически и организационно подготовлен к занятиям. С первых дней пребывания детей в школе-интернате их надо подготовить к тому, что зарядка необходима для их здоровья, для формирования осанки, ловкости в движениях и т.п. Время, отводимое для утренней зарядки младшим школьникам и старшим, должно быть различно. Все это следует учитывать при составлении общешкольного распорядка дня.
Огромное значение для воспитания навыков и привычек, необходимых для самостоятельной жизни, имеет продуманная систематическая работа по формированию гигиенических навыков. Прежде всего, начинают с обучения правильному выполнению утреннего и вечернего туалета. Часы, отведенные для этих целей режимом дня школы интерната, используются воспитателями для практического показа, контроля и помощи в овладении необходимыми навыками. В часы утреннего и вечернего туалета воспитатель организует свое время так, чтобы иметь возможность непосредственно осуществить на практике контроль над тем, как дети претворяют в жизнь те знания, которые они получили во время бесед на специальных занятиях. Многим надо будет вновь повторить отдельные требования, показать соответствующие рациональные приемы, дать характеристику выполненного. Такая тщательная подготовка, обучение и контроль над выполнением каждым воспитанником группы всех санитарно-гигиенических требований должна осуществляться лишь впервые дни пребывания новых учеников в школе-интернате. Уже с самого начала воспитателю видно, что уровень подготовленности детей различен, различны и их возможности. Поэтому при организации работы с группой воспитателю следует продумывать свою работу с каждым учеником дифференцированно, с учетом его возможностей. Наиболее неприспособленных детей надо держать под непосредственным контролем и оказывать им практическую помощь. Необходимо также постоянно помогать в выполнении соответствующих действий тем детям, у которых отмечается двигательная расторможенность или нарушение эмоционально-волевой сферы. При этом тех детей, которые сравнительно легко овладевают необходимыми умениями и навыками, целесообразно привлечь к оказанию помощи в организации контроля над действиями остальных детей и показа им отдельных элементов выполняемой деятельности.
Как правило, основная утренняя уборка спальных комнат осуществляется в школе-интернате самими воспитанниками. Однако многие младшие школьники в течение продолжительного времени не могут самостоятельно аккуратно застелить постель. Их надо терпеливо учить этому, не только используя утренние часы, но проводя специальные практические занятия во внеурочное время. В этот период подход к оценке внешнего вида спален малышей должен быть дифференцированным. Следует оценивать стремление детей выполнить работу по самообслуживанию хорошо и самостоятельно. Даже небольшие успехи детей в освоении навыков самообслуживания воспитателям необходимо отметить и положительно оценить.
Организация режима нуждается в очень тщательном продумывании с точки зрения выбора наиболее рациональных приемов и форм работы. Прежде всего, одним из главных условий успешного выполнения режимных моментов является создание такой спокойной рабочей обстановки, когда все дети знают, что и как им надо делать. Среди детей с особыми образовательными потребностями есть определенное количество детей расторможенных, возбудимых. От того, как у них начнется день, во многом зависит и все его продолжение: их самочувствие, результативность обучения, характер их участия во внеурочной деятельности и многое другое. Состояние и настроение отдельных детей существенно влияет и на всех остальных учащихся в связи с этим можно подчеркнуть особую важность создания спокойной, доброжелательной, деловой обстановки в течении дня дня.
Используемая литература
1.Г.М. Дульнев “Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе”.
2.Пособие для воспитателей и учителей - издательство « Аркти» Москва2006
Авторы: Е.Д.Худенко
Г.Ф.Гаврилычева
Е.Ю.Сешванова
В.В.Титова
3.«Организация и планирование воспитательной работы в специальной/коррекционной/ школе-интернате, детском доме.»
4.Е.М.Матвеева -издательство «Учитель» Справочник воспитателя /классного руководителя/
Карточка №1
Утренний отрезок времени.
7.30-9.00час
П.1 |
7-30 |
Прием детей у ночной няни Подъем детей. Цель: учить детей организованному подъему, спокойно без криков пробуждаться. Не мешая остальным детям. |
Обеспечить детям эмоционально- положительное состояние (спокойный тон воспитателя, приветливое общение) |
П.2 |
07.35-07.45 |
Утренняя зарядка. Цель: Продолжать укреплять физическое здоровье детей, закаливать организм. |
Контроль за действиями детей. |
П.3 |
07.45-08.00 |
Заправка постелей. Уборка спален. Цель: учить детей самообслуживанию, правильно, последовательно, аккуратно заправлять постель, вытирать пыль, соблюдать чистоту в спальнях. Воспитывать бережное отношение к результатам своего труда. Развивать у детей желание помогать друг другу.
|
контроль.
Необходимость спокойного доброжелательного тона, разумного участия воспитателя в действиях детей. Соблюдение установленных возрастных норм при проведении общественно полезного труда. Дифференцированный подход к каждому ребенку. |
П.4 |
08.00-08.20 |
Утренний туалет. Цель: формирование санитарно – гигиенических навыков. Продолжать учить детей самостоятельно мыть руки лицо, чистить зубы, насухо вытираться. Пользоваться только своей расческой. Убирать все принадлежности для умывания на свои места.
|
Напомнить детям о правилах поведения в умывальнике. Проверить наличие индивидуальных средств личной гигиены: зубной пасты щетки и полотенца. |
П.5 |
08.20-08.40 |
Завтрак. Цель: Формировать культурно гигиенические навыки. Закрепить умение организованно заходить в столовую. Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи; правильно пользоваться столовыми приборами; тщательно пережевывать пищу; есть бесшумно.
|
Напомнить правила поведения в столовой. Следить за осанкой и поведением во время еды. |
П.6 |
08.40-08.50 |
Сборы в школу. Уборка бытовой комнаты. Цель: Контроль внешнего вида детей. Совершенствование умений самостоятельно одеваться. Воспитание у детей аккуратности, опрятности.
|
Проверить наличие тёплой одежды. Обратить внимание на внешний вид каждого ребёнка. Оставить группу в порядке - работа дежурных |
Карточка №2
По времени |
П№1
П№2
П№3
|
Прием детей у учителей. Цель: Выяснить итоги дня, домашнее задание, поведение детей. Переодевание детей. Цель: Учить детей правильно и аккуратно вешать школьную одежду на вешалку. Подготовка к обеду. Цель: учить детей санитарно гигиеническим навыкам. (Учить правильно и чисто мыть руки с мылом, обязательно пользоваться индивидуальным полотенцем) |
Проверить наличие мыла и полотенца у каждого ребёнка. Контроль над мытьём рук, понаблюдать за каждым ребёнком. |
13.10 - 13.30 |
П№4 |
Обед. Цель: учить навыкам культурного поведения за столом Воспитывать бережное отношение к хлебу, аккуратность, самостоятельность; Продолжить работу по воспитанию культурного поведения в столовой; Коррекция мелкой моторики рук; Воспитывать положительное отношение, к труду поваров и работников кухни. |
Напомнить правила поведения в столовой. Следить за осанкой и поведением во время еды. |
13.30-14.00 |
П№5 |
Прогулка и отдых на свежем воздухе. Цель: Воспитывать у детей потребность в укреплении своего
здоровья через Формировать двигательные навыки; Коррекция внимания , памяти, общей моторики.
|
Проверить наличие тёплой одежды. Обратить внимание на внешний вид каждого ребёнка. Оставить группу в порядке - работа дежурных. |
14.00-16.00 |
П№6 |
Сон. Цель: Организация детей на сон, соблюдение дисциплины. Воспитывать положительное отношение к дневному сну. Заправка кроватей - воспитывается самостоятельность и аккуратность.
|
Контроль за действиями детей. |
16.00-16.20 |
П№7 |
Сборы в школу на самоподготовку Цель: учить детей санитарно гигиеническим навыкам. (Учить правильно и чисто мыть руки с мылом, обязательно пользоваться индивидуальным полотенцем). Учить правилам поведения в умывальнике. |
Контроль за действиями детей. |
16.30-17.10 |
П№8 |
Самоподготовка. Цель: закрепление материала урока, воспитывать умение работать самостоятельно. Воспитательные задачи: - развитие устойчивой активности и интереса к учебной деятельности - воспитание умения не мешать другим.
|
Деятельность воспитателя: контролировать и оказывать индивидуальную помощь детям с индивидуальным или дифференцированным заданием.
|
17.10-17.50 |
П№9 |
Воспитательский час по направлениям. Задачи: Формировать умения осознанно осваивать и применять знания и навыки по охране укреплению своего здоровья, по культуре общения, коммуникативных моделей поведения в различных ситуациях, по правовой культуре, прививать навыки самостоятельной трудовой деятельности. Развивать индивидуальные личностные качества каждого ребёнка.
|
По план- сетке на каждый день. |
|
|
|
|
Карточка №3
Вечерний отрезок времени.
18.00-21.00час
17.50 -18.00 |
П№1 |
Прием детей у воспитателя (беседа о поведении, внешнем виде, хоз. вопросы)
|
Контроль за действиями детей. |
18.00-18.30 |
П№2 |
Прогулка . Цель: дать детям двигательную разгрузку. Развивать внимание, память, координацию движения, ловкость, быстроту. Учить играть в коллективе, воспитывать чувства товарищества, доброжелательности, взаимовыручки, умение считаться с интересами и мнениями товарищей по игре. Формировать привычку аккуратного обращения с выносным материалом и убирать его на свои места. |
Проводить инструктаж по технике безопасности (подвижные игры) |
18.30-19.00 |
П№3 |
Подготовка к ужину. Цель: учить детей санитарно гигиеническим навыкам. (Учить правильно и чисто мыть руки с мылом, обязательно пользоваться индивидуальным полотенцем). Учить правилам поведения в умывальнике. |
Проверить наличие мыла и полотенца у каждого ребёнка. Контроль над мытьём рук, понаблюдать за каждым ребёнком. |
19.00-19.20 |
П№4 |
Ужин. Цель: учить навыкам культурного поведения за столом, воспитывать бережное отношение к хлебу, аккуратность, самостоятельность; Продолжить работу по воспитанию культурного поведения в столовой; Коррекция мелкой моторики рук; Воспитывать положительное отношение , к труду поваров и работников кухни. |
Напомнить правила поведения в столовой. Соблюдение правил поведения в столовой. Проконтролировать уборку стола дежурными. |
19.20-20.00 |
П№5 |
Занятия по интересам. Чтение сказок. Спокойные игры. Просмотр телепередач. Кружковая работа. |
Деятельность воспитателя: контролировать и оказывать индивидуальную помощь. |
20.00-20.10 |
П№6 |
Вечерний туалет. (водные процедуры) Цель: Формировать санитарно гигиенические навыки. Вырабатывать у детей привычку последовательно готовиться ко сну. Продолжать учить детей самостоятельно мыть руки лицо, чистить зубы, насухо вытираться. Пользоваться только своей расческой. Убирать все принадлежности для умывания на свои места.
|
Напомнить о правилах поведения в умывальнике. Проверить наличие индивидуальных средств личной гигиены: зубной пасты щетки и полотенца. |
20.10-20.50 |
П№7 |
Влажная уборка бытовой комнаты. Цель: Прививать трудовые навыки. Учить детей проводить влажную уборку помещения, приучать соблюдать чистоту и порядок в группе. Подъем детей в спальни. Цель: учить подниматься в спальни организованно, подниматься по лестнице тихо спокойным шагом. В спальнях. Цель: Учить детей правильно расправлять постель для сна, аккуратно складывать покрывало, свои вещи. |
Контроль за действиями дежурных.
Контроль за всеми детьми. Практический показ. |
20.50-21.00 |
П№8 |
Передача детей ночной няне в постели под роспись |
|
Карточка №4
Самоподготовка.
16.30-17.10
1. |
Организационный момент |
Можно использовать: коррекционные игры на развитие психических процессов /внимание, мышление, память и др./ можно вводить сюрпризные моменты, соревновательный компонент, игровые ситуации. На орг. моменте воспитатель должен настроить детей на самостоятельную учебную деятельность
|
Примечание: - Физ. пауза проводится на 20 минуте - Артикуляционная гимнастика проводится непосредственно перед выполнением задания по русскому языку, чтению или устным предметам
|
2. |
Выяснение домашнего задания |
(дети самостоятельно должны найти, что задано): - в 1,2 классах - находят по закладкам. - в начальном звене дети должны поставить пальчик в учебнике на задание. - на этом же этапе воспитатель определяет для детей виды проверки: самопроверка, группа доверия, взаимопроверка, устный опрос.
|
|
3. |
Дидактическая игра |
Игра должна быть по одному из предметов, которые будут выполняться на данной самоподготовке, игра должна быть связана с закреплением темы, хорошо, если она одновременно будет и развивающей: на смекалку, на развитие психических процессов и т.д.
|
- Пальчиковая гимнастика проводится перед письменными предметами. Так же элементы пальчиковой гимнастики можно включать и в физ. паузу
|
4. |
Самостоятельное выполнение домашнего задания детьми
|
Деятельность воспитателя: - контролировать правильность начала выполнения д/з, если у ребёнка возникают проблемы, воспитатель возвращает его к правильной ориентировки (прочитать правило, посмотреть похожее задание), при дальнейшем затруднении воспитатель должен указать на ошибку и помочь начать правильное выполнение. - контролировать и оказывать индивидуальную помощь детям с индивидуальным или дифференцированным заданием.
|
|
5. |
Проверка выполнения домашнего задания
|
- Проверка воспитателем: – индивидуальный просмотр записей, прослушивание. - Фронтальная – этот вид используется, когда у детей ещё нет достаточных навыков самопроверки;
|
- Самопроверка – основной, ведущий вид проверки! |
6. |
Итог
|
Необходимо отметить насколько дети были самостоятельны, прилежны; обязательно отмечать, особенно в начальных классах аккуратность записей, старание; качество выполнения. Если дети одновременно выполняют задания, то итог подводится после каждого выполненного предмета.
|
Если необходимо – выяснить и разобрать причины неудач.
|
Дни недели
|
Содержание |
||
Занятие на воздухе |
Занятие в помещении |
Вечерний отрезок времени |
|
понедельник |
Трудовой час |
Личностное развитие |
Крупотерапия /10 мин/ Свободное время /игры и занятие по интересам/ |
вторник |
Физкультурно-оздоровительные мероприятия Час здоровья |
Охрана здоровья. Физическое развитие |
Кружковая работа |
среда |
Экскурсии |
Творческое воображение |
Свободное время Игры и занятие по интересам |
четверг |
Игры на свежем воздухе |
Основы социализации и общения |
Внеклассное чтение Час сказки + рисование |
пятница |
Прогулка
|
Трудовое воспитание
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.