«Результаты реализации опыта учителя русского языка при подготовке к государственной итоговой аттестации».
Оценка 4.7

«Результаты реализации опыта учителя русского языка при подготовке к государственной итоговой аттестации».

Оценка 4.7
Подготовка к тестированию
docx
русский язык
8 кл—11 кл
06.09.2018
«Результаты реализации опыта учителя русского языка при подготовке к государственной итоговой аттестации».
Государственная итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит результат.Основной целью своей педагогической деятельности считаю создание комфортных условий для получения необходимых знаний, умений и навыков обучающимися. В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ГИА: систематический, тематический, логический, тренировочный, индивидуальный, контролирующий.Основной целью педагогической деятельности считаю создание комфортных условий для получения необходимых знаний, умений и навыков обучающимися. В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ГИА: систематический, тематический, логический, тренировочный, индивидуальный, контролирующий.
статья.docx
Обобщение опыта работы на РМО Куйбышевского района учителя русского языка и литературы  МБОУ Лысогорской СОШ Одинцовой Татьяны Алексеевны по теме: «Результаты реализации опыта учителя русского языка при подготовке к государственной  итоговой аттестации». Государственная итоговая аттестация – первая по­настоящему серьезная проверка эффективности  учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит  результат.      Для учителя главное ­ сделать так, чтобы выпускники научились  самостоятельно получать  знания.       С уверенностью могу сказать, что педагоги, осуществляющие подготовку к ГИА, накопили  немалый опыт по данной проблеме.  У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки учащихся к экзаменам по  русскому языку. Основной целью своей педагогической деятельности  считаю создание комфортных условий для  получения необходимых знаний, умений и навыков обучающимися. В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ГИА: систематический,  тематический, логический, тренировочный, индивидуальный, контролирующий.  Следуя данным принципам, формирую у обучающихся навыки самообразования, самостоятельной  работы, критического мышления, самоконтроля. В систему моей работы по подготовке к ГИА входят: ­ психологический настрой  учащихся; ­ организация информационной работы по подготовке к ОГЭ; ­ оформление стендов; ­ создание методической базы; ­ рациональное использование ресурсов ИКТ  ­ систематическое повторение на уроках и при выполнении домашних заданий; ­ работа   с   текстом (в том числе и на уроках литературы);   ­ создание банка тестовых заданий;  ­ ведение индивидуальных тетрадей учащимися по подготовке к экзаменам; ­ работа с родителями: обучающие консультации для желающих, беседы, индивидуальная работа,  совместные консультации; ­ консультации для учащихся (как для всего класса, так и индивидуальные); ­ проведение пробных работ  (за год – 4: сентябрь, декабрь, март, апрель); ­ мониторинг индивидуальных достижений учащихся;  ­ аналитическая деятельность и работа над ошибками; ­ проведение экзамена и его анализ. Чтобы результаты итоговой аттестации были успешными, работа должна вестись в системе и  начинаться как можно раньше. Большое внимание уделяю формированию орфографических и  пунктуационных навыков, начиная с 5 класса. Из опыта могу сказать, что у пятиклассников навык распознавания орфограмм развит недостаточно либо не развит вообще. Поэтому одна из первых задач – учить распознавать части речи, научить  видеть орфограммы, знать их «в лицо». Этого я добиваюсь, приучая детей работать графически  даже там, где нет пропуска букв, а орфограмма есть. Эту же работу учащиеся выполняют и при  анализе контрольных диктантов. Следует отметить, что такая методика работы увлекает детей,  работают они с желанием: проговаривают правила, подчеркивают буквы­орфограммы. Аналогично  работаем и при анализе предложений. систематического повторения пройденного При изучении правил орфографии и пунктуации необходимо нацелить детей, мотивировать их на  внимательное и глубокое изучение материала, сделать акцент на то, что этот материал встретится в КИМах ОГЭ и ЕГЭ. Начиная с 5 класса, каждый мой ученик заводит индивидуальную тетрадь для опорных конспектов,  в которую до 11 класса включительно собирает с помощью учителя весь теоретический материал,  необходимый для сдачи ОГЭ и ЕГЭ в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. На  этой стадии подготовки к экзамену я использую методику структурирования учебного материала.  Она ориентирована на укрупнение дидактической единицы учебной информации, сведения ее к  единым логическим и дидактическим основаниям. В результате логической обработки материала и  установления последовательности его изучения создаются благоприятные условия для  формирования у учащихся обобщенных знаний, позволяющих успешно готовиться к выполнению  первой части в системе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Большое   внимание уделяю организации   Считаю, что при проектировании уроков русского языка важна преемственность, основывающаяся  на комплексном изучении языка, которое предполагает системное повторение материала на каждом уроке, т.е., кроме изучения нового материала, попутно повторяются другие темы. Опыт работы  показывает, что такое повторение должно быть основано на анализе ошибок, допущенных во  входящем диагностическом тесте или диктанте и далее в последующих контрольных работах,  текущих работах, выполненных самостоятельно. На каждом уроке (по возможности) веду работу по орфоэпии, лексике. Для этого разбираем 10­15  слов, вслух проговариваем, ставим ударения, а через время провожу проверку усвоенного  материала.  В кабинете каждый год обновляется стенд, освещающий трудные вопросы ЕГЭ, региональных  экзаменов по русскому языку, орфоэпический минимум имеется на стенде. Работе по лексике  способствуют словари, имеющиеся в классе и в школьной библиотеке. Для отработки навыков выполнения заданий первой части КИМов очень полезно при проверке  усвоения материала включать тестовые задания, в которых формулировка вопроса приближена к  ЕГЭ Тестовые формы контроля провожу с 5­го класса. Кстати, не все дети умеют решать тесты, нужно  помочь им овладеть техникой работы с ними, постепенно готовя к формату ЕГЭ. Регулярно  проводимое тематическое тестирование позволяет быстро установить обратную связь, определить  пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них. Как  итоговый и промежуточный контроль тестирование обеспечивает такие качества результатов  проверки, как надежность и объективность. Использую материалы, аналогичные материалам ЕГЭ,  составленные в соответствии с Программой по русскому языку и учитывающие возрастные  особенности учащихся. Использование КИМов позволяет начать системную подготовку к ЕГЭ уже  с 5 класса. Много внимания на уроках уделяю комплексному анализу текста, который помогает исследовать  текст с разных сторон. От класса к классу объемы исследования текста увеличиваются,  формируются навыки анализа текста, повторяются темы всех разделов лингвистики. На помощь приходят уроки литературы, где художественные тексты, их фрагменты становятся  предметом размышлений для учащихся. Первым заданием ОГЭ по русскому языку в 9классе является написание сжатого изложения.  Работу по формированию навыка компрессии текста я начинаю уже в 5 классе, программой  предусмотрено написание подробного и сжатого изложения. Очень важно обращать внимание на  определение микротем текста (абзацное членение), научить учащихся приемам компрессии  (сжатия). При подготовке к написанию сочинения (2­я часть КИМа) тоже необходима системность в работе:   учащиеся 9 класса на экзамене чаще всего выбирают задание 15.3. Поэтому я ещё в 5­6 классах знакомлю учащихся со структурой сочинения­рассуждения, учу детей  определять проблему каждого изучаемого произведения, авторскую позицию; умению составлять свой банк аргументов. С алгоритмом экзаменационного сочинения­рассуждения знакомлю в 7 классе: тезис (толкование понятия и комментарии к нему); привести примеры  (доказательства, аргументы), один из прочитанного текста, другой из жизненного опыта, либо оба  из прочитанного текста; вывод (поясняю детям, что вывод – это доказанный тезис). Далее идёт  постоянная систематическая отработка данного алгоритма. В 9 классе выпускники наизусть знают  алгоритмы написания сочинения и изложения и умеют ими пользоваться. Подготовка к данному  заданию также идёт и на уроках литературы, когда нужно дать ответ на вопросы типа «Почему ты  считаешь…», «Зачем герой так сделал…», «За что я осуждаю…» и т.п., дать письменный ответ на  вопрос «Понравился ли рассказ и почему?», «Мой любимый герой?» «Моё любимое  стихотворение». В таких случаях учу детей добавлять пример из жизненного опыта. Такие задания  развивают речь, творческие способности, расширяют кругозор, пополняют словарный запас, учат  писать сочинения­рассуждения, решают не одну воспитательную задачу.  В каждом классе есть несколько групп детей с разной мотивацией к обучению. Конечно, этот  фактор я учитываю при подготовке урока. Мотивированные на учение дети, как правило, работают  самостоятельно или выступают в роли консультантов, помощников.  Много внимания уделяю организации контроля и самоконтроля. Грамотная организация контроля  приучает школьников к дисциплине, к тому, что нужно учить, к требованиям по предмету. Кроме  этого, ученик видит результаты своего труда, оценивает уровень своих знаний.  Таким образом, к 9, а затем и к 11 классу учащиеся подходят уже со знанием структуры ОГЭ и  ЕГЭ, содержания заданий, умеют выполнять задания КИМов. Большую роль при подготовке к ГИА отвожу самоподготовке учащихся к ГИА, используя  возможности Интернета. Для этого использую самые разнообразные сайты: ФИПИ, Решу ОГЭ, ЕГЭ, ГИА­9, «По уши в ГИА(ОГЭ) и ЕГЭ»и другие.    ИКТ применяю не только по самоподготовке выпускников к экзамену, но и при изучении новой  темы, закреплении, проверке.  Это тренажёры, презентации, видеоролики и т.д. Некоторые из них  беру в интернете, некоторые выполняю сама, а чаще привлекаю учащихся. Например, в 8 классе  было задание   составить тренажёр по теме: «Обособленные члены предложения». Мне важно не то, как они составят, а то, что ещё раз повторят   эту сложную тему.  Таким образом, применение ИКТ при подготовке к ГИА – это повышение мотивации обучения,  активизация   деятельности учащихся,  создание  ситуации успеха и положительного настроя ,  возможности применения индивидуально­дифференцированного подхода в обучении. При этом всегда помню, что компьютер не должен полностью заменить учителя, а только являться  хорошим помощником. От учителя требуется создание целой системы уроков по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Разработать  такую систему позволяют КИМы. Я использую простую методику, в основе которой алгоритмы  рассуждения. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить  и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более  эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной теме я   предлагаю  сведения, где можно найти нужный материал.     Для тренировки  берем типовые  тестовые задания. Тесты к заданиям позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать  быстрого успеха, некоторым ученикам то или иное задание  надо решить по алгоритму ни один раз,  только тогда появится уверенность и четкость.  Каждый тематический блок завершается проверочной работой. Работы детей анализирую,    материалы собираются в тетрадь  учета, затем каждый ученик работает над  своим проблемным  заданием. Это помогает целенаправленно организовать индивидуальную работу с учащимися. Через некоторое время снова проводим промежуточный тест и проверяем. И снова работаем над  ошибками. Система внешнего мониторинга показывает реальную картину качества знаний  учащихся, помогает скорректировать работу. Завожу на каждого учащегося специальные диагностические таблицы, в которых отражена оценка,  процент выполнения, количество баллов, отражены допущенные в работах ошибки. Ребята,  знакомясь с результатами, сравнивают, делая выводы. Информационная работа ­ важное условие формирования психологической устойчивости  обучающихся.В ходе подготовки к ГИА необходима тесная связь с родителями. На родительских собраниях знакомлю родителей со структурой и содержанием КИМов, с  процедурой проведения экзамена, критериях оценивания,даю рекомендации по контролю, уровню  готовности каждого выпускникапо умению использовать материалы различных сайтов. Если есть  изменения в КИМах, то довожу до сведения родителей обязательно.Приобретаем силами  родителей учебно­методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются  разработчики контрольно­измерительных материалов. Тесно работаю с классным руководителем и администрацией школы, довожу до их сведения  результаты, успехи и неудачи выпускника. Подводя итог всему вышеизложенному, нужно отметить, что работа по подготовке к  государственной итоговой аттестации идёт систематическая. Главным критерием  целенаправленной систематической работы по подготовке к экзамену является результат сдачи  ГИА. В этом учебном году неплохо сдали ЕГЭ учащиеся 11 класса: из 7 выпускников четверо получили  свыше 70 баллов. Таким образом, мною были изложены основные составляющие системы подготовки к ЕГЭ по  русскому языку. Позитивная динамика результатов экзаменов убедительно доказывает, что  данная  система  эффективна.     Дорогие коллеги, я поздравляю вас с новым учебным годом! Искренне желаю вам оптимизма,  неиссякаемой энергии, уважения и поддержки коллег, успешного воплощения самых смелых  творческих замыслов.

«Результаты реализации опыта учителя русского языка при подготовке к государственной итоговой аттестации».

«Результаты реализации опыта учителя русского языка при подготовке к государственной итоговой аттестации».

«Результаты реализации опыта учителя русского языка при подготовке к государственной итоговой аттестации».

«Результаты реализации опыта учителя русского языка при подготовке к государственной итоговой аттестации».

«Результаты реализации опыта учителя русского языка при подготовке к государственной итоговой аттестации».

«Результаты реализации опыта учителя русского языка при подготовке к государственной итоговой аттестации».

«Результаты реализации опыта учителя русского языка при подготовке к государственной итоговой аттестации».

«Результаты реализации опыта учителя русского языка при подготовке к государственной итоговой аттестации».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.09.2018