РИСКИ ТРАНСФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ПОГРУЖЕНИЯ В ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО

  • docx
  • 10.05.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Консультация.docx

РИСКИ ТРАНСФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ПОГРУЖЕНИЯ В ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО
В наши дни экран очень часто подменяет живое общение ребенка с родными: бабушкины сказки, и мамины колыбельные, и игры со взрослыми, и спорт, и многое – многое другое. Казалось бы, ребенок не капризничает, не требует родительского внимания к себе, сидит дома, узнает с помощью гаджетов что-то новое, приобщается к современной жизни, управляя электронными устройствами...
Однако такое безобидное, на первый взгляд, увлечение детей «экранным» времяпровождением очень быстро может обернуться и для ребенка, и для его близких весьма плачевными последствиями.
Дело в том, что подобные занятия очень затягивают ребенка и начинают тормозить его нормальное развитие: отвлекают от того, что ему действительно необходимо постичь в этом возрасте; вызывают нездоровое стремление к неосмысленному получению большого объема разноплановой информации, постоянной смене впечатлений, что негативно сказывается на его нервной системе и поведении; способствуют уходу в виртуальный мир и отрыву от реальности.
В результате у детей возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует их собственную деятельность. С появлением экранной зависимости ребенок утрачивает способность концентрироваться на каком-либо занятии, теряет интерес к получению той информации, ребёнок не желает овладевать теми или иными навыками, становится неусидчивым и рассеянным.
Особого внимания со стороны взрослых требует увлечение дошкольников компьютерными играми с сюжетом. Именно они способны сформировать у ребенка устойчивую психологическую зависимость, привести к дезадаптации и нарушениям его психики. Увлекательные, зрелищные, яркие игры оказывают существенное воздействие на эмоциональную сферу, навязчиво вызывая у еще не сформированной личности набор одних и тех же эмоций и вытесняя ряд других, свойственных нормальному человеку, уводя его в виртуальный мир, насыщенный исключительно острыми впечатлениями, отдаляя реальность.
Сотни клинических исследований показывают, что гаджеты увеличивают депрессию, вспыльчивость, агрессию и могут привести к психотическим последствиям, при которых игрок теряет связь с реальностью.
Время у экрана и цифровая эра — то, что мешает развитию навыков, которые родители с таким энтузиазмом воспитывают в своих детях. Способность концентрироваться, привлекать внимание, расширять свой словарный запас, ощущать отношение другого человека и общаться с ним — все это ослаблено цифровой зависимостью.

 

 

Большинство проблем связано с количеством стимулов, которые предлагает нам устройство, потому что именно эти гаджеты дают человеку возможность обрабатывать несколько действий в одном случае. Следовательно, мы избавляемся от необходимости обрабатывать информацию самим.
Между тем следует отметить что такое, безобидное, на первый взгляд, занятие, как игра на компьютере или просмотр мультфильмов, часто устраивает не только детей, но и родителей. Ребенок не пристает, ничего не просит, не безобразничает и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной жизни. Часто экран заменяет ребенку живое общение с родными, совместное проведение досуга, игры с родителями, спорт.
Зависимость ребенка от экрана необходимо преодолеть как можно раньше, поскольку она тормозит его нормальное развитие и может привести к таким последствиям, как неспособность сконцентрироваться на занятии, отсутствие других интересов в жизни, повышенная рассеянность и др.
Нужно понимать, что все виртуальные игры специально делаются очень интересными, зрелищными, захватывающими. В этом-то и кроется гигантская приманка.
Иногда в реальных жизненных ситуациях ребенок продолжает действовать будто бы исходя из личности героя компьютерной игры. В его сознании стирается грань между добром и злом, он становится жестоким. Проливается ли в игре чья-то кровь, убивает или ранит своего соперника персонаж, которым управляет дошкольник, — все это не пугает его, не заставляет переживать и сочувствовать. Вот почему в обычной жизни современные дети чаще агрессивные и черствые. 
То же самое касается большинства современных мультфильмов. Если ребенок помногу и бесконтрольно сидит у телевизора, последствия могут быть плачевными.
Уже определен ряд предупреждающих знаков цифровой зависимости, которые варьируются от ребенка к ребенку и могут находиться под влиянием ряда факторов, таких как домашняя обстановка, а также социальное и экономическое положение семьи:
Ребенок много времени проводит за экраном компьютера, телевизора, планшета и прочих электронных устройств, поглощен этим занятием.
Постоянно требует поставить ему мультики или смотрит все подряд.
«Выключается» из реального мира, становится рассеянным и несобранным. Постоянно старается улучить момент, чтобы включить компьютер, планшет или телевизор.
Перестает слушаться родителей (напряжение в отношениях между ребенком и взрослыми нарастает).
Постоянно просит скачать новые игры или делает это сам.
Перестает проявлять интерес к обычным играм, прогулкам, творческим занятиям.
Отказывается от приема пищи, чтобы не отрываться от компьютера, телевизора.
 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При бесконтрольном проведении времени за монитором у ребенка могут появиться следующие проблемы со здоровьем: 
 	ухудшение зрения (слизистая оболочка глаз страдает от сухости);
 	ухудшение осанки; 
 	головные боли;
 	симптомы хронической усталости;
 	нарушения сна и аппетита.
Наряду с этим у дошкольника возникают проблемы в эмоциональной сфере (страхи, фобии, агрессивность), особенно если он играет в игры, связанные с насилием, «стрелялками». У зависимых людей наблюдаются различные виды навязчивых действий (ребенок грызет ногти, сосет пальцы, у него подергиваются какие-то части тела); имеют место психофизиологические реакции (нервный тик, энурез, заикание).
В дополнение к этому, как правило, возникают социальные проблемы: дети испытывают трудности в общении со сверстниками становятся замкнутыми, грубыми.
Что мы можем сделать? Оказывается, очень много. И это не так
уж сложно и трудновыполнимо:
- установить обеденную зону как «зону без устройств»,
- определить день без светящихся экранов,
- объявить Интернету тайм-аут (отключите его во всем доме на несколько часов и не пользуйтесь сетью сами),
- установить территорию зарядки, чтобы дети не брали свои устройства с собой в кровать,
- выделить определенные дни для пользования гаджетами.
Ребенок, занимающийся творчеством и близкий к своей семье, с меньшей вероятностью захочет убежать в вымышленный цифровой мир.
Поэтому давайте начнем с себя и, будучи взрослыми, образованными, организованными и способными к саморегуляции людьми, будем сами следовать простым правилам эксплуатации своих устройств: поставьте лимит на приложения, в которых больше всего тратите времени, отключите уведомления и не дергайтесь каждый раз, когда кто-то поставил вам лайк, проверяйте почту систематически, а не спонтанно, убирайте телефон за час до сна и не включайте его час после пробуждения.
- Как взрослый может оградить ребёнка от этой зависимости?
- Чем мы как взрослые можем заинтересовать ребёнка?
А еще просто общайтесь с людьми: смотрите им в глаза, улыбайтесь, пытайтесь понять человека напротив вас, здоровайтесь и разговаривайте с людьми, переживайте за других, ставьте себя на чужое место, смейтесь и плачьте вместе с друзьями — это лучшая профилактика цифровой зависимости, цените людей, которые рядом с вами.
И помните: цифровые технологии — это всего лишь инструмент для работы, а для всего остального есть человек.