Тема: «Род имён прилагательных»
3 класс, УМК Школа России.
Цель: формировать представления обучающихся об основных грамматических признаках имён прилагательных (роде и числе), о том, что род прилагательного совпадает с родом и числом имени существительного, к которому данное прилагательное относится.
Задачи:
обучающие: сформировать умение определять род имён прилагательных, совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи;
развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности;
воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих детей, воспитывать уважение и интерес к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач, воспитывать чувство красоты, гармонии к русскому языку.
Планируемые результаты:
предметные результаты: уметь согласовывать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, определять род имён прилагательных.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта ошибок.
Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
По форме организации – комбинированный (парная , индивидуальная, фронтальная, самостоятельная).
По видам деятельности: поисково-исследовательский.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку.
Ход урока
I. Организация урока.
Дети заходят в класс, учитель выдаёт жетончики разного цвета. Дети рассаживаются по местам согласно цвету ряда.
Утром ранним поднимаясь,
Собираясь в добрый путь,
Умываясь, наряжаясь,
Ты улыбку не забудь!
-Улыбнуться друг другу перед началом урока - хорошая традиция! Улыбнитесь друг другу и мне. Поприветствуйте гостей и подарите им улыбки.
II. Актуализация знаний.
-Ребята, отгадайте загадки
1. Невидимка озорной
Вот играет он с травой,
Листья в воздухе кружит,
Налетит и улетит. (Ветер)
2. Круглое румяное
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
3. Куда бежит – сама не знает,
В степи ровна, в лесу плутает.
Споткнётся у порога, что это? (Дорога)
4.Следующую загадку загадает Ливацкий Дима. Он сделал её в программе inShОt
5. Самая близкая звезда к Земле? (Солнце)
6. Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней. (Машина)
- На какие группы можно разделить эти отгадки? Распределите слова на группы.
( Каждая группа раскладывает слова у себя на столах. Мужской, женский и средний род имён существительных )
- Как узнать род имени существительного?
(Подставить слова он мой, она моя, оно моё.)
С чем связаны все эти слова? Какой общей темой мы можем их объединить?
(Природа)
III. Новая тема.
1. - К нам на урок пришли наши знакомые эколята. Каждый из них принёс вам задание. Интересно, что там?
-Посмотрим, что лежит в конверте Тихони. (Учитель достаёт задание)
Разложите слова на 3 группы. Слова выдаются каждой группе.
Лёгкий, красное, длинная, короткий, жёлтое, тяжёлая.
(по цвету, по длине, по весу)
- К какой части речи относятся слова? ( К имени прилагательному)
- Как определили? (Отвечают на вопросы какой? Какая? Какое?)
2. Постановка проблемы.
- Определите род имён прилагательных. (Не проходили.)
- Попробуем разобраться. Тихоня дал подсказку.
Соотнесите имена существительные с именами прилагательными.
Лёгкий ветер, красное яблоко, длинная дорога, короткий зонт, жёлтое солнце, тяжёлая машина.
- Что вы заметили? (Род имени прилагательного такой же, как у имени существительного, к которому относится.)
IV. Первичная проверка и закрепление новых знаний.
- Откройте тетради. Запишите число и классная работа.
Я тетрадочку открою и как надо положу.
Я от вас не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.
- Спишите слова в тетрадь. Сверху подпишите род над именами существительными и над именами прилагательными.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Колёсики, колёсики и красивый руль.
Дворники работают, водичка льёт буль-буль.
(ФМ сделана в программе inShOt)
Откройте учебник на стр. 72. Прочитайте правило.
3. - Ёлочка тоже приготовила для вас задание. Открываю конверт.
Разрезные картинки.
Задание: собрать картинки, найти имена прилагательные.
Записать их вместе с именами существительными и определить род.
4. Пришло время заглянуть в конверт Шалуна.
-Шалун любит пошалить, он такое вам написал…
Зелёный роща, ближняя озеро, съедобное гриб, экологический эстафета, окружающее мир, синяя небо.
-Прочитайте, что не так?
-Что надо изменить у имён прилагательных? (Окончания)
-Поработаем в парах. Одному сложно справиться с заданием.
Запишите парами словосочетания. Определите род, выделите окончания.
(Учитель пишет на доске первые три пары.)
V. Обобщение урока в виде кластера.
-Какую часть речи изучали на уроке? (Имя прилагательное)
- На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (Какой? Какая? Какое? Какие?)
- Что мы сегодня научились определять у имени прилагательного? (Род: ж.р., м.р., с.р.)
-Как определить род имён прилагательных?
VI. Рефлексия :
- Ребята, если вам сегодня было интересно, то положите в корзину цветок анютиных-глазок.
( На доске корзина, дети приклеивают цветы)
Домашнее задание
Стр.72, выучить правило , стр.73, упр. 126.
VII. Итог урока
Сегодня хорошо работали на уроке…
Спасибо всем за работу!
Встали. Урок окончен!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.