РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 67.docx
У р о к   67 РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (построение   речевых   высказываний,   лидерство   и   планирование   учебного Ц е л ь : учить определять род имен существительных. Характеристика деятельности учащихся: Принимать   и   сохранять   учебную   задачу   планировать   свои   действия   в соответствии   с   поставленными   задачами.   Соотносить   собственный   ответ   на проблемный вопрос с предложенными вариантами ответов и аргументированно доказывать   свою   позицию.   Понимать   информацию,   представленную   в   виде схемы, дополнять схему.  Универсальные учебные действия (метапредметные): Коммуникативные  согласованность   действий   с   партнерами, сотрудничества). Личностные (умение соблюдать установленные правила). Регулятивные  (самоконтроль,   самооценка,  целеполагание,   планирование, прогнозирование, умение формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).  Познавательные  (умения   анализировать   текст,  классифицировать,   ставить проблему,  работать   с   текстом,   умение   выделять   существенное,  наблюдать, обобщать,  строить   речевые   высказывания,   делать   выводы  и   использовать полученные знания в практической деятельности). Формы   и   методы   обучения:  фронтальная,   индивидуальная,   коллективная, групповая; словесный, практический. Х о д   у р о к а I. Чистописание. Си  си  сл  са  ср  ас Честь, достоинство, слава. II. Работа над новым материалом. 1. Постановка учебной задачи.  Отгадайте загадки и запишите отгадки. џ Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник.)џ Нахмурится, насупится, в слезы ударится –    Ничего не останется.    џ Носил меня зверь, а попала на людей. џ Где упрется хвостом, станет дырка потом. џ Грамоты не знаю, а век пишу. – К какой части речи относятся записанные слова? – Что вы знаете об имени существительном? Посмотрите   на   ту   часть   торта,   где написано «имя   существительное» (Туча.) (Шуба.) (Шило.) (Ручка.) (учебник).  – С какими слоями мы уже знакомы? Какой слой нам незнаком? О каком слое торта будем говорить? Учитель читает рифмованное упражнение. Род мужской, конечно, мой: Мой сад, мой брат, стул мой. Женский род, помню я, То, про что скажу, – моя: Моя ручка, моя тучка И тетрадь моя. Средний род – оно, моё: Моё окно, село моё. Прочитайте,   какие   существительные   относятся   к   мужскому,   женскому, среднему роду (учебник).    Ф и з к у л ь т м и н у т к а 2. Упражнение в определении рода имен существительных.  1) В ы п о л н е н и е   упражнения 1 (учебник). – Какая часть слова помогла тебе образовать новые слова? –   К   каким   словам   нельзя   подобрать   однокоренные   слова   женского   рода? (Петух, бык.) 2)  В ы п о л н е н и е   упражнения   2   (только   первая   строчка   в   учебнике)   по образцу на доске.  – От чего зависит выбор формы имени прилагательного? – Прочитайте правило в учебнике и алгоритм «Как определить род имени существительного».3) В ы п о л н е н и е   упражнения 3 (только I абзац в учебнике) самостоятельно по образцу. III. Итог урока. – Что нового вы узнали об имени существительном? – Какого рода бывают имена существительные? – Как определить род имени существительного? – От чего зависит выбор формы имени прилагательного? Домашнее   задание:  знать   алгоритм   определения   рода   имен существительных.  Как устроен наш язык Урок 6 7 Род имен существительных Задачи урока: знакомство с категорией рода имен суще- твительных, отработка способа определения рода имен суще- твительных. Работа по учебнику Обратите внимание. Род имен существительных — это так называемая классифицирующая категория (слова не изменяются, а распределяются по родам). Следовательно, носители языка, каковыми и являются ученики, практически всегда безошибочно определяют род того или иного имени существительного. Это знание получено не в результате заучивания каких-то правил грамматики, а непосредственно в речевом опыте. Однако в некоторых случаях носитель языка должен знать, к какому роду относится то или иное существительное, и такое знание невозможно без обращения к словарю или справочнику: распределение по родам несклоняемых существительных и суще- ствительных, трудно определимых по роду в ре- зультате восприятия носителями языка граммати- ческой аналогии. Так, частотные ошибки в употре- блении слов тюль, шампунь (характеризуются как слова женского рода) возникают потому, что эти слова автоматически ставятся в один ряд с суще- ствительными женского рода 3-го склонения типа лошадь, мать, хотя и тюль, и шампунь — существи- тельные мужского рода. Таким образом, обращение к категории рода позволяет не только изучить еще один грамматический признак существительного, но и организовать практическую работу по формированию речевой культуры, познакомив учеников с грамматическими нормами современного русского литературного языка. Рубрика «Тайны языка» знакомит с таким признаком имен существительных, как род. Учитель может ввести этот матери-ал сам или (в зависимости от уровня подготовки класса) пред- ложить ученикам самостоятельно прочитать текст рубрики. Упражнение  1 — наблюдение за парными по роду именами существительными (названиями животных). В большинстве случаев родственное слово помогает образовать суффикс, но встречаются также случаи, когда слова в парах не являются од- нокоренными; таким образом, упражнение также способствует расширению словарного запаса и формированию речевой культуры учащихся. Выполняется письменно фронтально. Возможная   трудность. Подбор родственного слова к слову барсук, так как существительное барсучиха не является в рус- ском языке частотным. Тем не менее это слово литературное, образуется по регулярной в русском языке модели. Упражнение  2 — отработка умений определять род имен существительных и составлять словосочетания, согласовывая прилагательные с существительными в роде. Выполняется письменно. Работа с первой строчкой организуется фронтально, со второй — в парах. Учитель указывает на то, что правильные окончания прилагательных даны в скобках. После проверки упражнения учитель задает обобщающий вопрос: от чего зависит выбор формы имени прилагательного? Выслушав ответы учащихся, он предлагает обратиться к рубрике «Обрати внимание», а потом рассказать, что нужно сделать, чтобы определить род существительного. Рубрика «Как определить род имени существительного» обобщает и закрепляет введенные знания о категории рода как еще одном признаке имени существительного. Упражнение 3 (трудное) — развитие умения ставить в предложения имена существительные, учитывая заданный род и общий смысл всего рассказа и каждого предложения. Учитель выбирает вариант выполнения в зависимости от подготовки класса: письменно фронтально с комментариями учителя или как индивидуальная самостоятельная работа. После знакомства с заданием учитель прочитывает текст с пропусками целиком. Возможная ошибка. Для первого предложения подбирается слово день, а не вечер. Помощь. Учитель указывает на то, что, во-первых, осенью дни короткие, во-вторых, в тексте далее говорится, что сказки лучше слушать «в такой вечер». Возможная трудность. Подбор слова в шестое предложение. В этом случае можно предложить варианты на выбор:  злой волшебник, колдун, чародей;   добрый   принц,   королевич,   царевич;   прекрасная   принцесса, королевна, царевна. Дополнительная работа. 1. (В классе с высоким уровнем подготовки.) Записать дик- туемые учителем словарные слова в три столбика: 6 7 м. р. с.р ж. р.Диктуемые слова: класс, иней, пальто, герой, месяц, одежда, молоко, ягода, собака, картина, компьютер, Россия, язык, фамилия, облако, мечта, щавель. Если ученики испытывают затруднение с определением рода существительного, учитель читает предложение, в котором определение (имя прилагательное) помогает «опознать» род существительного, например: «В классе установили новый компьютер»; «Ветки покрыл серебристый иней»', «Иванов — распространенная в России фамилия»; «Бабушка принесла кислый щавель». 2. Подобрать к данным на доске именам прилагательным существительные, записать получившиеся сочетания слов. тонкая огромный лазурное морозное старинная хрупкая

Посмотрите также