Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
У р о к 67
РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
(построение речевых высказываний, лидерство и
планирование учебного
Ц е л ь : учить определять род имен существительных.
Характеристика деятельности учащихся:
Принимать и сохранять учебную задачу планировать свои действия в
соответствии с поставленными задачами. Соотносить собственный ответ на
проблемный вопрос с предложенными вариантами ответов и аргументированно
доказывать свою позицию. Понимать информацию, представленную в виде
схемы, дополнять схему.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные
согласованность действий с партнерами,
сотрудничества).
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные
(самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование,
прогнозирование, умение формулировать тему и выявлять объект исследования,
коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить
проблему, работать с текстом, умение выделять существенное, наблюдать,
обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать
полученные знания в практической деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная,
групповая; словесный, практический.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
Си си сл са ср ас
Честь, достоинство, слава.
II. Работа над новым материалом.
1. Постановка учебной задачи.
Отгадайте загадки и запишите отгадки.
џ Из горячего колодца через нос водица льется.
(Чайник.)џ Нахмурится, насупится, в слезы ударится –
Ничего не останется.
џ Носил меня зверь, а попала на людей.
џ Где упрется хвостом, станет дырка потом.
џ Грамоты не знаю, а век пишу.
– К какой части речи относятся записанные слова?
– Что вы знаете об имени существительном?
Посмотрите на ту часть торта, где написано «имя существительное»
(Туча.)
(Шуба.)
(Шило.)
(Ручка.)
(учебник).
– С какими слоями мы уже знакомы? Какой слой нам незнаком? О каком слое
торта будем говорить?
Учитель читает рифмованное упражнение.
Род мужской, конечно, мой:
Мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род, помню я,
То, про что скажу, – моя:
Моя ручка, моя тучка
И тетрадь моя.
Средний род – оно, моё:
Моё окно, село моё.
Прочитайте, какие существительные относятся к мужскому, женскому,
среднему роду (учебник).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
2. Упражнение в определении рода имен существительных.
1) В ы п о л н е н и е упражнения 1 (учебник).
– Какая часть слова помогла тебе образовать новые слова?
– К каким словам нельзя подобрать однокоренные слова женского рода?
(Петух, бык.)
2) В ы п о л н е н и е упражнения 2 (только первая строчка в учебнике) по
образцу на доске.
– От чего зависит выбор формы имени прилагательного?
– Прочитайте правило в учебнике и алгоритм «Как определить род имени
существительного».3) В ы п о л н е н и е упражнения 3 (только I абзац в учебнике) самостоятельно
по образцу.
III. Итог урока.
– Что нового вы узнали об имени существительном?
– Какого рода бывают имена существительные?
– Как определить род имени существительного?
– От чего зависит выбор формы имени прилагательного?
Домашнее задание:
знать алгоритм определения рода имен
существительных.
Как устроен наш язык
Урок 6 7
Род имен существительных
Задачи урока: знакомство с категорией рода имен суще-
твительных, отработка способа определения рода имен суще-
твительных.
Работа по учебнику
Обратите внимание. Род имен существительных — это
так называемая классифицирующая категория (слова
не изменяются, а распределяются по родам).
Следовательно, носители языка, каковыми и являются
ученики, практически всегда безошибочно определяют
род того или иного имени существительного. Это
знание получено не в результате заучивания каких-то
правил грамматики, а непосредственно в речевом
опыте. Однако в некоторых случаях носитель языка
должен знать, к какому роду относится то или иное
существительное, и такое знание невозможно без
обращения к словарю или справочнику: распределение
по родам несклоняемых существительных и суще-
ствительных, трудно определимых по роду в ре-
зультате восприятия носителями языка граммати-
ческой аналогии. Так, частотные ошибки в употре-
блении слов тюль, шампунь (характеризуются как
слова женского рода) возникают потому, что эти слова
автоматически ставятся в один ряд с суще-
ствительными женского рода 3-го склонения типа
лошадь, мать, хотя и тюль, и шампунь — существи-
тельные мужского рода. Таким образом, обращение к
категории рода позволяет не только изучить еще один
грамматический признак существительного, но и
организовать практическую работу по формированию
речевой культуры,
познакомив учеников с
грамматическими нормами современного русского
литературного языка.
Рубрика «Тайны языка» знакомит с таким признаком имен
существительных, как род. Учитель может ввести этот матери-ал сам или (в зависимости от уровня подготовки класса) пред-
ложить ученикам самостоятельно прочитать текст рубрики.
Упражнение 1 — наблюдение за парными по роду именами
существительными (названиями животных). В большинстве
случаев родственное слово помогает образовать суффикс, но
встречаются также случаи, когда слова в парах не являются
од- нокоренными; таким образом, упражнение также
способствует расширению словарного запаса и формированию
речевой культуры учащихся.
Выполняется письменно
фронтально.
Возможная трудность. Подбор родственного слова к слову
барсук, так как существительное барсучиха не является в рус-
ском языке частотным. Тем не менее это слово литературное,
образуется по регулярной в русском языке модели.
Упражнение 2 — отработка умений определять род имен
существительных и составлять словосочетания, согласовывая
прилагательные с существительными в роде. Выполняется
письменно.
Работа с первой строчкой организуется
фронтально, со второй — в парах. Учитель указывает на то, что
правильные окончания прилагательных даны в скобках. После
проверки упражнения учитель задает обобщающий вопрос: от
чего зависит выбор формы имени прилагательного? Выслушав
ответы учащихся, он предлагает обратиться к рубрике
«Обрати внимание», а потом рассказать, что
нужно сделать,
чтобы определить род
существительного.
Рубрика «Как определить род имени
существительного» обобщает
и закрепляет
введенные знания о категории рода как еще одном признаке
имени существительного. Упражнение 3 (трудное) — развитие
умения ставить в предложения имена существительные,
учитывая заданный род и общий смысл всего рассказа и
каждого предложения. Учитель выбирает вариант выполнения
в зависимости от подготовки класса: письменно фронтально с
комментариями учителя или как индивидуальная
самостоятельная работа. После знакомства с заданием учитель
прочитывает текст с пропусками целиком.
Возможная ошибка. Для первого предложения подбирается
слово день, а не вечер.
Помощь. Учитель указывает на то, что, во-первых, осенью дни
короткие, во-вторых, в тексте далее говорится, что сказки
лучше слушать «в такой вечер».
Возможная трудность. Подбор слова в шестое предложение. В этом
случае можно предложить варианты на выбор: злой волшебник, колдун,
чародей; добрый принц, королевич, царевич; прекрасная принцесса,
королевна, царевна.
Дополнительная работа.
1. (В классе с высоким уровнем подготовки.) Записать дик-
туемые учителем словарные слова в три столбика:
6 7
м. р.
с.р
ж. р.Диктуемые слова: класс, иней, пальто, герой, месяц, одежда,
молоко, ягода, собака, картина, компьютер, Россия, язык,
фамилия, облако, мечта, щавель. Если ученики испытывают
затруднение с определением рода существительного, учитель
читает предложение,
в котором определение (имя
прилагательное) помогает «опознать» род существительного,
например: «В классе установили новый компьютер»; «Ветки
покрыл серебристый иней»', «Иванов — распространенная в
России фамилия»; «Бабушка принесла кислый щавель».
2. Подобрать к данным на доске именам прилагательным
существительные, записать получившиеся сочетания слов.
тонкая
огромный лазурное
морозное старинная хрупкая