Род имен существительных на Ь
Оценка 5

Род имен существительных на Ь

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
24.01.2018
Род имен существительных на Ь
Тема: Род имен существительных на Ь Цель: закрепить пройденное по родам имен существительных, изучение рода имен существительных на Ь; развитие устной речи, навыки построения предложений, правильное правописание существительных на Ь, разграничение родов на Ь существительных мужского и женского родов; показать особое место коня в русской и башкирской культуре и традиционном крестьянском хозяйстве, раскрыть символику этого образа в произведениях русского фольклора и литературы, познакомить с бытованием концепта конь в современном русском языке, воспитывать уважение к традициям русского народа и любовь к животным. Оборудование: книжная выставка, иллюстрации, самодельные книжки-малышки, видеозапись, компьютер, слайды.
Урок русского языка в 5 классе.docx
Урок русского языка в 5 классе Тема: Род имен существительных на Ь Цель: закрепить пройденное по родам имен существительных, изучение рода имен существительных на Ь; развитие устной речи, навыки построения предложений, правильное правописание существительных на Ь, разграничение родов на Ь существительных мужского и женского родов; показать особое место коня в русской и башкирской культуре и традиционном крестьянском хозяйстве, раскрыть символику этого образа в произведениях русского фольклора и литературы, познакомить с бытованием концепта конь в современном русском языке, воспитывать уважение к традициям русского народа и любовь к животным. Оборудование: книжная выставка, иллюстрации, самодельные книжки-малышки, видеозапись, компьютер, слайды. Ход урока: 1.Организационный момент. 2. Жужжащее чтение. 3. Письмо по памяти. Не изменит добрый конь, С ним и в воду и в огонь, Он как вихрь в степи широкой, С ним все близко, что далеко. 4. Слово учителя. Где-то во Вселенной существует волшебное королевство Лингвиния, где Язык является могущественным, храбрым королем. Грамматика – строгой, любящей порядок королевой, у которой целая свита принцев и принцесс. Морфология – одна из прекраснейших принцесс этого королевства. Именно от нее зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение, Числительное, Наречие, Предлог, Союз, Междометие. Каждый из слуг живет в отдельном княжестве. Мы с вами совершим путешествие в княжество под названием Существительное. Каждый обитатель его – волшебник, умеющий называть сущность всего, что окружает нас в мире. Наша цель: Род имен существительных на Ь и поговорить о лошадях. Поезд уже ждет нас, но, чтобы сесть в поезд, нужно купить билет, а его предлагают лишь тому, кто справится с заданием. 4. Опрос: -Что такое морфология? -Сколько частей речи есть в русском языке? -Что такое имя существительное? -Какие существительные называются собственными? -А какие нарицательными? -Какие существительные называются одушевленными? Примеры. -какие неодушевленными? Примеры. Какие слова относятся к мужскому роду? -Какие к женскому роду? Какие к среднему роду? Отлично! С заданием вы справились. Билеты куплены, каждая команда занимает вагон. Внимание! Сказочный поезд отправляется. На станциях вас будут проверять контролеры, поэтому будьте готовы. 5. Первая остановка «Роды» (работа на компьютерах). 6. Следующая остановка «Антонимы» (работа на доске). Подберите к словам противоположные по смыслу существительные, определите род Друг- свет- добро- 4 ученик Встречаются в былинном и сказочном народном слове рассказы о могучих конях, выводимых богатырями из подземелий, где они стояли в течение целых веков прикованными к скалам. Подбегают кони, говорящие голосом человеческим, к сказочным царевичам и добрым молодцам на распутьях, сами вызываются сослужить им службу верную. И, впрямь, верною можно назвать эту службу: они не только увозят своего любимого хозяина от лютых ворогов, а и сами бьют-топчут их; не только переносят его на себе за леса и горы, но и стерегут его сон, и приводят его к источникам живой и мертвой воды. Конь - излюбленный образ русской сказки. Вспомните Конька-Горбунка из сказки П.П.Ершова «Конек горбунок» или «Сивку -Бурку» из народной сказки. В сказках конь – это символ верности, преданности в дружбе, силы и могущества. Кроме этого сказочные кони обладают волшебной силой. (Слайд). 5 ученик Значение коня в русской культуре огромно. Почему именно коньков изображали на крыше русских изб? Конь являлся основной рабочей силой в крестьянской семье, он символизирует достаток и благополучие. Гордый и могучий, по-своему вырезанный, конек на крыше отражал характер самих хозяев и их мастерство. Кони были кормильцами и люди в благодарность украшали их изображением дом, считали, что, конек принесет счастье. 6 ученик: В мифологических представлениях разных народов России конь занимает одно из важнейших мест. Так , интересны представления древних башкир о божественных крылатых конях Акбузате и Тулпаре. Акбуз-ат –серая лошадь. Башкиры поклонялись тринадцати богам, среди которых выделялся «особый бог лошадей». Следы поклонения коню мы находим в башкирском героическом эпосе «Урал-батыр» 11. Мы потихонечку приближаемся к станции «Текст». Приготовьте билеты и внимательно слушайте текст из упражнения 295. - Прочитайте текст. - Определите тему. - Основную мысль. - Словарная работа. (Слайд). Лошадь –крупное домашнее однокопытное животное. Лошадь – исконно русское слово. Древне-русское лоша от тюркского алаша. Конь – лошадь добрая, не кляча, особенно верховая лошадь. Кляча воду возит, лошадь пашет, конь – под седлом. Разнообразны масти лошадей. Буланый ­ светло­жёлтый, хвост и грива чёрные. Вороной – сплошь чёрный. Гнедой – тёмно­рыжий, хвост и грива чёрные. Игреневый – рыжий, хвост и грива светлые. Каурый – светло­каштановый, рыжеватый. Пегий – в крупных пятках. Саврасый – тёмно­жёлтый, с чёрной гривой и хвостом. Сивый – серый, тёмно­сизый. Соловый – желтоватый, со светлым хвостом и гривой. Чалый – серый с примесью другой шерсти. Чубарый – с тёмными пятнами по светлой шерсти, хвост и грива чёрные. 12.  – Найдите в тексте существительное на Ь, определите их род, найдите слова  со «спрятанным» Ь, поставьте их в именительный падеж. 13.  – Ребята, наш поезд проходящий, мы должны пересесть на другой , потому  что мы ещё не завершили изучение имён существительных. До конечной станции  домчит нас другой поезд, а он прибудет только завтра. При высадке из этого поезда снова будет проверка билетов. Мы должны  рассказать проводнику всю ту информацию о роде существительных на Ь. 14. Ну вот и открылись двери поезда. Мы все доехали, никого не потеряли. Вы  все были хорошими и умными пассажирами и достойны оценок. Оцените своё  путешествие (самооценка). Для посадки на  следующий  сказочный поезд, мы дома должны выполнить  домашнее задание.           1.Упражнение 296.           2.Упражнение 296(2) – работа по картине.           3.Написать сказку о лошади.

Род имен существительных на Ь

Род имен существительных на Ь

Род имен существительных на Ь

Род имен существительных на Ь

Род имен существительных на Ь

Род имен существительных на Ь

Род имен существительных на Ь

Род имен существительных на Ь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2018